Основные этапы применения метода «анализ разногласий»
Этап 1. Прогнозирование разногласий.На данном этапе аналитик пытается выявить разногласия, которое изучает организация. Один из наиболее важных инструментов для достижения этого - жизненный цикл разногласия.
При использовании жизненного цикла разногласия существуют две трудности:
1) разногласия могут быть разрушены практически на каждой стадии жизненного цикла посредством других разногласий;
2) количество времени между стадиями может значительно варьироваться в зависимости от страны, правительства и от разногласия.
Разногласия общественной политики включают в себя четыре стадии:
1. Формирование. Разработки обычно свидетельствуют о структурных изменениях и заставляют признать разногласия.
2. Политизация. Стимулирует создание специальных или формальных организаций, проявляющих интерес к решению разногласий.
3. Правоприменение. Стадия отражает пик общественного внимания, когда разногласие определяется в более конкретных терминах (операционных, юридических), которые часто выливаются в форму законов и нормативных документов
4. Регулирование / судебный процесс. На этой стадии обостряется общественное внимание и к тем, кто игнорирует или нарушает закон, применяются наказания. На данном этапе организации очень сложно повлиять на изменения разногласия, и стоимость этого этапа максимально высока. [8]
Подход карты расширения разногласия.Карта расширения разногласия (Mahon, 1989) объясняет, каким образом обостряется противоречие, и в него вовлекаются различные группы. В частности::
1) идентификационные группы;
2) группы внимания;
3) общественные наблюдатели;
4) электорат.
Подход распределения разногласий по времени. Это классификация разногласия по времени. В данном случае существуют четыре основные категории разногласий:
1. Запоздалые разногласия.
2. Появляющиеся разногласия.
3. Текущее разногласие.
4. Установленное разногласие.
Этап 2. Оценка разногласий. Некоторые из методов, описанных выше, могут также применяться при оценке, особенно метод Дельфи и разработка сценария.
Первый подход дистанции разногласий основан на «дистанции» между организацией и рассматриваемыми разногласиями. Три его категории включают: 1) текущие; 2) появляющиеся; 3) общественные разногласия.
Второй подход воздействия разногласия состоит в разделении социума на группы в зависимости от интенсивности воздействия разногласия, безотлагательности его воздействия и затратах на решение проблем. Использование этих четырех критериев отражается в следующей схеме: 1) универсальные разногласия; 2) пропагандистские разногласия; 3) селективные разногласия; 4) технические разногласия.
Третий подход. Матрицы приоритета разногласий, оказания воздействия и количественных показателей. Оценка проводится аналитиками в целях рекомендации ЛПР того, какие разногласия следует выбрать для принятия мер и размещения ресурсов организации. Следует определить, где мероприятия организации приносят наибольшие положительные результаты по чистой прибыли.
Приведем несколько вопросов, на которые следует ответить в ходе данного процесса:
• На какой стадии развития находится разногласие?
• Какова вероятность, что данное разногласие будет развиваться до такой степени, что некоторому государственному органу придется рассмотреть его в соответствии с законодательством и материальным воздействием?
• Какое значение для организации будет иметь новая государственная политика?
• Есть ли у организации потенциальные возможности повлиять на процесс эволюции или на спектр или природу возможных ответных реакций со стороны правительства?
Этап 3. Выбор схем и типов ответной реакции на разногласие. Ответная реакция фирмы на разногласие должна быть скоординированным и планируемым рядом действий, некоторые из которых могут быть внутренними действиями фирмы, а некоторые - происходить во внешней среде фирмы или государственной политики.
Приведем несколько способов, с помощью которых организация может реагировать на разногласие:
1. Поменять свою политику или действия, чтобы сократить или устранить ощущаемое давление посредников.
2. Изменить ожидания своих посредников в целях компенсации разрыва между корпоративным поведением сотрудников и их восприятием результатов работы организации.
3. Связаться с группами посредников и осведомлять их о том, что пытается предпринять организация и о текущем положении дел.
4. Вынести разногласия на суд общественного мнения: посредством лоббирования общественных специалистов по принятию решений, используя судебную систему и юридические аспекты, применяя давление широких масс на разногласие или рекламно-пропагандистские объявления.
5. Игнорировать разногласие.