Понятие и цели проекционных методов, виды и особенности ассоциативных и завершающих методов.

ПРОЕКЦИОННЫЙ МЕТОД – это неструктурированная, косвенная форма опроса, побуждающая респондентов высказывать интервьюеру свои скрытые мотивы, убеждения, отношения или чувства относительно обсуждаемой проблемы, т.е. как бы извлекать их из глубин сознания, демонстрируя (проецируя) исследователю.

В исследованиях респондентов просят объяснить ПОВЕДЕНИЕ ОСТАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ, а не свое собственное. Пытаясь сделать это, респонденты непроизвольно выражают свои собственные мотивы, убеждения, отношения и чувства по поводу той или иной ситуации.Таким образом, анализируя ответы респондентов, можно определить их позицию по данному вопросу.

МЕТОДЫ ПРОЕКЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ:ассоциативный,завершающий,структурный,экспрессивный.

При использовании АССОЦИАТИВНЫХ МЕТОДОВ человеку показывают какой-либо предмет, а потом его просят сказать о нем то, что в первую очередь приходит на ум.Наиболее известный из них — МЕТОД СЛОВЕСНЫХ АССОЦИАЦИЙ, когда респонденту показывают по одному слову из списка, и он должен подобрать к нему слово, которое первым приходит на ум.Слова, касающиеся темы опроса, разбросаны по всему списку и называются ТЕСТОВЫМИ СЛОВАМИ. В списке много нейтральных слов, написанных, чтобы не было пустых мест. Такие слова скрывают истинную цель исследования.Каждый ответ стенографируется и отвечать нужно быстро, поэтому легко установить, кто из респондентов сомневается или думает (больше трех секунд).

ОТВЕТЫ АНАЛИЗИРУЮТСЯ на основании подсчетов числа повторов слов-ассоциаций;секунд, потерянных перед тем как ответить;респондентов, которые вообще не смогли подобрать ассоциации к словам в пределах отведенного периода времени.

В МЕТОДАХ ЗАВЕРШЕНИЯ ситуации респондента просят придумать завершение придуманной ситуации.

МЕТОД ЗАВЕРШЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - респонденту предлагают незаконченные предложения и просят придумать концовку, используя те слова и фразы, которые первыми приходят в голову.

В случае с МЕТОДОМ ЗАВЕРШЕНИЯ ИСТОРИИ респондентам предлагают отрывок истории, который нацеливает внимание человека на определенную тему, но не намекает на окончание. Концовку нужно придумать самому.Придуманное респондентом окончание истории покажет его отношение к ситуации.

Понятие и цели проекционных методов, виды и особенности экспрессивных методов.

ПРОЕКЦИОННЫЙ МЕТОД – это неструктурированная, косвенная форма опроса, побуждающая респондентов высказывать интервьюеру свои скрытые мотивы, убеждения, отношения или чувства относительно обсуждаемой проблемы, т.е. как бы извлекать их из глубин сознания, демонстрируя (проецируя) исследователю.

В исследованиях респондентов просят объяснить ПОВЕДЕНИЕ ОСТАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ, а не свое собственное. Пытаясь сделать это, респонденты непроизвольно выражают свои собственные мотивы, убеждения, отношения и чувства по поводу той или иной ситуации. Таким образом, анализируя ответы респондентов, можно определить их позицию по данному вопросу.

МЕТОДЫ ПРОЕКЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ассоциативный, завершающий, структурный, экспрессивный.

В ЭКСПРЕССИВНЫХ МЕТОДАХ в устной или визуальной форме респонденту на рассмотрение представляется определенная ситуация. От него требуется выразить те чувства и эмоции, которые испытывают другие в данной ситуации. Респонденты выражают чувства и эмоции других людей, а не свои собственные.Два главных экспрессивных метода: ролевая игра, метод третьего лица.

РОЛЕВАЯ ИГРА - респондентов просят побыть в роли другого человека и представить, как тот будет вести себя в той или иной ситуации. Исследователь предполагает, что респонденты будут руководствоваться своими собственными эмоциями.

МЕТОД ТРЕТЬЕГО ЛИЦА - Респонденту в устной или визуальной форме предлагают на рассмотрение ситуацию. Он же, в свою очередь, должен определить, о чем думает третье лицо в данной ситуации. Этим третьим лицом может быть друг, сосед, коллега или "обычный" человек.

Исследователь предполагает, что респонденты будут руководствоваться своими собственными эмоциями при описании реакции третьего лица. Ответ респондента в третьем лице УМЕНЬШАЕТ ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ, поэтому ответ будет более точным.


Наши рекомендации