Тема 7. Эффективные маркетинговые коммуникации
Реклама — это особый вид деятельности, который сопровождает человечество на протяжении всей истории его развития.
Слово «реклама» произошло от латинскогоreclamare, что означает «кричать». Как термин, определяющий конкретный вид деятельности, а именно рекламную деятельность, он появился во второй половине XVIII в.
Однозначно определить природу рекламы невозможно. Это происходит потому, что реклама объединяет в себеискусство со своими специфическими законами,науку, возникшую на стыке психологии, математики, статистики, логики,социологии и ряда других наук, и, конечно, является одним из основныхинструментов современного маркетинга. То есть реклама по своей природе тройственна.
Определение рекламы
Первое определение принадлежит Американской маркетинговой ассоциации: «Реклама — любая платная форма неличного представления и продвижения идеи или услуг от имени известного спонсора». В этом определении отражена важнейшая функция рекламы — возможность передать информацию от рекламодателя определенной целевой аудитории, не устанавливая при этом прямого контакта с потенциальным покупателем, т.е. реклама носит неличный характер.
Более широкое и исчерпывающее определение рекламы, которое мы будем считать для себя основным, сформулировано в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе»: «Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке» (ст. 3).
И в дальнейшем мы будем использовать формулировки данного Закона, так как он яапяется основополагающим для всей рекламной деятельности в нашей стране.
Исторически так сложилось, что длительное время понятие рекламы подразумеваю все, связанное с распространением в обществе информации о товарах (услугах) с использованием всех имеющихся на тот момент средств коммуникации. Постепенно развитие рекламы привело к тому, что от нее отпочковались и стали самостоятельно развиваться такие коммуникационные направления, как связи с общественностью(Public Relations — PR), прямой маркетинг(Direct Marketing), продвижение товара(Sales Promotion), реклама в местах продаж(Point of Sale -POS), выставочная и ярмарочная деятельность, спонсорство, брендинг (создание популярных марок), упаковка и фирменный стиль. Вся совокупность коммуникационных направлений, связанных с информированием и воздействием на потенциштьного потребителя, стала называтьсясистемой маркетинговых коммуникации (СМК).
Существует достаточно большое число критериев, по которым можно классифицировать рекламу: по характеру целевой аудитории, по месту распространения, по способу воздействия на аудиторию и др.
В таблице представлены используемые в настоящее время в рекламной индустрии типы классификации рекламы исходя из различного характера критериев, на основе которых они определены. Таблица имеет два раздела: обобщенные виды рекламы и частные. В первом перечислены такие классификационные виды рекламы, которые носят общий характер для всех частных видов, представленных во втором разделе.
Обобщенные виды рекламы
Виды рекламы по общепринятым нормам:
§ частная реклама;
§ неэтичная;
§ вводящая в заблуждение (недостоверная, недобросовестная, ненадлежащая).
Виды рекламы по использования воздействия на чувства человека:
§ визуальная реклама;
§ звуковая реклама.
Виды рекламы по степени использования образа рекламируемого объекта:
§ прямая;
§ косвенная;
§ скрытая.
Виды рекламы по характеру подачи рекламного материала:
§ жесткая;
§ мягкая.
По характеру стратегического направления рекламы:
§ коммерческая;
§ некоммерческая.
По выбору общего подхода к решению рекламной задачи:
§ рациональная;
§ эмоциональная.
По характеру планирования рекламных акций:
§ медийная;
§ немедейная;
§ комплексная.
Частные виды рекламы
Виды рекламы по типам рекламополучателей:
§ оптовая;
§ розничная;
§ деловая.
Виды рекламы по географическому признаку:
§ локальная;
§ региональная;
§ общенациональная;
§ международная;
§ глобальная.
По интенсивности воздействия на потребителя:
§ непрерывная;
§ импульсная;
§ нарастающая;
§ нисходящая;
§ равномерная;
§ залповая.
Виды рекламы по целевым группам:
§ молодежная;
§ женская;
§ мужская.
По периоду жизненного цикла товара:
§ вводящая;
§ утверждающая;
§ напоминающая.
По характеру объекта рекламы:
§ товарная;
§ корпоративная;
§ государственная;
§ социальная;
§ политическая.
По типам рекламоносителей:
§ Реклама в прессе;
§ ТВ-реклама;
§ радиореклама;
§ наружная (уличная) реклама;
§ транспортная;
§ кинореклама;
§ реклама в Интернете;
§ реклама, передающаяся по мобильной связи;
§ компьютерная;
§ директ-мейл (прямая почтовая реклама);
§ печатная;
§ сувенирная;
§ нетрадиционная реклама
Товарная реклама
Реклама любого продукта, произведенною в промышленном или сельскохозяйственном секторе экономики, либо любого вица услуги, предлагаемого сервисными фирмами — консультационными, туристическими, ремонтными и тд., характеризуется общим термином «товарная реклама». Единственной целью товарной рекламы является успешная продажа товара через формирование спроса и стимулирование сбыта.
Товары могут иметь статус «социально значимый». Особенность таких товаров, отличающая их от других «обычных» товаров, состоит в том, что он и должны быть эксклюзивны. К ним прежде всего относятся предметы роскоши (украшения, мебель, дорогие автомобили или одежда). Иногда их называют товарами-символами.