Виды ресурсов, как потенциальные источники конкурентного преимущества

Конкурентное преимущество — это система, обладающая какой- либо эксклюзивной ценностью, дающей ей превосходство над конкурентами в экономической, технической и организационной сферах деятельности, возможность более эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами.

Ж.Ж. Ламбен сгруппировал конкурентные преимущества фирмы в зависимости от различных факторов в две категории, которые могут быть внутренними и внешними.Конкурентное преимущество называетсявнешним, если оно основано на отличительных качествах товара, которые образуют ценность для покупателя за счет либо сокращения издержек, либо повышения эффективности.Конкурентное преимущество являетсявнутренним, если оно базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управления фирмой или товаром, которое создает ценность для изготовителя, позволяя добиться себестоимости меньшей, чем у конкурента. Эти два типа конкурентного преимущества часто являются несовместимыми, так как имеют разное происхождение и различную природу и при этом требуют различающихся навыков и культуры.

Повлиять на внешние факторы организация не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми руководством организации, а точнее сказать — менеджмент организации имеет все необходимые условия для контроля этих факторов. Достижение внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю.

Внутренние конкурентные преимущества организации включают шесть групп:

1. Структурные:

§ Производственная структура организации.

§ Миссия организации.

§ Организационная структура организации.

§ Специализация и концентрация производства.

§ Уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции и составных частей производства.

§ Учет и регулирование производственных процессов.

§ Персонал.

§ Информационная и нормативно-методическая база управления.

§ Сила конкуренции на выходе и входе системы.

2. Ресурсные:

§ Поставщики.

§ Доступ к качественному и дешевому сырью и другим ресурсам.

§ Учет и анализ использования всех видов ресурсов по всем стадиям жизненного цикла крупных объектов организации.

§ Функционально-стоимостный анализ выпускаемой продукции и элементов производства.

§ Оптимизация эффективности использования ресурсов.

3. Технические:

§ Патентованный товар.

§ Патентованная технология.

§ Оборудование.

§ Качество изготовления товаров.

4. Управленческие:

§ Менеджеры.

§ Организация поставки сырья, материалов, комплектующих изделий по принципу «точно в срок».

§ Функционирование системы менеджмента (конкурентоспособности) организации.

§ Функционирование системы управления качеством в организации.

§ Проведение внутренней и внешней сертификации продукции и систем.

5. Рыночные:

§ Доступ к рынку ресурсов, необходимых организации.

§ Доступ к рынку новых технологий.

§ Лидирующее положение на рынке товаров.

§ Эксклюзивность товара организации.

§ Эксклюзивность каналов распределения.

§ Эксклюзивность рекламы товаров организации.

§ Эффективная система стимулирования сбыта и послепродажного обслуживания.

§ Прогнозирование политики ценообразования и рыночной инфраструктуры.

6. Эффективность функционирования организации:

§ Показатели доходности (по показателям рентабельности продукции.производства, капитала, продаж).

§ Интенсивность использования капитала (по коэффициентам оборачиваемости видов ресурсов или капитала).

§ Финансовая устойчивость функционирования организации.

§ Доля экспорта наукоемких товаров.

Внешние факторы конкурентного преимущества товара включают: уровень конкурентоспособности страны; уровень конкурентоспособности организации, выпускающей товар; силу конкуренции на выходе системы среди ее конкурентов; силу конкуренции на входе системы среди поставщиков сырья, материалов и комплектующих: силу конкуренции среди товаров-заменителей; появление новых потребителей; уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров; активность контактных аудиторий.

Внутренние факторы конкурентного преимущества товара: патентоспособность (новизна) структуры или состава товара; рациональность организационной и производственной структур системы; конкурентоспособность персонала системы; прогрессивность информационных технологий; прогрессивность технологических процессов и оборудования; научный уровень системы управления; обоснованность миссии системы.

58. Пять рыночных тестов для определения конкурентной ценности ресурсов.

Подход пяти тестов рынка

Ресурсы должны пройти через ряд пяти внешних рыночных тестов для определения того, могут ли они завоевывать квази-ренты и обеспечивать конкурентное преимущество. Эти тесты являются основным продуктом анализа представления фирмы на основе ресурсов.

Тест 1: конкурентное превосходство

Данный тест на конкурентное превосходство содержит три аспекта. Первый представляет собой обязательное условие для ресурса быть ценным — это, конечно же, покупательский спрос. Ресурс должен поддерживать абсолютную покупательскую ценность. Второй — правильное определение конкурентной ценности ресурсов фирмы — также зависит от относительного конкурентного сравнения — необходимого и достаточного условия для конкурентного преимущества. Третий аспект заключается в том, что конкурентное превосходство часто гарантируется посредством сочетания ресурсов. Фирма может достигнуть конкурентного превосходства посредством комбинации ресурсов, которые сами по себе могут и не быть конкурентно превосходными, но их продукт в творческом сочетании достигаетособенного эффекта для конкурентных предложений.

Тест 2: неподражаемость

Неподражаемость относится к тому, насколько сложно для конкурентов сохранить или имитировать одни и те же ресурсы. Если конкуренты могут копировать какой-либо ресурс, тогда прибыли, вырабатываемые данным ресурсом, будут краткосрочными

Тест 3: долговечность

Долговечность относится к скорости, с которой ресурсы исчерпываются. Из-за постоянных инноваций и гиперконкуренции во внешней среде многих рынков, первоначально ценные ресурсы часто теряют свою способность обеспечивать конкурентное преимущество. Способность ресурса противостоять внешним воздействиям на его долговечность работает как изолирующий механизм для защиты конкурентного преимущества фирмы.

Тест 4: возможность присвоения

Возможность присвоения относится к тому, кто получает прибыли, вырабатываемые каким-либо ресурсом. Если конкурентно ценные ресурсы являются немобильными, у фирмы есть гораздо больший шанс на получение квазирент, от них поступающих.

Тест 5: заменимость

Заменимость относится к доступности альтернативных ресурсов, которые могут соответствовать ценности уже существующих конкурентных ресурсов фирмы или превышать ее. Фирмы-конкуренты могут гарантировать доступ к ресурсам-заменителям, которые позволяют им предлагать более низкую стоимость или более дифференцированную ценность.

Наши рекомендации