Основные этапы осуществления рекламной деятельности
Рекламная деятельность в системе маркетинга приобретает черты целостного логического процесса с выделением ряда этапов:
1. определение целей рекламы
2. принятие решения о рекламном обращении
3. выбор средств распространения рекламы
4. разработка рекламного бюджета
5. оценка эффективности рекламной деятельности
Цели рекламы определяются принятой на предприятии общей стратегией маркетинга и его коммуникационной стратегией. Огромное разнообразие возможных целей можно свести к двум большим группам:
1) цели в области сбыта, которые должны привести к ощутимому
приросту объемов продаж или побудить потребителей к приобретению
товаров;
2)цели в области коммуникаций, направленные на передачу определенных идей, формирование имиджа предприятия, изменение потребительских привычек, что способствует росту уровня сбыта в долгосрочном периоде. Цели рекламы определяют подходы к разработке рекламного обращения. Прежде всего, следует проанализировать специфические свойства предлагаемого товара и установить перечень достоинств и выгод, которые может извлечь потребитель. В дальнейшем необходимо четко определить целевые аудитории, к которым будет обращено рекламное послание. При этом большое значение имеет оценка основных запросов потребителей избранного рыночного сегмента, а также четкое формулирование желаемого поведения потенциальных покупателей после воздействия рекламного обращения.
При разработке рекламного обращения необходимо принятие трех групп решений:
1) структура рекламного обращения;
2) форма рекламного обращения;
3) стиль рекламного обращения.
В огромном потоке рекламной информации обращение, состоящее из простого перечня достоинств того или иного товара, вряд ли может быть замечено потенциальными покупателями. У него будут крайне небольшие шансы на возбуждение интереса потребителя к прочтению (просмотру, прослушиванию) рекламы до конца. Совершенно ясно, что заставить кого-либо прочитать рекламное объявление попросту невозможно. Поэтому в самом обращении должно быть «нечто», что побудило бы читателя сделать это.
Грамотно построенное объявление привлекает к себе внимание даже при беглом взгляде. Кроме того, оно возбуждает интерес настолько, что заставляет читателя просмотреть и даже вчитаться в него.
Прежде чем приступать к разработке эффективного рекламного объявления, необходимо четко подобрать тему и девиз всей предстоящей рекламной кампании.
Очень часто допускается серьезная ошибка: рекламодатели с самого начала увлекаются разработкой отдельных рекламных элементов, в то время как разработка рекламного обращения должна начинаться с определения рекламной идеи, строгой концепции или рекламной темы. Тема рекламы должна соответствовать целям рекламной кампании и товару, который рекламируется.
Рекламный слоган — короткий лозунг или девиз, отражающий качество товаров, обслуживания, направления деятельности фирмы, иногда в прямой, чаще в иносказательной или абстрактной форме.
Слоган может быть удачным и неудачным, веселым или скучным, может
Структура рекламных обращений, распространяемых через различные средства, в целом должна соответствовать вышеперечисленным требованиям и рекомендациям.
Наряду с текстом (сценарием) важное значение для эффективности рекламы имеет цветовое решение рекламного объявления и его стиль. Влиянию цвета на психологию восприятия рекламных обращений посвящено много исследований. Выбор цветового решения рекламы осуществляется исходя из основной рекламной темы. Важное значение имеет и сочетание цветов.
Приняв решение о форме рекламного обращения, необходимо определиться также с такими его параметрами, как размер, иллюстрации, визуальное содержание и стиль, которые наилучшим образом соответствуют достижению сформированных ранее целей рекламы.
Под стилем понимают письменный или устный способ выражения мысли посредством подбора и соответствующего расположения слов, предназначенный для достижения ясности, также относится манера или тон, принятый в обращении, а также специфический, отличительный или характерный способ или манера действия.
Принято выделять пять основных функциональных стилей в рекламе:
* официально-деловой;
* научно-профессиональный;
* публицистический;
* литературно-разговорный;
* фамильярно-разговорный.
При выборе средств распространения информации необходимо также принять во внимание стоимость рекламы. Она учитывается двояким образом:
1. Общие расходы на рекламу;
Рекламные расходы в расчете на тысячу читателей (зрителей, слушателей).
Необходимо также провести расчеты стоимости рекламы с учетом бесполезной аудитории. Бесполезная аудитория — это часть аудитории, на которую обращена реклама, но которая не является целевым рынком фирмы.
Что касается рекламного бюджета, то его разработка предполагает учет следующих факторов:
• объем и размер предполагаемого рынка сбыта;
• роль рекламы в общем комплексе маркетинга предприятия;
• стадий жизненного цикла товаров;
• предполагаемые объемы сбыта и прибыли;
• затраты конкурентов на рекламу;
• собственные финансовые возможности.
Очевидно, что рекламная деятельность требует больших затрат средств. Поэтому чрезвычайно важно проводить оценку эффективности рекламы. Это позволяет:
* получить информацию о целесообразности рекламы;
* выявить результативность отдельных средств ее распространения;
* определить условия оптимального воздействия рекламы на потенциальных покупателей.
Абсолютно точно определить эффективность отдельных средств рекламы, рекламной кампании в целом в большинстве случаев не представляется возможным.
Необходимо различать:
1) экономическую эффективность рекламы (изменение объемов продаж);
2) эффективность психологического воздействия рекламы на сознание человека (привлечение внимания к рекламе, фиксация в памяти и т.д.).