Принципы социального партнерства в организации труда
Социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений.
Принципами социального партнерства (ст. 24 ТК РФ) являются: равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон, заинтересованность сторон в договорных отношениях, свобода выбора вопросов, входящих в сферу труда, обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений, контроль за их выполнением, ответственность сторон за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений .
Основные принципы социального партнерства:
• равноправие,
• добровольность,
• приоритетность,
• социальная справедливость,
• согласование интересов.
Равноправие понимается нами как одинаковые, гарантируемые конституцией экономические, социальные, политические и личные права граждан, официально признанное равенство граждан, в нашем случае работников, как один из ключевых моментов демократии. Этот принцип имеет важное значение для осуществления партнерских, договорных отношений, когда независимо от занимаемого статуса, материального положения и обладания властью, идет нормальный, равноправный переговорный процесс,
Приоритетность представляет собой первенство во времени, первые по значению в определенной совокупности вопросы, социальные, экономические и другие проблемы. Например, приоритетными в деятельности профсоюза являются вопросы защиты прав и интересов работников. А в условиях рынка эти вопросы решаются путем заключения коллективных договоров и тарифных соглашений, контрактов, в которых должны оговариваться условия продажи наемными работниками своего труда, гарантии предоставления работникам определенных условии груда и других социальных благ.
Принцип социальной справедливости содержит в себе компоненту материального обеспечения социальных гарантий, создания равных возможностей равного доступа к благам, необходимые для развития способностей человека, его достойного существования.
Согласование интересов работников, работодателей, властных структур способствует активному вовлечению трудящихся в процесс управления, а новый тип отношений собственности — формированию среднего класса, сглаживанию поляризации в обществе, массовому вовлечению различных социальных групп, слоев в рыночные отношения.
Потребности: в признании
Сотрудники, для которых потребность в принятии и одобрении со стороны руководства и коллег является ведущей, рассуждают так: «Главное для меня, чтобы меня уважали. Если я не буду чувствовать к себе уважения и признания моих успехов, я работать не смогу ни за какие деньги». Это обычно — эмоциональные и открытые люди. Поощрение потребности в признании выгодно для компании, поскольку обычно она выражена у старательных сотрудников.
Можно выделить две плоскости отношений, в которых сотрудники могут удовлетворить свою потребность в позитивном принятии — вертикальный и горизонтальный. По вертикали — это позитивная оценка и признание хорошо выполненной работы руководством. По горизонтали — это признание со стороны коллег, уважением профессионализма и опыта сотрудника, обращение к нему за консультацией, советом или профессиональной помощью.
Рекомендации по мотивации работников, нуждающихся в признании:
· Публично, на совещании или собрании, выражайте позитивную оценку сотрудника, успешно решившего сложную задачу
· Помните, что устная благодарность мотивирует не меньше, чем денежное поощрение
· Выражайте благодарность за хорошую работу своевременно, сразу же после получения хорошего результата в работе сотрудника
· Разработайте и внедрите в компании систему званий для успешных сотрудников (Например, «Золотой маклер» в агентстве по недвижимости или «Лучший продавец месяца» в торговой компании)
· Подкрепите систему званий символическими знаками отличия (например, значки или именные карточки, которые можно прикрепить на лацкан костюма или рабочую униформу)
· Разработайте и внедрите в компанию современный стенд с информацией и фотографиями успешных работников
· Давайте успешному сотруднику право самостоятельно оформлять свой кабинет или рабочее место
· Вознаграждайте сотрудника за стаж работы в компании
· Разработайте и внедрите личное клеймо успешного и высококвалифицированного сотрудника
· Организуйте выставку достижений в успешном подразделении (например, сделайте экспонаты из товаров, которые производит Ваша компания, к каждому экспонату поставьте карточку с именами изготовителей).