Современные направления и тенденции развития маркетинга
В основе концепции стратегического маркетинга лежит ориентация на потребителей и конкурентов. Содержание стратегического маркетинга заключается в удовлетворении нужд потребителей при одновременном достижении превосходства над конкурентами путем создания товара с лучшими потребительскими параметрами или установления более низкой цены.
В настоящее время необходимо создавать условия деятельности предприятия, рассчитанные на длительный срок (политика, общая экономика, международная конкуренция и т.д.). В более сложных условиях предприятия вынуждены концентрированно использовать свои способности и ресурсы (финансы, ноу-хау, возможности агентов и т.д.). Это означает, что можно сознательно пойти на стагнацию или регрессивное развитие на отдельных рынках с тем, чтобы добиться успеха на более привлекательных рынках. Все решения, которые принимаются в стратегическом маркетинге, рассчитаны на длительные периоды времени и принимаются на высшем уровне руководства предприятия.
Крупные экологические, сырьевые, энергетические и другие проблемы, решаемые обществом в настоящее время, значительно изменили взгляды на потребительскую концепцию маркетинга, усилив ориентацию на общественные потребности и экономические ресурсы. Формируется концепция социально-этичного (общественного) маркетинга. Данная концепция определяет задачу фирмы как установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и удовлетворение потребностей более эффективными, чем у конкурентов, способами при сохранении или укреплении благополучия потребителя и общества в целом. Эта концепция требует сбалансированности трех факторов: прибылей фирмы, покупательских потребностей и интересов общества.
Претерпевают существенные изменения требования потребителей. Они выступают на рынке как организованная сила, что вносит значительные трудности в действия товаропроизводителей. Консьюмеризм - движение потребителей в защиту своих прав. Движение потребителей рассматривается как продукт экономической эволюции, как переход от экономики производителей к экономике потребителей, от рынка продавца к рынку покупателей. Консьюмеризм не ставит под сомнение концепцию маркетинга, а скорее требует ее реального осуществления на практике.
Энвиронменталистское движение выражает осознание ограниченности природных ресурсов и обеспокоенность воздействием потребления и маркетинга на окружающую среду. Усиливается внимание к экологическим проблемам. Экология рассматривается как новый фактор внешней среды фирмы. Развивается движение “зеленый маркетинг”, что способствует расширению производства экологически чистой продукции.
В условиях усиления информатизации жизни общества появляется возможность непосредственного взаимодействия предприятия с потребителями. Наблюдается переход от массового маркетинга к маркетингу персонифицированному.
Одно из таких направлений - маркетинг отношений (максимаркетинг) - ориентируется на максимальное укрепление индивидуальных отношений с потребителями с широким использованием современных средств связи и телекоммуникаций.
Получает развитие маркетинг в информационной среде как прямой выход на потребителей и обеспечение постоянного диалога с ними.
Еще одно новое направление в развитии маркетинга - глобальный маркетинг - связано с его интернационализацией. Этот процесс особенно характерен для транснациональных корпораций. Рынки ими воспринимаются уже не как отдельные сегменты, а как единый рынок.
Глобализация рынка означает общее стремление стран и отдельных регионов к экономической активности вне своих границ. На уровне крупных предприятий глобализация означает выход за пределы внутреннего рынка и формирование единого подхода к освоению мирового рынка.
Глобализация маркетинга потребовала уточнения терминологии, связанной с этим явлением. В начале 80-х годов появились такие понятия, как “микромаркетинг”, “метамаркетинг”, “макромаркетинг” и “социальный маркетинг”. При этом под микромаркетингом понималась маркетинговая деятельность фирм, коммерческих организаций; под метамаркетингом - управленческая сфера некоммерческих структур; деятельность государства в сфере рынка определялась как макромаркетинг, “социальный маркетинг” - маркетинговая деятельность в социальной сфере.
Как методология рыночной деятельности маркетинг находит широкое применение в различных видах предпринимательства. Прежде всего речь идет о том, что маркетинговая деятельность охватывает
· области рынка: товарная, денежно-финансовая, трудовая;
· виды товаров: материальные блага и услуги (виды деятельности);
· типы потребителей: конечные потребители, предприятия-потребители;
· отрасли предпринимательства: промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, транспорт, банки, страхование, бытовые услуги, спорт, культура, образование и др.;
· сферы рынка: внутренняя, внешняя.
Наряду с предпринимательством принципы и методы маркетинга широко используются и в некоммерческой деятельности (маркетинг идей, маркетинг мест, маркетинг лиц, маркетинг организаций и т.д.).
Перспективы развития маркетинга. Являясь коммуникацией между фирмой и окружающей средой, маркетинг эволюционировал, развивается и будет развиваться под влиянием происходящих изменений условий воспроизводства, реализации общественного продукта и функционирования капитала. Ф. Котлер отметил следующие возможные направления его развития во второй половине 90-х годов:
· “индивидуализированный маркетинг” - деятельность, основанная на точном, детальном сегментировании рынка, нацеленная на удовлетворение потребностей узкого круга людей или конкретного человека;
· “сверхмаркетинг” - концентрация усилий на создании комплексного предложения, способствующего решению одновременно нескольких проблем потребителя, а не просто удовлетворению его одной потребности;
· “мультимаркетинг” - многоканальное товародвижение;
· “турбомаркетинг” - сокращение времени на создание нового товара, на ответную реакцию фирмы на выявленный спрос.
Цели маркетинга
Маркетинг - это целенаправленная деятельность. Его началом является выдвижение целей с их последующей реализацией на основе проведенного комплексного маркетингового исследования.
Следует различать цели деятельности фирмы и маркетинговые цели. Они, безусловно, взаимосвязаны, но соотносятся друг с другом, как предмет и метод. Маркетинг формулирует цели, реализация которых обеспечивает достижение целей деятельности фирмы. Так, если целью фирмы является увеличение валовой прибыли, то целью маркетинга может быть расширение продаж производимых товаров.
В качестве целей фирмы могут быть: получение прибыли; предоставление возможностей своим сотрудникам реализовать себя; достижение лидерства на рынке или в отрасли и т.д. Хотя прибыль не является единственной целью, тем не менее она занимает главенствующее место среди стоящих перед фирмой задач. Это объясняется тем, что наличие прибыли гарантирует выживание предприятия, обеспечивает источники финансирования, из которых можно восстановить или увеличить его активы; формирует ресурсы для распределения, в частности, акционерам; является психологическим стимулом для успешной деятельности руководства и персонала; служит показателем надежности фирмы для ее клиентов; является одним из самых важных факторов в оценке потенциальными инвесторами возможностей фирмы; служит объективным показателем эффективности использования ресурсов фирмы.
Итак, в иерархии целей деятельности фирмы первое место, как правило, занимает задача получения “целевой” прибыли, которая формулируется обычно через определение показателей нормы прибыли, а не ее массы. Дело в том, что в настоящее время в условиях регулируемой экономики нацеленность на максимизацию валовой прибыли не является актуальной, так как сверхприбыль может уйти в налоги, что в конечном итоге снизит эффективность осуществленных инвестиций. Согласно исследованиям, до 90 % американских фирм рассматривает норму прибыли как основной целевой критерий. В этих условиях ими чаще всего используется следующий показатель нормы прибыли на инвестиции:
Норма прибыли на инвестиции = Валовая прибыль / Инвестиции в основной и оборотный капитал (за вычетом задолженности по инвестициям).
Если задолженность по инвестициям очень велика, в качестве цели деятельности фирмы выступает норма прибыли на активы:
Норма прибыли на активы = Валовая прибыль / Активы.
Цели деятельности фирмы носят, как правило, долгосрочный, стратегический характер, маркетинговые цели конкретны, ситуационны, а значит, пересматриваются в связи с изменением внешней и внутренней среды фирмы. Например, компания решает задачу достижения определенной нормы прибыли на инвестиции, которая является стратегической по отношению к выдвигаемым целям маркетинга: расширить реализацию товара на новом сегменте рынка до объема N; усилить рекламную кампанию за счет А, В, С мероприятий; изменить ценовую политику в направлении Z. Естественно, на пути к достижению цели фирмы могут корректироваться цели маркетинга.
В современных условиях высокая прибыль или завоевание и удержание определенной доли рынка реализуется главным образом за счет производства и реализации товаров оптимального качества. Институт стратегического планирования Кембриджа, проанализировав зависимость результатов финансовой деятельности фирмы от сотен переменных, выявил, что “единственной переменной, наиболее тесно связанной с долговременными хорошими финансовыми показателями, является относительное воспринимаемое качество товара”.
Многие фирмы борются за долю рынка, снижая цены. Однако этот путь вряд ли можно считать лучшим. Председатель правления компании “Сони” Акио Морита в октябре 1986 г. заявил: “Прежде всего добейтесь преимущества над конкурентами в области воспринимаемого качества товара. Если это удастся, вы отвоюете себе долю рынка. А затем воспользуйтесь преимуществами экономии, обусловленной ростом масштабов производства. Начните с качества – и в результате придете к низким издержкам”. А итогом станет реализация целей фирмы, т.е. достижение “целевой” прибыли, завоевание определенной доли рынка. Вот почему маркетинговые цели связаны чаще всего с самим товаром, его качеством.
В иерархии целей маркетинга на первом месте, по данным Немецкой ассоциации маркетинга, стоит создание новинок, модификация товаров, совершенствование сервиса. В результате цели маркетинга зачастую формализуются в виде планов разработки новой или модифицированной, улучшенной продукции. Так, Майкл Вольфф, бывший президент Общества профессиональных дизайнеров Великобритании, анализируя отзывы потребителей “Форда”, которые сводились к фразе: “машина изумительна, она не ломается”, отметил, что именно такая маркетинговая цель выдвигалась компанией несколько лет назад.
Второй по значимости целью маркетинга считается в настоящее время так называемый человеческий фактор, а точнее, формирование корпоративной культуры. В мире частного предпринимательства довольно давно осознали существование следующей зависимости: высокая квалификация и мотивация персонала ведут к активной инновационной деятельности, созданию новых товаров и обусловливают их производство на оптимальном уровне, с “нулем дефектов”, а это предопределяет высокий спрос на товары потребителей и, как следствие, достижение “целевой” нормы прибыли или овладение определенной долей рынка. Гуманные вложения в человека попросту оказываются выгодными.
Целями маркетинга также являются:
· определение потребностей различных категорий потребителей;
· всестороннее изучение существующего на рынке предложения;
· определение путей воздействия на потребности рынка извне;
· определение наиболее удобных и выгодных каналов продвижения товаров и услуг на рынке и др.
Таким образом, цели маркетинга должны быть:
· тесно связаны с деятельностью фирмы;
· конкретны, могут быть выражены в цифрах;
· ограничены временными рамками;
· гибки, ситуационны, могут корректироваться в связи с изменением положения дел на фирме и на рынке.
Рис. 1. Структура целей деятельности фирмы и целей маркетинга
Принципы маркетинга
Для маркетинга характерны следующие основополагающие принципы:
1. необходимость ориентации всей научно-исследовательской и производственно-сбытовой деятельности на рынок, учет требований рынка;
2. принцип научности;
3. необходимость дифференцированного подхода к рынку;
4. принцип инновационности;
5. принцип адаптивности (гибкое реагирование на изменения требований рынка);
6. постоянное и целенаправленное воздействие на рынок;
7. ориентация на длительный период времени и планирование;
8. эффективное управление, необходимость творческого, новаторского подхода к управлению со стороны руководства;
9. необходимость маркетингового мышления для всех сотрудников фирмы.
1. Рынок образуют потребители с определенными нуждами или потребностями, для удовлетворения которых они желают и способны принять участие в обмене. Именно идентификации запросов потребителей придается в маркетинге особое значение. Предлагаемые товары рассматриваются фирмой с учетом того, насколько они могут помочь покупателям в решении их проблем.
2. Принцип научности предполагает использование научных подходов в разработке и осуществлении маркетинговых исследований, анализе и планировании маркетинга.
3. Спрос редко носит однородный характер. Поэтому необходимо разделение потенциальных покупателей на группы, которые, с одной стороны, должны быть по возможности однородными по многим существенным признакам, а с другой стороны, - достаточно представительными для сбытовой деятельности на этих рынках.
4. Принцип инновационности предполагает постоянное совершенствование товара и его модификацию, обновление существующего и создание нового товара, разработку новых технологий и новых направлений НИОКР.
5. Принцип гибкого реагирования производства и сбыта на существующий и потенциальный спрос предполагает мобильность управления и возможность быстрой адаптации производственно-сбытовой и научно-исследовательской деятельности фирмы к меняющимся требованиям рынка.
6. Необходимо воздействовать на потребителя с целью создания у него благоприятного отношения к фирме и ее продукции, а также чтобы возбудить у него желание приобрести предлагаемый товар. Для воздействия на потребителя фирмы используют различные средства (реклама, персональные продажи, стимулирование сбыта, паблик рилейшнз и др.).
7. Задачей маркетинга является скорее длительное удерживание рынков сбыта при помощи мероприятий среднего и длительного срока действия (разработки продуктов, организации сети сбыта, рекламы и т.д.), чем краткосрочное повышение оборота. Горизонты прогнозирования в маркетинге составляют 5 лет при среднесрочном планировании и 10-15 лет - при долгосрочном.
8. Руководитель должен устанавливать такие отношения с сотрудниками, которые мотивировали бы последних более эффективно выполнять свою работу. Менеджеры должны уметь видеть нужды компании так же хорошо, как и задачи отделов, уметь планировать будущее развитие, быть открытыми для новых идей.
9. Маркетинговое мышление предполагает создание и поддержание такой микрокультуры в организации, которая обеспечит единство образа действий сотрудников, стимулируя их стремление к совершенству. Этот принцип предполагает прежде всего уважение к человеку - главной ценности компании, раскрепощение его творческой энергии, поощрение инициативы, самостоятельности и предприимчивости. Реализация данного принципа направлена на развитие у сотрудников патриотизма по отношению к компании.
Функции маркетинга
Маркетинг как концепция управления производственно-сбытовой деятельностью имеет ряд общих функций, свойственных процессу управления в целом (планирование, организация, мотивация, контроль и др.), и специфических функций маркетинга.
1. Основное содержание аналитической функции маркетинга - проведение маркетинговых исследований (marketing research). Эти исследования охватывают три важнейших направления: комплексное исследование рынка, анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы, разработка маркетинговой стратегии.
Комплексность означает, что применение маркетинга обеспечивает эффект только в том случае, если он используется как система. Применение отдельных маркетинговых действий, как правило, не дает положительных результатов.
Итогом реализации аналитической функции маркетинга является формирование целей развития фирмы на каждом рынке и стратегий по их достижению.
2. Функция планирования включает два этапа:
· планирование комплекса маркетинга;
· разработка маркетинговой программы.
3. Производственно-сбытовая функция маркетинга предполагает реализацию заложенных в планах направлений:
· товарной политики (производство определенной ассортиментной гаммы продукции, разработку новых товаров, осуществление послепродажного обслуживания товара, обновление оборудования и т.д.);
· ценовой политики (определение уровня цены за единицу товара и динамики цен в зависимости от фаз жизненного цикла товара, установление соотношения цен фирмы с ценами конкурентов на каждом сегменте рынка и т.д.);
· сбытовой политики (создание каналов сбыта, определение момента выхода на рынок, обеспечение системы товародвижения и т.д.);
· коммуникационной политики (осуществление мер по продвижению товара на рынок: проведение рекламных кампаний, предоставление посредникам и потребителям соответствующих льгот и скидок, стимулирование собственных сотрудников, занимающихся сбытом продукции, участие в выставках и ярмарках и т.д.;
· кадровой политики (набор кадров, обучение и переподготовка персонала, осуществление мероприятий по мотивации сотрудников и т.д.).
4. Контрольная функция маркетинга осуществляется на протяжении всей маркетинговой деятельности. Контроль дает возможность вносить необходимые коррективы в маркетинговую деятельность для достижения поставленных целей.
В процессе осуществления контрольной функции принимается решение о том, какой из вариантов разработанной программы маркетинга будет реализовываться, что в свою очередь связано с тем, какой из вариантов прогноза развития внешней и внутренней среды реализовался.
Маркетинг является комплексной, системной деятельностью в отличие от сбыта. В чем же заключается суть этого принципа современного маркетинга?
Сбыт связывает производителя и потребителя. В процессе сбыта продавец реализует товар, который уже произведен. Соответственно в этом случае продавец не может оказать влияния на качественные и экономические характеристики товара. Его задача в основном сводится к тому, чтобы максимально эффективно использовать складывающуюся конъюнктуру рынка.
Таким образом, сбытовая деятельность:
1) начинается после того, как товар произведен;
2) заканчивается тогда, когда товар приобретен покупателем;
3) является однонаправленным процессом.
В противовес сбыту маркетинг - комплекс функций и подфункций, затрагивающий все сферы деятельности предприятия по вертикали и горизонтали и превращающий фирму в единую систему (рис. 2).
Рис. 2. Схема маркетинговой деятельности
Таким образом, комплексный маркетинг:
· начинается до процесса производства; его первой функцией является аналитическая;
· затрагивает производство товаров, которое основано на инновационном процессе, ориентированном на потребителя;
· носит адресный характер, что превращает сбыт в относительно пассивный процесс;
· анализирует свои сильные и слабые стороны для комплексного исследования.
1.7. Виды маркетинга
Маркетинг, ориентированный на продукт, применяется, когда деятельность предприятия нацелена на создание нового товара или усовершенствование выпускаемого. Основная задача в этом случае сводится к побуждению потребителей приобретать новые или усовершенствованные товары.
Маркетинг, ориентированный на потребителя, используется, если деятельность предприятия нацелена на удовлетворение потребностей, непосредственно исходящих от рынка. Здесь главная задача маркетинга - изучение потенциальных потребностей, поиск рыночной “ниши”.
Для хозяйственной деятельности предприятия целесообразно применять оба вида маркетинга одновременно. Такая комбинированная маркетинговая деятельность получила название интегрированного маркетинга.
В зависимости от сферы деятельности организации и объекта применения различают следующие виды маркетинга.
Внутренний маркетинг связан с вопросами исследования внутреннего (национального) рынка.
Экспортный маркетинг предполагает исследование зарубежных рынков.
Импортный маркетинг нацелен на реализацию специфических мероприятий по исследованию внутреннего рынка и продвижению импортных товаров на внутренний рынок.
Научно-технический маркетинг касается специфики исследований, производства и закупок, а также продаж результатов научно-технической деятельности (патентов, лицензий, ноу-хау).
Маркетинг инвестиций включает вопросы инвестиционной деятельности предприятий на рынке.
Наиболее распространенным является маркетинг по видам товаров и услуг.
Маркетинг некоммерческих организаций связан с задачами создания положительного имиджа конкретных организаций или физических лиц (реклама Министерства обороны о службе по контракту, предвыборная кампания кандидатов и т.д.).
В зависимости от состояния спроса различают следующие виды маркетинга (табл. 2).
Таблица 2. Виды маркетинга в зависимости от состояния спроса
Состояние спроса | Вид маркетинга | Цель маркетинга |
Отрицательный | Конверсионный | Создание положительного спроса |
Отсутствие спроса | Стимулирующий | Стимулирование спроса |
Скрытый (потенциальный) | Развивающий | Создание нового товара, который удовлетворял бы потребности покупателей |
Падающий | Ремаркетинг | Повышение спроса |
Нерегулярный | Синхромаркетинг | Стабилизация спроса |
Полноценный | Поддерживающий | Поддержание достигнутого уровня спроса |
Чрезмерный | Демаркетинг | Снижение спроса |
Иррациональный (вредный) | Противодействующий | Ликвидация вредного спроса |
Демаркетинг - вид маркетинга, направленный на уменьшение спроса на товары или услуги, который не может быть удовлетворен из-за недостаточного уровня производственных возможностей, ограниченности товарных ресурсов и сырья. В основном демаркетинг используется по престижным, наиболее популярным товарам и услугам или в период развертывания производства, особенно по новым товарам, моделям и т.д. Для уменьшения спроса могут применяться, например, такие приемы, как повышение цены на товар или услугу, отказ от рекламы и стимулирования продаж и др.
Противодействующий маркетинг, как правило, используется в рамках социально-этичной концепции маркетинга.
По степени охвата рынка различают следующие виды (стратегии) маркетинга.
Недифференцированный (массовый) маркетинг выбирает фирма, которая ориентируется на сходные характеристики наиболее крупных рыночных сегментов, рассматривая их как единый рынок (рис. 3).
Рис. 3. Недифференцированный (массовый) маркетинг
Дифференцированный маркетинг выбирает фирма, которая ориентируется на различия между рыночными сегментами. В этом случае фирма разрабатывает отдельное предложение для каждого выбранного сегмента (рис. 4).
Рис. 4. Дифференцированный маркетинг
Концентрированный маркетинг предполагает сосредоточение маркетинговых усилий на узкой части рынка (рис. 5).
Рис. 5. Концентрированный маркетинг
Существуют также отдельные виды маркетинга.
Промышленный маркетинг - обеспечивает взаимодействие фирмы с организациями-потребителями, приобретающими товары и услуги для их дальнейшего использования в производстве или перепродажи другим потребителям.
Пробный маркетинг - связан с реализацией товаров в одном или нескольких выбранных регионах и наблюдением за реальным развитием событий в рамках предполагаемого плана маркетинга.
Многоуровневый маркетинг (“Цептор”, “Гербалайф” и др.) - нетрадиционная организация сбыта, минимальное количество рекламы, постоянно расширяющаяся за счет привлечения новых распространителей с помощью системы скидок разветвленная сеть индивидуальных сбытовиков. Основным недостатком такой системы работы на рынке является то, что она строится на принципе “пирамиды” и не может расширяться до бесконечности.
Вышеназванные виды маркетинга способствуют решению следующих задач:
· определение наиболее подходящего для предприятия рынка, соответствующего его ресурсам;
· обеспечение рационального использования этих ресурсов для разработки, производства и продажи товаров и услуг по экономически обоснованным ценам с целью привлечения максимально возможного числа потенциальных покупателей.