История развития рынка информационных услуг
Российский ИТ рынок в том виде, в котором мы видим его сегодня развернул свою деятельность в начале 1990-х годов. Появление на российской торговой площадке информационных продуктов охарактеризовалось низким спросом и нежеланием предприятий инвестировать в долгосрочные IT-проекты, в основном из-за спада производства и низкой платежеспособности населения. Предприниматели того времени, объясняют это тем, что затраты на оборудование и технологии не приносили ожидаемого эффекта.
По мере стремления общества к информатизации, ситуация, сложившаяся на ИТ-рынке, менялась в сторону развития. Государство Российской Федерации, ставшее одним из основных потребителей ИТ-продуктов, начало проводить работы по созданию законодательных основ информатизации. Ко второй половине 1990-х годов были приняты такие законы, как «Об информатизации и защите информации», и «Об участии в международном информационном обмене». Эксперты сходятся во мнении, что на российский рынок ИТ повлияло глобализация общества и сотрудничество отечественных предприятий с иностранными контрагентами . И конечно же, говоря о становлении ИТ-рынка в России нельзя не упомянуть и сеть «Интернет», так как именно эта сеть во всем мире признана основным двигателем информатизации общества, и в следствии рынка ИТ.
В период с 2003 и до 2010 года аналитиками наблюдалось увеличение объемов российского информационного рынка. Существенно возрос спрос пользователей на компьютерное оборудование, на программное обеспечение, а также на ИТ-услуги. По данным аналитического агентства IDC объем ИТ-рынка в России к 2010 году увеличился до 32,64 млрд. долл.
Несмотря, на кризис 2009 года, который повлек за собой значительное снижение темпов роста до 3,6 млрд. долл., ИТ-рынок продолжил свой рост, и уже к 2011 году темп роста рынка составил 5,94 млрд. долл.
В настоящее время, Российский ИТ-рынок имеет устойчивые тенденции к росту. По данным аналитического агентства PMR за 2013, темпы роста рынка снизяться с 26,3 % в 2010 до 7,8 % в 2013 годах, в связи с тем, что рынок близится к насыщению. Снижение показателей является последствием экономического кризиса, в следствии которого большинство компаний понизили свои расходы в сфере информационных технологий.
На сегодняшний день, основными отраслями-лидерами по объему потребления по-прежнему остается госсектор, являясь основным заказчиком для ИТ-компаний. Это обусловлено тем, что государство заинтересовано в поддержании отечественного рынка информационных технологий и стремится поддерживать отечественных разработчиков ПО, посредством льготной налоговой политики и обеспечения согласованных действий между органами власти
Структура рынка информационных продуктов и услуг
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но и сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.
В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, имеющего несколько важнейших составляющих:
· техническую и технологическую составляющие – современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитую компьютерную сеть и соответствующие им технологии переработки информации;
· нормативно-правовую составляющую – юридические документы (законы, указы, постановления), которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке;
· информационную составляющую – справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию;
· организационную составляющую – элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.
Россия последовательно продвигается вперед по пути формирования пакета государственных информационных услуг. Благодаря личному вкладу и интересу к данным вопросам Президента и Правительства России за последние десять лет в этой сфере произошли значительные изменения: органы власти практически всех субъектов Российской Федерации имеют свои представительства в Интернете на региональном уровне и большинство – на районном и муниципальном уровнях. Это обеспечивает возможность гражданам получать дополнительную информацию о работе властных структур, обращаться к органам государственного управления через Интернет, способствует формированию открытого информационного общества.
В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка. Мы предлагаем вам следующее толкование этого понятия:
инфраструктура информационного рынка – это совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.
Инфраструктуру информационного рынка можно представить пятью секторами:
· научно-технической продукцией в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;
· объектами художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;
· услугами образования – всеми видами обучений;
· управленческими данными и сообщениями: политической и хозяйственной информацией, статистическими данными, данными о рыночной ситуации, рекламными сообщениями, оценками и рекомендациями по принятию решений;
· бытовой информацией: сообщениями общего характера, сведениями о потребительском рынке, сведениями о рынке труда.
В этой инфраструктуре отсутствуют три основных аспекта, характерные для информационного общества:
· технический – вся аппаратно-техническая база информатики;
· программный – все программные продукты информатики;
· коммуникационный – все виды компьютерных сетей и их инфраструктура передачи информации, все виды телефонной и факсимильной связи.
Кроме того, существует мнение относительно разделения на секторы рынка дистанционных информационных услуг:
· высокомонополизированный профессиональный рынок предоставляет пользователю информацию по его сфере деятельности;
· услуги поддержки управленческих решений позволяют использовать в фирме информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем;
· домашний рынок предоставляет услуги бытового характера, например, для электронных платежных операций и покупок.
Рис. 1.2. Секторы информационного рынка
Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг:
· 1-й сектор – деловая информация – состоит из следующих частей:
· биржевой и финансовой информации – котировок ценных бумаг, валютных курсов, учетных ставок, рынка товаров и капиталов, инвестиций, цен. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;
· статистической информации – рядов динамики, прогнозных моделей и оценок по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;
· коммерческой информации по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.
· 2-й сектор – информация для специалистов– содержит следующие части:
· профессиональную информацию – специальные данные и информацию для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т. д.;
· научно-техническую информацию – документальную, библиографическую, реферативную, справочную информацию в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
· доступ к первоисточникам – организацию доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.
· 3-й сектор – потребительская информация – состоит из следующих частей:
· новостей и литературы – информации служб новостей и агентств прессы, электронных журналов, справочников, энциклопедий;
· потребительской информации – расписаний транспорта, резервирования билетов и мест в гостиницах, заказа товаров и услуг, банковских операций и т. п.;
· развлекательная информация – игры, телетекст, видеотекст.
· 4-й сектор – услуги образования – включает в себя все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.
· 5-й сектор – обеспечивающие информационные системы и средства – состоит из следующих частей:
· программных продуктов – программных комплексов с разной ориентацией – от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системного программного обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечения по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;
· технических средств – компьютеров, телекоммуникационного оборудования, оргтехники, сопутствующих материалов и комплектующих;
· разработки и сопровождения информационных систем и технологий – обследования организации в целях выявления информационных потоков, разработки концептуальных информационных моделей, разработки структуры программного комплекса, создания и сопровождения баз данных;
· консультирования по различным аспектам информационной индустрии – какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т. д.;
· подготовки источников информации – создания баз данных по заданной теме, области, явлению и т. п.
В каждом секторе может быть организован любой вид доступа:
· непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях;
· дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных.
Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.
Функциями информационного бизнеса являются:
· управление финансами и ведение учета;
· управление кадрами;
· материально-техническое снабжение;
· организация производства;
· маркетинговые исследования;
· лизинговые операции;
· консультационное обслуживание;
· страхование имущества и информации;
· организация службы информационной безопасности;
· сервисное обслуживание.
Правовое регулирование на информационном рынке
Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее. В Российской Федерации, как уже отмечалось, принят ряд указов, постановлений, законов:
· «Об информации, информатизации и защите информации»;
· «Об авторском праве и смежных правах»;
· «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;
· «О правовой охране топологий интегральных схем».
Рассмотрим основные положения закона «Об информации, информатизации и защите информации», который является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов, нацеленных на успешное развитие информационного общества. С его помощью удалось частично решить ряд вопросов правового регулирования на информационном рынке, касающихся защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением «персональной» информации.
Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:
· Общие положения;
· Информационные ресурсы;
· Пользование информационными ресурсами;
· Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения;
· Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.
В законе определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое направление деятельности государства. Указано, что государство должно заниматься формированием и реализацией единой государственной научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации.
Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем определяются комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов и правовые положения по их использованию, а также предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух аспектах:
· как материальный продукт, который можно покупать и продавать;
· как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.
Закон закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию. Он направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы – формы, права и механизма реализации собственности на накопленные информационные ресурсы и технологические достижения. Кроме того, он обеспечивает защиту собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий, средств их обеспечения.
Ввод в действие закона, обеспечение выполнения его положений должно гарантировать значительную экономию средств и необходимые условия для более устойчивого развития экономики и построения демократического общества в России.
Прогноз на 2016-2017 г.г.
«Российский рынок ИКТ к концу 2015 г. продолжает движение «задним ходом», подталкиваемый ветрами глобальных макроэкономических факторов. Для ИТ-поставщиков перспектива стабилизации и возврата к росту выглядит такой же далекой, как это было в декабре 2014 г.», — сказал Роберт Фариш, вице-президент IDC в России и СНГ.
«Динамика ИКТ-расходов в России исторически повторяет динамику цен на нефть. К сожалению, 2015 г. не стал исключением, и по его итогам мы наблюдаем рекордное сокращение рынка в денежном выражении. Наиболее явное развитие событий в дальнейшем — это дальнейшее сокращение рынка в 2016 г. и восстановление в 2017 г.», — добавил Фариш.
«Прогнозы IDC строятся в долларах, и действительно, если смотреть на показатели выручки в валюте, спад ИКТ-рынка в 2014 г. составил 40-50%. Однако эта цифра связана с курсовой разницей: в рублях пока прогнозов нет, но уже сейчас можно сказать, что объем рынка останется примерно на уровне прошлого года», — прокомментировал CNews генеральный директор компании «Крок»Борис Бобровников.