Сущность метода автоэтнографии, основные черты, области и способы применения.

Автоэтнография – одна из достаточно распространенных методик, применяемых в качественных социологических исследованиях. Метод основывается на том, что респондент, будучи объектом изучения, становится еще и его субъектом. Он сам наблюдает за собой, своими привычками и особенностями поведения и фиксирует свои наблюдения.

К основным чертам метода автоэтнографии относятся:

1. Исследователь является и объектом и субъектом исследования одновременно.

2. Ориентация на познание культур самых различных общностей через изучение частного, конкретных повседневных практик.

3. Сопряжение личности исследователя и культуры, к которой он принадлежит.

4. Стремление к детальной, всесторонней репрезентации реальности и жизненного опыта исследователя.

Возможны два способа изучения реальности и деталей жизни исследователя:

1) Ведение полевых заметок, касающихся собственной жизни.

К ним относятся ретроспективные записи, относящиеся к прошлому, в которых текст организовывается хронологически вокруг главных событий жизни. Здесь автор из своей сегодняшней ситуации (текущей перспективы) оценивает прошлое, пережитое.

2) Рассказ исследователем своей истории жизни, как будто берет нарративное интервью у самого себя.

Нарративное интервью представляет собой свободное интервью, рассказ о жизни без вмешательства со стороны интервьюера, задающего лишь общее направление ожидаемого рассказа. Предполагается, что в ходе свободного изложения в памяти рассказчика ассоциативно всплывают в первую очередь те эпизоды и моменты, которые имеют для него наибольшую субъективную ценность, что позволяет выявить смыслообразующие моменты конструирования его биографического повествования. Важнейшим фактором успешности автоэтнографического метода является способность исследователя совершить так называемый эмоциональный вызов, т.е. эмоционально перенести, «включить» себя в то время и в то место, о котором рассказывает.

Главной проблемой метода является процесс «выхождения» из состояния эмоционального вызова для анализа написанного текста или транскрибирования интервью, вписания своего эмоционального опыта в культурные координаты.

5. Замена метода включенного наблюдения, характерного для этнографических исследований самонаблюдением, самоанализом. Обоснование состоятельности метода автоэтнографии, использующий в своей основе саморефлексию как особый процесс проблематизации сознанием собственных установок, стереотипов подтверждается рядом доказательств:

1. Основатель феноменологической философии Э.Гуссерль доказал, что эмоциональный опыт, психические переживания содержат принципиальную возможность рефлексии, понимаемую со времен Джона Локка как «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления».

2. Направления прагматизм и символический интеракционизм показали, что социальна жизнь - это непрерывно творимый продукт повседневных взаимодействий людей друг с другом, с необходимостью включающий в себя интеракцию с самим собой, производство самосознания: все, что человек говорит другому, он говорит самому себе. Более того мы формируем критерии оценки собственной персоны и осознания себя благодаря воображаемым Другим.

3. Этнометодология, феменологическая и драматургическая И.Гофмана основана на постулате, что каждый человек строит свое взаимодействие, ориентируясь на ожиданиях Другого, следовательно и при написании текста о пережитом опыте опирается на это.

Все многообразие автоэтнографий подразделяется на виды в зависимости от:

- целей исследования (функции) с полюсами «простое описание»- «аналитическое описание»;

- обобщений с полюсами «индивидуальный опыт исследователя» - «культура».

Направленность метода автоэтнографии:

· На приращение знания о социальных явлениях;

Установка исследователя направлена на аналитическое описание и рефлексию.

Цель: анализ, объяснение социального явления через субъективно значащий мир, через смыслы, которыми рассказчик истории наделяет те или иные события своей жизни. Изучения себя для изучения других.

Результат: создается теория, объясняющая социальный феномен в терминах внешних социальных структур.

Данные автоэтнографические исследования тяготеют к научности направления качественной социологии.

· Терапевтическая направленность;

Установка социолога на помощь читателю, который, погрузившись в похожий опыт переживания исследователем той или иной ситуации, получает своего рода эмоциональную поддержку.

Цель: изучения себя, чтобы пригласить читателя в авторский мир, вызвать у него определенные чувства, соотнести себя с другими, пересмотреть сложившиеся представления и ценности.

Результат: история исследователя, простое описание пережитого им жизненного опыта.

Данные автоэтнографические исследования относятся к гуманистическому направлению качественной социологии. Они приглашают читателя стать соавтором, перенеся историю исследователя в свой эмоциональный опыт. Ярче всего «помогающий» характер такого направления автоэтнографии выражен в исследовательской практике – побуждающий нарратив (evacative narrative). Он предполагает эмоциональный отклик читателя, в дальнейшем благотворно воздействующим на него (например, нарративы болезни помогают преодолевать синдром беспомощности).

· Постмодернистская направленность

Установка исследователя направлена на выражение моментальных инсайтов о смысле бытия.

Цель: эмоциональное включение читателя в исследовательский мир, побуждение к эмоциональному отклику на экзистенциональную потребность автора в познании самого себя и поиске смысла жизни.

Результат: текст, скорее учащий как жить, чем о том, как знать.

· Автоэтнографическое исследование, выступающее как часть этнографической практики.

Установка на описание исследователем своих мыслей и переживаний по поводу того, что рассказывает информант.

Цель: фиксация своего отношения к услышанному с целью осознания влияния информанта на исследователя.

Результат: своеобразный отчет о изменениях исследователя после вхождение в поле информанта.

Наши рекомендации