Тема 2.2. Фокусированное интервью и экспертный опрос.
Цель: умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций; дать бакалаврам представление о сущности методов фокусированного интервью и экспертного опроса, о специфике его подготовки и проведения. Привить навыки разработки методических документов для апробации метода (ПК-8, ПК-11).
Перечень изучаемых элементов содержания
Фокусированное интервью, фокус-группа, интервью, экспертный опрос
Вопросы для самоподготовки:
1. Опишите область применения метода фокусированного интервью, его достоинства и недостатки. Какова схема проведения фокус-группы? Что регламентируется в «сценарии» проведения фокус-группы?
2. Сформулируйте основные требования к форме и месту проведения фокус-группы. Как производится формирование выборки участников фокусированного интервью?
3. Какова роль модератора в процессе проведения фокус-группы? Рекомендации модератору по ведению фокус-групп. Типология фокус-групп.
4. Составьте методический инструментарий для проведения фокусированного интервью по предложенным преподавателем темам.
5. Опишите область применения метода экспертных оценок, его достоинства и недостатки. В чем специфичность генерации выборочной совокупности при использовании экспертных опросов?
6. Какие методы отбора экспертов в экспертные группы Вы можете перечислить? Назовите разновидности индивидуальной экспертизы. На каких этапах социологического исследования они могут быть использованы?
7. Назовите разновидности групповой экспертизы. На каких этапах социологического исследования они могут быть применены?
8. Какие возможные сочетания экспертных процедур Вы можете назвать? Каковы правила согласования экспертных мнений? Какие виды экспертных суждений Вы можете назвать? Составьте методический инструментарий для проведения экспертного опроса по предложенным преподавателем темам.
Формы контроля самостоятельной работы бакалавров: кейс-задания, доклады, рефераты
Кейс-задания для самостоятельной работы бакалавров:
Подготовить сообщение по одной из вышеперечисленных тем:
1. Назовите основные типы респондентов, участвующих в фокус-группах.
2. Перечислите типовые ошибки модератора.
3. Опишите процесс интерпретации данных, полученных методом фокус-групп.
4. Перечислите основные требования, предъявляемые к помещению, в котором проводится исследование методом фокус-групп.
5. Опишите область применения метода экспертных оценок, его достоинства и недостатки. В чем специфичность генерации выборочной совокупности при использовании экспертных опросов?
6. Какие методы отбора экспертов в экспертные группы Вы можете перечислить? Назовите разновидности индивидуальной экспертизы. На каких этапах социологического исследования они могут быть использованы?
7. Назовите разновидности групповой экспертизы. На каких этапах социологического исследования они могут быть применены?
8. Какие возможные сочетания экспертных процедур Вы можете назвать? Каковы правила согласования экспертных мнений? Какие виды экспертных суждений Вы можете назвать? Составьте методический инструментарий для проведения экспертного опроса по предложенным преподавателем темам.
Темы докладов:
1. Концепция групповой динамики как методологическая база метода фокус-групп.
2. Однообразие и вариативность метода фокус-групп в современных социологических исследованиях.
3. Методы фокусированного и глубинного интервью: сравнительная характеристика.
4. Специфика основных способов отбора экспертов в экспертные группы.
5. Основные правила организации групповой экспертизы
6. Наиболее популярные виды экспертизы в условиях современной России.
Темы рефератов:
1. Сравнительная характеристика глубинного и фокусированного интервью: область применения методов.
2. Модератор как руководитель фокус-группы: стили поведения.
3. Варианты представления результатов фокус-группы.
4. Виды экспертных суждений.
5. Проблема согласованности экспертов.
6. Варианты представления результатов экспертного опроса.