Тема 1.1. Сущность, принципы, методы, концепции и цели маркетинга

Общие положения

1.1. Цель и задачи учебной дисциплины.

Целью освоения дисциплины «Маркетинг» является получение знаний и навыков, необходимых для обеспечения работы менеджера, а именно: получение знаний о сегментации рынка, об организации маркетинговой службы; получение знаний о формировании товарной, ценовой и рекламной политики компании с целью обеспечения конкурентоспособности; получение знаний о формировании спроса и стимулировании сбыта; маркетинговых исследованиях с последующим применением в профессиональной сфере и практических навыков в сфере менеджмента; теоретических основ маркетинговой деятельности на современном рынке труда, соотнесенных с общими целями ОПОП ВПО, с последующим применением навыков на практике в сфере маркетинга, а также овладение методами принятия управленческих решений в научно-исследовательской и профессиональной деятельности.

Задачи учебной дисциплины:

В результате изучения курса выпускник должен решать следующие профессиональные задачи (в сфере организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности):

¾ владеть навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры;

¾ владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде;

¾ владеть навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности;

¾ анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений;

¾ участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений;

¾ владеть навыками документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений;

¾ оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли;

¾ владеть навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления;

¾ владеть навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов;

¾ оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Дисциплина «Маркетинг» Б1.В.ОД.1 относится к обязательным дисциплинам вариативной части направления подготовки 38.03.02«Менеджмент» (уровень бакалавриата), степень выпускника бакалавр.

Изучение учебной дисциплины «Маркетинг» базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися ранее в ходе освоения программного материала ряда учебных дисциплин:

Наименование дисциплины Необходимый для изучения учебной дисциплины объем
знаний умений владение
Экономика и управление организацией знать базовые экономические и маркетинговые категории уметь анализировать количественные закономерности и взаимосвязи экономических объектов и процессов с помощью математических и статистических методов и моделей; быть готовым к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения владеть базовыми знаниями о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик; владеть базовыми знаниями в области экономической теории; владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) экономической информации
Управление персоналом Знать формы и методы участия государства в регулировании труда и занятости уметь систематизировать, обобщать и анализировать информацию об основных процессах в социально-экономической сфере; уметь использовать компьютерные методы сбора, хранения и обработки (редактирования) экономической информации владеть базовыми знаниями в области менеджмента; владеть базовыми знаниями о нормативно-правовой системе государственного регулирования процессов на рынке труда


Изучение учебной дисциплины «Маркетинг» является базовым для последующего освоения программного материала учебных дисциплин «Управленческие решения», «Организация предпринимательской деятельности», «Стратегический менеджмент и управление проектами», проектных модулей по направленностям «Маркетинг», «Производственный менеджмент», «Управление проектами», а также для прохождения производственной практики.

1.3. Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы.

Процесс освоения учебной дисциплины направлен на формирование у обучающихся следующих профессиональныхкомпетенций:

¾ владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-1);

¾ владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде (ПК-2);

¾ владение навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности (ПК-3);

¾ способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-5);

¾ способность участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений (ПК-6);

¾ владение навыками документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений (ПК-8);

¾ способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли (ПК-9);

¾ владение навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления (ПК-10);

¾ владение навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов (ПК-11);

¾ способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели (ПК-17).

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:

Код компетенции Содержание компетенции Результаты обучения
ПК-1 владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры Знать: теоретические основы организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды
Уметь: проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры
Владеть: навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач
ПК-2 владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде Знать: теоретические основы разрешения конфликтных ситуаций
Уметь: проектировать межличностные, групповые и организационные коммуникации на основе современных технологий управления персоналом
Владеть: различными способами разрешения конфликтных ситуаций
ПК-3 владение навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности Знать: теоретические основы проведения стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности
Уметь: проводить стратегический анализ, разработку и осуществление стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности
Владеть: навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности
ПК-5 способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений Знать: методические основы разработки управленческих решений
Уметь: анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний
Владеть: практическими навыками функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений
ПК-6 способность участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений Знать: методические основы управления проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений
Уметь: управлять проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений
Владеть: практическими навыками управления проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений
ПК-8 владение навыками документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений Знать: теоретические основы документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности организаций
Уметь: документально оформлять решения в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций
Владеть: навыками документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности организаций
ПК-9 способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли Знать: теоретические основы проведения анализа поведения потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций
Уметь: оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций
Владеть: практическими навыками проведения анализа поведения потребителей и оценки воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций
ПК-10 владение навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления Знать: теоретические основы проведения количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений
Уметь: проводить количественный и качественный анализ информации при принятии управленческих решений
Владеть: навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений
ПК-11 владение навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов Знать: теоретические основы проведения анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации, ведения баз данных
Уметь: вести базы данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов
Владеть: навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации
ПК-17 способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели Знать: теоретические основы оценки экономических и социальных условий осуществления предпринимательской деятельности
Уметь: выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели
Владеть: способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели

2. Объем учебной дисциплины, включая контактную работы обучающегося с преподавателем и самостоятельную работу обучающегося

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 12 зачетных единиц.

Вид учебной работы Всего зачетных единиц Семестры
Аудиторные учебные занятия, всего 1,33 1,33 1,34
В том числе:        
Учебные занятия лекционного типа 1,33 0,44 0,44 0,45
Учебные занятия семинарского типа 2,67 0,89 0,89 0,89
Лабораторные занятия        
Самостоятельная работа обучающихся, всего 2,67 2,67 1,66
В том числе:        
Курсовой проект (работа)        
Расчетно-графические работы 4,99 0,99
Реферат 2,01 0,67 0,67 0,67
Другие виды самостоятельной работы:        
       
Вид промежуточной аттестации Зачет экзамен зачет зачет
Общая трудоемкость учебной дисциплины

3. Содержание учебной дисциплины

3.1. Учебно-тематический план по очной форме обучения

Объем аудиторных занятий составляет 144 часа, в том числе 96 часов занятий в интерактивных формах

Объем самостоятельной работы – 252 часа.

№ п/п Модуль, раздел (тема) Виды учебной работы, академических часов Формы контроля освоения обучающимися учебной дисциплины, рейтинговых баллов
Всего Самостоятельная работа обучающегося Контактная работа преподавателя с обучающимися Текущий контроль освоения обучающимися учебной дисциплины Промежуточная аттестация обучающихся
Всего Лекционного типа Семинарского типа Лабораторные занятия Работа на учебных занятиях семинарского типа Индивидуальные и групповые проекты, в том числе курсовые Контрольная работа, РГР, РПР, др. письменные работы Рефераты, эссе, др. творческие работы Другие виды Зачет Экзамен
I Модуль I. Основы маркетинга     3 сем.  
1.1 Сущность, принципы, методы, концепции и цели маркетинга              
1.2 Процесс управления маркетингом и его составные части            
1.3 Маркетинговые исследования и система маркетинговой информации                
1.4 Покупательское поведение потребителей            
1.5 Товар и марочная политика            
1.6 Виды ценовых решений в маркетинге              
1.7 Система маркетинговых коммуникаций                
1.8 Организация деятельности маркетинговой службы фирмы            
II Модуль II. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ     4 сем.  
2.1 Понятие маркетингового исследования. Глубинное интервью              
2.2 Фокусированное интервью и экспертный опрос            
2.3 Смешанные методики: холл-тесты, хоум-тесты, методика «таинственный покупатель»            
2.4 Анализ протокола и проективные методы              
2.5 Аудит розничной торговли, аудит торговых точек              
2.6 Кабинетные исследования              
2.7 Поведение потребителя как объекта маркетинговых исследований              
III Модуль III. Кадровый маркетинг      
3.1 Теоретические основы кадрового маркетинга            
3.2 Рынок труда в системе кадрового маркетинга            
3.3 Маркетинговые стратегии организации в кадровой сфере            
3.4 Взаимодействие организации с партнерами на внешнем рынке труда            
3.5 Поиск, отбор и продвижение персонала в системе кадрового маркетинга            
3.6 Маркетинговый подход к анализу рынка труда              
ВСЕГО ЧАСОВ              

3.3. Учебно-тематический план по заочной форме обучения

Объем учебных занятий составляет 38 часов.

Объем самостоятельной работы – 449 часов.

№ п/п Модуль, раздел (тема) Виды учебной работы, академических часов Формы контроля освоения обучающимися учебной дисциплины, рейтинговых баллов
Всего Самостоятельная работа обучающегося Контактная работа преподавателя с обучающимися Текущий контроль освоения обучающимися учебной дисциплины Промежуточная аттестация обучающихся
Всего Лекционного типа Семинарского типа Лабораторные занятия Работа на учебных занятиях семинарского типа Индивидуальные и групповые проекты, в том числе курсовые Контрольная работа, РГР, РПР, др. письменные работы Рефераты, эссе, др. творческие работы Другие виды Зачет Экзамен
I Модуль I. Основы маркетинга        
1.1 Сущность, принципы, методы, концепции и цели маркетинга                    
1.2 Процесс управления маркетингом и его составные части                    
1.3 Маркетинговые исследования и система маркетинговой информации                    
1.4 Покупательское поведение потребителей              
1.5 Товар и марочная политика              
1.6 Виды ценовых решений в маркетинге                    
1.7 Система маркетинговых коммуникаций              
1.8 Организация деятельности маркетинговой службы фирмы            
II Модуль II. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ      
2.1 Понятие маркетингового исследования. Глубинное интервью                
2.2 Фокусированное интервью и экспертный опрос              
2.3 Смешанные методики: холл-тесты, хоум-тесты, методика «таинственный покупатель»              
2.4 Анализ протокола и проективные методы                
2.5 Аудит розничной торговли, аудит торговых точек                
2.6 Кабинетные исследования                    
2.7 Поведение потребителя как объекта маркетинговых исследований                
III Модуль III. Кадровый маркетинг      
3.1 Теоретические основы кадрового маркетинга              
3.2 Рынок труда в системе кадрового маркетинга              
3.3 Маркетинговые стратегии организации в кадровой сфере              
3.4 Взаимодействие организации с партнерами на внешнем рынке труда              
3.5 Поиск, отбор и продвижение персонала в системе кадрового маркетинга              
3.6 Маркетинговый подход к анализу рынка труда              
ВСЕГО ЧАСОВ              

В случае применения электронного обучения при преподавании дисциплины объем часов и порядок освоения определяется Методическими указаниями для обучающихся по изучению дисциплины с применением электронного обучения, которые разрабатываются в виде приложения к настоящей рабочей программе.

4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине

МОДУЛЬ I. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА

Цели:изучение понятия маркетинга, его целей, принципов и организации; разработка и реализация стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности (ПК-3); анализ взаимосвязей между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки управленческих решений (ПК-5); участие в управлении проектом или программой организационных изменений (ПК-6); выявление новых рыночных возможностей и формирование новых бизнес-моделей (ПК-17).

Персонала

Цели:

– овладеть навыками анализа и оценки эффективности взаимодействия организации-работодателя с частными структурами содействия занятости (ПК-1, ПК-2);

– научиться использовать систему знаний о современных формах и методах деятельности частных структурах содействия занятости с целью обеспечения конкурентоспособности организации как работодателя на рынке труда (ПК-1)

Перечень изучаемых элементов содержания

– Формирование системы частных структур содействия занятости в России и за рубежом

– Организация взаимодействия организаций-работодателей с кадровыми агентствами

Вопросы для самоподготовки:

1. Функционирование системы частных структур содействия занятости: в странах с развитой рыночной экономикой

2. Направления деятельности частных структур содействия занятости в России на современном этапе

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся:доклад.

Темы докладов:

1. Хэдхантинг в современной России

2. Особенности деятельности кадровых агентств в России на современном этапе.

Информационные технологии

1. Персональные компьютеры;

2. Доступ к интернет

3. Проектор.

Программное обеспечение

1. Microsoft Office (Word, Excel),

Образовательные технологии

При реализации учебной дисциплины «Маркетинг» применяются различные образовательные технологии, в том числе технологии электронного обучения.

Освоение учебной дисциплины «Маркетинг» предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения учебных занятий в форме, разбор конкретных ситуаций и практических задач в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Удельный вес учебных занятий, проводимых в интерактивных формах составляет не менее 30 % аудиторных занятий (определяется учебных планом ОПОП).

В рамках учебной дисциплины «Маркетинг»предусмотрены встречи с руководителями и работниками организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой основной профессиональной образовательной программы.


Лист регистрации изменений

№ п/п Содержание изменения Реквизиты документа об утверждении изменения Дата введения изменения
1. * Протокол заседания кафедры № ____ от «____» сентября 20____ года __.__.____
2. * Протокол заседания кафедры № ____ от «____» сентября 20____ года __.__.____
3. * Протокол заседания кафедры № ____ от «____» сентября 20____ года __.__.____
4. * Протокол заседания кафедры № ____ от «____» сентября 20____ года __.__.____

Общие положения

1.1. Цель и задачи учебной дисциплины.

Целью освоения дисциплины «Маркетинг» является получение знаний и навыков, необходимых для обеспечения работы менеджера, а именно: получение знаний о сегментации рынка, об организации маркетинговой службы; получение знаний о формировании товарной, ценовой и рекламной политики компании с целью обеспечения конкурентоспособности; получение знаний о формировании спроса и стимулировании сбыта; маркетинговых исследованиях с последующим применением в профессиональной сфере и практических навыков в сфере менеджмента; теоретических основ маркетинговой деятельности на современном рынке труда, соотнесенных с общими целями ОПОП ВПО, с последующим применением навыков на практике в сфере маркетинга, а также овладение методами принятия управленческих решений в научно-исследовательской и профессиональной деятельности.

Задачи учебной дисциплины:

В результате изучения курса выпускник должен решать следующие профессиональные задачи (в сфере организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности):

¾ владеть навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры;

¾ владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде;

¾ владеть навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности;

¾ анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений;

¾ участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений;

¾ владеть навыками документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений;

¾ оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли;

¾ владеть навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления;

¾ владеть навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов;

¾ оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Дисциплина «Маркетинг» Б1.В.ОД.1 относится к обязательным дисциплинам вариативной части направления подготовки 38.03.02«Менеджмент» (уровень бакалавриата), степень выпускника бакалавр.

Изучение учебной дисциплины «Маркетинг» базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися ранее в ходе освоения программного материала ряда учебных дисциплин:

Наши рекомендации

Наименование дисциплины Необходимый для изучения уч