Тема Анализ ассортиментной политики организации
Целы работы - овладение умениями сбора информации о торговом или промышленном ассортименте организаций и анализа их ассортиментной политики.
Задачи:
-сбор информации об ассортименте товаров;
-сравнительный анализ изменения ассортимента за определенный период;
-определение основных направлений формирования ассортимента и обоснование их целесообразности.
Подготовка студентов к занятию.
1. Изучите учебник М.А.Николаевой Маркетинг товаров и услуг. -М.: Деловая литература, 2005. С. 120-125.
2. Соберите информацию об ассортименте выпускаемой или реализуемой организацией.
Вариант 1
Методика выполнения работы:
1. Сбор информации о торговом ассортименте осуществляется в организации, в которой работает студент, с использованием внутренних источников информации (прайс-листов, каталогов и т.п.). Информация собирается за год или полгода для выявления изменений. Целесообразно провести сбор информации об ассортименте конкурирующей организации.
Студенты очной формы обучения могут собрать информацию в магазинах, расположенных недалеко друг от друга и являющихся конкурентами, а также при посещении выставок-ярмарок. В этом случае собирается информация об ассортименте 3-х конкурирующих организаций.
Студенты вечерней и заочной форм обучения, а также II высшее выполняют работу во внеаудиторное время, а на занятиях только докладывают результаты или предъявляют преподавателю в письменном виде.
Собранная информация заносится в таблицу 1 или 2 следующей формы:
Таблица 1. Данные об ассортименте товаров..............(название организации)
Перечень товаров | Периоды | |||
Таблица 2. Данные об ассортименте конкурирующих организаций
Перечень товаров | Название обследованных организаций | ||
Пример: Сок «Тонус» | + | - | - |
«Наша семья» | - | + | - |
Примечание: В перечне указываются товары всех организаций без повторения, факт их наличия подтверждается « + ». а при отсутствии ставится «-».
Работа может выполняться путем установления и ассортимента предоставляемых услуг, если студенты работают в сфере обслуживания.
2. Сравнительный анализ собранной информации об ассортименте товаров осуществляется путем выявления одинаковых или аналогичных товаров, их устойчивого положения, а также появления новых товаров в одной или разных обследованных организациях.
3. Определение основных направлений формирования ассортимента. В организации могут быть выявлены для разных товаров одно или несколько направлений.
Обоснование целесообразности выбора выявленных направлений изменения ассортимента, в том числе с учетом формирования конкурентных преимуществ организации.
Итогом выполненной работы должно стать заключение о рациональности ассортиментной политики организации за обследованный период времени или разных организаций-конкурентов.
Тема Анализ сбытовой политики организации
Цель работы - приобретение умений анализа сбытовой политики организации, выявления уровней каналов распределения и их рациональности.
Задачи:
-выявление имеющихся каналов распределения и их уровней;
-оценка эффективности их функционирования и достаточности;
-установление направлений сбытовой политики обследованной организации.
Подготовка к занятию.
1.Изучите учебник М.А.Николаевой Маркетинг товаров и услуг. - М.: Деловая литература, 2014. С. 130-133.
2.Предварительный сбор необходимой информации.
Вариант 1
Методика выполнения работы
1.Сбор информации о поставщиках, посредниках и потребителях товаров определенных групп, подгрупп и видов организации (реальной или виртуальной).
2.Оформление каналов распределения по каждой товарной группе или виду товаров с помощью рисунков.
Пример оформления.
Молокозавод выпускает молоко, сметану, коровье масло и молочные
консервы.
3. Определите уровни каналов распределения и их целесообразность.
Например, для молока завод применяет 0 и 1-ый уровни каналов, а для сливочного масла - 0,1-ый и 2-ой уровни.
4. Установите направления сбытовой политики организации по объемам продаж, основания для их выбора. Дайте обоснование для их целесообразности.
5. Дайте заключение о рациональности сбытовой политики организации
6. Разработайте рекомендации по проведению маркетинговых мероприятий, необходимых для повышения эффективности сбытовой политики организации.