Анализ эффективности управления товарным ассортиментом в торговом предприятии «City Line»
Проанализируем структуру ассортимента марки молодежной женской одежды и аксессуаров«City Line». В ней широко представлены брюки и джинсы, юбки и платья, джемперы и жакеты, блузы и топы, верхняя одежда, аксессуары и бижутерия.
Ассортимент магазинов «City Line»складывается из трех товарных групп:
- Модная молодежная женская одежда – от трикотажных топов до утепленных пальто и пуховиков.
- Коллекция белья под маркой Infinity Lingerie – корсетное белье, белье для повседневной носки.
- Аксессуары «City Line» – шарфы, перчатки, головные уборы, сумки, ремни, бижутерия, очки.
Каждый месяц в магазинах есть возможность увидеть до 80 разных моделей, которые сочетаются между собой, помогая создавать образы на все случаи жизни.
Внутри основного направления одежды можно выделить четыре стилевых линии:
- «Street Casual» – одежда, предназначенная для повседневных будней, городской жизни;
- «Classic» – более официальная одежда, подходящая для учебы и офиса;
- «Romantic» – идеальный вариант для свиданий и романтических прогулок;
- «Party» – для любительниц «ночной» жизни: клубов, танцпола, вечеринок.
Каждый месяц компания «City Line» выпускает свежую коллекцию модной одежды. В каждой линейке бренда покупательницы встретят разнообразие моделей и смогут примерить на себя любой образ – какой бы товар от «City Line» ни выбрала девушка, в нем она обязательно будет выглядеть ярко и привлекательно.
Однако при таком многообразии моделей и частой смене коллекций перед каждым конкретным магазином формируется проблема оптимального управления ассортиментов.
ИП Шагиахметовой необходимо осуществить закупку таких моделей, которые с одной стороны, удовлетворят разнообразные потребности представителей целевой группы, а с другой – не станут залеживаться или продаваться ниже себестоимости на распродажах.
Для выбора оптимального количества товарных единиц был проведен анализ их продаж методом структурного анализа, совмещенного с анализом вероятности покупок (ABC-анализ и XYZ-анализ).
Для проведения ABC-анализа были выбраны продажи из приложения В. При проведении ABC-анализа определены доли продаж по каждой группе товара, затем эти значения накопительным итогом упорядочены по убыванию.
Согласно методике ABC-анализа, упорядочим анализируемые товарные группы по принципу Парето (20% усилий приносят 80% результата и наоборот)(см. таблицу 1.3):
- К группе А относятся следующие товарные группы: джемпера, жакеты, платья, брюки, блузки, юбки, пальто (перечислено по убыванию). Они дают 80% всех продаж, то есть это самые значимые группы товаров;
- К группе В относятся следующие товарные группы: куртки, жилеты, сумки, шорты, ремни, плащи (перечислено по убыванию) – эти товары дают около 15% от объема всех продаж; товары, которые менее значимые в ассортиментной политике;
- К группеС относятся следующие товарные группы: шарфы, браслеты, очки, серьги, кольца, бусы, шапки, кошельки, заколки, подвески, обручи, леггинсы, перчатки, резинки, рукавицы, колготки, колье, повязки (перечислено по убыванию) – незначимые товары, объем от продаж которых составляет около 5%.
Затем определим (XYZ-анализ позволяет проследить стабильность реализации отдельных групп товаров). Для этого рассчитываемданные показатели методом XYZ-анализа. Для этого определим среднее значение объемов продаж и среднее квадратичное отклонение по трем годам по каждой товарной группе. Данные значения найдем по формуле (1) для расчета коэффициента вариации:
(1)
При данном виде анализа выделяются также три группы товаров на основе коэффициента вариации, то есть отклонения от среднего значения продаж:
- для товаров группы X коэффициент вариации не должен превышать 10%, что означает, что товары характеризуются стабильностью продаж и, как следствие, высокими возможностями прогноза продаж;
- категория Y определяется коэффициентом вариации от 10-25%, то есть товары данной категории имеют средние показатели колебания спроса;
- товары, относящиеся к группе Z, имеют нерегулярное потребление, поэтому коэффициент вариации превышает 25%. Прогноз на такие группы товаров не точен, так как это либо новые товары, недавно поступившие в продажу, либо уникальные, особенные товары, подверженные сезонному спросу.
Анализ показал, что товарами группы X стали браслеты, брюки, джемпера, жакеты, колготки, кольца, повязки, ремни, сумки.
К товарам группы Y следует отнести блузки, жилеты, заколки, кошельки, куртки, леггинсы, платья, серьги, шарфы, юбки.
Таблица 2.1–Анализ ассортимента магазина «CityLine», руб
Наименование группы товаров | Объем продаж за 2009 год | Объем продаж за 2010 год | Объем продаж за 2011 год | ABC-анализ | XYZ-анализ | Совмещенный анализ | Коэффициент вариации |
Блузки | 525 067 | 1 520955 | 1 295007 | A | Y | AY | 38% |
Браслеты | 51 406 | C | X | CX | 5% | ||
Брюки | 1 058 713 | 1 520486 | 1799 663 | A | X | AX | 21% |
Бусы | 8 180 | C | Z | CZ | 55% | ||
Джемпера | 1 949 641 | 2 588345 | 2004 851 | A | X | AX | 13% |
Жакеты | 1 229 293 | 2 008622 | 1698 805 | A | X | AX | 19% |
Жилеты | 115 755 | 298 774 | B | Y | BY | 35% | |
Заколки | 5 835 | 20 600 | 23 867 | C | Y | CY | 47% |
Колготки | 5 046 | 4 319 | C | X | CX | 12% | |
Колье | 3 704 | 1 145 | C | Z | CZ | 84% | |
Кольца | 25 673 | 34 266 | C | X | CX | 12% | |
Кошельки | 17 322 | 32 926 | C | Y | CY | 27% | |
Куртки | 464 348 | B | Y | BY | 42% | ||
Леггинсы | 6 833 | C | Y | CY | 46% | ||
Обручи | 2 895 | C | Z | CZ | 53% | ||
Очки | 14 100 | 35 308 | 86 103 | C | Z | CZ | 67% |
продолжение таблицы 2.1
Пальто | 615 262 | 562 047 | 98 014 | A | Z | AZ | 55% | |||
Перчатки | 1 450 | 12 535 | 9 462 | C | Z | CZ | 60% | |||
Платья | 1 166 727 | 2 242 122 | 1068 332 | A | Y | AY | 36% | |||
Плащи | 237 866 | 28 966 | 18 188 | B | Z | BZ | 106% | |||
Повязки | 1 335 | 1 465 | C | X | CX | 16% | ||||
Подвески | 6 371 | 23 949 | 5 025 | C | Z | CZ | 73% | |||
Резинки | 2 529 | 6 999 | 12 390 | C | Z | CZ | 55% | |||
Ремни | 107 122 | 143 362 | 149 955 | B | X | BX | 14% | |||
Рукавицы | 17 316 | 1 492 | C | Z | CZ | 116% | ||||
Серьги | 23 804 | 49 964 | 39 034 | C | Y | CY | 29% | |||
Сумки | 111 305 | 190 148 | 177 505 | B | X | BX | 22% | |||
Шапки | 2 693 | 36 148 | 38 015 | C | Z | CZ | 63% | |||
Шарфы | 17 542 | 68 403 | 83 449 | C | Y | CY | 50% | |||
Шорты | 31 889 | 182 148 | 196 758 | B | Z | BZ | 54% | |||
Юбки | 357 094 | 707 260 | 701 228 | A | Y | AY | 28% | |||
Товарами группы Z стали бусы, колье, обручи, очки, пальто, перчатки, плащи, подвески, резинки, рукавицы, шапки, шорты.
Для более наглядной картины по товарообороту каждой марки и соответствующего ей уровня колебания спроса можно совместим результаты ABC- иXYZ-анализов.
В результате подобного совмещения выделим девять групп объектов анализа по двум критериям: степень влияния на товарооборот (ABC-анализ) истабильность/прогнозируемость этого результата (XYZ-анализ) (см. таблицу 2.1).
Класс AX (к ним относятся брюки, джемпера, жакеты) — наиболее
важные для вашей компании товары. Они должны быть на складе всегда.
Класс BX (в их числе ремни и сумки) — ситуация та же, что и с AX, но по степени значимости они на второй позиции.
Класс CX (это браслеты, колготки, кольца, повязки) — эти товары не приносят компании большой прибыли, но степень их важности нельзя недооценивать. Нужно следить, чтобы этот товар был всегда в наличии.
Классы AY и BY (брюки, жилеты, куртки, платья, юбки) схожи, продажи высокие, но прогнозированию поддаются плохо. Этим товарам стоит уделить больше внимания. Есть вероятность того, что товара просто не было на складе. Или его просто неудачно переместили в зале и покупатели его не находят.
Класс CY (к данному классу относятся товаров: заколки, кошельки, леггинсы, серьги, шарфы) – товар близок к, так сказать, «удобным», который просто периодически покупают. Возможно это импульсный товар. Скорее всего, приятное дополнение в ассортименте для ваших покупателей. Рекомендуется выделить ему более видное для покупателя место.
Классы AZ и BZ (сюда входят пальто, плащи, шорты) — необходимо задуматься о работе по этим товарам под заказ (если это возможно). Рекомендуется не загружать склад по классу BZ.
Класс CZ (бусы, колье, обручи, перчатки, очки, шапки, рукавицы, подвески, резинки) – вот тут уже стоит призадуматься о выведении его из ассортимента. Если товар приносит столь мало прибыли, стоит ли он всех издержек, которые тратит магазин на его хранение, транспортировку. Это проблемная группа товаров.
АХ: Брюки Джемпера Жакеты | AY: Блузки Платья Юбки | AZ: Пальто |
BX: Ремни Сумки | BY: Жилеты Куртки | BZ: Плащи Шорты |
CX: Браслеты Колготки Кольца Повязки | CY: Заколки Кошельки Леггинсы Серьги Шарфы | CZ: Бижутерия Перчатки Очки |
Рисунок 2.1 - Матрица совмещенного анализа по «CityLine»
Как показано на рисунке 2.1, чем интенсивнее заливка, тем важнее товарная группа, самыми важными являются АХ и ВХ (приносят больше прибыли от продаж), затем следуют менее важные группы товаров, занимающие малую долю в общем товарообороте.