Укрупненный сетевой график проведения маркетингового исследования. Этапы построения сетевого графика по методу критического пути.
Длительность отдельных процедур маркетингового исследования тесно связана с трудоемкостью их выполнения.
Отдельные виды работ и процедур могут выполняться одновременно, что позволяет сократить общую продолжительность исследования. Например, планирование выборки и разработка полевых документов могут проводиться параллельно во времени, подготовка анкет к обработке происходит по мере поступления первичной информации.
Для более наглядного представления последовательности мероприятий удобно использовать сетевой график. Сетевой график — это графическое отображение последовательности действий в рамках маркетингового исследования с целью упорядочения логики выполнения отдельных процедур и контроля сроков их выполнения. Пример сетевого графика показан на рисунке.
Рис —Укрупненный сетевой график проведения маркетингового исследования
1. — разработка программы исследования;
2. — разработка полевых документов,
3. — разработка выборки;
4. — тиражирование полевых документов (передача документов в типографию);
5. — обучение полевого персонала;
6. — сбор первичной информации,
7. — кодирование и обработка информации;
8. — анализ результатов обработки и подготовка отчета об исследовании;
9. — консервация материалов исследования.
На современном этапе применяется построение сетевого графика по методу критического пути. Данный метод включает следующиеэтапы:
1. Выявляется логическая последовательность мероприятий, исходные и конечные результаты отдельных работ.
2. Составляется сетевой графике соответствии с выявленными взаимосвязями выполняемых работ.
3. Устанавливаются временные рамки проведения работ. Наиболее ранняя дата получения какого-либо промежуточного результата рассчитывается путем суммирования продолжительности работ, предшествующих этому событию, по самому длинному варианту пути от начала исследования. Самое позднее время получения какого-либо промежуточного результата рассчитывается путем вычитания из даты окончания всех исследовательских работ продолжительности тех работ, которые следуют по наиболее длительному пути за этим событием. Самое позднее время получения какого-либо промежуточного результата рассчитывается для того, чтобы уложиться в отведенные сроки окончания исследования.
4. Выделяется непрерывный критический путь, т. е. та цепочка выполнения работ, которая в случае замедления работ на этом пути приведет к удлинению общего срока выполнения исследовательского проекта. Критический путь может оказаться не в единственном варианте. Остальные цепочки выполнения работ имеют резервное время, которое показывает период возможного сдвига в сроке выполнения конкретной работы без изменения конечных сроков завершения работ.
Пример составления сетевого графика для нескольких этапов маркетингового исследования приводится на рисунке.
Рис — Сетевой график маркетингового исследования по методу критического пути
А — разработка плана исследования;
Б — разработка анкеты;
В— разработка выборки;
Г — согласование организационных вопросов полевого исследования;
Д — формирование группы интервьюеров;
Е — разработка инструкции для интервьюеров;
Ж— обучение интервьюеров;
3 — тиражирование полевых документов;
И— сбор первичной информации;
К — разработка инструкций по выбраковке неверно заполненных анкет;
Л — выбраковка непригодных анкет;
М — подготовка данных к обработке;
Н — выписка полученных ответов на открытые вопросы с целью их типологии;
О — разработка инструкций по кодированию открытых вопросов;
П — обработка и анализ инф., подготовка и обсуждение предварит. отчета об иссл.;
Р — доработка окончательного варианта отчета по итогам исследования;
С — подготовка презентации отчета;
Т — консервация материалов иссл-ия;
У — оформление отчета;
Ф — презентация отчета заказчику.