Средства распространения рекламы
В настоящее время имеется большое многообразие средств распространения рекламы. Следствием этого является отсутствие их единой классификации как в мировой, так и в отечественной практике. Это зачастую затрудняет выбор конкретных инструментов при проведении рекламных мероприятий. Наиболее приемлемой для практических целей реализации концепции маркетинга может быть классификация, выделяющая:
* рекламу в прессе;
* печатную рекламу;
* аудиовизуальную рекламу;
* радио- и телерекламу;
* рекламные сувениры;
* прямую почтовую рекламу;
* наружную рекламу;
* компьютеризованную рекламу;
* выставки и ярмарки.
Реклама в прессе включает в себя самые различные рекламные материалы, опубликованные в периодической печати. Их можно подразделить на две основные группы: рекламные объявления и публикации обзорно-рекламного характера. Последние представляют собой различные статьи, репортажи, обзоры, несущие иногда прямую, а иногда косвенную рекламу. Практика показывает, что публикации обзорно-рекламного характера заключают в себе огромные возможности для эффективного воздействия на потенциального потребителя.
Для публикации рекламных объявлений и статей обзорно-рекламного характера используются такие виды периодических изданий, как газеты, журналы, бюллетени, справочники, путеводители и т.п. В зависимости от тематики все периодические издания подразделяются на общественной политические и специализированные (отраслевые издания, пресса по интересам). Общественно-политические издания наиболее подходят для размещения рекламы о товарах и услугах, рассчитанных на широкие слои населения. Рекламные материалы о товарах промышленного назначения, рассчитанные на прочтение специалистами тех или иных областей производства, науки и техники, более целесообразно публиковать в специализированных изданиях.
В силу своей оперативности, повторяемости, широкого охвата реклама в прессе является одной из самых эффективных.
Для того, чтобы реклама в прессе достигла желаемой группы потенциальных покупателей, надо выбрать наиболее подходящие издания. С этой целью целесообразно составить полный перечень всех периодических изданий, посредством которых можно охватить целевую аудиторию.
После выбора в качестве носителей рекламы конкретных изданий приступают к решению таких вопросов, как месторасположение рекламного объявления и его размеры.
Месторасположение рекламы в издании может в очень существенной степени сказаться на ее эффективности. Поместив объявление прямо над редакционным текстом «Редакция не несет ответственности за достоверность сведений, указанных рекламодателями,» — вы можете абсолютно безрезультатно истратить деньги на рекламу.
Принимая решение о выборе места для рекламного объявления, следует учитывать три взаимосвязанных эффекта.
1.Позиционный эффект определяется, в первую очередь, той особенностью, что европейцы читают слева направо и вследствие этого взгляд человека движется также. В связи с этим правая сторона различается и запоминается лучше потому, что там взгляд останавливается. Следовательно, это лучшее место для помещения рекламного объявления.
2.Эффект контраста проявляется в том, что на внимание читателя оказывает влияние множество факторов, таких как расположенные по соседству рекламные объявления, их дизайн, шрифт и т.д.
3.Учет эффекта слияния впечатлений требует анализа того, какие материалы окружают ваше объявление. Было бы не совсем разумным помещать объявления на товар, приобретаемый исключительно женщинами, на спортивной полосе газеты, основными читателями которой являются мужчины.
Во многих случаях месторасположение рекламы оказывается настолько важным, что необходимо точно договориться о нем с издателем. Это потребует дополнительных затрат, но обеспечит рекламе гораздо большую эффективность.
Немаловажную роль играют размеры объявления. Они определяются необходимостью его повторения, величиной средств, особенностями рекламного обращения, намечаемыми целями и т.п. Так, если на рынок внедряется новый товар, требующий подробного разъяснения порядка пользования им или связанных с ним преимуществ, для изложения задуманного потребуются значительные площади. Следует подчеркнуть опасность разовой публикации крупноформатного объявления в газете или журнале. Серия публикаций меньшего размера в том же издании практически даст больший эффект, а возможно, даже и обойдется дешевле.
Печатная реклама включает рекламные листовки, афиши, буклеты, проспекты, каталоги, брошюры и т.д.
Печатная реклама распространяется различными путями. Это может быть рассылка через почту, доставка непосредственно на предприятия или распространение, например, в ходе выставок, презентаций, при контактах в процессе личной продажи.
Аудиовизуальная реклама включает в себя рекламные кинофильмы, видеофильмы и слайдфильмы. В настоящее время прослеживается тенденция к увеличению выпуска видеофильмов вместо кинофильмов. Это вызвано такими преимуществами видеорекламы, как более оперативное и экономичное производство, тиражирование, возможность использования широкой гаммы выразительных электронных спецэффектов, удобство демонстрации с помощью бытовых видеомагнитофонов. Специфическим видом видеорекламы является видеоэкспресс-информация. Она представляет собой оперативно сделанный видеосюжет о каком-либо существенном для фирмы - рекламодателя событии (празднование юбилея, выпуск первой партии нового товара и т.п.).
Радио - и телереклама являются, пожалуй, самыми массовыми по охвату потребителей средствами распространения рекламы.
Самыми распространенными видами рекламы по радио являются радиоролики, рекламные радиообъявления, рекламные радиорепортажи.
Наиболее эффективны они при рекламе товаров и услуг, рассчитанных
на широкие слои населения. Радиореклама обычно используется для информирования и напоминания. Ее подготовка в большинстве случаев
требует участия опытных специалистов в этой области, которые должны
проделать большую работу от разработки подходящего сценария до его
воплощения в аудиозаписи. Целесообразно проводить исследования популярности радиопрограмм у различных категорий слушателей. Это не
обходимо для того, чтобы из всей аудитории радиослушателей выделить
потенциальных покупателей рекламируемых товаров и использовать для
доведения информации конкретные радиопрограммы.
Телевизионная реклама обладает целым рядом специфических черт. Прежде всего, телевидение имеет широкие возможности оказывать целенаправленное воздействие и вызывать желаемую ответную реакцию зрительской аудитории. Благодаря комбинации изображения, цвета, движения и звука достигается высокая степень привлечения внимания. Кроме того, телевидение обеспечивает широкий охват, а также хорошую географическую и демографическую избирательность.
Среди самых распространенных видов телевизионной рекламы можно выделить телевизионные рекламные ролики, телевизионные рекламные объявления, а также рекламные телезаставки в перерывах между передачами.
Прямая почтовая реклама представляет собой рассылку рекламных сообщений в адреса определенной группы лиц-потребителей или возможных деловых партнеров.
В связи с тем, что прямая почтовая реклама является чрезвычайно эффективным средством, обеспечивающим целенаправленный охват большого числа потенциальных потребителей, она получила значительное распространение во многих странах. У нас же она еще используется сравнительно мало.
Наиболее часто используемыми формами и типами отправлений прямой почтовой рекламы являются письма, проспекты, рекламные листовки, буклеты, брошюры, каталоги, бланки-заказы, приглашения, программы и т.д.
Основные отличительные особенности прямой почтовой рекламы состоят
Эффективным средством для представления потребительских товаров является наружная реклама. Она рассчитана, прежде всего, на восприятие широкими слоями населения. Тем не менее, в последнее время все большее число предприятий различных сфер деятельности используют ее при проведении комплекса мероприятий престижной рекламы.
Выставки и ярмарки занимают особое место в арсенале средств рекламного воздействия, так как представляют очень широкие возможности демонстрации рекламируемых товаров и установления прямых контактов с непосредственными покупателями и деловыми партнерами. Особенно эффективны выставочные мероприятия в сочетании с комплексом других средств рекламы.
Арсенал средств рекламы стремительно развивается и совершенствуется по самым различным направлениям. Поэтому приведенная нами классификация и краткая характеристика основных средств распространения рекламы достаточно условна и не является идеальной. Дело в том, что между отдельными средствами и видами рекламы нет четких и жестких границ.
Личная продажа
Личная продажа как одна из составных частей комплекса маркетинговых коммуникаций призвана обеспечить формирование благоприятных представлений о товаре и побудить потенциальных покупателей к его покупке. Она предусматривает прямой (индивидуальный) контакт представителей товаропроизводителя с конечным потребителем. Специалистов, занимающихся личной продажей, называют по-разному: торговые агенты, торговые консультанты, инженеры по сбыту, представители Ни местах, агенты по услугам, маркетинговые агенты, коммивояжеры.
* На многих стадиях процесса покупки (особенно на стадии формирования покупательских предпочтений и убеждений) личная продажа является наиболее эффективным средством воздействия на потребителя.
Процесс личной продажи достаточно сложен. Поэтому необходима специальная подготовка торговых агентов и планирование личной продажи.
1. подбор потенциальных покупателей
2. подготовка и контакт с покупателем
3. презентация товара
4. преодоление возможных возражений
5. заключение сделки
6. последующий контакт с покупателем
Первая стадия связана с подбором потенциальных покупателей. Отбор их может быть случайным, когда покупатели попадаются "под руку" продавцу (торговому агенту) сами собой. Главное, что в данном случае продавец может лишь в самых общих чертах представлять, кто перед ним и чего он хочет.
Отбор покупателей может быть также целенаправленным, когда сам продавец по определенным критериям отбирает покупателей и уже до начала переговоров может составить их "портрет". Решение этой проблемы значительно облегчается, когда фирма имеет хорошо развитую систему маркетинговой информации.
При подготовке к предстоящему контакту с потенциальным покупателем самым важным является принятие решения о стратегии личной продажи. Ее выбор в основном зависит от того, насколько потребитель информирован о товаре и его достоинствах до начала личной продажи в насколько целенаправленно отобраны потенциальные покупатели. Исходя из этого выбирается одна из двух возможных стратегий: стандартная или гибкая продажа.
Важнейшая стадия процесса личной продажи — это презентация (представление) товара. От того, как будет представлен товар, в значительной мере зависит его имидж, отношение покупателя, а, следовательно, и его заинтересованность в покупке. Общим условием успеха личной продажи является то обстоятельство, что покупатель произведет покупку товара только в том случае, если до или в ходе личной продажи получит достаточно положительную информацию о фирме, товаре и торговом агенте, его представляющем.
Умение преодолеть возможные возражения покупателя — важный шаг на пути достижения целей личной продажи. Возражения могут носить как психологический, так и логический характер. Возражения психологического характера определяются особенностями покупателя как личности. Их преодоление требует от продавца хороших знаний особенностей покупательского поведения, а также достаточного опыта в этой области.
В качестве высшей цели личной продажи выступает заключение сделки (однако не каждый контакт с потенциальным покупателем может доходить до этой стадии). Исключительное значение при этом имеет умение продавца почувствовать момент готовности покупателя к совершению сделки. Желательно, чтобы заключение сделки сразу же сопровождалось соответствующими процедурами.
Логическим завершением процесса личной продажи является последующий контакт с покупателем с целью выяснения степени удовлетворения его запросов предложенным товаром. Этот этап позволяет уточнить запросы и пожелания покупателей, что является исходным пунктом для совершенствования товаров и развития товарной номенклатуры предприятия.
Личная продажа — самый дорогостоящий элемент комплекса коммуникаций. Поэтому она активно применяется в торговле товарами производственного назначения, а также дорогими товарами повышенного риска.
Пропаганда
Пропаганда — важнейший компонент коммуникационной работы по связям с общественностью (public relations), которая представляет собой целенаправленную деятельность фирмы по организации общественного мнения. Работа по связям с общественностью преследует цели изучения складывающегося общественного мнения и формирования доброжелательного отношения к предприятию и его деятельности со стороны целевых аудиторий и широких масс.
К пропаганде как элементу коммуникационной стратегии предприятие прибегает при необходимости:
* создания и подтверждения своего имиджа;
* популяризации своих товаров;
* опровержения искаженной и (или) неблагоприятной информации
о себе.
Отношения с общественностью могут формироваться по нескольким направлениям, среди которых важнейшими являются:
1) организация связей со средствами массовой информации;
2) связи с целевыми аудиториями;
3) отношения с органами государственной власти и управления.
Установление прочных связей со средствами массовой информации позволяет использовать их для регулярного распространения соответствующих сведений с целью привлечения внимания к деятельности предприятия и его товарам. Поддержание непосредственных контактов с целевыми аудиториями служит укреплению взаимоотношений между фирмой и конкурентными группами потребителей. Отношения же с органами государственной власти и управления направлены на получение возможности оказывать определенное влияние на принятие решений регулирующего характера, касающихся осуществления предпринимательской деятельности в целом и предприятия в частности.
Благоприятное общественное мнение может быть создано также с помощью следующих мероприятий:
благотворительная деятельность (в пользу отдельных лиц и учреждений);
спонсорство различных событий культурного и спортивного характера;
деятельность по охране окружающей среды;
юбилейные мероприятия и презентации;
публикации различных отчетов о деятельности фирмы и ее достижениях.
Стимулирование сбыта
Стимулирование сбыта как элемент комплекса коммуникаций представляет собой использование набора инструментов, предназначенных для усиления ответной реакции целевой аудитории на различные мероприятия в рамках маркетинговой стратегии в целом и коммуникационной стратегии в частности. В отличие от рекламы, стимулирование сбыта является средством кратковременного воздействия на рынок. Оно не в состоянии обеспечить устойчивый спрос на товары и привлечь новых покупателей для налаживания продолжительных взаимоотношений. Однако эффект от мероприятий по стимулированию сбыта достигается значительно быстрее, чем в результате использования прочих элементов комплекса продвижения.
Стимулирование сбыта используется главным образом в следующих случаях:
* когда на рынке имеется множество конкурирующих товаров с практически одинаковыми потребительскими свойствами;
* для введения на рынок нового товара или выхода фирмы на новый
для нее рынок;
* для поддержания позиции товара при переходе его жизненного
цикла в стадию зрелости;
* для повышения осведомленности покупателей о предлагаемых
товарах;
* для оживления упавшего спроса.
Методы стимулирования сбыта могут быть применены по трем основным направлениям:
1) для стимулирования сферы торговли (посредников);
2) для стимулирования работников фирмы, занимающихся сбытом;
3) для стимулирования покупателей.
Инструментами для стимулирования сферы торговли (посредников)
фирмы пользуются тогда, когда их товары реализуются с помощью косвенного сбыта. В качестве целей стимулирования сферы торговли обычно выдвигается достижение наибольшего охвата рынка системой сбыта,
сведение на нет усилий конкурентов по стимулированию сбыта и формирование приверженности к фирме у представителей посредников. Конкретными методами стимулирования посредников являются:
* предоставление бесплатных партий товаров;
* предоставление специальных скидок;
* совместная реклама;
* торговые конкурсы и премии.
Стимулирование работников фирмы относится к сфере мотивации персонала и направлено на повышение качества работы и рост профессионального мастерства. С этой целью могут использоваться денежные премии, подарки, дополнительные отпуска, конкурсы.
В наибольшей степени применяется стимулирование сбыта в расчете на конечных потребителей. Ниже приводится характеристика основных из этих инструментов.
Предоставление бесплатных образцов — это очень эффективный, но в то же время достаточно дорогостоящий инструмент стимулирования потребителей. Поэтому прежде чем остановить выбор на нем, необходимо убедиться, что это будет оправдано. Данный инструмент рекомендуется в основном использовать при внедрении нового товара или при ориентации фирмы на новые рынки сбыта.
Премии — это товары, предлагаемые по довольно низкой цене или бесплатно в качестве поощрения за покупку другого товара. Премии могут выступать в самых разнообразных формах:
премии при покупке товаров на определенную сумму. В этом случае широкое распространение имеет предложение бесплатных теннисок, детских копилок, цветов, мелких предметов домашнего обихода;
самоликвидирующая премия — это товар, продаваемый по цене ниже обычной розничной цены. Применяется при продаже товаров по сниженным ценам (например, калькуляторов, телефонов, домашних компьютеров);
зачетные талоны — это специальный вид премии, по которой вознаграждение непосредственно не выдается при покупке или обращении к определенной услуге, а предоставляется в форме талона, по которому его можно получить в другом месте.
Скидки с цены — это довольно привлекательный и достаточно ощутимый для потребителя инструмент стимулирования сбыта. Он может применяться для поощрения клиентов, часто обращающихся за товарами и (или) приобретающих их в большом количестве. Использование этого стимулирующего средства основано на свойстве спроса меняться в обратно пропорциональной зависимости от изменения цены.
Свободное испытание и проверка изделия. Данный элемент стимулирования особенно эффективен при продаже новых технически сложных товаров. Он направлен на преодоление невосприимчивости ко всему новому и необычному. Однако достаточно сложен и дорог в организации и проведении.
В отношении продовольственных товаров, продукции сферы общественного питания к такому стимулированию сбыта относится дегустация.
Экспозиции в местах продажи. Практически все фирмы используют экспозиции своих продуктов в местах их продажи. Такие экспозиции в основном направляются на повышение осведомленности покупателей о предлагаемом товаре. Однако далеко не всякая экспозиция вызывает у покупателя желаемый интерес. Большое значение при оформлении экспозиции имеет ее увязка, согласование с проводимой рекламной кампанией и постоянное обновление (витрина).
Презентация товара приобретает все большее значение как элемент маркетинговой деятельности предприятий. Предприятия, активно применяющие этот инструмент стимулирования потребителей, создают специальные профессиональные команды, представляющие товары. Эти команды, творчески используя разнообразные средства демонстрации, в значительной степени способствуют возбуждению интереса целевой аудитории и желания у потенциальных покупателей приобрести тот или иной товар. Роль демонстраций велика во всех рыночных сегментах.
Гарантирование возврата денег, если товар по каким-либо причинам не подойдет или не понравится. Обычное условие при этом — возврат товара в сохранности. Никакого объяснения причин отказа от товара при этом не требуется, а сама процедура возврата должна быть предельно упрощена.
Продажа товара в кредит представляет собой рассрочку платежа, т.е. покупатель делает первоначальный взнос, а оставшуюся сумму выплачивает в течение определенного срока. После уплаты первого взноса товар переходит в собственность покупателя.
Использование упаковки, которую можно применять для иных целей после того, как товар будет потреблен. Например, банка из-под растворимого кофе в виде кофейника, вполне пригодного для приготовления этого напитка.
Конкурсы и игры. Довольно широко распространено мнение о том, что подобные средства стимулирования сбыта неприемлемы для солидной фирмы. Однако это достаточно эффективный способ поощрения потребления товаров и привлечения новой клиентуры.
Лотереи могут использоваться для аналогичных целей. В этой области фирмы обладают свободой творчества и могут придумывать совершенно необычные условия лотерей. Например, некоторые банки стремятся стимулировать использование клиентами автоматических кассовых машин посредством присвоения номера операции клиенту. Затем эти номера используются при розыгрыше лотереи.