Пилотная тематика для практической работы
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………... | |
2. | ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………. | |
3. | МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ…………………………………………… | |
4. | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ АУДИТОРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ…………………………… | |
5. | ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ…………………………………………………….. | |
6. | 6БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….. |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Строительство в России цивилизованного рынка и рыночных отношений неизбежно ведет к обращению к наиболее ярким образцам рынка и рыночных отношений. Реформы, проводимые в России, предполагают создание сильной России. Обращение к самым выдающимся проявлениям рынка на Западе приводит нас к таким инструментам как маркетинг и менеджмент. С помощью их развитые страны смогли поднять свою рыночную экономику на самый высокий уровень развития. Нам необходимо взять из их богатого опыта именно то, что будет хорошо для нашего периода, для конкретного этапа развития. Краеугольным камнем в изучение маркетинга есть поведение потребителей, и является важной задачей для отечественных специалистов в области маркетинга, управления торговым предприятием и предприятия общественного питания.
Цели изучения дисциплины «Потребительское поведение в торговле» заключаются в том, что необходимо изложить важнейшие, основополагающие характеристики поведения потребителей. Изучить проблемы дифференциации в поведении потребителей в зависимости от различных факторов воздействия, как внешней среды, так и внутренней среды. Рассмотреть основные теории, излагаемые различными авторами. Исследовать поведение потребителей в России.
Задачей данной учебной дисциплины является приобретение и закрепление у студентов теоретических знаний и практических навыков для осуществления эффективной работы в различных коммерческих структурах, организациях, центрах, в том числе торгового профиля.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1.Введение в поведение потребителей
Тема 1.1. Общие основы и современная концепция поведения потребителей. Становление поведения потребителей в России.
Цели и задачи курса «Поведения потребителей». Сущность понятия «Поведение потребителей». Особенности современной концепции поведения потребителей. Принципы и методы науки о поведении потребителей. Предмет и объект, что такое потребление с точки зрения науки о поведении потребителя.
Современные школы и направления развития теории и практики поведения потребителя за рубежом. Особенности становления поведения потребителя в Российской Федерации.
Тема 1.2 Эволюция науки о поведении потребителей. Современные тенденции в мировой экономики и его влияние на поведение потребителей.
Исторические этапы развития науки о поведении потребителей. Начальный этап становления связан с экономической теорией К. Маркс, Т. Веблин, Г. Зиммель, В. Зомбарт, М. Вебер. Этап связанный со становлением науки маркетинг. 50-ые годы идея психоанализа овладела умы маркетологов и внедрение качественных методов исследования в практику маркетинговых исследований. 60-ые годы сильны тенденции идеологии «информационного человека», сильное влияние со стороны кибернетики на все сферы человеческой деятельности. 70-ые года знаменуются процессом институционализации науки о поведении потребителей в США, несущие в себе характерные черты для американского общества. Особенности изучения поведения потребителя в Европе. Появление новых тенденций в изучении поведения потребителя с точки зрения культуры и социальных проблем с привлечением специалистов из различных отраслей.
Проблема значительного превышения предложения над платежеспособным спросом. Изменение в мотивации и поведении потребителей. Усиление дифференциации потребительских рынков. Спад в мировой экономики 90-ых годов. Внедрение современных технологий маркетинга – массовое производство на заказ, индивидуализованный маркетинг.
Тема 1.3 Знания. Мотивация и самовосприятие.
Знание о продукте, анализ осведомленности, анализ имиджа. Знание цены, сопоставление цена-качество. Знание о покупке, где и когда покупать. Знание об использовании продукта. Теоретические и эмпирические знания.
Сущность мотивации, основные теории мотивации. Мотивационная теория и маркетинговая стратегия. Динамика процесса мотивации. Понимание потребности и его методы исследования (фокус группы, глубинное интервью, этнографические наблюдения). Классификация потребностей.
Тема 1.4 Личность, ценности и стиль жизни. Ресурсы потребителей.
Индивидуальность и программа маркетинга. Личность Психоаналитическая теория личности, социальная теория, теория самоконцепции, теория индивидуальных черт личности. Эмоции, типы эмоций, эмоции в рекламе.
Персональные ценности. Шкала ценностей Рокича и шкала ценностей Шварца.
Концепция жизненного стиля. Методы описания жизненного стиля. Психографика.
Экономические ресурсы, измерение ресурсов, определение потенциала рынка. Как выделить высший и низший рынок.
Временные ресурсы, товары потребляющие время, услуги и товары сберегающие время. Современные тенденции в деле временного ресурса в мировом сообществе.
Раздел 2 Влияние среды
Тема 2.1 Влияние культуры на сферу потребления.
Что такое культура? Концепция культуры. Функционирование культуры, культурные ценности и поведение потребителей, идентификация культурных ценностей. Основные культурные ценности: влияние на маркетинг.
Культурные вариации в вербальных и невербальных коммуникациях (время, пространство, дружба, соглашение, вещи, символы, этикет). Кросс культурный анализ основополагающий инструмент для разработки стратегии международного маркетинга.
Тема 2.2. Влияние этнической культуры
Микрокультура и этнические модели. Поликультурные общества: этнические культуры, религиозные культуры, географический фактор.
Афро-американская культура. Азиатско-американская культура. Латиноамериканская культура. Франко-канадская культура. Россия полиэтническая страна. Российская культура как проявление азиопов.
Тема 2.3. Социальные классы и статус потребителя. Влияние ситуации.
Социальные классы и поведение потребителя. Классовое разделение общества, понятие социального класса. Система неравенства, детерминанты социального класса, кристаллизация статуса. Динамика стратов в обществе.
Стратификация общества и сегментация. Социальные классы и маркетинг. Типы ситуаций. Коммуникационные ситуации, ситуации покупки и ситуация использования покупки.
Факторы ситуационного влияния. Физическое окружение, социальное окружение и временная перспектива. Цель потребительского поведения. Предшествующие состояния.
Ситуация использования. Взаимодействие ситуации и человека. Неожиданное влияние ситуации на поведение потребителя: месте покупки, пользования и т.д.
Тема 2.4. Персональное влияние. Влияние семьи и домашнего хозяйства.
Влияние референтных групп. Типы референтных групп. Три формы влияния: нормативное влияние, влияние ценностей, информационное влияние.
Вербальное влияние. Модели персонального влияния. Люди оказывающие влияние. Типы коммуникаций «из уст в уста». Использование персонального влияния в маркетинговой стратегии.
Семья как объект изучения в поведении потребителей. Что такое семья и что такое домашнее хозяйство?
Факторы оказывающие влияние на покупки семьи/домашнего хозяйства. Ролевое поведение. Роли в семье и домашнем хозяйстве. Фактор занятости. Уменьшение различий между полами.
Жизненный цикл семьи. Традиционный жизненный цикл семьи. Модифицированная матрица жизненного цикла семьи.
Изменения в структуре семьи и домашнего хозяйства. Изменение роли мужчины и женщины. Социализация и влияние детей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Практической работой студенты занимаются на протяжении изучения всей дисциплины. Основными формами практической работы студентов при изучении дисциплины являются:
1. Выполнение работ аналитического характера,
2. Подготовка наглядных образцов по отдельным темам дисциплины.
Преподаватель сам в течение семестра определяет конкретный вид индивидуальной работы для того или иного студента либо студент может предложить свой вариант индивидуальной работы по актуальной для него тематике в контексте настоящей дисциплины.
Оформление работы
Обязательными элементами оформления работы являются:
1. Титульный лист.
2. План работы. Разделы плана (не повторяя названия темы) должны полно отражать тему работы, ее основные положения (не более 3-4).
3. Список литературы, должен быть составлен в соответствии ГОСТ, источников должно быть не менее 5.
4. Отпечатанная на белой бумаге А4 формата, поля слева – 3 см, остальные – 1.5 см, шрифт Таймс, размер 14, интервал 1.5, работа должна быть обязательно скрепленная.
5. Объем работы не должен превышать 25 страниц.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Введение в науку «Поведение потребителей». Цели и задачи предмета. Сущность поведения потребителей. Современное состояние науки о потребителе. Понятие потребления.
2. Исторические этапы развития науки «Поведение потребителя». Этап экономической теории: М. Вебер, К. Маркс, Г. Зиммель и т.д., этап развития в рамках маркетинга, этап вторжения психоанализа, этап теории «информационного человека», этап институционализации науки о поведении потребителя, современный этап развития науки.
3. Принципы изучения потребительского поведения. Американская школа и европейская. Значение качественных методов изучения потребителя. Особенности изучения потребителя непосредственно в ситуации покупки.
4. Взаимоотношения системы «Социум и потребитель». Основные субъекты системы. Этичность в отношении потребителя. Современное состояние прав потребителя.
5. Потребитель будущего. Основные характеристики, процесс потребления будущего. Потребитель - гегемон на рынке. Информационные перегрузки. Концепция «24 часа» как основа развития потребителя будущего.
6. Глобальные изменения и их влияния на поведение потребителей. Основополагающие изменения внешней среды, характеристика внешней среды. Характер воздействия и её причина возникновения, сила, степень, важность, длительность.
7. Простейшая модель поведения потребителя. Основные блоки, «черный ящик» сознания потребителя. Факторы, оказывающие влияние на поведение индивидуума.
8. Проблемы сегментации в разрезе поведения потребителя. Современные воззрения на процесс сегментации потребителей. Основные подходы в сегментации. Роль концепции «Индивидуализированный маркетинг» в процессе сегментации.
9. Основные методы исследования поведения потребителя. Количественные и качественные исследования. Значимость качественных исследований для выявления глубинных мотивов потребителя.
10. Розничная торговля и поведение потребителей. Современное состояние розничной торговли. Потребитель в системе электронной торговли. Основные факторы, оказывающие влияние на потребителя. Процесс выбора места покупки.
11. Основы мерчендайзинга. Принципы. Цель и задачи. Основные приемы мерчендайзинга. Тенденции развития мерчендайзинга.
12. Взаимоотношения «бренд-потребитель». Понятие бренд, торговая марка. Основные компоненты взаимоотношения «бренд-потребитель». Роль бренда в формировании лояльности потребителя.
13. Семья и домохозяйство в поведении потребителей. Понятие семья, домохозяйство. Жизненный цикл семьи. Основные изменения, протекающие в семье. Характеристика семьи как единицы потребления.
14. Значимость стратификации общества для поведения потребителя. Основные критерии выделения стратов, наиболее актуальные критерии. Классификация стратов. Основные типы структуры общества.
15. Роль и место референтных групп в поведении потребителя. Классификация референтных групп. Основные формы влияния референтных групп на индивидуума. Публичное и приватное потребление.
16. Культурные факторы, влияющие на поведение потребителя. Концепция культуры в описании поведения потребителя. Основные механизмы влияния культуры на потребителя. Культурные ценности, влияющие на поведение потребителя.
17. Реклама и другие маркетинговые коммуникативные каналы оказывающее влияние на поведение потребителей. Современная структура маркетинговых коммуникаций. Концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций. Перераспределение ролей и целей в условиях глобализации мировой экономики.
18. Влияние жизненных циклов товара, семьи, технологий на поведение потребителя. Эффект совмещения. Роль технологий при формировании поведения потребителя, его взаимосвязь с ЖЦТ и ЖЦС. Значение волновых процессов протекающих в мировой экономике.
19. Упаковка в поведении потребителя. Функции упаковки и наиболее важная для потребителя. Значение возможности творческой модификации упаковки. Основные инструменты упаковки при влиянии на потребителя.
20. Динамика шоппинга. Технология «нон-стоп». Значение сенсорных систем в динамике шоппинга. Создание необходимых условий для режима «нон-стоп» и динамических процессов покупки.
21. Современные концепции управления поведения потребителя. Бизнес-модели ориентированные на потребителя. Технология «баз данных» для управления потребителем. Современные тенденции управления потребителем. Проблема легитимности технологий воздействия на потребителя.
22. Влияние ситуативных факторов на поведение потребителя. Классификация. Характеристика типов и факторов ситуации. Механизмы создания ситуаций для совершения покупки и потребления.
23. Знания как основной фактор познания потребительских качеств товара. Структура знаний. Измерение знаний. Формирование знаний основная задача менеджера по управлению потребителями.
24. Отношение потребителей как возможность прогнозировать поведение потребителя и управлять в дальнейшем. Структура отношений.
25. Восприятие как основной инструмент формирования бизнес-моделей. Структурные элементы восприятия. Система взаимоотношений и иерархия ценностей. Сложности при исследовании восприятия потребителя.
26. Система обработки информации. Структура обработки информации. Память как один из ключевых элементов обработки информации. Роль скорости обработки информации для принятия решения в месте покупки.
27. Обучение потребителя как конкурентный фактор. Использование условных и безусловных рефлексов в обучении потребителя. Основные инструменты для обучения потребителя. Роль и место памяти в процессе обучения.
28. Роль индивидуальности в поведении потребителя. Персональные ценности. Концепция «индивидуализированного маркетинга». Личность и эмоции в принятии решения о покупке. Особенности поведения групп потребителей узкого сегмента.
29. Половые различия в поведении потребителей. Мужское и женское начало в процессе покупки. Изменения роли женщин в современном обществе, феминизм. Появление товаров унисекс. Особенности поведения групп потребителей узких сегментов.
30. Позиционирование. Три ипостаси позиционирования: функциональное, символическое, эмпирические. Позиционирование как инструмент формирования своего потребителя.
31. Ценности как регулятор поведения потребителя. Структура ценностей. Механизмы формирования ценностей. Факторы вызывающие эволюционирование ценностей. Формирование нового поколения потребителей при смене ценностей.
32. «Стратегические окна». Понятия, причины возникновения, возможности для компаний при формировании спроса на рынке. Влияние «стратегических окон» на поведение потребителей.
33. Демографическая ситуация как основа для формирования стратегического плана развития компании по управлению поведения потребителя. Создание портрета будущих потребителей. Выявление новых рынков и ниш. Прогноз на емкость рынка.
34. Мотивация в поведении потребителя. Основные механизмы формирования мотивов. Важность создания адекватной мотивационной структуры для совершения покупки.
35. Аффективная составляющая в поведении потребителя. Классификация эмоций. Эмоция как основа принятия решений о покупке. Механизмы формирования эмоций.
36. Концепция жизненного стиля в поведении потребителя. Понятийный аппарат. Классификация. Роль стиля в сегментации. Перспективность развития концепции.
37. Потребление как символьный текст. Классификация. Самоактуализация через производство символов. Роль референтных групп в формировании символьного текста.
38. Цена как фактор потребительского поведения. Классификация потребителей на основе цены. Механизм воздействия на потребителя через цену. Поведение потребителя во время инфляции. Понятие психологических цен в регуляции поведения потребителя.
39. Мода и поведение потребителя. Понятие моды, стиля. Формирование моды. Высокая мода, прет-а-порте, повседневная мода. Фазы движения моды.
40. Понятие ДНК-бренда и его влияние на потребителя. Элементы ДНК. Основа ДНК. Значение ДНК-бренда для формирования устойчивого спроса у потребителя.
41. Управление знаниями о потребителях. Формирование баз данных, канала обратной связи. Основные инструменты по управлению потребителем.
42. Понятие потребительской преданности и ее управление. Типы потребительской преданности. Основные направления управления. Сложности создания лояльности у потребителя.
43. Индивидуальный и социальный подход в изучении поведении потребителя. Различия в подходах. Преимущества каждого подхода и их слабые места.
44. Типы процессов принятия потребительских решений. Решение привычной проблемы, ограниченной проблемы, расширенной проблемы и импульсного решения. Феномен усложненного и упрощенного поведения потребителя.
45. Когнитивные процессы в поведении потребителя. Рациональная основа в принятии решения.
46. Понятие потребительской ценности и создания цепочки ценностей и системы представления их для потребителя. Проектирование канала товародвижения для презентации созданных ценностей.
47. Этапы процесса принятия решения о покупке. Характеристики этапов. Наиболее критичные этапы.
48. Структурный состав рынка по степени восприятия инновационных продуктов. ЖЦТ и потребители. Значение новаторов для товаров новинок. Формирование спроса в рамках инновационной политики компании.
49. Классификация переменных, формирующих принятие решения о покупке. Наиболее значимые переменные для потребителя и маркетолога. Переменные, подвергающиеся прямому регулированию.
50. Факторы, определяющие внимание потребителя. Личные детерминанты, стимульные детерминанты, ситуационные детерминанты.
51. Мотивы покупок. Понятие нужда, потребность. Система «бренд-потребитель». Система информационного обеспечения. Значение мерчендайзинга для создания спонтанных стимулов для совершения покупки. Этические аспекты формирования мотивационной структуры потребителя.
52. Особые типы покупательского поведения. Потребность в познаниях. Иррациональное поведение (фетиш). Ониомания.
53. Основные теории мотивации, используемые для характеристики поведения потребителя. Теории Мак Клелланда, Маслоу, Мак Гира. Множественность мотивов, мотивационный конфликт.
54. Основные элементы мерчендайзинга. Местоположение, фасад, планировка торгового зала, система навигации, шеллвинг, прайсинг, атмосфера магазина, внутримагазинная реклама. Важность адекватного и этичного ис-пользования элементов мерчендайзинга. Эффект синергизма.
55. Основные тенденции в развитии референтных групп. Проблемы урбанизации, концепция «24 часа». Понятие самодостаточности индивидуума. Снижение нормативного пресса. Другие формы проявления влияния референтных групп.
56. Этническая культура и поведение потребителей. Дифференциация культуры и этнокультуры. Геодемографическая мобильность как основа формирования этнической микрокультуры. Характеристика этнических культурных сегментов современной России.
57. Изменение роли PR системе формирования отношений потребителя. Из-менение роли рекламы. Доверие к PR-компаниям. Роль PR в создании сильных брендов и позиционировании его в сознании потребителя.
58. Позиционирование как основной инструмент регуляции поведения потребителя. Роль позиционирования в занятии доминирующего положения в сознании потребителя. Формирование степени лояльности к бренду. Основные проблемы и ошибки при позиционировании.
59. Память как основа для создания основы для принятия решения. Классификация. Понятие импритинга и энграм. Значение сенсорной памяти в динамике шоппинга.
60. Процесс сбора информации. Классификация источников информации. Методы сбора информации. Понятие избирательного восприятия, искажения и запоминания. Детерминанты информационного поиска.
61. Процессы после покупки. Основные действия после покупки. Понятие удовлетворенности покупкой. Значение для маркетолога процессов после покупки.
62. Кросс-культурные вариации в поведении потребителей. Необходимость в проведении кросс-культурного анализа при выходе на международный рынок. Проблемы сочетания глобальных целей и локальных условий. Опасности и сложности кросс-культурного анализа.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основная литература
1. Поведение потребителей [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Л.С. Драганчук. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 192 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Обложка) ISBN 978-5-16-009837-1 Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=459498 (дата обращения 24.05.2016).
2. Поведение потребителей [Электронный ресурс] : Учебник / О.Н.Романенкова - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9558-0404-0 Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=485432 (дата обращения 24.05.2016).
3. Дубровин, И. А. Поведение потребителей [Электронный ресурс] : Учебное пособие / И. А. Дубровин. - 4-е изд. - М.: Дашков и К, 2012. - 312 с. - ISBN 978-5-394-01475-8. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=415239 (дата обращения 24.05.2016).
4. Поведение потребителей [Электронный ресурс] : Учебное пособие / В.Н. Наумов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 248 с.: 60x88 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). - (Высшее образование: Бакалавриат). (обложка) ISBN 978-5-16-009416-8 Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=439646 (дата обращения 24.05.2016).
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………... | |
2. | ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………. | |
3. | МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ…………………………………………… | |
4. | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ АУДИТОРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ…………………………… | |
5. | ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ…………………………………………………….. | |
6. | 6БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….. |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Строительство в России цивилизованного рынка и рыночных отношений неизбежно ведет к обращению к наиболее ярким образцам рынка и рыночных отношений. Реформы, проводимые в России, предполагают создание сильной России. Обращение к самым выдающимся проявлениям рынка на Западе приводит нас к таким инструментам как маркетинг и менеджмент. С помощью их развитые страны смогли поднять свою рыночную экономику на самый высокий уровень развития. Нам необходимо взять из их богатого опыта именно то, что будет хорошо для нашего периода, для конкретного этапа развития. Краеугольным камнем в изучение маркетинга есть поведение потребителей, и является важной задачей для отечественных специалистов в области маркетинга, управления торговым предприятием и предприятия общественного питания.
Цели изучения дисциплины «Потребительское поведение в торговле» заключаются в том, что необходимо изложить важнейшие, основополагающие характеристики поведения потребителей. Изучить проблемы дифференциации в поведении потребителей в зависимости от различных факторов воздействия, как внешней среды, так и внутренней среды. Рассмотреть основные теории, излагаемые различными авторами. Исследовать поведение потребителей в России.
Задачей данной учебной дисциплины является приобретение и закрепление у студентов теоретических знаний и практических навыков для осуществления эффективной работы в различных коммерческих структурах, организациях, центрах, в том числе торгового профиля.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1.Введение в поведение потребителей
Тема 1.1. Общие основы и современная концепция поведения потребителей. Становление поведения потребителей в России.
Цели и задачи курса «Поведения потребителей». Сущность понятия «Поведение потребителей». Особенности современной концепции поведения потребителей. Принципы и методы науки о поведении потребителей. Предмет и объект, что такое потребление с точки зрения науки о поведении потребителя.
Современные школы и направления развития теории и практики поведения потребителя за рубежом. Особенности становления поведения потребителя в Российской Федерации.
Тема 1.2 Эволюция науки о поведении потребителей. Современные тенденции в мировой экономики и его влияние на поведение потребителей.
Исторические этапы развития науки о поведении потребителей. Начальный этап становления связан с экономической теорией К. Маркс, Т. Веблин, Г. Зиммель, В. Зомбарт, М. Вебер. Этап связанный со становлением науки маркетинг. 50-ые годы идея психоанализа овладела умы маркетологов и внедрение качественных методов исследования в практику маркетинговых исследований. 60-ые годы сильны тенденции идеологии «информационного человека», сильное влияние со стороны кибернетики на все сферы человеческой деятельности. 70-ые года знаменуются процессом институционализации науки о поведении потребителей в США, несущие в себе характерные черты для американского общества. Особенности изучения поведения потребителя в Европе. Появление новых тенденций в изучении поведения потребителя с точки зрения культуры и социальных проблем с привлечением специалистов из различных отраслей.
Проблема значительного превышения предложения над платежеспособным спросом. Изменение в мотивации и поведении потребителей. Усиление дифференциации потребительских рынков. Спад в мировой экономики 90-ых годов. Внедрение современных технологий маркетинга – массовое производство на заказ, индивидуализованный маркетинг.
Тема 1.3 Знания. Мотивация и самовосприятие.
Знание о продукте, анализ осведомленности, анализ имиджа. Знание цены, сопоставление цена-качество. Знание о покупке, где и когда покупать. Знание об использовании продукта. Теоретические и эмпирические знания.
Сущность мотивации, основные теории мотивации. Мотивационная теория и маркетинговая стратегия. Динамика процесса мотивации. Понимание потребности и его методы исследования (фокус группы, глубинное интервью, этнографические наблюдения). Классификация потребностей.
Тема 1.4 Личность, ценности и стиль жизни. Ресурсы потребителей.
Индивидуальность и программа маркетинга. Личность Психоаналитическая теория личности, социальная теория, теория самоконцепции, теория индивидуальных черт личности. Эмоции, типы эмоций, эмоции в рекламе.
Персональные ценности. Шкала ценностей Рокича и шкала ценностей Шварца.
Концепция жизненного стиля. Методы описания жизненного стиля. Психографика.
Экономические ресурсы, измерение ресурсов, определение потенциала рынка. Как выделить высший и низший рынок.
Временные ресурсы, товары потребляющие время, услуги и товары сберегающие время. Современные тенденции в деле временного ресурса в мировом сообществе.
Раздел 2 Влияние среды
Тема 2.1 Влияние культуры на сферу потребления.
Что такое культура? Концепция культуры. Функционирование культуры, культурные ценности и поведение потребителей, идентификация культурных ценностей. Основные культурные ценности: влияние на маркетинг.
Культурные вариации в вербальных и невербальных коммуникациях (время, пространство, дружба, соглашение, вещи, символы, этикет). Кросс культурный анализ основополагающий инструмент для разработки стратегии международного маркетинга.
Тема 2.2. Влияние этнической культуры
Микрокультура и этнические модели. Поликультурные общества: этнические культуры, религиозные культуры, географический фактор.
Афро-американская культура. Азиатско-американская культура. Латиноамериканская культура. Франко-канадская культура. Россия полиэтническая страна. Российская культура как проявление азиопов.
Тема 2.3. Социальные классы и статус потребителя. Влияние ситуации.
Социальные классы и поведение потребителя. Классовое разделение общества, понятие социального класса. Система неравенства, детерминанты социального класса, кристаллизация статуса. Динамика стратов в обществе.
Стратификация общества и сегментация. Социальные классы и маркетинг. Типы ситуаций. Коммуникационные ситуации, ситуации покупки и ситуация использования покупки.
Факторы ситуационного влияния. Физическое окружение, социальное окружение и временная перспектива. Цель потребительского поведения. Предшествующие состояния.
Ситуация использования. Взаимодействие ситуации и человека. Неожиданное влияние ситуации на поведение потребителя: месте покупки, пользования и т.д.
Тема 2.4. Персональное влияние. Влияние семьи и домашнего хозяйства.
Влияние референтных групп. Типы референтных групп. Три формы влияния: нормативное влияние, влияние ценностей, информационное влияние.
Вербальное влияние. Модели персонального влияния. Люди оказывающие влияние. Типы коммуникаций «из уст в уста». Использование персонального влияния в маркетинговой стратегии.
Семья как объект изучения в поведении потребителей. Что такое семья и что такое домашнее хозяйство?
Факторы оказывающие влияние на покупки семьи/домашнего хозяйства. Ролевое поведение. Роли в семье и домашнем хозяйстве. Фактор занятости. Уменьшение различий между полами.
Жизненный цикл семьи. Традиционный жизненный цикл семьи. Модифицированная матрица жизненного цикла семьи.
Изменения в структуре семьи и домашнего хозяйства. Изменение роли мужчины и женщины. Социализация и влияние детей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Практической работой студенты занимаются на протяжении изучения всей дисциплины. Основными формами практической работы студентов при изучении дисциплины являются:
1. Выполнение работ аналитического характера,
2. Подготовка наглядных образцов по отдельным темам дисциплины.
Преподаватель сам в течение семестра определяет конкретный вид индивидуальной работы для того или иного студента либо студент может предложить свой вариант индивидуальной работы по актуальной для него тематике в контексте настоящей дисциплины.
Пилотная тематика для практической работы