Операции при проведении инвентаризации

В процессе инвентаризации проверяются:

  • сохранность единиц хранения;
  • правильность их хранения, отпуска;
  • состояние весового и измерительного инструмента;
  • порядок ведения учета товарно-материальных ценностей.

Порядок проведения инвентаризации

Порядок проведения инвентаризации и ее документального оформления изложен в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 года № 49.

Инвентаризация, т.е. сплошной или выборочный подсчет всей продукции. Продукция, которая, при необходимости, может перевешиваться и перемериваться. Полученные данные в натуральном выражении оцениваются в действующих ценах и сводятся по товарным группам в общую сумму. Недостатками данного метода являются большая трудоемкость и невыгодность для предприятия, так как при проведении инвентаризации склад, как правило, не функционирует.

ОПЕРАТИВНЫЙ УЧЕТ

Снятие остатков или оперативный учет, т.е. сверка материально ответственными лицами фактического наличия товара с данными товарного счета. При этом подсчитываются не товары, а товарные места (ящики, рулоны, мешки и др.). Затем с учетом соответствующих норм производится пересчет. Определяется количество товаров, которое и оценивается по действующим ценам. Недостаток данного метода — меньшая точность, чем при инвентаризации.

Рекомендуется периодически проводить инвентаризацию наличных запасов и других активов с тем, чтобы определить себестоимость реализованной продукции и включить в отчет данные о своем финансовом состоянии. База, на которой осуществляется оценка запасов, существенно сказывается на затратах и доходах, отражаемых в отчетах о прибылях и убытках, а также на стоимости активов, показываемой в балансе. Проведение инвентаризаций необходимо для:

  • защиты капиталовложений предприятия;
  • поддержания высокого уровня обслуживания клиентов;
  • поддержания требуемого уровня рентабельности и темпов роста;
  • выявления случаев и причин пропажи продукции.

ВИДЫ ИНВЕНТАРИЗАЦИЙ

По объему проверки различают инвентаризации:

  • сплошные;
  • выборочные;
  • текущие.

По времени:

  • плановые
  • внезапные.

Также бывают обязательные инвентаризации.

Обязательные инвентаризации

Обязательные инвентаризации проводятся:

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при выявлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи продукции (немедленно при установлении таких фактов);
  • в случае пожара или стихийных бедствий (немедленно по окончании);
  • при ликвидации и реорганизации предприятия.

Текущие проверки

Выборочные или текущие проверки проводятся в межинвентаризационный период. Они осуществляются по распоряжению руководства предприятия членами комиссии из специалистов, состоящих в штате предприятия или специальными комиссиями. В состав специальных комиссий включаются прочие должностные лица, знающие товарно-материальные ценности, учет и отчетность, и заключающиеся в подсчете продукции, находящейся в месте хранения. Подсчет продукции должен производиться до любой операции или манипуляции с продукцией.

Инвентаризации подлежат все материалы предприятия независимо от его местонахождения.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также материалы, не учтенные по каким-либо причинам.

Инвентаризация материалов производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.

Организует и руководит проведением инвентаризации руководитель предприятия (заместитель директора) или главный бухгалтер.

Наши рекомендации