Реклама как социально-психологический феномен
Всякая реальность - действенна, и всё действенное есть реальность.
Иоганн Готтлиб Фихте
Специалисты подсчитали, что средний человек за год сталкивается примерно с полутора тысячами новых рекламных сообщений. Каждое из них — отдельное и независимое, а все вместе они образуют пеструю мозаику, каждый из фрагментов которой находится на случайном месте. Как ни вглядывайся в эту мозаику, никакого продуманного узора в ней не проследишь и никаких взаимосвязей отдельных фрагментов не отыщешь.
Рекламная субкультура — это вообще любопытнейшее явление, в котором органически сосуществуют условность театра, выразительность плаката, реализм газетного репортажа, экспрессивность клоунады, интимность камерного общения-диалога, динамичность мультипликации, эстетика кино и эмоциональная напряженность человеческих отношений. Она имеет весьма своеобразный язык и особые выразительные средства — преобладание диалогических форм общения с миром вещей, принцип коллажа как способа организации информации, мозаичность и фрагментарность рекламного пространства, сиюминутность переживания времени, ощущение причастности ко всей общности людей, которые воспринимают то же самое рекламное сообщение...
А ведь реклам, с которыми постоянно сталкивается человек, гораздо больше, чем полторы тысячи в год, ведь подавляющее большинство из них повторяются неоднократно в газетах, журналах, по радио или на ТУ, а другие - щиты, троллы, листовки, наклейки, этикетки, плакаты, реклама в салонах и на бортах транспортных средств — неделями и месяцами находятся на одних и тех же местах. Получается, что каждый из нас постоянно находится «внутри» этой самой рекламной субкультуры, «внутри» огромного массива разнообразнейшей рекламной информации.
Знаете ли вы, откуда вообще взялось слово «реклама»? Латинское гес1атаге означает «кричать», «выкрикивать с целью привлечения внимания». Как же влияет этот хор кричащих вразнобой голосов на всех нас вместе и на каждого из нас в отдельности?
Давайте представим себе гипотетического «человека рекламного» — такого себе Ьото гес1ати5, который всю информацию об окружающем мире черпал бы исключительно из рекламных сообщений? Каким бы был его образ мира, то есть какою была бы его целостная система представлений об окружающем и об окружающих? Какие индивидуально-психологические черты, свойства и качества сформировались бы у него?
Для этого сначала надо понять, какие именно особенности рекламной субкультуры предопределили бы его способы мироощущения и мировосприятия.
Во-первых, в мире рекламы различные предметы, образы и явления существуют вне их взаимозависимостей, то есть в виде случайной мозаики вещей, людей и событий, находящихся в связях случайных или вероятностных, но не в причинно-следственных. То есть мир рекламы является прежде всего миром метафизическим.
Во-вторых, в рекламной субкультуре отсутствуют четкие границы между миром вещей и миром людей, между человеком и всем тем, что его окружает. Любое рекламное сообщение — это явное или неявное обращение к человеку, и тем самым оно подразумевает факт его присутствия в качестве соучастника всего происходящего. Но не просто соучастника, а того, ради которого и во имя которого все эти рекламные действия и разворачиваются. Одно дело, когда ты просто любуешься пейзажем, и совсем другое, когда ты знаешь, что тебе его показывают специально, с какой-то целью, что он может для тебя что-то значить. Человек, к которому обращена реклама, оказывается условно «встроенным» в любой рекламный контекст: если говорится о растении, то имеется в виду не растение как самостоятельная ценность, а его способность дать человеку пищу или лекарства; если о техническом устройстве — способность как-то облегчить или изменить жизнь человека; если в рекламе участвуют какие-то люди, то они выполняют в ней только служебные роли — демонстраторов или информаторов.
Кроме того, в рекламе значительно сильнее, чем в других видах массовой коммуникации слиты воедино содержательная и эмоциональная информация. Информативный ряд подается через какие-то специальные семантические, экспрессивные или художественные образы, да и сами товары существуют лишь как образы реальных вещей. Реклама всегда где-то посередине между газетным репортажем (в основном, содержательная информация) и полотном художника-абстракциониста (в основном, информация эмоциональная).
И все эти особенности, формирующие совершенно определенный тип восприятия и мышления, сближают мир рекламы с миром мифа, сознание «человека рекламного» с сознанием мифологическим.
Под влиянием рекламы формируются целостные представления и системы социальных норм, которые поддерживают и поощряют у нашего «человека рекламного» определенные формы активности и способы поведения, способствуют появлению у него совершенно определенного отношения ко всему, что его окружает. Эти представления и нормы, задаваемые рекламной субкультурой, не только формируют, но и своеобразно деформируют образ мира «человека рекламного».
Его образ мира предполагает восприятие и вещей и людей исключительно в качестве способов удовлетворения собственных потребностей или в качестве средств для достижения прагматических или чисто утилитарных целей. Поэтому «человек рекламный» будет воспринимать только какие-то внешние, чисто формальные признаки любых событий и явлений, а потому он будет очень категорично судить обо всем на свете исключительно с позиций нравится — не нравится, нужно — не нужно. Это именно им, «человеком рекламным», создана известная надпись на надгробном памятнике самоубийце: »3десь покоится такой-то. Он застрелился из револьвера системы «Кольт» — лучшего оружия Для этой цели».
Он будет нечувствительным к восприятию полутонов и нюансов человеческих взаимоотношений, будет несомневающимся, самодостаточным и уверенным в наличии готового решения любой сложной проблемы, но вместе с тем — полностью зависимым от изменяющихся внешних обстоятельств.
Его представления о свойствах окружающего мира будут строиться исключительно на эвристической доступности (см. третью главу) тех или иных конкретных сведений или событий. А это неизбежно приведет «человека рекламного» к неправильным оценкам текущих событий и к неверным прогнозам их последствий.
Образ мира нашего гипотетического героя будет ориентировать его на получение быстрого прагматического результата, а не на достижение какой-то внутренней цели. А достижение результата отличается от достижения цели тем, что в процессе его не формируется собственный внутренний опыт достижения целей...
Все это было бы, если бы в основание образа мира закладывались исключительно образы рекламы. Но реальный человек живет в реальном, а не в рекламном мире, а потому и умеет судить не только по меркам своих представлений о вещах — но и по мерке самих вещей. «Бог наделил нас не знанием вещей, а умением пользоваться ими», — говорил Марк Юлий Цицерон, и поэтому, даже постоянно находясь «внутри» мозаичной рекламной субкультуры, человек приводит в соответствие между собой не идеальные образы и картины мира, задаваемые рекламой, а разные части своего реального индивидуального опыта.
У каждого человека сформированы определенные индивидуально-психологические и социально-психологические фильтры, которые что-то пропускают через себя, а что-то делают для человека «невидимым». Это «невидимое» что-то или не обладает ценностью с точки зрения того реального мира, в котором человек живет, или просто является для него вредным. Так, к примеру, вредной для человека является избыточность рекламной информации. Когда десять реклам предлагают десять различных сортов необходимого ему в данный момент стирального порошка, каждый из которых «лучше всех других», то, если человек не сделает достаточно быстрого и «отсекающего» иные варианты выбора, нерешенность или неопределенность даже такой несложной проблемы может породить у него тревогу и неприятные эмоциональные переживания. Вольно или невольно, сознательно или неосознано —
человек вынужден защищаться от рекламы. Поэтому в определенный момент времени выбирается только одна из возможных альтернатив, а информация об остальных тем самым становится избыточной, ненужной и просто «вредной» и потому через фильтры индивидуального сознания не пропускается. Рекламы остальных стиральных средств становятся для него «недостоверными», «неинтересными», «ненужными» или любыми другими «не».
Благодаря этому и множеству иных психологических механизмов, любая рекламная информация фильтруется через сознание, и большая часть ее через эти защитные фильтры не проходит. Поскольку человеку некуда деться от влияния на него рекламы, он и вырабатывает какие-то свои «принципы мирного сосуществования» с рекламной субкультурой. Именно вследствие этого, по уже известному нам высказыванию одного крупного предпринимателя, «половина рекламных денег растрачивается впустую, знать бы еще, какая именно половина». Это прискорбный факт для заказчиков и создателей рекламы, но отрадный для общества в целом и для каждого отдельного человека в частности, поскольку иначе его образ мира действительно претерпел бы существенные изменения.
Метафизический и мифологизированный рекламный мир является, тем не менее, социальной, экономической и психологической реальностью, поскольку «вторая половина рекламных денег», которая растрачивается не впустую, оказывает реальное воздействие на людей и влияет на формирование субъективного опыта каждого человека.
Существование подобного реального влияния на опыт, представления и поведение не требует специальных доказательств. Об этом, помимо коммерческих эффектов рекламы, косвенно свидетельствуют хотя бы факты запрета или осуждения отдельных видов реклам или реклам определенных товаров. Так, в 1990 г. несколько американских штатов приняли запрет на такие рекламы радиотелефонов, в которых демонстрируется удобство их для водителей автомашин: возможность править одной рукой, держа в другой телефонную трубку Запрет исходил из того, что это снижает безопасность движения, поскольку далеко не все могут распределять свое внимание между дорогой и разговором. Парадоксальность ситуации заключается в том, что был принят не запрет на разговоры по радиотелефону во время езды, что в значительно большей степени способствовало бы безопасности, а запрет на показ этой ситуации в рекламных целях. Сам факт формулировки такого запрета, в котором подобная реклама была признана «вызывающей у зрителя позитивную установку на процесс использования радиотелефонов во время управления машиной», свидетельствует о реальном уровне воздействия рекламы на формирование у людей определенных установок и форм поведения.
Об этом же свидетельствует факт, отмеченный израильскими психологами. Сотрудники одного из Центров семейной психотерапии в газетной статье отметили тенденцию последних лет демонстрировать в рекламах детских товаров так называемый «регулятивный» стиль общения матерей с детьми: уверенность матери, что ребенок должен приспосабливаться к ней, что она «лучше знает», что именно нужно сыну или дочери. Этому стилю, считают психологи, в рекламах должен быть противопоставлен стиль «фасилитативный» (от английского ГасШ1а1е -«облегчать»), при котором мать приспосабливается ко вкусам, желаниям и предпочтениям ребенка.
А в Голландии психологи с тревогой отметили отдельные тенденции реклам последнего десятилетия, такие как тяготение рекламной информации к упрощенности, поляризации мнений, оперированию понятиями «это хорошо» или «это плохо», росту числа реклам с модальностью долженствования («Вы должны купить...»). Кроме того, как самые негативные были оценены тенденции подчеркивать в рекламах различия вкусов и потребностей различных социальных групп («Мы это любим, а они — не любят») и демонстрировать в рекламных роликах сюжеты, в которых конфликт является способом разрешения противоречий во вкусах и мнениях. Авторы исследования обратились к правительству с просьбой о внесении соответствующих ограничительных или запретительных формулировок в закон этой страны о рекламе.
Очень любопытные изменения, вызванные влиянием рекламы на потребительские ориентации, отметили американские психологи. Объектом их основного исследования, были некоторые критерии выбора товаров: зависимость выбора от цен и от того, из каких источников потребитель получил деньги на покупку, а одним из направлений — влияние скидок и льгот на активизацию желания приобрести товар. Один из разделов их работы называется «Растрачиваемость неожиданно полученных денег: 1970,1980 и 1990 годы». Они исходили из предположения, что предоставленная скидка психологически как бы равноценна неожиданному вручению человеку какой-то наличной суммы и что неожиданно или из неожиданного источника полученные деньги люди тратят с большей готовностью и легкостью, чем деньги, полученные в виде ожидаемых поступлений. Пользуясь этими представлениями о скидках, американские исследователи смоделировали ситуацию следующим образом: перед входом на стадион, на котором проходил баскетбольный матч, случайной группе мужчин неожиданно для них выдавали талон, дающий право бесплатно приобрести на стадионе любые товары или услуги на общую сумму в пять долларов. Проводилось это в 1970, 1980 и 1990 годах на одном и том же стадионе и в одно и то же время года. Каждый раз контролировали траты, произведенные за время пребывания на стадионе этими мужчинами и контрольной группой других мужчин, которым подобной скидки не давали.
Оказалось, что если в 1970 году мужчины обеих групп тратили примерно по 3-5 долларов за время матча, то в 1980 году те из них, которые неожиданно получили «бесплатные» пять долларов, потратили на стадионе по 7-10 долларов каждый, а в 1990 году — в среднем по 12-15 долларов каждый, тогда как траты контрольной группы в среднем составили 4-6 долларов с человека. Таким образом, чистый доход хозяев стадиона составил по 7-10 долларов от тех мужчин, которые неожиданно получили пятидолларовую скидку, и по 4-6 долларов от тех, кто ее не получил. Помимо вывода об экономической и психологической эффективности системы скидок, был сделан и вывод об изменениях представлений и установок американских потребителей за прошедшие двадцать лет: то, что раньше воспринималось с недоверием и сомнениями, теперь стало восприниматься людьми как должное, что приводит к более легкому отношению к неожиданно полученным деньгам и к возрастанию эффективности системы скидок в целом. Американские исследователи объясняют эти изменения в представлениях людей именно влиянием рекламы в целом, поскольку за это время такой прием привлечения внимания к товарам и активизации их сбыта стал одним из ведущих приемов рекламных кампаний.
Все это свидетельствует о реальных возможностях рекламы влиять на формирование субъективного опыта человека. Другой вопрос — как именно реклама формирует этот самый субъективный опыт, ведь люди, в отличие от зеркал или фотоаппаратов, далеко не всегда одинаково воспринимают и оценивают события и явления, а тем более информацию о них. Тем не менее реклама как социально-психологическая реальность оказывает значительное влияние на формирование субъективного опыта, поскольку она становится для современного человека непременным продолжением его естественных контактов с другими людьми и воспроизводит, о чем мы уже говорили в предыдущей главе, структуру межличностного общения.
Социально-психологической функцией рекламы является ее способность сформировать в каждом из нас какие-то определенные социальные ориентации, то есть комплексы знаний и представлений, которые систематизированы относительно наших потребностей и существующих вокруг нас способов-условий их удовлетворения. В соответствии с этими ориентациями формируются определенные ценностные представления и схемы действий, являющиеся на самом деле шаблонами, которые предлагаются человеку для решения каких-то его задач и удовлетворения каких-то его насущных потребностей. А уже в соответствии с этими представлениями и шаблонами, каждому из нас определенные вещи, явления и обстоятельства кажутся более значимыми или более необходимыми, чем все остальные.
Поэтому реклама, будучи неизбежно включенной в структуру межличностного общения современного человека, так или иначе оказывает влияние на его образ мира, внедряет в наши представления о мире элементы тех представлений, которые свойственны «человеку рекламному». В общей картине мира современного человека присутствуют и сформированные рекламой «картинки мира», влияющие в определенной мере на восприятие и понимание нами социальной реальности и дающие нам готовые схемы решения каких-то задач. И хотя каждый человек усваивает подобные социальные схемы по-своему и применяет их, исходя из своего личного опыта, в целом их влияние на поведение людей весьма значительно. Все мы немножко «человеки рекламные», и само по себе это ни хорошо ни плохо, поскольку выполняет объективно необходимую функцию, позволяя нам быстрее, проще и достаточно надежно ориентироваться в способах и условиях удовлетворения своих потребностей. Процесс «опредмечивания» потребностей человека через рекламу можно сравнить с устройством грубой настройки в таких приборах, как микроскоп или телескоп, наряду с которым обязательно существует и устройство тонкой настройки, в качестве которого выступают гибкие индивидуально-психологические и социально-психологические механизмы, в конечном счете, определяющие процессы принятия решения.
И хотя реклама есть «устройство грубой настройки», она должна достаточно гибко определять и отражать наличие тех объектов, предметов и явлений, то есть тех товаров, на которые человек может ориентироваться для удовлетворения своих потребностей и реализации своих целей. А потому реклама, будучи посредником между миром товаров и миром тех человеческих потребностей, которые могут быть этими товарами удовлетворены, является как бы двухсторонним зеркалом, одна сторона которого отражает изменения, происходящие в «вещном» мире товаров, а другая — реальные сдвиги, происходящие в мире человеческих потребностей и ценностей.
Такие произошедшие за последние тридцать лет сдвиги ценностных ориентации людей, на которые должна быть направлена рекламная коммуникация, для того чтобы ее воздействие на человека было более результативным, изучались французскими психологами. Методологически их исследование было безупречным, поскольку включало тридцатилетнее изучение изменений структуры ведущих ценностей жителей пяти европейских стран с помощью специальных психодиагностических методик, а параллельно изучался массив рекламной информации тех же стран за тот же период. На самом деле исследование это является непрерывным и продолжается по сей день, но промежуточные его результаты дают немало оснований для прослеживания тенденций и закономерностей.
Реклама с весьма незначительным отставанием во времени реально ориентируется на сдвиги ценностных ориентации потенциальных потребителей. Так, если из сорока изучаемых возможных ценностей ведущими для большинства жителей пяти европейских стран тридцать лет назад являлись ценности и потребности, связанные с семьей, социальным престижем отдельных ее членов и семьи в целом, а также с этническими, национальными или идеологическими воззрениями, то в последнее десятилетие ведущими ценностями, определяющими поведение, выбор и направленность активности, оказались ценности и потребности, связанные с индивидуальным развитием, чувством собственного достоинства и установлением более доверительных контактов с другими людьми. При этом в течение всего периода исследования реклама в целом, то есть реклама как социально-психологический феномен, являлась добросовестным зеркалом изменений, происходящих в сознании людей, отражающим сдвиги ценностного сознания большинства потенциальных потребителей.
Подобные, хотя и не такие объемные и долговременные исследования, постоянно проводятся во многих странах.
Так в Бонне (Германия) в 1990 году проводился специальный анализ сравнения основных сюжетных образцов и моделей взаимоотношений между супругами. При этом анализировались сто рекламных сюжетов 1960 — 1965 и сто рекламных сюжетов 1985 — 1990 годов. Оказалось, что в старых сюжетах демонстрировались положительные картины гармоничных и непротиворечивых взаимоотношений, единство желаний и эмоциональных оценок супругов. Рекламы строились, в основном, на демонстрации «мира и лада» в семье, который существовал вследствие разделенных по-требностных предпочтений. В более поздних рекламных сюжетах прослеживалась тенденция к показу или описанию конфликтных ситуаций, ситуаций несогласия или непонимания, которые возникали вследствие разнящихся желаний или по-разному понимаемых способов достижения каких-то целей. При этом роль проводника новых идей, сторонника наиболее эффективного и современного способа удовлетворения потребностей отводилась более активному и энергичному из супругов, независимо от того, женщина это или мужчина.
А вот в Австралии, где в 1991 году были проанализированы 450 телевизионных рекламных сюжетов за десять последних лет, оказалось, что полоролевые стереотипы поведения рекламных героев за это время не изменились, что было признано фактом, реально отражающим отсутствие существенных изменений отношений между супругами в австралийских семьях. В австралийских телерекламах 1980 — 1990 годов мужчина традиционно был представлен как авторитетный эксперт и более активный проводник новых и современных способов удовлетворения потребностей всех членов семьи. Женские функции в рекламных телероликах сводились, в основном, к выражению эмоциональной оценки, а также к демонстрации или подтверждению прагматической эффективности рекламируемого товара. Этими же австралийскими исследователями было отмечено снижение за истекшие десять лет количества реклам, построенных исключительно на шоу-эффектах, что было расценено как факт весьма положительный и свидетельствующий о том, что «об основной массе товаров есть что сказать и без шоу-эффектов».
А японские исследователи отметили, что в начале 1990-х годов в рекламах появилась тенденция демонстрировать двухсторонний характер влияния старших и младших членов семьи на выбор товаров для совместного пользования: не только влияние родителей на выбор детей, но и влияние детей на окончательное решение родителей о той или иной покупке. Психологи отметили, что это соответствует реальным изменениям микроклимата и взаимовлияний в современной японской семье. Тем не менее, они призвали рекламистов к верности японским традициям в воспитании:
не слишком часто демонстрировать и не преувеличивать влияния детей на мнения, оценки и поступки родителей. Кроме того, они посоветовали отражать в рекламах тот объективный факт, что влияние матерей для японских детей оказывается более сильным, чем влияние и оценки отцов.
Изменения мотивов и ориентации, влияющие на характер рекламы, помещаемой в английском журнале «5еуеп1ееп», предназначенном для девочек-подростков, были отслежены в 1987 году. Анализ годовых комплектов журналов за 1961 — 1986 годы показал, что рекламные сообщения касаются в основном тех потребностей, которые связаны с внешностью, ведением хозяйства и желанием произвести положительное впечатление на юношей. При этом три из пяти (60 процентов) рекламных материалов 1961 — 1972 годов посвящались внешнему виду, приготовлению пищи и дизайну. Но феминистское движение конца 60-х годов оказало значительное влияние на содержание журнала: с 1972 года количество рекламы, посвященной свиданиям и быту, уменьшилось, а количество рекламных материалов, посвященных проблемам самореализации, профессиональному и общественному самоопределению, формированию целостного индивидуального образа, — возросло. Однако к 1986 году соотношение этих рекламных категорий вернулось к уровню 1961 года, что исследователи объясняют возвратом ценностных ориентации девочек-подростков к «дофеминистским» временам. Но содержательное наполнение реклам, посвященных повседневным проблемам девушек, теперь изменилось вследствие того, что подростковый возраст уже не расценивают как «период бури и натиска», а подают через рекламу как постепенный процесс изменений и адаптации на возрастном переходе.
Некоторые исследования выявляют и подчеркивают тот факт, что если в стране нет сложившейся системы проведения социологических разработок для определения необходимых направлений рекламной деятельности и нет специальных психологических оценок рекламной продукции и исследований уровня ее эффективности — реклама не только менее эффективна в целом, но и неизбежно отстает в отражении тех реальных изменений, которые происходят в быту и сознании людей. Так, в постсоциалистических странах создается очень мало реклам того вида, который условно называется «адресацией на специалистов», то есть адресованных отдельным лицам в их профессионально-служебной роли (реклама лекарственных средств, рассчитанная на врачей определенного профиля, которые будут потом назначать их своим больным;
реклама учебных пособий, рассчитанная на учителей, которые будут рекомендовать их своим ученикам; реклама специфического оборудования кафе, баров и ресторанов, рассчитанная на хозяев или менеджеров подобных заведений, и т. п.). С точки зрения рекламы «на специалистов» хозяин или директор автомастерской является потенциальным покупателем моторных масел, при выборе которых он учитывает те свойства и особенности товара, которые важны в интересах дальнейшего развития бизнеса или производства; а масло для собственного автомобиля он может покупать, исходя из каких-то иных его потребительских характеристик. В частности, в России и в Украине (что подтверждено исследованиями, которые специально проводились в 1992-1993 годах), подавляющее большинство рекламных сообщений ориентированы на удовлетворение сугубо индивидуальных потребностей, и в малой степени отражают рост числа мелких и средних предпринимателей, которые приобретают многие товары для последующей их продажи и реализуют при этом не свои субъективные предпочтения, а совсем иные мотивы выбора. Их мотивы покупок и предпочтение тех или иных товаров ориентированы иным образом и на другие критерии, чем при выборе «для себя», а это должно быть отражено рекламой, если она заинтересована в том, чтобы быть посредником между определенными товарами и специфическими мотивами, которыми руководствуются при их выборе такие покупатели.
Все эти и многие другие исследования, регулярно проводимые в странах со сложившейся рекламной культурой, свидетельствуют о том, что реклама — это и зеркало и Зазеркалье тех изменений, которые происходят с человеком и с обществом. Именно и зеркало и Зазеркалье одновременно, поскольку реклама — это элемент культуры, а значит, какова культура — такова и реклама. Поэтому так разнятся по многим существенным признакам и характеристикам рекламы разных стран, разных регионов, и даже рекламы соседних городов.
Реклама — это выдуманный, несуществующий мир вымыслов, образов, мифов и гиперболизированных явлений, но, вместе с тем, это и фотографически точное отражение процессов социально-экономических; это тесная взаимосвязь мира вещей и мира людей, взаимосплетение и взаимовлияние всех основных видов человеческих ценностей. И потому реклама полностью соответствует такой особенности мировосприятия современного человека, которая называется специальным термином — «мозаичная культура». Суть этой особенности мировосприятия состоит в том, то для обычного человека представляют ценность и сведения о новых достижениях науки, и изменения в политической жизни, и отношения с другими людьми, и новости культуры и искусства, и сведения о разных предметах «вещного» мира — мира товаров и услуг. И пусть эти ценности у разных людей располагаются в разном порядке по степени их важности и приоритетности, но мы все живем рядом с миром вещей, и все мы так или иначе заинтересованы в существовании рекламы — посредника между миром человеческим и миром «вещным», между потребностями человека и теми товарами, которые могут эти потребности удовлетворить. Ибо, как говорил мудрый реалист Дени Дидро, «гораздо легче обойтись без обедни и проповеди, чем без обеда и башмаков».
Реклама - реальность социальная, политическая, экономическая, психологическая и т. д. Она — элемент культуры и многомерный вид массовой коммуникации. В рекламе, как и в политике, разбираются все, при этом каждый считает себя знатоком и экспертом. О рекламе говорят, рекламу вспоминают и обсуждают в трамваях и на работе, дети в детских садах выпаливают наизусть целые тексты из рекламных сообщений, пенсионеры обсуждают между собой рекламные сюжеты с не меньшим пылом, чем последние политические, экономические или спортивные события. Каждую минуту жизни человека, даже когда он наедине сам с собой, с ним вместе — все образы, существующие в его сознании, а среди них и образы рекламные, ставшие составной частью внутреннего мира каждого из нас.
Отсюда — ответственность рекламы перед человеком. Ни один вид массовой коммуникации не скомпрометирован так в глазах большинства людей, как реклама. Среди моря поставляемой ею информации слишком много реклам недобросовестных, самовлюбленных, навязчивых, вычурных и однообразных. Реклама — объективное двухстороннее зеркало: в ней отражен и мир вещей, и мир людей. Во многих недостатках рекламы виновато не зеркало, а та реальность, которую оно отображает обеими своими сторонами, но во многих виноваты и те, кто рекламу заказывает и создает, а также те, кто просто не умеет ее правильно воспринимать и понимать. Потребитель рекламной продукции не должен быть ни наивным реалистом, ни негативно настроенным скептиком. Просто надо уметь в ней правильно ориентироваться, чему, кстати, специально учат в школах своих детей японцы. Они побуждают детей к постановке вопросов после просмотра или прослушивания реклам, стимулируют попытки ребенка самому найти ответы на эти вопросы, а также и на вопросы других детей по поводу той же самой рекламной информации.
Рекламодатели давно убедились в том, что реклама — не выкачивание денег, а реальный «двигатель торговли», позволяющий в некоторых случаях обеспечить рост продаж до 200 процентов за 4-6 месяцев. Общий объем рекламных затрат прирастает в мире ежегодно на 10-15 процентов. И единственный способ минимизировать расходы на рекламную кампанию — это правильно спланировать ее на всех этапах. И тут мы вернемся к к тому, с чего начали. К тому, что рекламодателям и изготовителям реклам, творцам рекламной субкультуры, необходимо помнить о невозможности сделать что-то для людей, живя в мире вещей и исходя только из него. И точно так же невозможно создать эффективную рекламу, исходя только из своих собственных представлений о том, как это делается.
Самая первая точка отсчета при создании рекламы — даже не сам товар, а человек для которого реклама предназначена. Не зная, не представляя или не понимая реальных психологических особенностей этого человека, потребителя товара и потребителя рекламы, не ориентируясь на его возможности, установки, желания и представления, невозможно создать эффективную рекламу, которая бы соответствовала истинным целям рекламной акции и маркетинговым целям самого предприятия.
Знание тех психологических закономерностей, которые управляют восприятием, пониманием и воздействием рекламы на человека, является необходимым компонентом любой рекламной деятельности на любом ее этапе и кем бы она ни предпринималась^А если вспомнить о том, что реклама — это особая форма жизни товара, то остается пожелать удачи всем товарам во всех тех рекламах, в которых им предстоит жить.
Рекомендуемая литература
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., 1974.
2. Бове К., Арене В. Современная реклама. — М., 1995.
3. Володеева В.Н., Исакова Г.А. Основы психологии торговой рекламы.-Л., 1983.
4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1988.
5. Демидов В.Е., Кардашиди И.П. Реклама в торговле. — М., 1993.
6. Демидов В.Е. Сущность рекламы и психология ее восприятия.
-М.,1984.
7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. — М.: МГУ, 1998.
8. Искусство рекламы: теория и практика современной рекламы.
- Казань: КазГУ, 1992.
9. Картер Г. Эффективная реклама. — М., 1991.
10. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения. — Новосибирск, 1975.
11. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. —СПб: Питер, 2000.
12. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. — М.:Центр, 1996.
13. Лебедев А. Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в
российской рекламе. — М., 1995. \4.Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. Учеб. пос. — М.: ИНФ-
РА-М, Новосибирск: Сибирское согласие, 2000.
15. Пронина Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы. —М.:
РИП-холдинг. 2000. — (Академия рекламы).
16. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — М., 1997.
17. Психология. Словарь / Под общ. ред.А.В. Петровского, М.Г. Я-рошевского. — М., 1990.
18. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — М., 1996.
19. Разумовский Б.С. Искусство рекламы. - Минск, 1984.
Библиотека журнала «Маркетинг и реклама» 207
т
Рекомендуемая литература
20. Реклама в бизнесе. / Составители Т.К. Серегина, М.И. Титкова. -М., 1995.
21. Ривс Р. Реальность в рекламе. — М., 1983. П.Ромат Е. Реклама. - СПб.: Питер, 2001. 1Ъ.Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама. Теория и практика. - М.,1989. ^.Ульяновский А. Мифодизайн рекламы. СПб., 1995.
25. Ученова В.В., Старых Н.В. История, детство и отрочество рекламы. - М., 1994.
26. Хромов Л. Рекламная деятельность: Искусство, теория, практика. — Петрозаводск,1994.
27. Шёперт В. Грядущая реклама. — М.: Интерэкспорт, 1999.
28. Юрьев Г.П. Виртуальный человек в экстремальных условиях/ Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 9. — М.: Путь, 2000.
Предметный указатель