Экстремалы против толстосумов
Когда «Батут-сити» только открывался, компания обошлась без массированной рекламы — разместили лишь щит на станции метро «Авиамоторная». Дальше сработало сарафанное радио. В итоге в клуб потянулась молодежь, занимающаяся экстремальными видами спорта. Это подготовленная и благодарная клиентура, которая прекрасно знает, для чего можно использовать батут. Но молодые люди не отличаются постоянством и клуб посещают время от времени. Как правило, они выбирают недорогую программу «Свободный полет», которая подразумевает разовое посещение за 400 руб. в час без тренера. В то время как один урок с тренером обходится в 600 руб. в час днем и 800 руб. вечером. «Нам невыгодно продавать разовые занятия без услуг тренера,— объясняет Парамонова.— Возможно, стоит принять волевое решение и их отменить. Но пока отказаться от них мы не можем — это привело бы к потере аудитории».
Переманивать более состоятельную клиентуру у фитнес-клубов пока у «Батут-сити» не получается. «Я уже отчаялась донести до людей, которые безуспешно пытаются похудеть, что батут — идеальный снаряд для сброса веса»,— рассказывает Парамонова. Другой потенциальной аудиторией могли бы стать дачники. «Сейчас многие покупают любительские батуты для дач, а что делать на них, не знают. Мы могли бы их научить, даже готовы разработать индивидуальную программу тренировок»,— говорит управляющий директор. Но как выйти на дачников, тоже не очень понятно.
Маркетинговый бюджет «Батут-сити» ограничен: клуб не может себе позволить тратить более 30 тыс. руб. в месяц на рекламу. В основном компания продвигает себя бесплатно — создала группы в популярных социальных сетях «В контакте» и «Одноклассники». Например, участники «В контакте» могут разместить в группе «Батут-сити» свою фотографию, запечатлев себя во время занятий каким-либо активным видом спорта, и получить в подарок бесплатное занятие в клубе. Компания также разыгрывает абонементы на разовые занятия на радио «Сити-FM». Наконец, в журнале «Красота и здоровье» вышли несколько статей о пользе занятий на батуте, подготовленных с помощью тренеров клуба.
Но, как признается Наталья Парамонова, все эти методы не слишком эффективны — большей частью они работают на все ту же молодежную аудиторию.
В тесноте
Проблемы «Батут-сити» усугубляются еще и тем, что помещение у клуба небольшое, и возможностей его расширить нет. Это даже не фитнес-центр, а скорее фитнес-студия — всего один зал с тремя батутами. Максимальное количество людей, которые могут заниматься одновременно,— шесть (трое прыгают, остальные в это время делают упражнения на растяжку, кувырки и др.).
Сейчас, пока загрузка клуба неполная, профессионалы занимаются в одно время, а менее спортивная публика — в другое. Но в дальнейшем нехватка места может стать тормозом для развития компании. «Я просто не представляю, как одновременно проводить занятия для экстремалов, которые крутят двойное сальто, и людей, пришедших для того, чтобы сбросить вес»,— говорит Парамонова.
Небольшое помещение накладывает и другие ограничения для привлечения «дорогих» клиентов. Так, здесь слишком мало дополнительных услуг: невозможно открыть ни фитнес-кафе, ни сауну с бассейном. Душ, раздевалка со шкафчиками — вот практически и все, кроме самих занятий, что может предложить своим клиентам «Батут-сити». Перепланировка зала, уменьшение его площади ради создания зоны отдыха для посетителей — для компании не выход. «Сегодня размеры зала оптимальны, если же пожертвовать площадями в пользу зон отдыха, то заниматься будет некомфортно»,— объясняет Наталья Парамонова.
Единственная дополнительная услуга, которую сейчас планируется ввести,— продажа немудреной «батутной» экипировки: чешки, налокотники, наколенники. Но это вряд ли существенно увеличит доходы клуба.
Правда, есть еще один способ повысить доходность — организовывать в «Батут-сити» праздники. Например, сегодня в клубе каждую субботу проводят детские дни рождения. Дети развлекаются под присмотром тренера и выполняют несложные прыжки. Это двухчасовое мероприятие для группы не более 12 человек, стоимость аренды зала — 7 тыс. руб. Как говорит Парамонова, услуга востребована. Но широко заниматься праздниками или проводить корпоративные мероприятия в «Батут-сити» не хотят. Во-первых, для Натальи Парамоновой важно, чтобы студия имела имидж спортивного, а не развлекательного центра. Во-вторых, конкурировать с многофункциональными развлекательными комплексами будет еще сложнее, чем с фитнес-клубами. Наконец, задача «Батут-сити» — получить клиентов, посещающих клуб регулярно, а не приходящих на разовые мероприятия.
Вопросы:
1. Как же привлечь в «Батут-сити» не только молодежь, но и состоятельных людей, которым кажутся слишком скучными занятия в фитнес-центрах? ____________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Стоит ли отказаться от предоставления недорогих услуг? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Можно ли совместить под одной крышей занятия для экстремалов и для более солидной аудитории? ____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Как сделать это с наименьшими потерями?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модуль 2. Создание бренда
Задание 1.Ответьте на следующие вопросы
Основными этапами процесса формирования бренда являются ______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите виды сравнений в брендинге_____________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основными требования при формировании бренда являются: _____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Придумайте название товару, магазину, салону красоты и проанализируйте, какие ассоциации оно вызовет в сознании потребителей. Приведите примеры неудачных названий, какие ассоциации они вызывают и какие последствия могут повлечь.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Составьте слоган для бренда, торговой марки (по вашему выбору), в котором будут заключены определенные потребительские ценности и ожидания.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Прочитайте кейс и ответьте на вопросы после текста
Предисловие
В кейсе описывается пример успешного развития российского анимационного проекта, создания и продвижения бренда на рынке потребительских товаров и мультипликационного проката. Четко определив целевой сегмент потребителей, создатели проекта сумели сотворить добрый образ продукта, что позволило завоевать симпатию зрителей сериала. Для продвижения продукции на рынке компания использует различные инструменты маркетинга. При развитии в конкурентной среде компании необходимы новые и эффективные инструменты продвижения продукции на рынке. Можно констатировать, что создателям проекта предстоит сложная творческая работа по формированию и развитию отличительного и неповторимого образа всего проекта «Смешарики».
Персонажи мультсериала «Смешарики», запущенного три года назад, уже обогнали по популярности Крокодила Гену, Чебурашку и Микки-Мауса, утверждают исследователи «Комкон». Создатели сериала зарабатывают не на телеэфире, а на бренде: в 2006 г., по их подсчетам,оборот товаров с изображением героев мультфильма превысил $50 млн. Большее количество лицензионных товаров в России продает только компания 0|$пеу. О проекте
Управляющая компания «Мармелад Медиа» с начала 2002 г. представляет на рынке детских товаров и услуг широкий ассортимент продукции под брендом «Смешарики». Основной задачей группы компаний «Мармелад Медиа» является предоставление комплекса детских товаров и ус луг под брендом «Смешарики», охватывающего все сферы интересов подрастающего поколения. В своей стратегии компания «Мармелад Медиа» придерживается последовательного освоения всех сегментов рынка детских товаров и услуг. Все компании, входящие в холдинг, работают по единым стандартам качества, тесно сотрудничают между собой и действуют в рамках единой корпоративной стратегии и культуры.
Сериал «Смешарики» — это первый крупномасштабный российский анимационный сериал. Целевая аудитория — дети дошкольного и младшего школьного возраста. Сериал создан в рамках культурно-образовательного проекта МИР БЕЗ НАСИЛИЯ, который реализуется в рамках федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе».
Сериал про круглых зверьков, с которыми происходят забавные истории, три года назад придумали Илья Попов, тогда глава компании «Фан гейм», выпускавшей настольные игры, и Анатолий Прохоров, один из создателей студии «Пилот», известной по фильмам «Следствие ведут Колобки» и «Братья Пилоты».
Производство сериала осуществляется на студии компьютерной анимации «Петербург», созданной в марте 2003 г. Эта студия — единственная в России, где весь процесс производства ведется в цифровом формате с использованием современных компьютерных технологий (НазЬ, Тооп Воот 51иФо и Мауа).
Творческая концепция проекта, предлагавшая воспитывать доброту и толерантность у детей 5-6 лет, способствовала получению господдержки. Производство сериала «Смешарики» осуществляется при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Мультфильм попал в эфир сразу трех каналов — «России», «Культуры» и СТС.
О героях сериала
«Смешарики» — это дружная семейка забавных круглых персонажей, каждый из которых имеет круг личных забот и обязанностей, увлечен определенным делом и является специалистом в какой-либо области знаний. Семья «Смешари- ков» — это модель общества, окружающего ребенка в реальной жизни. Мир «Смешариков» — это вымышленный мир, где все события основаны на реальных ситуациях, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. В сериале отсутствует традиционный отрицательный герой и весь сюжет строится на неожиданных ситуациях, возникающих в процессе общения разнохарактерных персонажей. Поведение персонажей основано на доброжелательном и открытом отношении к миру, Каждая серия — это простая история-метафора, окрашенная обаянием и необычностью участвующих в ней персонажей Разыгрывается серия в определенном жанре: комедийном, приключенческом, лирическом или детективном.