Тема №7 Ознакомление и участие в проведении инвентаризации товаров.
1. Принять участи в инвентаризации товарно-материальных ценностей. Ознакомится с формами материальной ответственности и договором о материальной ответственности. Изучить правила и составить товарные отчёты.
2. Ознакомится с видами и разновидностями, причинами возникновения товарных потерь в магазине, отделе (секции), нормами и порядком их списания. Сделать выводы о работе по снижению товарных потерь, проводимой в отделе.
Ответ:Товарный отчет
В приход:
- Все накладные по приходу. Записывали сразу после поступления.
После чего считали всю сумму в приход (итого по приходу).
В расход:
- Всю выручку за каждый день (со справок отчетов)
- Все накладные на внутреннее перемещение.
После чего считали всю сумму в расход.
После чего считали «итого по расходу»:
Остаток на начало + приход - расход.
Участие в инвентаризации и документальное оформление результатов.
Подготовительная работа перед инвентаризацией:
1. Пломбировка помещения для хранения.
2. Пересчет денег.
3. Проверка приборов и сроков клеймения.
4. Группировка товаров.
5. Отложить отдельно брак и товары пришедшие в негодность, товарно-денежный отчет от МОЛа и расписка о сдаче всех документов.
6. Тщательная проверка отчётов.
7. Визирование на каждом документе и отчете (дата и подпись председателя комиссии)
Ход инвентаризации:
I. КАССОВЫЙ ОТЧЁТ:
1. Получение кассового отчета с выведенным денежным остатком.
2. Проверка кассового отчёта и приложенных документов.
3. Пересчёт денег в кассе.
4. Запись денежного остатка в опись.
II. ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫЙ ОТЧЁТ:
1. Получение последнего товарно-денежного отчёта (до начала инвентаризации)
2. Расписка МОЛов (все документы сданы)
3. Проверка товарно-денежного отчёта и документов.
4. Визирование документов.
III. ПЕРЕСЧЁТ И ПЕРЕМЕРИВАНИЕ.
1. Проверка весо-измерительных приборов.
2. Пересчёт и перемеривание.
3. Внесение остатков в опись.
4. Подписка комиссии ( все товарно-материальные ценности проверены в натуре)
Также в магазине используется мини-инвентаризация. Она проводится если товары одного наименования, но разных вкусов были перепутаны местами и реализовались неправильно т.е. в одной позиции недостача, а в другой излишек.
На различный этапах технологического цикла товародвижения отличаются разнообразные потери сырья, полуфабрикатов, готовой продукции.
Товарные потери- это потери, вызванные частичной либо полной утратой количественных или качественных характеристик товара в натуральном выражении. Товарные потери подразделяются по виду утраченных характеристик товара на две подгруппы - количественные и качественные.
Количественные(нормируемые) - это уменьшение массы, длины, объема, и др. количественных характеристик товаров.
Потери этой подгруппы вызваны естественными, свойственными конкретному товару процессами (усушка, распыл, разлив, дых-е, бой), поэтому в ряде нормативных документов их называют нормируемыми. На эти количественные потери существуют нормы естественной убыли. Нормы разработаны Министерством торговли РФ, и доведены до всех торгующих организаций.
Количественные потери в зависимости от причин возникновения делятся на два вида - естественная убыль и предре-аризационные потери.
Естественная убыль- количественные потери, вызываемые процессами, которые свойственны товарам и происходят при их транспортировании и хранении. Причинами возникновения естественной убыли служат следующие процессы: испарение воды, или усушка: распыл (распыление); разлив (размазывание); улетучивание веществ; впитывание жидкой фракции пищевого продукта в упаковку; бой стеклянной или раздавливание полимерной тары.
Предреализационные потериили отходы, вызывают процессы (операции), связанные с подготовкой товаров к продаже. Эти потери бывают:
- ликвидные(не подлежат дальнейшей реализации. Например, хвостики от колбас);
- неликвидные(подлежат дальнейшей реализации. Например, косточки у окорока).
К отходам относятся:
- удаление малоценных частей товара, которые могут быть реализованы по более низкой цене или отправлены на пром-переработку;
- отделение составных частей товара, не обладающих его функциональным назначением или утративших его (загнивание, плесневение);
- раскрошка товаров при разделении на части (рубка мяса, резка масла, сыров). Или при транспортировании, хранении, взвешивании (печенье, сухари, халва);
- отделение от основной массы товара его составных компонентов - воды, жиров (отделение бульона от вареных колбас, пахты - от сливочного масла, сырной сыворотки от сыров и т.д.).
Материальные потери- это потери, вызванные частичной либо полной утратой стоимостных характеристик в денежном выражении.
Количественные или естественные потери относятся к нормируемым и списываются за счет издержек обращения и на основании утвержденных норм, а качественные потери относятся к актируемым и списываются на основании актов.
Для многих продуктовых и непродуктовых товаров установлены нормы естественных потерь.
Для списания потерь используют заявки на списание товара, где указывается причина, артикул, наименование, количество (см. Приложение 17)
Выводы и предложения
В ходе прохождения производственной практики были получены следующие знания: работа с торговым предприятием и отделом; изучение ассортиментной политики; участие в работе с поставщиками и потребителями товаров; ознакомление и участие в организации торгово-технологического процесса магазина; участие в эксплуатации оборудования, а также были изучены принципы проведения инвентаризации в магазине.
Для улучшения работы и привлечения покупателей следует внести следующие меры: акции по снижению цен на различные товары, организовывать социальные полки, проводить опросы покупателей и просматривать книгу жалоб и предложений с целью выявления покупательского спроса, каждый день проверять сроки годности и записывать в журнал товары с подходящими сроками годности с целью предотвращения потерь.
Перечень приложений
Приложение 1. Планировка торгового зала.
Приложение 2. Инструкция по охране труда для продавца продовольственных товаров.
Приложение 3. Штатное расписание.
Приложение 4. Иерархия работников.
Приложение 5. Ассортиментный перечень.
Приложение 6. Примеры маркировки товаров.
Приложение 7. Заявка на завоз товаров в магазин.
Приложение 8. Договор поставки.
Приложение 9. Накладная и счёт-фактура с ведомостью разногласий.
Приложение 10. Ведомости разногласий.
Приложение 11. Декларация о соответствии.
Приложение 12. Ценники на товары.
Приложение 13. Книга отзывов и предложений.
Приложение 14. Планограмма безалкогольных напитков.
Приложение 15. Лист журнала кассира-операциониста.
Приложение 16. Справка-отчёт кассира-операциониста.
Приложение 17. Заявка на списание товара.
Приложение 18. Инвентаризационная опись.
Приложение 19. Заявка на проведение мини-инвентаризации.