Тема 10 Организация службы маркетинга
Служба маркетинга фирмы: цель, задачи, функции. Виды организационных структур службы маркетинга. Функции маркетинговой службы. Варианты развития отечественных маркетинговых структур
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Основой при планировании и организации времени, необходимого на изучение дисциплины являются требования, изложенные в нормативных документах: федеральном государственном образовательном стандарте и настоящей рабочей программе. Аудиторная работа определяется в соответствии с учебным планом и регулируется расписанием.
Программа самостоятельной познавательной деятельности студентов предусматривает выполнение заданий для самостоятельной работы.
Бюджет времени для студентов по отдельному виду самостоятельной работы определяются преподавателем. Результатом работы преподавателя по нормированию самостоятельной работы является распределение выделенного аудиторного и внеаудиторного бюджета времени по сформулированным темам программы самостоятельной познавательной деятельности студентов.
Распределение объема времени на самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием.
Кроме этого, выделяемые часы используются для интерактивного обучения с использованием информационных ресурсов при выполнении учебных задач; знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины; изучения нормативной базы регулирования бюджетной системы.
При проведении семинарских занятий используются разные методы активизации учебной деятельности, а также работа малыми группами при решении общей учебной задачи. Промежуточный контроль знаний студентов проводится в форме опросов, тестовых заданий по завершению модулей дисциплины. Также осуществляется самоконтроль, проводимых малыми группами, когда каждая их групп задает вопросы другой малой группе и оценивает ее ответы. Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен.
В процессе теоретического обучения, выполнения практических задач, в том числе малыми группами, самостоятельной и исследовательской работы у студентов формируются профессиональные компетенции, определенные для данной дисциплины.
Цели самостоятельной работы: формирование способностей самостоятельно изучать и грамотно интерпретировать новые закономерности, процессы и явления в профессиональной области; умений осуществлять поиск источников, выбирать необходимую информацию и применять для решения практических задач; овладевать способами создания инноваций.
Самостоятельная работа осуществляется в процессе освоения дисциплины путем выполнения заданий при подготовке к семинарским занятиям. В задания включаются кейсы, краткие публичные сообщения о проблемах в изучаемой области, эссе, подготовка статей, докладов и др. Публичные представления результатов выполнения заданий сопровождаются презентациями, создание которых также является видом самостоятельной работы.
Рекомендации по выполнению отдельных видов самостоятельной работы
1) Подготовка к практическим занятиям осуществляется в соответствии с рекомендациями преподавателя. Как правило, она включает в себя повторение лекционного материала, проработка определенной литературы, подготовка какого-либо практического материала.
2) Методические рекомендации по работе с учебной и научной литературой.
Изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы рекомендуется выполнять в течение всего периода прохождения учебной дисциплины. Изучение литературы очень трудоемкая и ответственная часть подготовки к семинарскому занятию, написанию курсовой работы, эссе, доклада и т.п. Она, как правило, сопровождается записями в той или иной форме. Существует несколько форм ведения записей: план (простой или развернутый), выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект (текстуальный и тематический).
План. Это наиболее краткая форма записи прочитанного. Перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. План раскрывает логику автора, способствует лучшей ориентации в содержании данного произведения. План может составляться либо по ходу чтения материала, либо после полного прочтения. План во втором случае получается последовательным и стройным, кратким. Форма плана не исключает цитирования отдельных мест, обобщения более поздних материалов.
Выписки. Это либо цитаты, то есть дословное изложение того или иного материала из источника, необходимые студенту для изложения в курсовой работе, либо краткое, близкое к дословному изложение мест из источника, данное в понимании студента. Выписки лучше делать на отдельных листах или на карточках. Достоинство выписок состоит в точности воспроизведения авторского текста, в накоплении фактического материала, удобстве их использования при компоновке курсовой работы. Выделяя из прочитанного текста самое главное и существенное, студент при составлении выписок глубже понимает читаемый текст. Составление выписок не только не отнимает у студента время, но, напротив, экономит его, сокращая его на неоднократное возвращение к данному источнику при написании текста курсовой работы. Совершенно обязательно каждую выписку снабжать ссылкой на источник с указанием соответствующей страницы.
Тезисы доклада, статьи или другого объемного (как правило – текстового) материала – совокупность отдельных положений, логически связанных друг с другом. При этом часто подразумевается, что их доказательство имеет место в тексте основной (объемной) публикации. Основная цель написания любых тезисов - обобщить имеющийся материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрыть содержание относительно большой по объему публикации или доклада; глубоко разобраться в вопросе, проанализировать его и создать возможность противопоставления своих мыслей мыслям других, либо дополнения последних. Тезисы составляются по плану, однако существенно отличаются от него. Они передают содержание произведения, основные выводы автора и их обоснование. С помощью тезисов сжато и кратко передается то, что более подробно изложено в статье. Для тезисов характерна некоторая отрывочность изложения, краткость и категоричность. Главное отличие тезисов от других научных текстов – малый объем (1-2 печатные страницы), в котором необходимо изложить все основные идеи статьи.
Аннотация – краткая, точная, логически связанная и грамотно изложенная информация о содержании статьи. Аннотация не должна содержать второстепенную информацию. По своему содержанию аннотации бывают следующих основных типов: описательные; реферативные; критические; рекомендательные; методические и другие.
Описательная аннотация – краткое описание содержания текста с помощью безличных конструкций в форме краткой справки или описания может быть составлена на любой вид печатного произведения. Обычный объем описательной аннотации 300-500 знаков, т.е. в среднем аннотация содержит 3-4 предложения на любую печатную статью вне зависимости от ее размера. Текст описательной аннотации должен состоять из трех частей:
1. Вводная часть с выходными данными – название аннотируемого материала, фамилия автора, год издания, место издания, номер, объем (количество страниц, иллюстраций, таблиц).
2. Описательная часть – два-три основных положения, наиболее характерных для данной статьи. Они должны содержать в себе тематику (если она не раскрыта в названии), цель данной работы и область применения, а также способы, с помощью которых достигаются поставленные автором цели.
3. Заключительная часть, где содержатся отдельные особенности изложения материала, а иногда выводы.
Аннотация не имеет абзацев и начинается с существа вопроса или с вводных фраз, например: «Рассматриваются, исследуются, даются, показываются, содержатся и т.д.».
При аннотировании можно рекомендовать использовать следующую последовательность действий:
1. Прочтите заголовок текста. Определите, дает ли он представление о содержании текста.
2. Просмотрите, делится ли статья на разделы (есть ли подзаголовки).
3. Если «да», прочтите подзаголовки.
4. Обратите внимание, есть ли рисунки, схемы, таблицы.
5. Если «да», прочтите подписи под ними.
6. Прочтите первый и последний абзацы текста и по ключевым словам определите, о чем текст.
Наиболее распространенные ошибки при составлении аннотаций:
1. Использование шаблонных словосочетаний и отдельных слов: «Автор рассматривает…, в статье сообщается …».
2. Повторение темы заглавия печатного произведения без необходимых уточнений.
3. Употребление сложных синтаксических конструкций, придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов.
Конспект. Небольшое сжатое изложение изучаемой работы, в котором выделяется самое основное, существенное. Основные требования – краткость, четкость формулировок, обобщение важнейших теоретических положений. Составление конспекта требует вдумчивости, достаточно больших затрат времени и усилий. Конспект – это средство накопления материала для будущей курсовой работы. Конспектирование способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемого материала, помогает вырабатывать навыки правильного изложение в письменной форме важнейших теоретических и практических вопросов, умение четко их формулировать, ясно излагать своими словами. Конспект может быть текстуальным и тематическим. Текстуальный конспект посвящен определенному произведению, тематический конспект посвящен конкретной теме, следовательно, нескольким произведениям. В текстуальном конспекте сохраняется логика и структура изучаемого текста, запись идет в соответствии с расположением материала в изучаемой работе. В тематическом конспекте за основу берется не план работы, а содержание темы, проблемы, изучаемые студентом. Целесообразно составлять конспект после полного прочтения изучаемого материала. Конспект может включать тезисы, краткие записи не только тех или иных положений и выводов, но и доказательств, фактического материала, а также выписки, дословные цитаты, различные примеры, цифровой материал, таблицы, схемы, взятые из конспектируемого источника. При оформлении конспекта необходимо указать фамилию автора изучаемого материала, полное название работы, место и год ее издания. Полезно отмечать и страницы изучаемой работы. В конспекте надо выделять отдельные места текста в зависимости от их значимости (подчеркивания цветными маркерами, замечания на полях). Для записей всех форм целесообразно, в соответствии с планом курсовой, завести папки или большие конверты, в которые раскладываются записи по обработанным источникам. При этом важно не только привлечь более широкий круг литературы, но и суметь на ее основе разобраться в степени изученности темы. Стоит выявить дискуссионные вопросы, нерешенные проблемы, попытаться высказать свое отношение к ним. Привести и аргументировать свою точку зрения или отметить, какой из имеющихся в литературе точек зрения по данной проблематике придерживается автор и почему.
Методические рекомендации к работе с текстом.
1. Внимательно прочитайте текст. Выделите в нем основные смысловые части.
2. Выпишите непонятные или незнакомые для вас слова, обороты речи, выражения.
3. Проведите работу на терминологией: проверьте значение выделенных вами слов, выражений в приложении к тексту (если они там обозначены). Обратитесь к базовым учебникам или учебным пособиям, указанным в списке литературы. Используйте возможность поиска интересующих вас терминов и понятий в поисковых системах Интернет.
4. Определите, какая главная мысль заключена в каждой из них.
5. Составьте план по прочитанному материалу, используя результаты анализа текста.
6. Попытайтесь самостоятельно изложить содержание текста, опираясь на план.
7. После отработки текста обратитесь к выполнению практических заданий для самостоятельной работы.
8. Для выполнения заданий обращайтесь не только к тексту, но и к источникам учебной литературы, приведенной в списках основной и дополнительной литературы.
9. Для работы с литературой необходимо:
- отобрать необходимые для выполнения задания литературные источники;
- необходимо обратить внимание на автора (авторов) книги - возможно, в дальнейшем другие книги и/или статьи данного автора понадобятся вам в вашей дальнейшей профессиональной деятельности;
- внимательно ознакомиться с оглавлением книги, оно, как правило, укажет вам на наличие или отсутствие искомого материала;
- если какие-то фрагменты вас заинтересовали или показались важными - необходимо отксерокопировать/распечатать и сохранить их для дальнейшей работы;
- если необходимый источник найден в Интернете – его необходимо распечатать со ссылкой;
-рекомендуем завести отдельную папку (в компьютере – файл) с названием «Материалы к практическим занятиям», куда будут помещаться все найденные вами материалы;
- выбранные материалы необходимо внимательно прочитать и выделить в них главные с точки зрения полезности для выполнения задания части.
10. Используя собранный материал, постарайтесь своими словами, не переписывая тексты из литературных источников, связно изложить ответ на поставленный в задании вопрос, составив предварительно план ответа.
11. Письменное выполнение задания предусматривает изложение его в электронном виде, с указанием фамилии, имени и отчества выполнившего задание, а также с указанием темы задания и плана изложения.
12. В конце текста задания необходимо сделать выводы и заключение, а также указать список литературы и других источников, использованных при подготовке задания
3) Методические рекомендации по анализу конкретных ситуаций.
Решение практических ситуаций (кейсов, ситуационных задач) – это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем и применения полученных знаний на практике. При выполнении задания следует придерживаться следующей методики решения практических задач (кейсов и ситуаций).
1. Обобщение. Короткая, ясная и четкая констатация факта или события в ситуации, оценка результата развития события.
2. Формулирование проблемы. Краткая суть проблемы без симптомов и готового решения.
3. Участники событий: люди, их характеристики и высказывания; характеристика организаций.
4. Хронология событий. Может быть представлена в форме таблицы (вчера, сегодня, завтра).
5. Концептуальные вопросы. Требуют изучения лекции по теме практического занятия или самостоятельной проработки проблемы.
6. Альтернативные решения. Перечисляются возможные, по мнению студента, направления действий. Приводятся аргументы и оценивается каждая альтернатива. Предполагаются возможные положительные и отрицательные последствия выбора. Выбирается оптимальный вариант разрешения конкретной ситуации.
7. Рекомендации. Необходимо мотивировать выбранный вашей подгруппой или лично вами курс действий, приводящих к разрешению проблемы, и объяснить причины и рациональность его выбора.
8. План действий. Следует описать направление, ход действий и конкретные шаги по реализации выбранного курса, а также оценить, разрешена ли проблема.
9. Корректировка плана действий. После представления всех планов действий рабочих подгрупп осуществляется корректировка, если это необходимо, собственного плана и курса действий. Далее следуют ответы на замечания преподавателя.
10. Устранение «узких мест». Необходимо оценить соответствие личного видения ситуации и разобранных фактов ситуации, выявить пробелы – «узкие места» – в теоретических знаниях по курсу и практических навыках и умениях и стремиться к их устранению с помощью преподавателя, студентов других рабочих подгрупп и самостоятельной проработки управленческих проблем.
4) Организационно-методические рекомендации по подготовке и выполнению контрольной работы.
Контрольная работа является одним из видов самостоятельной работы студента. Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровне самостоятельности и активности обучающихся, в учебном процессе.
Контрольная работа – это творческий результат усвоения студентом материала изучаемой дисциплины. Выполнение работы предполагает хорошее знание теоретического и практического материала дисциплины «Маркетинг», что дает возможность выбора интересной, соответствующей возможностям обучающегося темы, применения элементов системного подхода к исследуемой проблеме.
Цель контрольной работы – проверить степень усвоения основных тем дисциплины «Маркетинг», суть которых состоит в изучении экономических основ рынка и поведения потребителей на рынке.
Выполнение контрольной работы включает несколько этапов работы:
· получение задания на контрольную работу;
· подбор и изучение литературы;
· написание и оформление контрольной работы;
· предоставление контрольной работы на проверку.
Правила выбора вопросов для написания контрольной работы. Из предложенного списка вопросов для написания контрольной работе студенту следует выбрать два наиболее его заинтересовавших.
Контрольная работа должна содержать следующие структурные элементы:
· титульный лист;
· задание на контрольную работу (вариант контрольной работы);
· основной текст;
· библиографический список;
· приложения (при наличии).
Титульный лист – начальный лист контрольной работы, который включается в общее количество страниц работы, но не нумеруется.
Задание на контрольную работу – выбранные студентом два вопроса из предложенного преподавателем перечня. Задание включается в текстовую часть после титульного листа, не нумеруется и не включается в общее количество листов.
Требования, предъявляемые к оформлению контрольной работы.
1. Объемы контрольной работы колеблется от 10 до 12 машинописных страниц.
2. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата.
3. По обеим сторонам листа оставляются поля размером: 30 мм. слева, 10 мм. справа и 20 мм. снизу и сверху, шрифт 14 Times New Roman, интервал - 1,5.
Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.
Допускается оформление контрольной работы без применения печатающих устройств в тетради. В этом случае следует писать разборчивым подчерком без помарок и подчисток, чернилами черного либо синего цвета, соблюдая абзацный отступ (1,25 см), междустрочный интервал (через одну строчку), страницы нумеровать арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки.
Содержание контрольной работы включает номера и наименование пунктов плана, подпунктов, список использованных источников с указанием соответствующих страниц. Заголовок «Содержание» располагается по середине страницы симметрично тексту и пишется с первой прописной буквы без точки в конце. Данный заголовок не нумеруются.
Основная часть контрольной работы должна содержать подпункты и раскрывать заявленные вопросы в контрольной работе в полном объеме. В основной части излагаются теоретические и методические положения, в случае необходимости приводятся расчеты конкретных показателей.
Порядок оформления основного текста контрольной работы представлен в Приложении В.
Библиографический список должен содержать сведения об источниках, использованных при выполнении контрольной работы (не менее 3). Библиографический список располагается в конце работы, но до приложений. Список использованных источников и литературы должен быть оформлен в соответствие с правилами указанными в:
- Приказе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 апреля 2008 г. № 95-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу». Библиографическая ссылка. Общиетребования и правила составления»;
- ГОСТ 7.1-2003. № 332-ст «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», введенным Постановлением Госстандарта РФ от 25 ноября 2003 года.- Подробнее на Referatwork.ru:
Первым этапом работы над заданием является подбор и ознакомление с литературой. Кроме рекомендованной кафедрой, студент должен использовать дополнительную литературу по своему усмотрению: журналы, газеты, статистические сборники, в которых помещаются новейшие материалы по маркетинговым исследованиям и проблемам. Желательно использовать материалы по Оренбургской области.
Для написания контрольной работы используются действующие законодательные и нормативные материалы, специальная экономическая литература, периодические издания за последние 2-3 года, статистические данные, а также Internet-ресурсы. Литературу по теме контрольной работы следует подбирать по каталогам, библиографическим справочникам, используя современные информационные технологии.
После подбора литературы следует приступить к ее изучению для составления плана написания контрольной работы. Начинать изучение литературы следует с законов и учебников. Затем следует перейти к периодическим изданиям. Такая последовательность позволяет постепенно накапливать и углублять знания, продвигаясь от простого к сложному, от общего к частному.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов.
Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции — это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Подготовительный этап работы к написанию текста контрольной работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным интервалом. Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник, а именно автор, название, выходные данные, номер страницы.
По завершении подготовительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста контрольной работы.
Требования к содержанию текста контрольной работы
Контрольная работа пишется на основе тщательно проработанных литературных источников. Текст контрольной работы пишется в строгом соответствии с составленным планом - схемой, позволяющей контролировать порядок расположения частей текста.
Во введении на 1-2 страницах раскрывается значение выбранной темы. Введение является очень важным разделом, в котором обосновывается актуальность темы, степень ее изученности, цель, задачи и исходные материалы для исследования. Введение не должно раскрывать темы контрольной работы, так как оно не является основной частью работы.
Введение имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении.
В основной части должны раскрываться сущность вопросов, которые обозначены в плане. Основной текст контрольной работы располагается с третьей страницы. Изложению вопроса предшествует его название. Основная часть контрольной работы должна включать:
- всесторонне рассмотренный теоретический материал по вопросу контрольной работы;
- обзор существующих точек зрения по изучаемой проблеме в экономической литературе и обозначается позиция студента;
- практические материалы в виде статистических данных, схем, графиков;
- анализ функционирования рассматриваемого понятия в зависимости от темы.
Используемый в работе статистический материал должен быть тесно связан с текстом. По возможности весь статистический материал необходимо свести в таблицы, графики, диаграммы, рисунки.
Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы контрольной работы, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.
Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, необходимо анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов – компиляции.
В заключении в сжатом виде следует привести основные выводы, сформулированные в результате изучения вопроса. Заключение должно опираться на материалы основного текста контрольной работы, т.е. оно не должно содержать новые моменты, не рассмотренные в основной части работы. Общий объем заключения 1-2 страницы.
В конце работы приводится список использованных источников.
Все вопросы контрольной работы должны быть тесно увязаны между собой и, иметь логические переходы от одного вопроса к другому.
Излагаемые вопросы в контрольной работе в соответствии с разработанным планом предварительно изучаются студентом на основе использования литературных источников, массовых статистических материалов в целом по миру, стране и Оренбургской области, законодательных актов по изучаемой проблеме. Работа в обязательном порядке должна содержать статистические данные по изучаемому вопросу за последние 1-2 года предшествующие сдаче контрольной работы на проверку.
При дословном заимствовании текста из литературных источников, а также при использовании статистических данных должна быть сделана ссылка по образцу с точным указанием автора, названия работы, места издания, года, страницы. Ссылки в тексте на источник дают в квадратных скобках. Сносок должно быть не меньше, чем источников использованной литературы.
Не следует злоупотреблять большим количеством цитат. Материал нужно излагать своими словами.
Для написания контрольной работы следует использовать научный стиль речи. В научный стиль тексту придают следующие конструкции:
Предметом дальнейшего рассмотрения является…
Остановимся прежде на анализе ….
Эта деятельность может быть определена как…
Следует подчеркнуть, что…
Это утверждение предполагает …
При этом … должно (может) рассматриваться как …
Из вышеприведенного анализа следует…
Подобная логика рассуждения позволяет сделать следующий вывод…
Следует отметить…
Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что…
и так далее
Не следует писать | Следует писать |
Ми видим, таким образом, что в целом ряде случаев… | Таким образом, в ряде случаев… |
Имеющиеся данные показывают, что… | По имеющимся данным |
Представляет собой | Представляет |
Для того чтобы | Чтобы |
Сближаются между собой | Сближаются |
Из таблицы 1 ясно, что… | Согласно данным таблицы 1 |
Конструкции, связывающие все композиционные части схемы-модели контрольной работы.
1) Переход от перечисления к анализу основных вопросов статьи.
В этой (данной, предлагаемой, настоящей, рассматриваемой, реферируемой, названной...) статье (работе...) автор (ученый, исследователь...; зарубежный, известный, выдающийся, знаменитый...) ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает...) ряд (несколько...) важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных...) вопросов (проблем...)
2) Переход от перечисления к анализу некоторых вопросов.
Варианты переходных конструкций:
Одним из самых существенных (важных, актуальных...) вопросов, по нашему мнению (на наш взгляд, как нам кажется, как нам представляется, с нашей точки зрения), является вопрос о...
Среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о...
Мы хотим (хотелось бы, можно, следует, целесообразно) остановиться на...
3) Переход от анализа отдельных вопросов к общему выводу
- В заключение можно сказать, что...
- На основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы...
- Таким образом, можно сказать, что... Итак, мы видим, что...