Характеристика экономико-математических методов исследования
Общая характеристика экономико-математических методов исследования показана в табл. 3.6.
Таблица 3.6 Характеристика экономико-математических методов исследования
Описание | Достоинства | Недостатки |
Основываются на математическом моделировании изучаемых объектов с целью прогнозирования будущего состояния, оптимизации решений, установления причинно- следственных связей | Научный подход Статистическая достоверность Формализация информации | Трудоемкость построения модели Негибкость реакции модели (неспособность формировать результаты в других условиях) Использование в описании объекта только количественных оценок |
Достоинство этого метода заключается в возможности оперативного анализа множества вариантов маркетинговых действий и выбора наилучшего решения на основе заданных критериев. Так как большая часть моделей имеет форму компьютерных программ, то обеспечивается статистическая достоверность и формализация данных.
Недостатком является сложность и трудоемкость создания самой модели, адекватно воспроизводящей поведение объекта исследования. 'В модели невозможно охватить все наиболее существенные факторы, учесть внезапные изменения. Чем сложнее модель, тем больше требу-'ется средств на организацию исследовательской работы и оплату труда специалистов, однако сложная модель может быть негибкой и неудобной в работе.
Методы сбора маркетинговой информации
Выбор метода сбора информации тесно связан с ответами на два вопроса:
1. Какие источники информации могут быть задействованы для получения информации?
2.Каким образом мы будем регистрировать информацию?
Сбор маркетинговой информации может осуществляться либо кабинетными методами, либо полевыми, либо их комбинацией.
Разделение методов сбора информации на две группы предопределено двумя видами источников маркетинговой информации. В кабинетных методах сбора информации используются вторичные источники, поэтому они часто называются методами работы с документами.В то же время методы работы с документами могут быть необходимы для обработки некоторых результатов исследования, полученных с помощью полевых методов. Таким образом, комбинирование методов сбора маркетинговой информации естественно в логике процесса исследования и помогает решить проблему с большей эффективностью, т. е. получить необходимые результаты при наименьших затратах.
Полевые исследования
Полевое исследование— это совокупность методов сбора и оценки информации непосредственно об объекте исследования в соответствии с поставленными целями его изучения, регистрируемой путем опроса, эксперимента и наблюдения в момент их возникновения.
Полевые методы сбора информации обладают определенными достоинствами и недостатками (табл. 3.7).
Таблица 3.7 Достоинства и недостатки полевых исследований
Достоинства | Недостатки |
Проводятся в соответствии с целями исследования Методика сбора информации контролируется фирмой, инициировавшей исследование Результаты надежны, предоставляют всю полноту информации и недоступны для конкурентов | Подход к изучению объекта может быть ограниченным Качество исследования в значительной степени зависит от квалификации персонала Некоторые виды информации не могут быть получены фирмой самостоятельно с помощью полевых методов Процесс сбора информации является длительным, дорогим и трудоемким, связан с коммуникационными проблемами |
Поскольку в ходе полевого исследования информацию предоставляет непосредственно сам объект исследования, то возможно выяснить его эмпирические характеристики в соответствии с поставленными целями исследования. Методика сбора информации и выполнения полевых процедур контролируется самой фирмой, поэтому фирма имеет реальное представление о качестве собранных данных. Результаты исследования недоступны для конкурентов, так как являются собственностью фирмы, инициировавшей исследование. Однако сбор полевыми методами — длительный, дорогой и трудоемкий процесс. Подход фирмы к изучению объекта может носить ограниченный характер, а некоторые виды информации (например, данные переписи) не могут быть получены фирмой самостоятельно.
Кабинетные исследования
Кабинетное исследование— это совокупность методов сбора и оценки существующей маркетинговой информации, сформированной в соответствии с другими целями.
Кабинетные исследования могут использоваться для изучения материалов газет, журналов и других печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, материалов анкет, фокус-групп и свободных интервью, а также инструкций и других документов.
Преимущества и недостатки кабинетных исследований представлены в табл. 3.8.
Таблица 3 8 Преимущества и недостатки кабинетных исследований
Преимущества | Недостатки |
Быстрота и относительная дешевизна Возможность мониторинга основных рыночных тенденций, динамического изменения различных объектов Возможность получения данных, которые фирма не в состоянии собрать самостоятельно Задействование нескольких источников, что позволяет сопоставить данные, выявить разные подходы к решению проблемы Совмещение процессов сбора и анализа информации | Затрудненность проверки достоверности и надежности информации, полученной из вторичных источников Низкая релевантность информации; высокий риск ее устаревания, неполноты, противоречивости и несопоставимости В силу возможной фрагментарности информации — длительность процесса сбора данных |
44. Подготовка плана маркетингового исследования (техника исследования, мето-дика). Структура плана маркетингового исследования.
План (программа) исследования— это основной документ подготовительного этапа исследования, обобщающий решения предыдущих уровней (поставленные задачи и методы их решения) и определяющий последующие шаги: кто, когда и где будет осуществлять запланированные исследовательские действия.
План фиксирует основные процедурные мероприятия, методику и технику исследования, график выполнения работ и ответственных за их исполнение лиц.
Техника исследования — это совокупность специальных приемов, конкретных операций, используемых в рамках конкретного метода сбора, обработки или анализа информации. Ряд технических приемов, связанных общей задачей, составляет методику. Так, например, методика разработки анкеты включает применение различных технических приемов: вопросы для переключения внимания респондентов на новую тему, вопросы для повышения заинтересованности в беседе, общая композиция вопросов и др.
Использование одного и того же метода сбора информации может (опираться на применение различных методик и приемов исследования. Например, изучение реакции потенциальных потребителей на новый рекламный ролик может опираться на методы опроса, наблюдения или эксперимента и осуществляться по таким методикам:
· респонденты выражают свои мнения о различных характеристиках рекламы (изучение мнений потребителей);
· группы респондентов, состоящие из 8-10 потенциальных покупателей, оценивают содержание рекламы, ее творческую концепцию, соответствие названию товара (фокус-группы);
Каждый из представленных вариантов изучения реакции потребителей на рекламу потребует составления своего плана исследования. Примерная структура плана включает: наименование мероприятия, сроки исполнения, ответственные за исполнение, примечания.