Различия традиционной и маркетинговой сбытовой политики.

Суть сбытовой политики

Маркетинговая сбытовая политика включает:

· анализ возможных вариантов поставки оптимального набора потребительных стоимостей,

· разработку одного или нескольких возможных вариантов, которые обеспечивают наилучшее удовлетворение потребительских требований и предпочтений,

· оптимизацию существующего варианта.

В завершенном виде сбытовая политика отражает распределение определенные функции по доставке потребительной стоимости потребителю между отдельными участниками таким образом, чтобы гарантировать наилучшие конечные хозяйственные результаты.

Эффективность сбытовой политики зависит от:

Различия традиционной и маркетинговой сбытовой политики. - student2.ru

Рис. 10.1. Вклад сбытовых этапов в эффективность сбытовой политики.

Зачем необходимы промежуточные звенья? Дело в том, что существуют принципиальные несоответствия интересов производителя и потребителя, которые и согласуют сбытовые звенья (таблица 10.1).

Существует также проблема торгово-операционной эффективности, выражающейся в количестве транзакций (сделок). Проблема числа сделок при использовании каналов распределения проиллюстрирована на рис. 10.2.

Таким образом ключевой вопрос при выборе канала распределения состоит в специализации осуществления необходимых функций, чтобы обеспечить получение потребителями того, в чем они нуждаются:

· Поддержание богатого ассортимента товаров.

· Складское обслуживание.

· Дообработка.

· Транспорт.

· Торговая обработка.

· Финансирование.

· Принятие части риска.

· Маркетинговая информация.

Табл. 10.1.

Роль системы сбыта в согласовании интересов производителей и потребителей

Выгоды, интересы производителя Функции сбыта Выгоды, интересы потребителя
Поиск покупателя Наладить контакт между предложением и спросом Поиск товара
Обеспечить прибыль за счет цены покрывающей издержки производства Обеспечить взаимовыгодность сделки Выбрать товар исходя из потребности и платежеспособности
Продать товар поближе к месту производства Обеспечить перемещение товара Купить товар поближе к месту потребления
Продавать продукцию в темпе ее производства Хранение товара (сберечь товар) Приобретать товар в соответствии с ритмом потребления
Продавать товар партиями, без упаковки или хотя бы в упаковке удобной для отпуска Расфасовка, упаковка, переупаковка Приобрести товар в количестве и упаковке удобном для потребления
Получить оплату сразу при продаже, лучше вперед Обеспечить кредитование потребителя или производителя Заплатить как можно позже, лучше в рассрочку
Поддерживать как можно более узкий ассортимент. Аккумуляция разных товаров в одном месте Требует широкий ассортимент продукции и возможность выбора с минимальными затратами времени
Свести заботы о проданном товаре к минимуму Сервисное сопровождение Хочет иметь гарантии качества и работоспособности
Хочет иметь информацию о рынке Предоставить информацию потребителю и производителю* Хочет иметь информацию о товарах.


Примечание: Все функции - посреднические, кроме - *

Различия традиционной и маркетинговой сбытовой политики. - student2.ru

Рис. 10.2. Число сделок для двух вариантов каналов распределения.

Прямой и косвенный сбыт.

Прямой сбыт - это формы непосредственной продажи от производителя потребителю.

Формы прямого сбыта

· Сбыт по заказу, (через коммерческие предложения (оферты), протекционистские каналы, тендеры, публичные объявления)

· Директ-маркетинг, (продажа через свои собственные магазины, филиалы.)

· Сбыт по телефону (почтовые и факс-рассылки)

· Продажа по каталогам, проспектам, листовкам (товары почтой)

· Телевизионный маркетинг.

Косвенный сбыт- это формы продажи через сторонний фирмы.

В самом общем виде косвенные каналы реализации включают три типа промежуточных звеньев:

Табл. 10.2.

Основные типы промежуточных звеньев сбытовой системы

Тип Участие в продвижении товара Переход прав собствен-ности на товар Переход прав распоря-жения товаром
Перепродавцы (оптовые и розничные торговцы). Торгуют товарами, от своего имени. + +
Звенья-агенты (торговые общества, агенты, брокеры). Торгуют товарами от имени других фирм, собирают информацию о рынках и заказах, оказывают различные маркетинговые услуги. - +
Инфраструктура (транспортные и страховые фирмы, банки, маркетинговые организации, самостоятельные складские хозяйства и др.) Способствуют продвижению товаров от производителя к потребителю. - -

Каналы распределения

Канал распределения это упорядоченная совокупность звеньев, осуществляющих необходимые функции по дообработке, транспортировке, складированию, распределению и т. д. товаров от производителя до конечного потребителя. В начале и конце канала находятся, соответственно, производитель и конечный потребитель. Остальные участники канала распределения это промежуточные звенья.

Различия традиционной и маркетинговой сбытовой политики. - student2.ru

Рис. 10.4. Основные каналы реализации товаров на внутреннем рынке

10.3.3.Сравнительный анализ вариантов каналов реализации

Теоретически наилучшим является тот канал распределения, который обеспечивает:

· Исполнение всех промежуточных функций.

· Исполнение промежуточных функций лучше конкурентов.

· Более низкую относительную долю расходов в сравнении с другими каналами.

Параметры сбытовой сети представлены на рисунке:

Длинна каналов - число независимых посредников в цепочке товародвижения, (на рисунке - 3 уровня)

Ширина каналов - количество одинаковых посредников на каждом уровне

(на рисунке - для I уровня ширина - 5, для II - 50, для III- 600.

 
  Различия традиционной и маркетинговой сбытовой политики. - student2.ru

Рис. 10.5. Параметры сбытовой сети

10.3.3.1.1.Методы выбора оптимального канала товародвижения в маркетинге

10.3.3.2.Метод Аспинуолла.

Длина сбытовой сети для каждого товара определяется в зависимости от пяти характеристик товара:

· скорости выбытия;

· финансовой рентабельности;

· адаптивности - т.е. сложности приспособления товара к потребностям конкретного клиента;

· срока потребления;

· времени поиска товара - характеристики среднего времени, необходимого для покупки, и расстояния до пункта розничной продажи.

Максимальная длина сбытовой сети, по Аспинуоллу, соответствует следующему сочетанию названных признаков: высокой скорости выбытия товара; низким показателям рентабельности, срока потребления и времени поиска товара и высокой адаптивности (т.е. небольшим затратам на "доводку", приспособление товара).

10.3.3.3.Другие методы:

Для формирования сети товародвижения могут применяться также эвристические методы, методы оптимального управления, другие специальные экономико-математические модели.

Работа с потребителями

Работа с потребителями является крайне важной в сбытовой политике. Приходя в фирму потребитель становиться клиентом. Для определения эффективности работы с клиентурой необходимо провести клиентский анализ:

1. Выделить точки контакта с клиентами (ТКК)

2. Устроить наблюдение в ТКК:

- с какого гудка снимается трубка,

- уровень общения с клиентом,

- есть ли очередь,

- чем занят клиент в очереди,

3. Определить, что клиенту неудобно, чего бы он хотел.

4. Провести статистический анализ:

- заказ-оплата-отгрузка (ЗОО)

- коэффициент приверженности (КП)

- коэффициент ценности клиентуры (КЦ)

5. Провести интервьюирование и анкетирование

6. Крайне интересным представляется выяснение мнения ушедшей клиентуры:

- они могут сказать почему,

- они более откровенны

Клиентский анализ позволяет увеличить сбыт на 10-20%, потому, что иначе проблем не видно из-за сложившихся стереотипов.

10.6. Методы организации работы и определения размеров отдела сбыта

Размеры отдела сбыта зависят от числа и типа клиентов, которые этот отдел должен непосредственно обслуживать.

Существует два основных режима деятельности по сбыту:

1. "Регулярные контакты". Торговый персонал основное внимание должен уделять регулярным контактам с существующими и потенциальными покупателями для обеспечения постоянных заказов с их стороны.

2. "Единичные контакты". В этом случае торговый персонал осуществляет обычно разовые разовые контакты с клиентами.

Регулярные контакты

Метод 1

Необходима информация:

1. примерное число клиентов, которые должно обслуживать сбытовое подразделение компании, с градацией этих клиентов в зависимости от того внимания, которое им следует уделять;

2. частота контактов, которые следует поддерживать с каждой из выделенных групп клиентов;

3. среднее количество контактов в неделю, которые торговый агент компании должен осуществлять по своему виду продукта.

Примерное число клиентов определяется исходя из общей стратегии маркетинга компании. Типы торговых посредников:

· "лояльный" - постоянный клиент, который не склонен перейти на закупку продукта конкурентов при нормальных условиях;

· "беспорядочный" - клиент, который часто меняет поставщиков в зависимости от условий каждой отдельной сделки;

· "отрицательный" - клиенты, настроенные против Вашей компании;

· "неопределенный" - информация о клиенте неизвестна.

Существует некоторое "идеальное" соотношение типов клиентов.

Различия традиционной и маркетинговой сбытовой политики. - student2.ru

Рис. 10.7. Матрица идеального состава потребителей

1) Сбыт не смог удержать эту клиентуру или не завоевал

2) Если таких клиентов будет больше 60% фирма рискует попасть в зависимость от своей клиентуры

3) Та клиентура про которую говорят: "Ушла - и слава богу"

4) Мелкая клиентура. Главная проблема издержки на оформление заказов. Прослойка нужна, чтобы держать резерв, обеспечивающий гибкость и возможность маневра.

Наибольшего внимания требуют "беспорядочные" клиенты, с тем, чтобы добиться от них максимально возможного числа заказов. "Лояльные" клиенты требуют минимального числа контактов для поддержания их обычного уровня заказов. "Отрицательные" и "неопределенные" клиенты требуют "разведочных" визитов торговых агентов для определения их отношения к продукту компании.

Общее число контактов, которые торговый персонал должен осуществить в течение года:

 
 
КолГрупп ЧислоКонтактов = S КолКлиентi * ЧастотаПосещение i  

Среднее количество контактов в неделю, которые должен осуществить один торговый агент по своему типу продукта можно путем специального исследования, которое выявит предпочтения клиентов по данному вопросу, а также на основании Ваших собственных наблюдений и опыта.. Никогда не следует принимать существующий в настоящее время уровень этого показателя за основу. Рекомендуется совершить несколько визитов к клиентам вместе с торговым агентом, что поможет оценить его работу и имидж компании у клиентов.

Годовой объем контактов одного торгового агента

ГодОбъемКонтактовАгента = СреднКолКонтакт * ОбъемРабочегоВремени

Численность персонала сбытового подразделения необходимого фирме:

 
 
ЧислоКонтактов КолПерсонала = —————————— СреднКолКонтакт  

Метод 2

Этот метод используется для реорганизации существующего отдела сбыта; его нельзя применять при создании нового. Он основывается на допущениях:

· чем больше число торговых агентов компании, тем выше ее сбыт;

· существует точка насыщения, по достижении которой увеличение количества торговых агентов не приводит к дальнейшему росту сбыта.

· с уменьшением числа торговых агентов, вплоть до полного отсутствия, сбыт падает только до определенного уровня, на котором держится за счет обычных методов рекламы.

Различия традиционной и маркетинговой сбытовой политики. - student2.ru

Рис. 10.8. Зависимость объема сбыта от количества торгового персонала.

На кривой, отражающей динамику сбыта, существует определенный интервал, на котором уровень сбыта зависит от количества торгового персонала компании.

Путем сравнения данных о том:

· сколько торговых агентов компании приходится на каждые 10, 100 или 1000 клиентов,

· сколько заказов приходится на каждые 10, 100 или 1000 этих клиентов,

можно определить направление перераспределения торгового персонала компании, хотя точных данных такой метод не предоставляет.

Единичные контакты

В данном случае распределение торгового персонала по территориям и определение границ этих территорий значительно менее существенно, чем в случае регулярных контактов. Основная задача - оптимальное расположение агентов для минимизации временных и материальных затрат на их разъезды к потенциальным клиентам. Средство -установление стандартов.

Стандартный уровень сбыта продукта компании для каждой территории определяется как произведение показателей, от которых он зависит:

1. Показатель количества контактов. Устанавливает приблизительную норму, включающую затраты времени на дорогу туда и обратно, ожидание интервью, продолжительность беседы, оформление отчета о беседе и т.п.

2. Показатель отношения количества полученных заказов к количеству осуществленных контактов. Устанавливается на основании результатов работы Вашего отдела сбыта, как среднее процентное отношение фактически полученных заказов к фактически осуществленным контактам.

3. Показатель средней стоимости одного заказа устанавливается аналогичным способом.

Пример:

- Показатель количества контактов в неделю - 30;

- Показатель количества полученных заказов 100, осуществленных контактов с клиентами - 25;

- Показатель средней стоимости заказа - 500 000 руб.;

Стандартный уровень сбыта в год, который должен обеспечивать один торговый агент компании (при 40 рабочих неделях в год) должен составить:

30 х 25/100 х 500 х 40 = 150 000 000 руб.

Суть сбытовой политики

Маркетинговая сбытовая политика включает:

· анализ возможных вариантов поставки оптимального набора потребительных стоимостей,

· разработку одного или нескольких возможных вариантов, которые обеспечивают наилучшее удовлетворение потребительских требований и предпочтений,

· оптимизацию существующего варианта.

В завершенном виде сбытовая политика отражает распределение определенные функции по доставке потребительной стоимости потребителю между отдельными участниками таким образом, чтобы гарантировать наилучшие конечные хозяйственные результаты.

Эффективность сбытовой политики зависит от:

Различия традиционной и маркетинговой сбытовой политики. - student2.ru

Рис. 10.1. Вклад сбытовых этапов в эффективность сбытовой политики.

Зачем необходимы промежуточные звенья? Дело в том, что существуют принципиальные несоответствия интересов производителя и потребителя, которые и согласуют сбытовые звенья (таблица 10.1).

Существует также проблема торгово-операционной эффективности, выражающейся в количестве транзакций (сделок). Проблема числа сделок при использовании каналов распределения проиллюстрирована на рис. 10.2.

Таким образом ключевой вопрос при выборе канала распределения состоит в специализации осуществления необходимых функций, чтобы обеспечить получение потребителями того, в чем они нуждаются:

· Поддержание богатого ассортимента товаров.

· Складское обслуживание.

· Дообработка.

· Транспорт.

· Торговая обработка.

· Финансирование.

· Принятие части риска.

· Маркетинговая информация.

Табл. 10.1.

Роль системы сбыта в согласовании интересов производителей и потребителей

Выгоды, интересы производителя Функции сбыта Выгоды, интересы потребителя
Поиск покупателя Наладить контакт между предложением и спросом Поиск товара
Обеспечить прибыль за счет цены покрывающей издержки производства Обеспечить взаимовыгодность сделки Выбрать товар исходя из потребности и платежеспособности
Продать товар поближе к месту производства Обеспечить перемещение товара Купить товар поближе к месту потребления
Продавать продукцию в темпе ее производства Хранение товара (сберечь товар) Приобретать товар в соответствии с ритмом потребления
Продавать товар партиями, без упаковки или хотя бы в упаковке удобной для отпуска Расфасовка, упаковка, переупаковка Приобрести товар в количестве и упаковке удобном для потребления
Получить оплату сразу при продаже, лучше вперед Обеспечить кредитование потребителя или производителя Заплатить как можно позже, лучше в рассрочку
Поддерживать как можно более узкий ассортимент. Аккумуляция разных товаров в одном месте Требует широкий ассортимент продукции и возможность выбора с минимальными затратами времени
Свести заботы о проданном товаре к минимуму Сервисное сопровождение Хочет иметь гарантии качества и работоспособности
Хочет иметь информацию о рынке Предоставить информацию потребителю и производителю* Хочет иметь информацию о товарах.

Примечание: Все функции - посреднические, кроме - *

Различия традиционной и маркетинговой сбытовой политики. - student2.ru

Рис. 10.2. Число сделок для двух вариантов каналов распределения.

Различия традиционной и маркетинговой сбытовой политики.

Традиционная и маркетинговая сбытовая политика различаются механизмом продвижения товаров (услуг) к потребителю. Это можно проиллюстрировать схемой представленной на рис 10.3.

Традиционная сбытовая политика (политика проталкивания)

Различия традиционной и маркетинговой сбытовой политики. - student2.ru

Маркетинговая сбытовая политика (политика притягивания)

Различия традиционной и маркетинговой сбытовой политики. - student2.ru

Рис. 10.3. Различия традиционной и маркетинговой сбытовой политики.

Наши рекомендации