Экспортные цены и специфика их формирования
Основными стратегиями установления цены в международном маркетинге, в том числе и экспортной цены, являются:
1) стандартная мировая цена;
2) двойная цена;
3) цена, ориентированная на рынок.
Первые две стратегии предполагают расчет экспортной цены на основе издержек. Расчет этот достаточно прост и учитывает все необходимые издержки по экспорту. Однако существуют особенности в учете величины издержек. Так, стандартная мировая цена основана на средних издержках единицы товара и включает постоянные, переменные и связанные с экспортом товара издержки. При двойном ценообразовании экспортная цена основана на учете предельных издержек, что делает ее ниже цены товара на внутреннем рынке. Этот метод расчета экспортной цены рассматривает прямые затраты на производство и продажу товара на экспорт как "потолок", выше которого экспортная цена не может быть установлена.
Все другие виды затрат (постоянные издержки) рассматриваются как относящиеся к внутренним операциям и переносятся на себестоимость товара для национального рынка. Такой подход к определению экспортной цены может сделать фирму открытой для демпинговых сборов, т.к демпинг всегда был основан на средних общих издержках, которые могут быть выше, чем предлагаемая фирмой экспортная цена.
Таким образом, расчет экспортной цены на основе издержек создает ряд проблем:
1) издержки распределятся произвольно;
2) не принимаются во внимание сильно различающиеся рыночные условия;
3) не учитывается метод проникновения на рынок и стадия ЖЦТ на соответствующих рынках.
Экспортная цена, ориентированная на рынок, является наиболее соответствующей рыночной концепции. Этот метод расчета экспортной цены позволяет экспортеру учесть конкурентоспособные стороны своего товара и фирмы. Главная проблема, которая возникает при этом - недостаток информации. Поэтому в большинстве случаев именно предельные издержки служат основой для конкурентных экспортных цен.
При подготовке информации о ценах экспортер должен быть достаточно осторожен и принимать во внимание тот факт, что при любой форме экспорта товар требует дополнительных расходов. Все эти расходы подразделяются на три вида:
1) расходы по модификации товара для иностранного рынка;
2) расходы по внедрению и освоению иностранного рынка;
3) расходы по содержанию экспортной службы.
Ценовая политика ТНК и международные трансфертные цены.
При выработке ценовой политики менеджерам транснациональной компании приходится отвечать на следующие основные вопросы:
· Какое место занимает цена среди средств конкурентной борьбы на каждом из рынков, на которых действует компания?
· Может ли компания выполнить (выдержать) роль «ценового лидера» или должна следовать за другим лидером, т. е. выдержит ли компания «ценовую войну»?
· Какая должна быть ценовая политика в отношении новых товаров?
· Как должна измениться цена в зависимости от жизненного цикла товара?
· Должна ли быть единая базисная цена для всех стран, с которыми ведется торговля, или возможны разные базисные цены?
· Существуют ли органы, с которыми следует консультироваться в странах импортеров перед установлением цены?
Анализируя основные ценообразующие факторы, среди них можно выделить три
группы, оказывающих наибольшее влияние на уровень как транснациональной компании.
1 Факторы, влияющие на объем предложения товара:· уровень текущих издержек, связанных с производством и экспортом
товаров;· научно-технический прогресс;· степень монополизации предложения товара;· ценовая политика экспортеров товара.
2. Факторы, влияющие на объем спроса:· полезность товара;· научно-технический прогресс;· финансовые возможности покупателей товара;· изменение цен других товаров;· степень монополизации спроса;· уровень конкуренции на данном сегменте рынка.
3. Факторы, внешние по отношению к взаимодействию покупателей и продавцов
товара:· фаза экономического цикла;· инфляция;· краткосрочные колебания спроса и предложения;· мероприятия государственного регулирования и контроля над ценами;· канал, по которому осуществляется внешняя торговля.