Логические методы генерирования рабочих гипотез
В основе этой группы методов лежит выяснение совокупности элементов проблемной ситуации, т. е. разделение исходной проблемы на под-проблемы и раздельный анализ каждой части. Общее решение находится путем комбинации частных решений. К группе логических методов относятся метод анализа круга проблем, метод контрольных вопросов, метод систематизированной интеграции элементов решения, морфологический метод, метод дерева решений, метод логико-смыслового моделирования проблем.
Интуитивно-творческие методы формирования рабочих гипотез
Интуитивно-творческие методы формирования рабочих гипотез не разделяют анализируемую проблему на отдельные элементы с комбинацией частичных решений, а рассматривают проблему как единое целое.
Интуитивно-творческие методы включают методы аналогий, «мозгового штурма», синектики.
Методы генерирования рабочей гипотезы: анализ круга проблем, контрольных вопросов, морфологический.
Метод анализа круга проблем
Метод анализа круга проблем заключается в установлении взаимосвязи «причина—следствие», дабы построить иерархическую структуру проблемы.
Метод реализуется следующей последовательностью шагов (рис. 3.3):
Рис. 3.3. Алгоритм генерирования рабочих гипотез на основе анализа круга проблем
1. Формируется каталог проблем по основным направлениям деятельности (финансы, персонал, производство, НИОКР, снабжение и т. д.).
- Перечень проблем структурируется в матрицу, один вектор которой — перечисление направлений деятельности, другой — перечисление проблем по каждому направлению.
- Между ячейками матрицы (между проблемами) устанавливаются отношения причинности (что является причиной, что — следствием). Обозначить характер отношений можно, например, стрелками.
- Выстраивается последовательность проблем по принципу: решение предшествующей проблемы способствует решению последующих. Таким образом, проблемы «нулевого» уровня не имеют причин, проблемы последнего уровня — следствий.
Метод контрольных вопросов
Метод контрольных вопросов (контрольных листов) заключается в формулировке всех возможных вопросов, относящихся к решаемой проблеме, и поиске ответов на них. Допускаются разнообразные формулировки одного и того же вопроса, поскольку использование новых символов для выражения идеи может подтолкнуть к генерированию новой. Этот метод более продуктивен при организации работы в несколько этапов по 1,0-1,5 часа с достаточно длительными перерывами.
Метод контрольных вопросов по своей сути аналогичен процедуре маркетингового аудита и призван выявить вопросы, требующие углубленного рассмотрения.
Морфологический метод
Морфологический метод генерирования рабочих гипотез позволяет построить различные комбинации основных структурных элементов рассматриваемой проблемы.
Базовый принцип морфологического метода — исследование структуры объекта и взаимосвязей элементов в рамках объекта. Для этого создается двухмерная матрица, один вектор которой содержит структурные элементы проблемы исследования, ее составные части. Другой вектор содержит различные варианты характеристик или методов реализации указанных параметров. Суть метода — в последовательном переборе всех возможных сочетаний параметров объекта. Гипотезы строятся на основе выбранных комбинаций различных характеристик по каждому структурному элементу.
Для генерирования рабочей гипотезы морфологическим методом используется следующая процедура (рис. 3.6):
- Проблема описывается в целом, решения не предлагаются.
- Проблема разделяется на отдельные компоненты, которые могут повлиять на ее разрешение.
- Для каждой компоненты проблемы подыскиваются альтернативные варианты решения, как уже известные, так и потенциально возможные.
- Альтернативные варианты решений комбинируются.
- Отбираются наиболее перспективные (реализуемые на практике) гипотезы.
Рис. 3.6. Алгоритм генерирования рабочих гипотез морфологическим методом
Наиболее часто морфологический метод применяется для разработки идей новых товаров, для построения прогнозов.