Тема 12. Психотехнология эффективных презентаций
/. Организационно-психологические аспекты планирования и постановки презентации
2. Психотехнология устного выступления на презентации
3. Психология визуальных вспомогательных средств
4. Эффективные презентации: учет психологии аудитории
Ключевые понятия темы:
— психологические цели презентации;
— психотехнология поведения ведущего презентацию;
—психотехнологии визуальных средств презентации;
—психологические особенности аудитории презентации.
1. Организационно-психологические аспекты планирования и постановки презентации
Презентации, так же как и торговые ярмарки, выставки и показы дают возможность устанавливать контакты с людьми, мыслящими с точки зрения вероятной покупки, размышляющими об основной теме презентации. Способность дойти до людей с таким складом ума — огромное преимущество.
От уровня презентации товаров зависит результат сделки — положительный или отрицательный. Опытные бизнесмены знают, как серьезно нужно подходить к встрече с потенциальным покупателем. Они заранее готовятся к презентации, контролируют беседу и постепенно подготавливают успешный финал — совершение сделки.
Есть общий закон, применимый к любым проектам, в том числе и в психологии общения: чем раньше произошла ошибка, тем сильнее она влияет на весь проект и тем труднее возместить вред от нее. Презентация не является исключением.
В данном разделе освещаются ключевые в презентации товара или услуги проблемы, которые регулируются законами психологии.
Презентация опирается на вербальное, аудиальное и визуальное обеспечение или сопровождение и должна соответствовать сценарию. Перед написанием сценария необходимо тщательно проанализировать аудиторию, ожидаемую на презентации. Ведущий презентацию должен собрать аудиторию вместе, объединить людей одной идеей и не упускать их из виду.
Очень важно начать с определения приоритетов и первое, что необходимо сделать, —это точно сформулировать цель презентации.
Не будет преувеличением сказать, что самой главной целью презентации является убеждение человека или группы людей:
— принять или пересмотреть свою позицию;
— принять или изменить мнение;
— предпринять или воздержаться от какого-либо действия или решения.
Одна из определяющих подцелей презентации — оказать необходимое воздействие на аудиторию. Понятие "воздействие" включает в себя приемы и способы , призванные разбудить аудиторию, удивить ее и сделать более восприимчивой.
Дело только в том, относительно какого предмета требуется обеспечить убеждение и воздействие на аудиторию. Это значит, что самая общая цель, которую мы назвали главной, должна быть предельно конкретизирована.
Конкретизация цели предполагает нахождение ответа на вопрос: "Что мы стремимся сообщить аудитории?"
Цели — это то, что предполагается объяснить, предложить или продемонстрировать на презентации. Это должно быть обязательно связано с тем, какую выгоду или прибыль могут рассчитывать получить гости презентации. Все должно быть адресовано непосредственно их интересам.
Далее очень важно грамотно определиться с аудиторией. Это нахождение ответа на вопрос: "Кому мы стремимся это сообщить?". Для этого необходимо правильно понять свою аудиторию, а именно постараться выяснить у них степень интереса, информированности, понимания, опыта, сопротивления и предрассудков, с которыми могут столкнуться устроители презентации.
Когда первые два этапа отработаны должным образом, необходимо решить, как это все построить, то есть определиться со структурой. Первое, чему необходимо уделить пристальное внимание, — это вступление. Оно имеет двоякое значение:
— расставляет важные акценты в целях презентации;
— помогает ведущему упростить отношения с аудиторией с помощью "нейтрального" материала, который каждый может принять и согласиться с ним.
Здесь чем больше ведущий побуждает присутствующих кивать головами, тем лучше, если только все кивают одобрительно.
Далее ведущий произносит приветственные любезности, то есть просто благодарит людей -за то, что они нашли время прийти на презентацию, и выражает надежду на то, что они не пожалеют о том, как его провели.
Затем — представление ведущего и других выступающих.
Очень важно в конце каждого этапа презентации поддерживать обратную связь с аудиторией. Всякий раз, как поставлена точка в каком-то сообщении и ведущий дошел до паузы, полезно еще раз подумать о мышлении аудитории — какие вопросы возникли у нее в данный момент, как там у нее все отражается. Здесь полезны реплики типа: "Все хорошо, и все же нет ответа на мой вопрос...". Это помогает уберечь презентацию от превращения ее в непрерывный поток фактов, которые спустя какое-то время становится очень сложно воспринимать.
Окончание презентации так же важно, как и ее открытие. В процессе работы над завершением презентации необходимо возвратиться к первоначальному предложению. Цель презентации обязательно диктует ее окончание, которое обычно включает в себя следующие моменты:
— краткое резюме важнейших фактов и аргументов и повтор ключевых видеофактов;
— рекомендации по стратегии поведения участников презентации;
— предложения относительно ближайших шагов, если рекомендации приняты, с конкретными сроками;
— описание вспомогательной литературы по данной проблеме, если таковая имеется;
— благодарность за внимание;
— предложение задавать вопросы.
Организаторы презентации должны продумать массу "мелочей" и иметь четкое представление о следующем:
— как долго продлится презентация;
— будет ли она разбита на части;
— будет ли полностью проходить в одном помещении или потребуются перемещения в другие места;
— будут ли перерывы на кофе;
— какие разделы необходимо включить в презентацию и каково назначение каждого раздела;
— размечены ли разделы презентации по степени важности, чтобы в случае необходимости можно было быстро отсеять ненужную информацию: А — обязательно включить, Б — включить, если есть возможность, В — стоит упомянуть, если на это останется время;
— размещены ли разделы в логическом порядке с учетом времени;
— сделаны ли разделы достаточно короткими, чтобы увеличить период повышенного внимания аудитории;
— заканчивается ли каждый раздел важным сообщением;
— составлен ли порядок работы, о котором в общих чертах лучше договориться с аудиторией заранее, сохраняя возможность проявлять гибкость и мобильность в ходе презентации;
— продумано ли вступление, которое сразу бы завоевало аудиторию;
— проработан ли весь проект презентации в поисках моментов, где интерес понижается;
— выявлены ли объяснения или аргументы, которые слишком длинны или сложны;
— определено ли, что присутствующие должны будут запомнить, и продумано ли, что будет конкретно сделано, чтобы они действительно это не забыли;
— отмечены ли в программе те моменты, когда аудитория должна быть вовлечена в процесс выступления;
— все ли ведущие сделали наброски выступлений;
— решено ли, кого необходимо приглашать на презентацию и в каком количестве;
— какие решения приняты о месте проведения презентации. Устроителям презентации полезно иметь в виду, что кто-то должен все время обдумывать, улучшать и критиковать презентацию
исключительно с позиции зрителя.