Производство товара – Реклама и стимулирование сбыта товара – Рынок
4. Концепция маркетинга - исходным моментом в определении и использовании концепции маркетинга, является идея человеческих нужд.
Использование концепции маркетинга дает возможность предпринимателю изучить нужды и потребности потребителей его продукции и обеспечить их более эффективное удовлетворение.
Используя, концепция маркетинга, предприниматель производит и продает то, что нужно людям, а не навязывает им то, что уже произведено. Свои интересы в получении прибыли предприниматель удовлетворяет за счет обеспечения потребностей покупателей. Появляется такой термин как «клиентомания».
Концепция маркетинга - это сравнительно новый подход к управлению предприятием. Использование этой концепции дает возможность предприятию изучить нужды и потребности потребителей его продукции и обеспечить их более эффективное удовлетворение.
Эта концепция возникла в условиях:
1. Удовлетворения спроса и насыщения рынка по большинству товаров.
2. Усиления конкурентной борьбы
3. Научно-технического прогресса.
Товары начинают идентифицироваться, каждое предприятие стремиться чтобы их товары были узнаваемы и предпочитаемы на конкретном сегменте, а этому предшествует большая исследовательская работа. Работа на «неизвестный» рынок не дает гарантий сбыта, поэтому необходимо изучить рынок и определить запросы потребителей, а также научиться самим их формировать.
Определяющее правило, которое характеризует суть концепции: «Отыщите потребности и удовлетворите их».
Концепцию маркетинга взяли на вооружение и эффективно используют всемирно известные кампании. Наибольший вклад в ее развитие внесла всем известная кампания «Макдональдс». Она одна из первых начала использовать такую форму развития своего бизнеса как франчайзинг.
В этом большая заслуга принадлежит предпринимателю Р. Кроку. Испробовав многое, он занялся продажей миксеров для изготовления молочных коктейлей. Он сделал открытие, благодаря которому можно было взбивать 5 коктейлей одновременно. Постепенно его продукция стала завоевывать рынок. В начале 50-х г. он прислушался к разговорам о работе небольшого ресторана, который принадлежал братьям Макдональдс, который специализировался на обедах из гамбургера и использовал 8 миксеров Крока.
Посетив ресторан, он был поражен чистотой, быстротой приготовления гамбургеров, жареной картошки и коктейлей. Все работники были одеты в одинаковую привлекательную униформу. Крок хотел, чтобы братья купили как можно больше миксеров, а для этого требовалось расширить дело. Братья не выразили большого энтузиазма по поводу открытия новых ресторанов. Тогда Крок предложил свою помощь по открытию ресторанов. Они подписали соглашение, согласно которому братья получали определенный процент от выручки, а Крок получил право тиражировать этот бизнес и использовать их имя. Через 5 лет у Крока было 228 ресторанов быстрого питания.
Крок создал свою маркетинговую технологию, в основу которой было положено «качество-обслужвание-чистота-ценность», в сочетании с доступными ценами.
Он использовал систему франчайзинга, где заняты две стороны:
Франчайзер – п/п, которое занимается определенным бизнесом и способствует его распространению.
Франчайзи – п/п, которое получило от франчайзера льготы, ведет самостоятельно бизнес с использованием имени франчайзера.
Каждый, кто приобретал франшизу от Крока должен был пройти курсы.
5. Концепция социально-этичного маркетинга – эта концепция требует сбалансированности трех факторов:
1. Получение прибыли предприятия
2. Удовлетворение потребностей потребителя
3. Повышение благосостояния общества.
В реальной жизни это достигается не всегда, поэтому эта концепция – идеал, к которому следует стремиться предприятию при осуществлении всех видов деятельности.
Предприниматель, использующий эту концепцию, считает, что он знает нужды и потребности существующих и потенциальных потребителей и удовлетворяет их более эффективно, чем это делают конкуренты, учитывая при этом: интересы покупателей, свои интересы, интересы общества в целом.
Концепция социально-этичного маркетинга стала общепризнанной во всех промышленно развитых странах. Понимание и принятие на себя компаниями социальной ответственности привело к возникновению к концу 20 в. термина "корпоративной социальной ответственности" (КСО), в целом понимаемого как этичное поведение организаций по отношению к человеческому обществу. КСО - это, во-первых, выполнение организациями социальных обязательств, предписываемых законом, и готовность неукоснительно нести соответствующие обязательные расходы.
Во-вторых, КСО - это готовность добровольно нести необязательные расходы на социальные нужды сверх пределов, установленных налоговым, трудовым, экологическим и иным законодательством, исходя не из требований закона, а по моральным, этическим соображениям.
По словам эксперта ПРООН в Беларуси Таисии Елецких, социально ответственное инвестирование - одно из направлений КСО. Так, к примеру, при выходе на международные экспортные рынки, поиске партнёров за рубежом, заключении международных контрактов и размещении ценных бумаг на бирже, при привлечении иностранных средств, по её словам, наравне с показателями финансовой отчётности обязательно учитывается репутация бизнеса в области социальной ответственности.
Среди белорусских предприятий БМЗ (г. Жлобин) – первая организация, предоставившая в 2008 году отчёт по стандартам GRI. Белорусский металлургический завод ежегодно выпускает большие корпоративные социальные отчёты, главным образом направленные на раскрытии информации о влиянии производства на окружающую среду и предпринимаемые предприятием прогрессивные экологические меры. К социально ответственным брэндам можно также отнести ОАО «Савушкин продукт», МТС, Coca-Cola.
Таисия Елецких, эксперт ПРООН в области КСО: "Практика, ориентированная на экспорт, просто требует подтверждения этического ведения бизнеса и заботы об окружающей среде. Любая организация заботится о своём имидже, о деловой репутации. Соответственно, никогда не будет размещать акции компаний, которые используют детский труд, загрязняют окружающую среду серьёзным образом, которые не заботятся о своих работниках и рассматривают их только в качестве «рабочей силы» и т.д.»
6. Концепция маркетинга взаимоотношений
Концепция делает упор не только на установление, но и на развитие и поддержание взаимодействия с потребителями.
Долгосрочные взаимоотношения с ними обходятся предприятию значительно дешевле, чем мероприятия, направленные на усиление интереса к товару новых покупателей.
Известно, что завоевание нового клиента обходится примерно в 6 раз дороже, чем организация продаж постоянному клиенту. А если покупатель остался недовольным, то повторное завоевание его внимания будет стоить в 25 раз дороже.
Эта концепция переносит акцент с техники маркетинга на социальные аспекты взаимодействия с потребителями – развитие долгосрочные взаимоотношений.
При этом цель маркетинговой деятельности остается прежней – наиболее полно удовлетворить потребности покупателей, изменяется лишь способ ее достижения. Упор делается на долгосрочные взаимоотношения между производителем и покупателем.
Нежелание менять продавца при повторных покупках очень важно с практической точки зрения: в бизнесе очень хорошо проявляется эффект Парето – 20% потребителей приносят предприятию 80% прибыли.
Способность удерживать покупателей является показателем конкурентоспособности предприятия.
Внедрение этой концепции позволяет управлять потребителями так же, как и поставляемыми на рынок товарами.
Мерой успеха является удовлетворение потребностей в течение длительного времени, для этого каждое взаимоотношение между покупателем и продавцом необходимо рассматривать как индивидуальное.