Тенденции развития рынка печатных СМИ
В последние годы тема будущего печатной прессы стала одной из доминирующих в отраслевой печати и профессиональных дискуссиях. Особенно сегодня, когда медиасфера, как и все остальные сферы мировой экономики, столкнулась с серьезным финансово-экономическим кризисом.
Цифровые технологии действительно кардинально меняют медиасреду, в том числе контент, традиционные платформы и каналы его распространения, издательские стратегии и практику, требования к кадрам, привлечению рекламных потоков, завоеванию и сохранению аудитории, организации работы редакций, качеству журналистики, печати и графическому оформлению
изданий, многое другое. Поэтому долгосрочное прогнозирование с учетом глобальных тенденций, которые будут определять развитие печатных СМИ в ближайшие 10–15 лет, приобретает особую важность, так как такого рода прогнозы помогают участникам медиаиндустрии правильно оценить перспективы своего бизнеса, достойно пережить кризис и другие трудности, подготовиться к очередному этапу роста, чтобы быть лидером.
Глобальные тенденции развития рынка печатных СМИ в период до 2020 года
. Международные эксперты по-разному видят будущее печатных СМИ, но сходятся в следующем:
Потребители контента со временем будут больше диктовать свои требования и больше стремиться самостоятельно решать, какой медиаканал выбрать в то или иное время.
Бренд – основа издательского бизнеса и его величайшая ценность.
Структура и источники доходов издательских компаний изменятся.
Новые технологии – залог лидерства на рынке и возможность удовлетворить растущие запросы потребителей.
При всех переменах основа бизнеса – качественная журналистика, которая должна стать более гибкой к запросам читателей и новым технологиям.
Реклама станет контекстной, границы между контентом и рекламой практически исчезнут.
Переизбыток информации и необходимость ее фильтрации потребителями диктуют издателям требование использовать качественные каналы связи, постоянно совершенствовать свою стратегию и тактику под воздействием технологических, демографических и социально-экономических изменений, для обеспечения контакта со своей аудиторией 24 часа в сутки на всех возможных каналах распространения СМИ.
Тенденции мирового газетного рынка
В качестве глобальных тенденций газетной индустрии эксперты WAN выделяют следующие:
Газеты не должны самоопределяться как «бумага с новостями», так как технические инновации обеспечат им новые возможности контакта с аудиторией и сделают со временем понятие «newspaper» («газета») одинаково привычным и в бумажном, и в разнообразных цифровых форматах распространения (интернет-, мобильных и ТВ-версиях).
Быстрое увеличение количества газетных жанров, нацеленных на новые аудиторные сегменты, требующие креативных маркетинговых подходов и моделей.
Необходимость преодоления серьезных препятствий, связанных с кардинальным изменением медиарынка, включая изменение моделей распространения контента и появление новых конкурентов как внутри, так и за пределами традиционной газетной индустрии.
Высокий спрос на полиграфическое оборудование для печати газет, газетную бумагу и стабилизация газетных тиражей.
Массовый выход на газетный рынок «бесплатных изданий», заставляющий многих издателей пересматривать модель платного распространения прессы, просуществовавшую более 400 лет, так как привыкшие к бесплатной информации в Интернете читатели по всему миру будут ждать от газет бесплатного контента.
Тенденция уменьшения газетных форматов – от широкополосного до таблоида – вынуждает издателей тщательно планировать все изменения и придавать огромное значение новым стратегиям в распространении и определении рекламных тарифов.
Параллельно с увеличением количества и ростом совокупного тиража газет во многих странах мира уходит в прошлое эпоха господства универсальных массовых газет «для всех» (one-size-fits-most), которые активно дополняются (или даже заменяются) газетами, нацеленными на определенную аудиторию (targeted newspapers) и газетами на заказ (tailored newspapers).
Интернет.
Развитие печатных СМИ в Интернете характеризуется следующими тенденциями:
Растущая конкуренция со стороны новостных/контентных агрегаторов и поисковых инструментов: агрегаторы меняют стратегию бизнеса и нацелены на превращение в медиа.
Смена отношения потребителей к информационным источникам: агрегаторы перемещаются на верхние позиции с точки зрения доверия и частоты обращения к ним.
Реклама.
Развитие бесплатных газет по всему миру свидетельствует, что реклама и другие дополнительные источники доходов приобретают для прессы все большую важность, поскольку доля доходов, получаемых непосредственно от читателей, постоянно снижается. Перетекание тематических объявлений из печатной сферы в онлайн, например, усиливается по мере распространения широкополосного доступа в Интернет. Общие рекомендации экспертов WAN и IFRA относительно будущего рекламной политики издателей таковы:
Полиграфия и бумага.
По мнению международных экспертов полиграфического рынка, основными трендами развития полиграфии в ближайшее десятилетие будут:
Полная вариативность форматов.
Перезаписываемые печатные формы, технологии «компьютер-форма».
Цифровые печатные и вспомогательные системы.
Способ печати на традиционных офсетных машинах будет замещаться «Print Robot».
Полноцветная печать, стандартизированные материалы.
Переход к полностью автоматическому производству.
Развитие децентрализованной печати, основанной на современных модульных типографиях.
Новые технологии печати и сушки с низким уровнем энергопотребления и выбросов.
Тенденции российского рынка прессы на фоне глобальных медиапроцессов. Прогноз до 2020 года
Российские и зарубежные эксперты считают, что развитие рынка печатных СМИ России до 2020 года будут определять следующие факторы:
Внедрение широкополосного и беспроводного Интернета с технологиями 3G.
Распространение цифровых технологий печати и доставки контента.
Развитие мобильной связи и превращение мобильных устройств в персонифицированные медианосители.
Развитие цифрового, спутникового телевидения.
Развитие новых электронных носителей контента – электронная бумага и др.
Изменение модели медиапотребления населения под влиянием вышеназванных факторов.
Быстрый рост директ-маркетинговых приемов работы издателей с населением.
Рост рыночной доли медийных брендов, распространяющих мультимедийные, а не мономедийные продукты.
Формирование из издателей прессы нового поколения поставщиков контента, создаваемого и распространяемого одними и теми же командами на всех видах медиаплатформ.
Усиление динамики слияний и поглощений в медиаиндустрии.