То, что говорится о существовании вещей без какого-либо отношения к их воспринимаемости, - то для меня совершенно непонятно.
Джордж Беркли
Сталкиваясь с рекламой любого вида, мы, прежде всего, сталкиваемся с информационным сообщением, передающим какие-то сведения. Если эти сведения содержат то, чего мы до сих пор не знали - сообщение является для нас информативным, если они содержат уже известную нам информацию — для нас это сообщение будет информационным.
А если сообщение передается на неизвестном языке и потому не приносит нам никаких сведений, ни старых, ни новых, то можем ли мы при этом получить какую-то информацию?
Да, можем. Потому что и в этом случае мы все равно получаем информацию эмоциональную.
Независимо от понимания или непонимания содержания сообщения, мы неизбежно воспримем голос или музыку (в аудиаль-ном, то есть звуковом сообщении), образный или цветовой ряд (в визуальном, то есть зрительном сообщении) и оценим их как приятные или неприятные, нравящиеся или не нравящиеся, знакомые чли незнакомые и т. д. Любое сообщение вьтовет в нас, прежде всего, эмоциональный отклик, эмоциональное впечатление — одно из самых распространенных проявлений эмоциональной сферы, которое независимо от нашего желания возникает в процессе восприятия любого объекта и является, как правило, небольшим по силе и кратким по времени. Оно отражает наше первичное эмоциональное отношение к воспринимаемому сообщению и создает тем самым какую-то готовность (точнее, предготовность) к восприятию содержательной информации. А когда мы воспримем, поймем и оценим содержательную информацию — у нас уже появится итоговая эмоциональная оценка и эмоциональное отношение к тем полученным сведениям, которые в этой информации содержались. Первичное эмоциональное впечатление и появившаяся в результате восприятия эмоциональная оценка являются той эмоциональной информацией, которую несет данное сообщение для конкретного воспринимающего его человека.
Любое информационное сообщение обязательно включает информацию обоих типов: содержательную и эмоциональную. Содержательная информация в рекламе — это те сведения, которые заказчики и производители рекламной продукции сообщают потенциальным потребителям, а эмоциональная информация - продукт субъективной эмоциональной оценки этих сведений, отражающий отношение человека к ним.
Даже столкнувшись с таким, казалось бы, чисто содержательным сообщением, как вывеска «У нас ежедневно в продаже свежий хлеб», человек обязательно получит какое-то субъективное эмоциональное впечатление, которое будет зависеть от размера и формы вывески, цвета и формы буквенного шрифта, от того места, на котором помещена эта вывеска, и от множества других малоосознаваемых или неосознаваемых объективных причин и субъективных факторов. И уже на основе этого эмоционального отклика и оценки степени необходимости тех сведений, которые содержатся в вывеске, у человека появится итоговое эмоциональное отношение к полученной информации.
Этот процесс известен как закон цепочки психических явлений, участвующих в создании образа:
восприятие -» эмоциональное впечатление —» понимание —> эмоциональное отношение -* активность.
То есть активность (побудительная направленность) может возникнуть только тогда, когда образ товара сформирован на основе положительной эмоциональной и полноценной содержательной информации о нем. Если эмоциональная информация, которую получает человек, будет для него нейтральной или отрицательной (неприятной), то такой образ товара не станет основой для активных действий (разве что для активного избегания объекта) и не будет обладать побудительной силой. Для понимания значения эмоционального отношения к рекламе как побудительной силе, ведущей к покупке товара, важен еще тот факт, что существует сильная связь между первым впечатлением от самой рекламы и последующим эмоциональным отношением к формируемому ею образу товара. Причем с возрастанием «продолжительности знакомства», то есть при последующих встречах с этой рекламой, возрастает число критериев, по которым это первое эмоциональное впечатление закрепляется и все сильнее влияет на эмоциональное отношение к образу товара. Это одно из проявлений универсального эффекта ореола, эффекта определяющего влияние первого впечатления, о котором подробнее мы будем говорить в следующей главе.
Конечно, на первое эмоциональное впечатление сильно влияет настроение и общее состояние человека. Проведенное в Германии исследование влияния настроения на переработку несложной рекламной информации показало, что хорошее или приподнятое настроение (в отличие от негативного или нейтрального) несколько ухудшает эмоциональное впечатление от рекламы и вообще снижает способность человека к восприятию и переработке рекламной информации (хотя понимание основных содержательных «узлов» рекламного сообщения от настроения не зависит). Этот же факт косвенно подтвержден в США, где специалисты пришли к выводу, что телевизионная реклама вызывает более положительные эмоциональные отклики, когда она демонстрируется при плохой погоде или в неинтересной телепрограмме. А вот хуже всего, с резко отрицательным эмоциональным впечатлением, она воспринимается тогда, когда ею перебивают интересную для зрителя телепередачу, что неизменно сказывается на формировании у потребителя итогового эмоционального отношения к образу рекламируемого подобным способом товара.
Это влияние первого эмоционального впечатления от рекламы особенно ярко было продемонстрировано в исследовании, проведенном Всеамериканским исследовательским центром в 1991 году Измерялась КГР (кожно-гальваническая реакция, являющаяся объективным количественным показателем эмоциональной реакции) потребителей на некоторые рекламные тексты и изображения. Оказалось, что данные КГР обладают значительно более высокой точностью прогноза последующего выбора этими людьми товаров в супермаркете, чем даже самоотчеты потребителей о степени привлекательности той или иной рекламы или об имеющихся у них предпочтениях тех или иных товаров.
В 1994 г. в Австралийском университете Джеймса Кука были обследованы 185 человек, которым показывали рекламы трех не известных им ранее сортов мороженого. Их просили дать оценки рекламных сообщений с точки зрения их содержательного (что нового, что интересного, что полезного они узнали из рекламы) и эмоционального компонентов. Затем оценивалось влияние этих оценок на итоговое суждение о предпочтении того или иного сорта мороженого. Оказалось, что эмоциональные впечатления от рекламы были менее последовательными, чем содержательные, причины тех или иных эмоциональных впечатлений были не до конца ясны самим людям, однако именно они оказали значительно более сильное влияние на предпочтение того или иного сорта мороженого, образ которого был сформирован рекламой.
Более того, та информация, которая производит лучшее эмоциональное впечатление, быстрее и полнее воспринимается и эффективнее запечатлевается в памяти. И вообще, эмоциогенная (то есть порождающая эмоции) информация понимается лучше и запоминается полнее, чем информация более нейтральная. Человек всегда неосознанно стремится выделить какие-то эмоцисген-ные моменты в любой информации и в любом материале, с которыми ему приходится иметь дело. Отсюда и те «хорошие» и «плохие» образы и структуры, о которых мы говорили в предыдущей главе, и многие другие явления, подчиняющиеся закону эмоционального преобразования структуры. На разнообразнейшем материале формирования рекламных образов посредством тональных звуковых сигналов и речевых команд, последовательных картинок и воспроизведения фраз было показано, что независимо от того, каким способом передается информация, — для создания полноценного образа товара, под влиянием которого формируется потребительское поведение, для восприятия и понимания этой информации необходим определенный баланс ее содержательных и эмоциональных компонентов. Если в рекламном сообщении преобладает содержательная информация, то эмоциональная возникает в процессе создания целостного образа. Если же имеется избыток эмоциональных свойств, то человек стремится добавить «для равновесия» содержательную информацию, сознательно или неосознанно «догрузить» рекламное сообщение какими-то содержательными моментами, которых оно не имело вовсе.
Так в японском Университете Тохоку тридцати шести испытуемым предлагали по 12 текстов, которые были или бессмысленными (случайный набор слов) или неопределенными (случайный набор фраз). Каждый текст им предлагалось оценить по степени его интересности и привлекательности. Половина испытуемых недоумевала по поводу того, каким образом подобные тексты можно оценивать по уровню интересности, но, тем не менее, оценка их по уровню привлекательности особых затруднений не вызывала: каждый из текстов был оценен как более или менее привлекательный. Вторая половина испытуемых после прочтения каждого из текстов спонтанно наполняли его содержанием, то есть попросту придумывали что-то «по мотивам» предложенных им слов или предложений, снимая тем самым содержательную неопределенность. Эти испытуемые, кстати, выше оценили эмоциональную привлекательность предложенной им информации.
Еще одной любопытной иллюстрацией этого факта может служить опубликованное в Венгрии исследование восприятия и отношения к дорожным знакам с изображенными на них схематическими человечками. Эти схематичные фигурки различались по той роли, которую они выполняли в дорожном движении (велосипедист, пешеход, дорожный рабочий и т. д.). Однако любое изображение человека, даже предельно схематичное, несет, тем не менее, «незапланированную» содержательную информацию о его поле, возрасте и даже темпераменте. Самое условное изображение неизбежно «догружается» содержательной информацией и, соответственно, сопровождается эмоциональным впечатлением и эмоциональным отношением, которые, как показало исследование, могут вызывать нежелательные ассоциации, влияющие на восприятие основного информационного содержания дорожных знаков.
Для рекламы же более желательным является преобладание эмоциональной информации, чем ее недостаток. В Принстоне (США) изучалось влияние рекламы на альтернативный выбор товара. Испытуемым предлагали пары рекламных сообщений (специально созданных для этого исследования и рекламирующих вымышленные товары), в каждой из которых одно было избыточно «обогащено» эмоциональными компонентами, причем как позитивными, так и негативными, а второе — с «обедненным» эмоциональным компонентом. Оказалось, что испытуемые чаше выбирали товар, информация о котором подавалась в «обогащенном» виде. Причем когда их просили обосновать свой выбор, они приводили разные доводы, в том числе и те, которые отвергали ту часть эмоциональной информации, которая носила негативный характер.
Откуда же берется и как формируется эмоциональное впечатление в рекламе?
Наиболее простой и распространенный способ — введение в рекламные сюжеты тех элементов, которые положительно воспринимаются большинством людей. Например, привлечение в качестве действующих лиц детей, красивых женщин и мужчин, животных, героев мультфильмов и т. д. Американскими психологами проведено, в частности, исследование того, какие особенности лиц взрослых людей делают их наиболее эмоционально привлекательными. Оказалось, что это лица с выраженными «детскими» чертами. Было обнаружено, что основными признаками «детского» лица считаются большие глаза, круглое лицо, тонкие брови и маленькая переносица. Однако когда актеров с подобными лицами сделали героями нескольких рекламных роликов (снятых исключительно в экспериментальных целях), оказалось, что эффективность эмоционального воздействия «детских» лиц высока только в рекламе пищевых продуктов (в эксперименте — изюма и макарон), а в рекламе бытовой техники и мебели — наоборот, первое эмоциональное впечатление от рекламы было не очень приятным, она была воспринята как «ненравящаяся», «не заслуживающая доверия», «отвлекающая от самого товара».
Есть множество других приемов создания эмоционального впечатления. используемых в рекламных кампаниях. Это благотворительные акции от имени фирмы и специальные условия покупки (выигрыши, скидки, гарантии, льготы, премии, пробы, сюрпризы), призванные обеспечить благоприятное впечатление, которое должно возникнуть при восприятии любой последующей информации о фирме или товаре. Эту же цель преследует и использование каких-то шоу-эффектов или, например, специфических рекламоносителей типа гирлянд воздушных шаров и т. д.
Мощным приемом создания положительного впечатления, которое закладывается в основу итоговой эмоциональной оценки образа товара, является уже упомянутый в предыдущей главе метод направленного задействования эмоционально положительных ассоциаций. Иллюстрацией такого изменения уже имеющегося эмоционального отношения к образу товара может быть приведенный там же пример рекламы растворимого кофе. Но если в случае с кофе рекламисты путем смещения ассоциативных акцентов сознательно изменяли в основном содержательный компонент рекламной информации, то в следующем примере внимание сосредоточено на изменении компонента эмоционального.
Речь идет о рекламной акции по повышению спроса на чернослив, проведенной в США в начале 70-х годов. Дело в том, что этот продукт пользовался крайне низким спросом, несмотря на все его по-настоящему ценные потребительские качества, неоднократно подчеркиваемые в различных рекламных сообщениях. Оказалось, что низкий спрос обусловлен неприятным впечатлением от этого продукта, связанным с его черным цветом и высу-шенностью, то есть с причинами чисто эмоционального характера, ибо большинство потребителей прекрасно знали о питательных и лечебных свойствах чернослива. Для преодоления такого впечатления и создания нового эмоционально привлекательного образа товара чернослив стали показывать не плавающим в компоте и не в виде кучки распаренных ягод на тарелке (как в старых рекламных роликах), а на фоне белоснежной сырковой массы или на яркой и пестрой посуде. Рядом изображали играющих детей, а затем жизнерадостных спортсменов. В текстовом сопровождении практически не было никакой содержательной информации (говорилось только, что свойства этого плода и так известны всем), и оно сопровождалось ненавязчивой мелодией. В результате чернослив приобрел такую популярность, что когда через некоторое время в США упали спрос и цены на многие сельхозпродукты, цены и спрос на чернослив продолжали расти.
Еще одним приемом создания положительного эмоционального впечатления, заслуживающим более широкого применения в рекламной практике (но, тем не менее, косвенно включенным в каждое рекламное сообщение), является использование эффекта простого обладания. Впервые этот эффект был описан в 1993 году и касался тогда лишь одного любопытного факта. Знаете ли вы, какие буквы каждый из нас легче и быстрее всего распознает в любом названии, вывеске, афише или тексте? Буквы и сочетания букв, входящие в наше собственное имя. Кроме того, что эти буквы и их сочетания обладают для каждого человека наибольшей различительной силой, они же являются для него более эмоционально привлекательными, по сравнению с остальными.
Дальнейшие исследования показали, что этот факт — лишь отдельное проявление универсальной закономерности восприятия информации, которая была названа законом эмоциональной принадлежности, в соответствии с которым принадлежность какого-то объекта (вещи, профессии, имени, места проживания и т. д.) человеку приводит к тому, что его отношение к этому объекту и его отдельным частям или элементам становится эмоционально насыщенным, увеличивая субъективную эмоциональную привлекательность для данного человека. Скорее всего, следствием из этого закона является и упомянутый ранее относящийся к восприятию «эффект знаемости», «знакоместа», то есть ощущение субъективной близости, усиливающее положительный эмоциональный оттенок при восприятии и формировании образа.
По отношению к рекламе это может быть понято так, что если мы уже когда-либо покупали определенный товар, то (если, к тому же, нам не пришлось в нем по каким-либо веским причинам разочароваться) этот товар в дальнейшем воспринимается нами как более привлекательный; если мы уже владеем товаром какой-то фирмы (предположим мы имеем холодильник фирмы 81етеп5), то эта фирма, благодаря уже факту обладания ее товаром, кажется нам наиболее привлекательной, и все товары фирмы 51етеп5 изначально воспринимаются как более «родные», нежели товары других фирм.
Итак, эмоциональное впечатление создает некую предготов-ность к восприятию рекламной информации ;гк процессу восприятия формируемого ею образа товара. Оно служит как бы первичным ориентиром, той почвой, на которую будет «падать» весь последующий информационный ряд рекламного сообщения.
При этом необходимо учитывать, что само содержание рекламного сообщения и передаваемая в нем информация — это разные вещи. Даже если отрешиться от непременного наличия в сообщении информации эмоциональной, то все равно в нем оказывается гораздо больше информации, чем это предусмотрено непосредственным содержанием. Любое сообщение содержит избыточную информацию, которая на самом деле вовсе не будет лишней или ненужной с точки зрения цели рекламного воздействия.
Дело в том, что всякое информационное сообщение обязательно содержит и передает информацию трех типов:
• синтактическую информацию;
• семантическую информацию;
• прагматическую информацию.
Синтактикой или синтактами (от греческого слова $уп1ак1ико5 — «строящий», «упорядочивающий») являются все символы и комбинации символов, используемые для передачи информации, независимо от их прямого значения и ценности для передающего и принимающего информационное сообщение. Носителями синтактики являются печатные знаки, звуки, цвета, цифры, сочетания их всех друг с другом, а также размер, длительность, громкость, форма, частота, продолжительность, интенсивность, направленность и так далее каждого из этих символов в отдельности и всех их вместе в пределах данной синтактической структуры, то есть в данном информационном сообщении. Короче говоря, синтактическими являются все те элементы, которые определяют форму и способ подачи информации. Наибольшее значение имеют выбор «синтактических алфавитов» рекламного сообщения и особенности сочетания всех синтактов в единой структуре сообщения. Причем каждый из синтактических элементов и каждая «единица формы» сами по себе тоже содержательны и информативны.
Семантика (от греческого слова хетапНкох — «обозначающий», «значащий») — это определенные отношения между синтактами и тем содержанием, которое они призваны передавать, то есть именно семантическая информация отражает то значение, которое данная информация приобретает для воспринимающего ее человека. Семантическая информация влияет на формиро -ание итогового эмоционально-оценочного отношения к содержанию рекламного сообщения.
Прагматикой (от греческого слова рга§та — «действие», «практика») является индивидуальное ценностное значение рекламного сообщения с точки зрения того, кому оно предназначено, — то есть тот практический смысл, который имеет сообщение для потребителя. Это тот прагматический, практический смысл рекламной информации, который может иметь побудительную силу и порождать активность.
Непосредственной целью, которую преследует реклама, является передача именно прагматической информации. Но передать ее изолированно от синтактической и семантической — невозможно. Поэтому избыточная с точки зрения цели информация, которую несут синтактика и семантика, - неотъемлемая и необходимая частью любой рекламы. Эффективность воздействия прагматической информации во многом определяется степенью психологической эффективности воздействия синтактических и семантических составляющих рекламного сообщения. Все три вида информации тесно взаимосвязаны и от всех их зависит процесс формирования образа товара и степень его воздействия на потребителя.
Наиболее подробного разговора заслуживает синтактическая структура рекламной информации, поскольку именно в этой области создателями рекламы допускается подавляющее большинство ошибок и погрешностей, зачастую сводящих к минимуму эффективность рекламного сообщения. Синтактика должна способствовать, а не препятствовать созданию положительной эмоциональной оценки; помогать, а не мешать формированию полноценного и дифференцированного образа товара.
Основные синтактические «алфавиты», используемые в рекламе:
1. Визуальный (зрительный), включающий все элементы визуального пространства — линию, тон, цвет, текстуру, форму, размер, направление и их всевозможные сочетания;
2. Аудиальный (звуковой), включающий все элементы аудиаль-ного пространства - тональность, тон, темп, ритм, гармонию, громкость, интонацию и их всевозможные сочетания, относящиеся к музыке, и шумам;
3. Вербально-визуальный (вербальный — «выраженный словами») — письменный текст, включающий все синтактические элементы входящих в него письменных знаков;
4. Вербально-аудиальный — устная речь, включая все ее ауди-альные элементы (звонкость-глухость, интонацию, темп, громкость и т. д.).
Следует помнить, что каждый синтакт имеет свою определенную различительную силу, свою определенную ассоциативную силу, а также какую-то свойственную ему «эмоциогенную» заря-женность, то есть способность вызывать эмоциональный отклик. Чтобы это понять, необходимо хотя бы вспомнить «сравнительные силы» трех простейших геометрических фигур — треугольника, круга и квадрата, о которых шла речь в предыдущей главе; а также вспомнить об описанных там же отличиях в эмоциогенной и различительной силах синтактов правого и левого поворота профиля. Можно еще привести результаты исследований «эффекта четности», состоящего в том, что четные числа обладают большей различительной силой (причем особенно явно этот эффект выражен для чисел двузначных и трехзначных), или «эффекта одушевленности», заключающегося в том, что в любом тексте наибольшую из всех слов-существительных различительную силу имеют существительные, являющиеся наименованиями живых существ, и данные еще многих и многих исследований. Фигуры, знаки, цвета и прочие синтакты неосознанно являются для человеческого восприятия «плохими» или «хорошими», «удобными» или «неудобными», «нравящимися» или «ненравящимися», причем эти их значения зависят от общего контекста, от сочетаний разных синтактов, от конечной цели сообщения, в котором они использованы, и от множества других обстоятельств, которые трудно поддаются учету и оценке. Можно считать, что теоретически необходимо проведение специальных исследований при планировании каждого рекламного сообщения, но практически это вряд ли осуществимо, хотя знание и учет воздействия на потребителя содержащейся в рекламе синтактической информации, безусловно, важны и необходимы.
Синтактика — всего лишь форма, но не существует несодержательных форм. Каждый отдельный синтакт — это не просто безликий кирпичик, не просто независимый строительный материал рекламного сообщения. Каждый синтакт - некая содержательная единица, это голос в хоре, где от каждого из голосов зависит и звучание песни и степень ее воздействия на слушателя.
Нагляднее всего это демонстрируют исследования синтактики предупреждающих знаков, наклеек и надписей, неоднократно проводимые в штатах Огайо и Сан-Франциско США в связи с тем, что эти знаки, как правило, не оказывают необходимого воздействия. С помощью каких визуальных синтактов их можно сделать более заметными и эффективными? Изучалось влияние четырех факторов: цвета, черно-белого условно-графического изображения, использования различных типов надписей и применения рамок. Всего было исследовано восприятие и степень влияния на человека 396 наклеек. Оказалось, что все факторы являются сложно взаимодействующими. Выяснилось, например, что черно-белое изображение или текст, заключенный в рамку, замечаются хуже всего, но если же замечаются, то оказывают наибольшее воздействие. Цвет оказывает воздействие только в комплексе с буквенной или знаковой формой. Красный ассоциировался у испытуемых с наибольшей степенью потенциальной опасности, на втором месте — зеленый, а далее — черный и белый цвета (все это — при нейтральном или контрастном фоне). Лучше всего воспринимались и запоминались предупреждающие надписи внутри красного восьмиугольника, но они имели небольшой предупредительный эффект. Использование в качестве надписей словесных инструкций типа «Бензин — не курить!» расценивалось как наименее запоминающееся, хотя и наиболее информативное и вызывающее согласие. Использование только кратких надписей типа: «Бензин», «Яд», расценивалось как наименее информативное, наиболее непонятное, но при этом лучше всего запоминалось. А наименее эффективными оказались черно-белые условные знаки и надписи, содержащие только инструкции типа: «Не курить», «Не входить».
Аналогичные исследования влияния предупреждающих надписей на упаковках сигарет, пива и мороженого показали, что даже размещение этих надписей на самых видных местах и применение для их выделения различных синтактических приемов (цвет, подчеркивания, рамки) — не изменяет отношения покупателей к товару и не имеет предупредительной силы. А вот рисуночные пиктограммы человека, держащегося рукой за горло (на мороженом); толстяка, еле несущего свой живот, (на пиве) и копия рентгеновского снимка рака лёгких (на упаковке сигарет) — оказывали весьма сильное влияние на установки и поведение покупателей. В какой-то мере это явление может объясняться тем давно установленным фактом, что словесный стимул (как устный, так и письменный) порождает в основном ассоциации предметно-образные, а стимул, предъявленый в зрительно-образной форме — способствует появлению ассоциативных рядов, связанных с действиями или событиями. Но прежде всего полученные результаты — это подтверждение того, что предупредительная, да и всякая другая информация должна иметь адекватный синтактический «алфавит» и обладать психологической достоверностью.
Эти примеры — свидетельства сложных взаимодействий в каждом сообщении синтактической информации и в рамках преследуемых им прагматических целей. Визуальные синтакты вообще являются специфической знаковой системой, взаимодействие их не может быть определено однозначно, особенно учитывая их неизбежные сочетания в любой визуально организованной рекламе.
Так, например, ранее упоминавшееся понятие фигуры и фона присутствует во всех сложных изображениях и может оказывать неожиданное влияние на восприятие зрительной информации. Дело в том, что более «плотная» фактура обладает большей различительной силой, а являясь по замыслу фоном визуально-организованной рекламы, она может мешать восприятию наиболее существенной зрительной информации.
Воспринимается как самостоятельная фигура
Воспринимается как фон
Даже при простом изображении обычных геометрических фигур - восприятие второго круга затруднено: он воспринимается как фон, а не как фигура.
Синтакт выпуклости — способствует восприятию фигуры, а синтакт вогнутости — фона.