Тема Анализ конкурентной среды организации
Цель работы - овладение умениями анализа конкурентной среды
путем выявления организаций-конкурентов.
Задачи:
- определение перечня организаций-конкурентов на конкретном сегменте рынка;
-выявление сильных и слабых сторон конкурентов;
- установление конкурентных преимуществ организации;
- оценка степени интенсивности («силы») конкурентной среды.
Подготовка к занятию:
- изучить теоретический материал по учебнику Николаевой М.А.
Маркетинг товаров и услуг. - М.: Деловая литература, 2005. - С. 315-330.
-собрать маркетинговую информацию об организациях- конкурентах.
Ситуационные задачи
Задача 1. Крупный автозавод выпускает легковые автомобили среднего класса сложности для отечественных потребителей ..
Выявите организации-конкуренты, удовлетворяющие технологические потребности потенциальных приобретателей в средствах передвижения.
Укажите, являются ли конкурентами автозаводу следующие организации: 1.Автозавод, выпускающий другие модели легковых автомобилей того же класса сложности и реализующих их:
1а. за рубежом;
1б. внутри страны.
2. Ремонтные организации, оказывающие услуги по ремонту автомобилей.
3.Сервисные центры, оказывающие услуги по ремонту и прокату автомобилей.
4. Организации-импортеры автомобилей:
4а. среднего класса сложности:
4б. высокого класса сложности;
4в. Престижных моделей (Мерседес, Кадиллак и т.п.);
4г. Низкого класса СЛОЖНОСТИ.
Дайте обоснование ответов.
Укажите, какие еще возможные организации-конкуренты могут
быть у автозавода. Какие виды конкуренции возникают у разных
перечисленных организаций.
Задача 2. Очаковский пивзавод производит пиво торговой марки «Очаково» в 6 модификациях. Это пиво реализуется почти во всех регионах страны. Соберите информацию о наличии в Вашем регионе организаций, которые могут выступать конкурентами Очаковскому пивзаводу.
Какие из перечисленных организаций являются конкурентами пивзавода «Очаковский»:
1.Местный пивзавод;
2.Пивзавод «Степан Разин» в г. Санкт-Петербурге, реализующий пиво только в своем регионе;
3.Дистрибьютор чешского пивзавода, поставляющего пиво:
3а. в Ваш регион;
3б. в Москву и Санкт-Петербург;
4. Местный ликеро-водочный завод, производящий водку и настойки;
5.Молокозавод;
6. Пивной ресторан.
Дайте обоснование выбранных ответов. Укажите виды конкуренции, возникающие между организациями-конкурентами. Выскажите предложения о возможных конкурентных преимуществах каждого из перечисленных конкурентов.
Задача 3. Супермаркет «Копейка» относится к магазинам эконом-класса и реализует продовольственные товары. На расстоянии пешеходной доступности от него находятся следующие магазины: супермаркет «Пятерочка» эконом-класса, минимаркет «Продукты», престижный дорогой супермаркет «Седьмой континент», Универмаг, реализующий непродовольственные товары, продовольственный рынок. Укажите, какие из перечисленных предприятий розничной торговли относятся к организациям-конкурентам супермаркета «Копейка». Ответ обоснуйте. Какие виды конкуренции возникают между этими организациями и реализуемыми ими товарами.
Тема Определение этапов жизненного цикла продукции и разработка маркетинговых мероприятий для них
Цель работы - овладение умением определять этап жизненного цикла продукции и разрабатывать необходимые маркетинговые мероприятия с учетом особенностей продукции.
Задачи работы:
- анализ рыночной конъюнктуры и ее изменений за определенный период;
- определение этапа жизненного цикла продукции по его характерным признакам;
- разработка маркетинговых мероприятий для выявленного этапа
Методика выполнения работы
1. Определите жизненный цикл товаров, выпускаемых Вашей организацией (3-5 наименований), по наиболее характерным признакам для каждого этапа. Дня этого необходимо иметь следующие данные внутренней отчетности организации: изменения объемов продаж по выбранным товарам определенных торговых марок, продолжительность пребывания на рынке (выпуска им реализации). Последний показатель может быть разделен на определенные равнозначные периоды времени (например, 1, 3, 6, 9. 12, 15, 1В, 21, 24 мес.). Возможны и другие варианты периодов времени.
2. По каждой выбранной торговой марке товаров постройте график, где на одной оси координат отложены периоды времени, а на другой - объемы продаж товаров в натуральном или денежном выражении. В последнем случае цены должны быть одинаковыми или пересчитаны на сопоставимые цены.
3. Проанализируйте по шкале порядка выбранные торговые марки товаров.
4. Разработайте для каждой торговой марки программу маркетинговых мероприятий, способствующую либо переходу товара на наиболее привлекательный этап (например, со II на III) или задержания на определенном этапе (продление III и IV этапов).