Конкурентоспособность товара. Методика ее опред-ия.
Конкурентоспособность товара - это хар-ка его способности быть проданным на конкретном рынке в опред-ный промежуток времени. Конкурентоспособность товара - решающий фактор коммерч-го успеха предп-я на конкурентном рынке. Это связано с тем, что фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя произв-ля под угрозой вытеснения с рынка заним-ся кач-ом продукции и ее конкурентоспособностью.
Качество товара – совокуп-сть свойств, опред-х соответствие продукции своему назначению. Пок-ли назначения хар-ют области применения продукции и функции, которые она обязана выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достиг-го с помощью использования прод-ции в конкретных усл-ях потребления.
- Надежность хар-ся временем безотказной работы изделия, а долговечность - сроком службы до капитального ремонта или до списания изделия в лом.
- Эргономические показатели хар-ют продукцию с точки зрения ее соотв-я св-м человеческого организ ма при выполнении трудовых операций или потреблении.
- Эстетические пок-ли хар-т внеш нее восприятие продукции, рациональность формы.
-Экологические показатели хар-т способность прод-ции не загрязнять окружающую среду. Продукция д.б. безопасной в процессе потребления, поэтому названный показатель тоже учитывается при оценке качества.
- Материалоемкость и трудоемкость хар-т эконом-сть изготовления продукции.
Для многих видов товаров реализация их полезных св-в дости гается в процессе эксплуатации, связанной с дополн-ми расходами - на ремонт, энергоресурсы, вспомо гательные материалы и т.п.. Т.о. при удовлетворении потребностей покупатель несет расходы как по приобретению товара, так и по его потреблению. В целом затраты представляют собой сумму, называемою ценой потребления. При оценке конкурентосп-ности товара ориентируются па цену потребления, а не на продажную цену. Товар, созданный с использо ванием прогрессивных научных идей и конструктивных реш-й, с испол-ем передовых технологий, на внутр-м и внешнем рынках облад-ет повышенной конкурентносп-ю.
Конкурентосп-ть товара можно определить только сравнивая товары конкуренты между собой. Иными словами, конкурентосп-ть - понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продаж.
Отравной момент оценки конкурентосп-ти любого товара - формирование цели исследования. При исслед-ии, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, необходимо испол-ть информ-ю об изд-х, кот-е выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соот-м законодат-тве.
Методика опред-ия конкурентосп-ти товара оценивается с исп-ем 3 этапов:
1Этап: Оценить индекс технич-х пар-ов
Где, Di- это коэф знач-ти параметра в %.
qi-это отн-ый параметр кач по i-й хар-ке
Где Pоцен.- знач параметра оценивае мого товара
Pконк.- знач параметра товара конк-та.
Чем выше qi, тем лучше, но больше 1 не может быть.
2 Этап Оценка по экон-му параметру
Где Sпотр.оцен.-цена потребления оцениваемого товара
Sпотр.конк.-цена потребл товара конк-та
3 Этап Расчет пок-ля конкурентосп-ти.
Утп- индекс технических параметров или индекс качества
Уэп- индекс эк-их пар-ов ( индекс цен)
Если K=1, то товары равнозначны, если K<1, то оцениваемый хуже конкурентов. Н-р: K=0.75 это означает, что оценивае мый товар на 25% хуже товара конк-та.
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ