Тема 1.1. Сущность, принципы, методы, концепции и цели маркетинга
Общие положения
1.1. Цель и задачи учебной дисциплины.
Целью освоения дисциплины «Маркетинг» является получение знаний и навыков, необходимых для обеспечения работы менеджера, а именно: получение знаний о сегментации рынка, об организации маркетинговой службы; получение знаний о формировании товарной, ценовой и рекламной политики компании с целью обеспечения конкурентоспособности; получение знаний о формировании спроса и стимулировании сбыта; маркетинговых исследованиях с последующим применением в профессиональной сфере и практических навыков в сфере менеджмента; теоретических основ маркетинговой деятельности на современном рынке труда, соотнесенных с общими целями ОПОП ВПО, с последующим применением навыков на практике в сфере маркетинга, а также овладение методами принятия управленческих решений в научно-исследовательской и профессиональной деятельности.
Задачи учебной дисциплины:
В результате изучения курса выпускник должен решать следующие профессиональные задачи (в сфере организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности):
¾ владеть навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры;
¾ владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде;
¾ владеть навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности;
¾ анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений;
¾ участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений;
¾ владеть навыками документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений;
¾ оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли;
¾ владеть навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления;
¾ владеть навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов;
¾ оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Дисциплина «Маркетинг» Б1.В.ОД.1 относится к обязательным дисциплинам вариативной части направления подготовки 38.03.02«Менеджмент» (уровень бакалавриата), степень выпускника бакалавр.
Изучение учебной дисциплины «Маркетинг» базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися ранее в ходе освоения программного материала ряда учебных дисциплин:
Наименование дисциплины | Необходимый для изучения учебной дисциплины объем | ||
знаний | умений | владение | |
Экономика и управление организацией | знать базовые экономические и маркетинговые категории | уметь анализировать количественные закономерности и взаимосвязи экономических объектов и процессов с помощью математических и статистических методов и моделей; быть готовым к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения | владеть базовыми знаниями о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик; владеть базовыми знаниями в области экономической теории; владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) экономической информации |
Управление персоналом | Знать формы и методы участия государства в регулировании труда и занятости | уметь систематизировать, обобщать и анализировать информацию об основных процессах в социально-экономической сфере; уметь использовать компьютерные методы сбора, хранения и обработки (редактирования) экономической информации | владеть базовыми знаниями в области менеджмента; владеть базовыми знаниями о нормативно-правовой системе государственного регулирования процессов на рынке труда |
Изучение учебной дисциплины «Маркетинг» является базовым для последующего освоения программного материала учебных дисциплин «Управленческие решения», «Организация предпринимательской деятельности», «Стратегический менеджмент и управление проектами», проектных модулей по направленностям «Маркетинг», «Производственный менеджмент», «Управление проектами», а также для прохождения производственной практики.
1.3. Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы.
Процесс освоения учебной дисциплины направлен на формирование у обучающихся следующих профессиональныхкомпетенций:
¾ владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-1);
¾ владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде (ПК-2);
¾ владение навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности (ПК-3);
¾ способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-5);
¾ способность участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений (ПК-6);
¾ владение навыками документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений (ПК-8);
¾ способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли (ПК-9);
¾ владение навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления (ПК-10);
¾ владение навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов (ПК-11);
¾ способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели (ПК-17).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:
Код компетенции | Содержание компетенции | Результаты обучения |
ПК-1 | владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры | Знать: теоретические основы организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды |
Уметь: проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры | ||
Владеть: навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач | ||
ПК-2 | владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде | Знать: теоретические основы разрешения конфликтных ситуаций |
Уметь: проектировать межличностные, групповые и организационные коммуникации на основе современных технологий управления персоналом | ||
Владеть: различными способами разрешения конфликтных ситуаций | ||
ПК-3 | владение навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности | Знать: теоретические основы проведения стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности |
Уметь: проводить стратегический анализ, разработку и осуществление стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности | ||
Владеть: навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности | ||
ПК-5 | способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений | Знать: методические основы разработки управленческих решений |
Уметь: анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний | ||
Владеть: практическими навыками функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений | ||
ПК-6 | способность участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений | Знать: методические основы управления проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений |
Уметь: управлять проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений | ||
Владеть: практическими навыками управления проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений | ||
ПК-8 | владение навыками документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений | Знать: теоретические основы документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности организаций |
Уметь: документально оформлять решения в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций | ||
Владеть: навыками документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности организаций | ||
ПК-9 | способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли | Знать: теоретические основы проведения анализа поведения потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций |
Уметь: оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций | ||
Владеть: практическими навыками проведения анализа поведения потребителей и оценки воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций | ||
ПК-10 | владение навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления | Знать: теоретические основы проведения количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений |
Уметь: проводить количественный и качественный анализ информации при принятии управленческих решений | ||
Владеть: навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений | ||
ПК-11 | владение навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов | Знать: теоретические основы проведения анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации, ведения баз данных |
Уметь: вести базы данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов | ||
Владеть: навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации | ||
ПК-17 | способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели | Знать: теоретические основы оценки экономических и социальных условий осуществления предпринимательской деятельности |
Уметь: выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели | ||
Владеть: способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели |
2. Объем учебной дисциплины, включая контактную работы обучающегося с преподавателем и самостоятельную работу обучающегося
Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 12 зачетных единиц.
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц | Семестры | ||
Аудиторные учебные занятия, всего | 1,33 | 1,33 | 1,34 | |
В том числе: | ||||
Учебные занятия лекционного типа | 1,33 | 0,44 | 0,44 | 0,45 |
Учебные занятия семинарского типа | 2,67 | 0,89 | 0,89 | 0,89 |
Лабораторные занятия | ||||
Самостоятельная работа обучающихся, всего | 2,67 | 2,67 | 1,66 | |
В том числе: | ||||
Курсовой проект (работа) | ||||
Расчетно-графические работы | 4,99 | 0,99 | ||
Реферат | 2,01 | 0,67 | 0,67 | 0,67 |
Другие виды самостоятельной работы: | ||||
Вид промежуточной аттестации Зачет экзамен | зачет | зачет | ||
Общая трудоемкость учебной дисциплины |
3. Содержание учебной дисциплины
3.1. Учебно-тематический план по очной форме обучения
Объем аудиторных занятий составляет 144 часа, в том числе 96 часов занятий в интерактивных формах
Объем самостоятельной работы – 252 часа.
№ п/п | Модуль, раздел (тема) | Виды учебной работы, академических часов | Формы контроля освоения обучающимися учебной дисциплины, рейтинговых баллов | |||||||||||
Всего | Самостоятельная работа обучающегося | Контактная работа преподавателя с обучающимися | Текущий контроль освоения обучающимися учебной дисциплины | Промежуточная аттестация обучающихся | ||||||||||
Всего | Лекционного типа | Семинарского типа | Лабораторные занятия | Работа на учебных занятиях семинарского типа | Индивидуальные и групповые проекты, в том числе курсовые | Контрольная работа, РГР, РПР, др. письменные работы | Рефераты, эссе, др. творческие работы | Другие виды | Зачет | Экзамен | ||||
I | Модуль I. Основы маркетинга | 3 сем. | ||||||||||||
1.1 | Сущность, принципы, методы, концепции и цели маркетинга | |||||||||||||
1.2 | Процесс управления маркетингом и его составные части | |||||||||||||
1.3 | Маркетинговые исследования и система маркетинговой информации | |||||||||||||
1.4 | Покупательское поведение потребителей | |||||||||||||
1.5 | Товар и марочная политика | |||||||||||||
1.6 | Виды ценовых решений в маркетинге | |||||||||||||
1.7 | Система маркетинговых коммуникаций | |||||||||||||
1.8 | Организация деятельности маркетинговой службы фирмы | |||||||||||||
II | Модуль II. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ | 4 сем. | ||||||||||||
2.1 | Понятие маркетингового исследования. Глубинное интервью | |||||||||||||
2.2 | Фокусированное интервью и экспертный опрос | |||||||||||||
2.3 | Смешанные методики: холл-тесты, хоум-тесты, методика «таинственный покупатель» | |||||||||||||
2.4 | Анализ протокола и проективные методы | |||||||||||||
2.5 | Аудит розничной торговли, аудит торговых точек | |||||||||||||
2.6 | Кабинетные исследования | |||||||||||||
2.7 | Поведение потребителя как объекта маркетинговых исследований | |||||||||||||
III | Модуль III. Кадровый маркетинг | |||||||||||||
3.1 | Теоретические основы кадрового маркетинга | |||||||||||||
3.2 | Рынок труда в системе кадрового маркетинга | |||||||||||||
3.3 | Маркетинговые стратегии организации в кадровой сфере | |||||||||||||
3.4 | Взаимодействие организации с партнерами на внешнем рынке труда | |||||||||||||
3.5 | Поиск, отбор и продвижение персонала в системе кадрового маркетинга | |||||||||||||
3.6 | Маркетинговый подход к анализу рынка труда | |||||||||||||
ВСЕГО ЧАСОВ |
3.3. Учебно-тематический план по заочной форме обучения
Объем учебных занятий составляет 38 часов.
Объем самостоятельной работы – 449 часов.
№ п/п | Модуль, раздел (тема) | Виды учебной работы, академических часов | Формы контроля освоения обучающимися учебной дисциплины, рейтинговых баллов | |||||||||||
Всего | Самостоятельная работа обучающегося | Контактная работа преподавателя с обучающимися | Текущий контроль освоения обучающимися учебной дисциплины | Промежуточная аттестация обучающихся | ||||||||||
Всего | Лекционного типа | Семинарского типа | Лабораторные занятия | Работа на учебных занятиях семинарского типа | Индивидуальные и групповые проекты, в том числе курсовые | Контрольная работа, РГР, РПР, др. письменные работы | Рефераты, эссе, др. творческие работы | Другие виды | Зачет | Экзамен | ||||
I | Модуль I. Основы маркетинга | |||||||||||||
1.1 | Сущность, принципы, методы, концепции и цели маркетинга | |||||||||||||
1.2 | Процесс управления маркетингом и его составные части | |||||||||||||
1.3 | Маркетинговые исследования и система маркетинговой информации | |||||||||||||
1.4 | Покупательское поведение потребителей | |||||||||||||
1.5 | Товар и марочная политика | |||||||||||||
1.6 | Виды ценовых решений в маркетинге | |||||||||||||
1.7 | Система маркетинговых коммуникаций | |||||||||||||
1.8 | Организация деятельности маркетинговой службы фирмы | |||||||||||||
II | Модуль II. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ | |||||||||||||
2.1 | Понятие маркетингового исследования. Глубинное интервью | |||||||||||||
2.2 | Фокусированное интервью и экспертный опрос | |||||||||||||
2.3 | Смешанные методики: холл-тесты, хоум-тесты, методика «таинственный покупатель» | |||||||||||||
2.4 | Анализ протокола и проективные методы | |||||||||||||
2.5 | Аудит розничной торговли, аудит торговых точек | |||||||||||||
2.6 | Кабинетные исследования | |||||||||||||
2.7 | Поведение потребителя как объекта маркетинговых исследований | |||||||||||||
III | Модуль III. Кадровый маркетинг | |||||||||||||
3.1 | Теоретические основы кадрового маркетинга | |||||||||||||
3.2 | Рынок труда в системе кадрового маркетинга | |||||||||||||
3.3 | Маркетинговые стратегии организации в кадровой сфере | |||||||||||||
3.4 | Взаимодействие организации с партнерами на внешнем рынке труда | |||||||||||||
3.5 | Поиск, отбор и продвижение персонала в системе кадрового маркетинга | |||||||||||||
3.6 | Маркетинговый подход к анализу рынка труда | |||||||||||||
ВСЕГО ЧАСОВ |
В случае применения электронного обучения при преподавании дисциплины объем часов и порядок освоения определяется Методическими указаниями для обучающихся по изучению дисциплины с применением электронного обучения, которые разрабатываются в виде приложения к настоящей рабочей программе.
4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине
МОДУЛЬ I. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА
Цели:изучение понятия маркетинга, его целей, принципов и организации; разработка и реализация стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности (ПК-3); анализ взаимосвязей между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки управленческих решений (ПК-5); участие в управлении проектом или программой организационных изменений (ПК-6); выявление новых рыночных возможностей и формирование новых бизнес-моделей (ПК-17).
Персонала
Цели:
– овладеть навыками анализа и оценки эффективности взаимодействия организации-работодателя с частными структурами содействия занятости (ПК-1, ПК-2);
– научиться использовать систему знаний о современных формах и методах деятельности частных структурах содействия занятости с целью обеспечения конкурентоспособности организации как работодателя на рынке труда (ПК-1)
Перечень изучаемых элементов содержания
– Формирование системы частных структур содействия занятости в России и за рубежом
– Организация взаимодействия организаций-работодателей с кадровыми агентствами
Вопросы для самоподготовки:
1. Функционирование системы частных структур содействия занятости: в странах с развитой рыночной экономикой
2. Направления деятельности частных структур содействия занятости в России на современном этапе
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся:доклад.
Темы докладов:
1. Хэдхантинг в современной России
2. Особенности деятельности кадровых агентств в России на современном этапе.
Информационные технологии
1. Персональные компьютеры;
2. Доступ к интернет
3. Проектор.
Программное обеспечение
1. Microsoft Office (Word, Excel),
Образовательные технологии
При реализации учебной дисциплины «Маркетинг» применяются различные образовательные технологии, в том числе технологии электронного обучения.
Освоение учебной дисциплины «Маркетинг» предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения учебных занятий в форме, разбор конкретных ситуаций и практических задач в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Удельный вес учебных занятий, проводимых в интерактивных формах составляет не менее 30 % аудиторных занятий (определяется учебных планом ОПОП).
В рамках учебной дисциплины «Маркетинг»предусмотрены встречи с руководителями и работниками организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой основной профессиональной образовательной программы.
Лист регистрации изменений
№ п/п | Содержание изменения | Реквизиты документа об утверждении изменения | Дата введения изменения |
1. | * | Протокол заседания кафедры № ____ от «____» сентября 20____ года | __.__.____ |
2. | * | Протокол заседания кафедры № ____ от «____» сентября 20____ года | __.__.____ |
3. | * | Протокол заседания кафедры № ____ от «____» сентября 20____ года | __.__.____ |
4. | * | Протокол заседания кафедры № ____ от «____» сентября 20____ года | __.__.____ |
Общие положения
1.1. Цель и задачи учебной дисциплины.
Целью освоения дисциплины «Маркетинг» является получение знаний и навыков, необходимых для обеспечения работы менеджера, а именно: получение знаний о сегментации рынка, об организации маркетинговой службы; получение знаний о формировании товарной, ценовой и рекламной политики компании с целью обеспечения конкурентоспособности; получение знаний о формировании спроса и стимулировании сбыта; маркетинговых исследованиях с последующим применением в профессиональной сфере и практических навыков в сфере менеджмента; теоретических основ маркетинговой деятельности на современном рынке труда, соотнесенных с общими целями ОПОП ВПО, с последующим применением навыков на практике в сфере маркетинга, а также овладение методами принятия управленческих решений в научно-исследовательской и профессиональной деятельности.
Задачи учебной дисциплины:
В результате изучения курса выпускник должен решать следующие профессиональные задачи (в сфере организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности):
¾ владеть навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры;
¾ владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде;
¾ владеть навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности;
¾ анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений;
¾ участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений;
¾ владеть навыками документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений;
¾ оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли;
¾ владеть навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления;
¾ владеть навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов;
¾ оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Дисциплина «Маркетинг» Б1.В.ОД.1 относится к обязательным дисциплинам вариативной части направления подготовки 38.03.02«Менеджмент» (уровень бакалавриата), степень выпускника бакалавр.
Изучение учебной дисциплины «Маркетинг» базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися ранее в ходе освоения программного материала ряда учебных дисциплин:
Наименование дисциплины | Необходимый для изучения уч |