Экономическая эффективность лизинга
Активное внедрение лизинга в мировой практике было предопределено рядом преимуществ лизинга перед простой ссудой. С позиций интересов лизингополучателя необходимо остановиться на следующих преимуществах:
Лизинг предполагает полную (100- процентную) оплату лизингодателем приобретения имущества. При этом лизинговые платежи лизингополучательn начинает осуществлять только после ввода в
эксплуатацию имущества. В российской практике такие операции практически отсутствуют в силу ограниченности финансовых ресурсов, которыми располагают лизинговые компании, а также
по причине неразвитости законодательных механизмов изъятия собственности в случае нарушения условий договора. Именно поэтому в подавляющем большинстве случаев лизинговые операции в России предусматривают обязательное внесение лизингополучателем денежного платежа (аванса или залога), размер которого колеблется от 5 до 25% стоимости имущества.
Договор лизинга позволит значительно более гибко подходить к расчету лизинговых платежей. Возможности применения различных форм лизинговых расчетов позволяют оптимизировать схему лизинговых платежей в части сроков и размеров, максимально приблизив ее к графику получения доходов лизингополучателем.
Лизинг способствует более быстрому обновлению основных фондов через возможность использования ускоренной амортизации.
Лизинг в сегодняшних российских реалиях является одним из немногих инструментов государственной политики поддержки российского товаропроизводителя. Государство предоставляет ряд налоговых льгот участникам лизинговой сделки. В России наибольшее распространение получили оперативный и финансовый лизинг. Выгодность лизинга по сравнению с традиционными формами приобретения оборудования может быть выявлена только при рассмотрении экономической стороны лизинга Лизинг по своему экономическому содержанию относится к прямым инвестициям, в ходе исполнения которых лизингополучатель обязан возместить лизингодателю инвестиционные затраты (издержки), осуществленные в материальной и денежной форме, и выплатить вознаграждение. Общая сумма возмещения инвестиционных затрат (издержек) и сумма вознаграждения представляют собой общую сумму лизингового
договора, которая погашается лизингополучателем посредством лизинговых платежей. Вознаграждение лизингодателю, оставляющее часть суммы договора лизинга, включает в себя оплату услуг по осуществлению лизинговой сделки и процент за использование собственных средств лизингодателя, направленных на приобретение предмета лизинга и (или) на выполнение дополнительных услуг (при комплексном лизинге). Сумма вознаграждения лизингодателя, т. е. разница между общей суммой договора и
инвестиционными затратами (издержками) представляет собой доход лизингодателя по конкретному договору лизинга. Однако инвестиционные затраты (издержки) — далеко не все расходы, которые несет лизингодатель в процессе осуществления лизинговой деятельности, и, следовательно, доход лизингодателя еще не является его прибылью от осуществления уставной деятельности. Наряду с инвестиционными затратами (издержками), т.е. затратами по каждому конкретному договору, лизингодатель несет расходы, также относящиеся к предпринимательской деятельности, но непосредственно не связанные с осуществлением операций по конкретному договору лизинга и, следовательно, не входящие в сумму лизинговых платежей (например, заработная плата персонала, амортизация основных средств, используемых в процессе осуществления уставной деятельности, и т.д.). Таким образом, прибылью лизингодателя является разница между его доходами и расходами на осуществление основной деятельности, не входящими в сумму лизинговых платежей.
Сущность франчайзинга
Слово "франчайзинг" произошло от французского "franchise", что означает "льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса". Впоследствии это слово закрепилось в англоязычных государствах. В ГК РФ (ст. 1027) этот термин получил название "коммерческая концессия" и "договор коммерческой концессии.
По своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарного знака или знака обслуживания, фирменного стиля), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг.
При этом передающаяся сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь.
Появление франчайзинга относят к началу 1800-х гг., к так называемой системе связанных домов, используемой британскими пивоварами. В 1860 г. по схеме, очень близкой к франчайзингу, работала фабрика "Зингер", специализирующаяся на производстве швейных машинок.
Разработанная в 1886 г. формула "Соса-Со1а" и ее продажа в 1900 г. привели к мощному толчку в развитии франчайзинга; система стала стремительно распространяться под известной всем до настоящего времени маркой "Соса-Со1а". Наибольший успех в развитии этой системы удалось достигнуть в 50-х гг. прошлого столетия братьям Мак Дональдам. В настоящее время франчайзинговая система "Макдоналдс" насчитывает около 20 тыс. предприятий в разных странах мира.
В РБ примером франчайзинга могут служить «Макдоналдс».
Стабилизация и дальнейшее оживление экономики России самым непосредственным образом связаны с решением проблем развития малого бизнеса. Роль этого сектора экономики была серьезно переосмыслена в последние десятилетия. Сейчас он рассматривается как необходимое условие саморазвития и стабильности своей экономической системы. Так, в США действуют около 20 млн малых фирм, в Японии -более 6,5 млн..
Франчайзинг доказал свою высокую эффективность и жизнеспособность и в условиях экономического спада середины 70-х гг. Тем более прочным является положение франчайзинговых компаний с начала 80-х гг., когда в период президентства Р. Рейгана США переживали подъем экономики. В американской литературе приводились такие статистические данные: в эти годы в США каждые 6,5 мин открывалось одно франчайзинговое предприятие.
Обретя большой внутренний опыт, американский франчайзинг двинулся за границу, чтобы пустить ростки на других рынках. Многие компании продали свои франшизы в других странах, а некоторые из них быстрыми темпами стали расширять свою международную сеть. В настоящее время более 350 американских фирм и их франчайзи владеют более чем 32 000 торговых предприятий в других странах.
Бурное развитие франчайзинга наблюдается в Канаде, Западной Европе, Японии, государствах Тихоокеанского региона, Австралии, странах региона Карибского моря. Франчайзеры из других стран присматриваются и к рынку России. По-видимому, международный франчайзинг в ближайшее время будет развиваться еще более быстрыми темпами. Франчайзеры ищут потенциальных франчайзи в зарубежных странах, а многие частные лица и фирмы активно ищут франчайзеров из других стран, чтобы приобрести их лицензию и права и при их финансовой поддержке, на их технологии производства и обслуживания делать свой прибыльный бизнес.
Виды франчайзинга
Виды фран-гаВ зависимости от направления бывает 4х видов 1)фран-г товара /представл. собой продажу тов., производимых франчайзером и к/л образом маркированный его знаком. Фран-зи осуществляет послепрод обслуж.(произв.-Опт. торг.; Произв.- 1.опт. торг. -2.Розн. торг.; произв=опт. торг.=розн. торг.) Фран-г тов. не нашел широкого применения т.к. это выгодно фран-ру обеспечивает продвиж. тов. знака, расширение рынков сбыта, нофран-зи приэтом явл. частью контролируемой системы сбыта., 2)производственный фран-г – это наиболее эффективная организация производства опред вида продукции. Фирма обладающая секретом производства сырья и запатентованной технологией изготовления готового продукта, осуществляет обеспечение конечного производителя сырьем и передает права на использование этой технологии. 1 вариант – франчайзер производитель сырья франчайзи произв. гот. продукции, 2 вариант – фран-р обладатель прав франчайзи производитель сырья и производитель гот. продукции. 3 вар. –франчайзи обладатель прав предающий свои права производит. сырья тот в свою очередь предает права производит. гот. продукции.. Цели производственного франчайзинга – разделение труда и специализация производства, - повышение объема производства и расширение производственной программы, -обеспечение экономичности производства, -увеличение гибкости производства и сбыта в соответствии с треб. рынка, -освоение производства нов. изделий в завис. от изменений рынка.3)сервисный франч-г. Это нечто среднем/д указанными выше видами франч-га. Сфера его применеия –услуги. Сущность заключ. в том, что франчайзи предоставляется право заниматься опред. видом деят. под торговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет ряд запатентованных прав, которые на основании договора передаются франчайзи. Основная направленность сервисного франчайзинга – высокий уровень обслуживания потребителей. Франчайзинг применим во всей сфере услуг. Зарубежные сервисные компании предлаг. российским компаниям покупку франшизы –это весь пакет прав / подобный вид франч-га используется в туристич. бизнесе, в обл. трудоустройства, недвижимости и т.п./ 4)Франчайзинг бизнес-формата. Является наиболее комплексным. Наряду со всеми перечисленными правами франчайзер передает франчайзи разработанную им технологию организации и ведения бизнеса. /Пример –АЗС франчайзер (имеет свою марку, логотип) передает равные права кафе франчайзи, мойке машин франчайзи, комнате отдыха франчайзи другие усл. франч-зи, магазин франч-зи,телефон франч-зи./ Высокая репутация фирмы в одной сфере деят-ти при использовании системы франчайзинга бизнес формата на практике дает колоссальные возможности для расширения деятельности как самой фирмы, так и предприятиям котор. будут использовать эту репутацию для организации иразвития своего бизнеса.