Тенденции развития рынка печатных СМИ

В последние годы тема будущего печатной прессы стала одной из доминирующих в отраслевой печати и профессиональных дискуссиях. Особенно сегодня, когда медиасфера, как и все остальные сферы мировой экономики, столкнулась с серьезным финансово-экономическим кризисом.

Цифровые технологии действительно кардинально меняют медиасреду, в том числе контент, традиционные платформы и каналы его распространения, издательские стратегии и практику, требования к кадрам, привлечению рекламных потоков, завоеванию и сохранению аудитории, организации работы редакций, качеству журналистики, печати и графическому оформлению

изданий, многое другое. Поэтому долгосрочное прогнозирование с учетом глобальных тенденций, которые будут определять развитие печатных СМИ в ближайшие 10–15 лет, приобретает особую важность, так как такого рода прогнозы помогают участникам медиаиндустрии правильно оценить перспективы своего бизнеса, достойно пережить кризис и другие трудности, подготовиться к очередному этапу роста, чтобы быть лидером.

Глобальные тенденции развития рынка печатных СМИ в период до 2020 года

. Международные эксперты по-разному видят будущее печатных СМИ, но сходятся в следующем:

Потребители контента со временем будут больше диктовать свои требования и больше стремиться самостоятельно решать, какой медиаканал выбрать в то или иное время.

Бренд – основа издательского бизнеса и его величайшая ценность.

Структура и источники доходов издательских компаний изменятся.

Новые технологии – залог лидерства на рынке и возможность удовлетворить растущие запросы потребителей.

При всех переменах основа бизнеса – качественная журналистика, которая должна стать более гибкой к запросам читателей и новым технологиям.

Реклама станет контекстной, границы между контентом и рекламой практически исчезнут.

Переизбыток информации и необходимость ее фильтрации потребителями диктуют издателям требование использовать качественные каналы связи, постоянно совершенствовать свою стратегию и тактику под воздействием технологических, демографических и социально-экономических изменений, для обеспечения контакта со своей аудиторией 24 часа в сутки на всех возможных каналах распространения СМИ.

Тенденции мирового газетного рынка

В качестве глобальных тенденций газетной индустрии эксперты WAN выделяют следующие:

Газеты не должны самоопределяться как «бумага с новостями», так как технические инновации обеспечат им новые возможности контакта с аудиторией и сделают со временем понятие «newspaper» («газета») одинаково привычным и в бумажном, и в разнообразных цифровых форматах распространения (интернет-, мобильных и ТВ-версиях).

Быстрое увеличение количества газетных жанров, нацеленных на новые аудиторные сегменты, требующие креативных маркетинговых подходов и моделей.

Необходимость преодоления серьезных препятствий, связанных с кардинальным изменением медиарынка, включая изменение моделей распространения контента и появление новых конкурентов как внутри, так и за пределами традиционной газетной индустрии.

Высокий спрос на полиграфическое оборудование для печати газет, газетную бумагу и стабилизация газетных тиражей.

Массовый выход на газетный рынок «бесплатных изданий», заставляющий многих издателей пересматривать модель платного распространения прессы, просуществовавшую более 400 лет, так как привыкшие к бесплатной информации в Интернете читатели по всему миру будут ждать от газет бесплатного контента.

Тенденция уменьшения газетных форматов – от широкополосного до таблоида – вынуждает издателей тщательно планировать все изменения и придавать огромное значение новым стратегиям в распространении и определении рекламных тарифов.

Параллельно с увеличением количества и ростом совокупного тиража газет во многих странах мира уходит в прошлое эпоха господства универсальных массовых газет «для всех» (one-size-fits-most), которые активно дополняются (или даже заменяются) газетами, нацеленными на определенную аудиторию (targeted newspapers) и газетами на заказ (tailored newspapers).

Интернет.

Развитие печатных СМИ в Интернете характеризуется следующими тенденциями:

Растущая конкуренция со стороны новостных/контентных агрегаторов и поисковых инструментов: агрегаторы меняют стратегию бизнеса и нацелены на превращение в медиа.

Смена отношения потребителей к информационным источникам: агрегаторы перемещаются на верхние позиции с точки зрения доверия и частоты обращения к ним.

Реклама.

Развитие бесплатных газет по всему миру свидетельствует, что реклама и другие дополнительные источники доходов приобретают для прессы все большую важность, поскольку доля доходов, получаемых непосредственно от читателей, постоянно снижается. Перетекание тематических объявлений из печатной сферы в онлайн, например, усиливается по мере распространения широкополосного доступа в Интернет. Общие рекомендации экспертов WAN и IFRA относительно будущего рекламной политики издателей таковы:

Полиграфия и бумага.

По мнению международных экспертов полиграфического рынка, основными трендами развития полиграфии в ближайшее десятилетие будут:

Полная вариативность форматов.

Перезаписываемые печатные формы, технологии «компьютер-форма».

Цифровые печатные и вспомогательные системы.

Способ печати на традиционных офсетных машинах будет замещаться «Print Robot».

Полноцветная печать, стандартизированные материалы.

Переход к полностью автоматическому производству.

Развитие децентрализованной печати, основанной на современных модульных типографиях.

Новые технологии печати и сушки с низким уровнем энергопотребления и выбросов.

Тенденции российского рынка прессы на фоне глобальных медиапроцессов. Прогноз до 2020 года

Российские и зарубежные эксперты считают, что развитие рынка печатных СМИ России до 2020 года будут определять следующие факторы:

Внедрение широкополосного и беспроводного Интернета с технологиями 3G.

Распространение цифровых технологий печати и доставки контента.

Развитие мобильной связи и превращение мобильных устройств в персонифицированные медианосители.

Развитие цифрового, спутникового телевидения.

Развитие новых электронных носителей контента – электронная бумага и др.

Изменение модели медиапотребления населения под влиянием вышеназванных факторов.

Быстрый рост директ-маркетинговых приемов работы издателей с населением.

Рост рыночной доли медийных брендов, распространяющих мультимедийные, а не мономедийные продукты.

Формирование из издателей прессы нового поколения поставщиков контента, создаваемого и распространяемого одними и теми же командами на всех видах медиаплатформ.

Усиление динамики слияний и поглощений в медиаиндустрии.

Наши рекомендации