Таб. 9.1. Фрагмент матрицы принятия маркетинговых решений

  Дир. Зам. диретора по произ-водству Зам. директора по маркетингу Управляющий по продукту Управляющий по рынку Группа исследо-вания рынка Рекламное бюро Подразде-ление сбыта Подраздел. планир. маркетинга
Исследование рынка     Р П,И У П, И     У
Разработка новых продуктов Р П П П У У     У
Реклама и стимулирование продаж     С Р С С П, И   У
Сбыт   У С У П С   П,И У
Контроль маркетинговой деятельности Р П У У У У У У У

Условные обозначения:

Р – принятие решения;

П – подготовка решения;

У – участие в подготовке решения;

С – обязательное согласование на стадии

подготовки решения или его принятия;

И – исполнение решения;

К – контроль исполнения решения.

2.4. Основные задачи и функции службы маркетинга, профессиональные требования к маркетологам.

Основные задачи службы маркетинга, вытекающие из функций и целей маркетинговой деятельности, включают (схема 9.8.):

o обеспечение организации своевременной, полной и достоверной информации о конъюнктуре рынка и маркетинговой среде;

o выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей потребителей;

o адаптацию производственно-сбытовой деятельности к конъюнктуре рынка, оптимизация производственной программы;

o рациональное использование экономических ресурсов, минимизация расходов на маркетинговую деятельность;

o активное воздействие на клиентуру, спрос и рынок;

o координацию производственно-сбытовой и сбытовой деятельности предприятия.

Реализация основных задач службы маркетинга находит отражение в ее функциях, к которым относятся следующие:

Ø полная и ответственная реализация аналитической функции маркетинга, в том числе комплексное исследование и сегментация рынка;

Ø разработка общей маркетинговой стратегии и частных стратегий (товарной, ценовой, сбытовой, коммуникационной), а также маркетинговых планов и программ;

Ø активное воздействие на управляемые факторы внешней и внутренней среды;

Ø выработка рекомендаций по ассортименту и объему производимой продукции с учетом жизненного цикла товара, а также по обновлению товарного ассортимента;

Ø организация товародвижения, продвижения продукции, ее сбыта и сервиса;

Ø выработка требований к имиджу предприятия;

Ø обеспечение управления хозяйственной деятельностью предприятия через систему ее планирования, информационного и коммуникационного обслуживания;

Ø контроль финансовой, кадровой, исследовательской, конструкторской и технологической составляющих деятельности предприятия на соответствие их выработанным рекомендациям и прогнозам;

Ø обеспечение постоянного контроля и ревизии маркетинга через систему обратных связей, ситуационный анализ и т.п.

Профессиональные требования к маркетологам предстают в виде соответствующих знаний, навыков и умений, которые можно условно разделить на необходимые, желательные и возможные*. В данном контексте маркетолог должен обладать:

v во-первых, необходимой системностью знаний, в том числе о маркетинге применительно к профилю хозяйственной деятельности предприятия. специалист в области маркетинга должен знать:

· сущность, логику, технологию, принципы, методы и организацию маркетинговой деятельности;

· законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие маркетинговую деятельность;

· характерные черты и тенденции развития современного маркетинга, его особенности в условиях российского рынка;

· технологию производства.

Маркетолог должен уметь творчески применить знания по теории маркетинга в своей практической деятельности.

Ко второму уровню относятся желательные знания, навыки и уровень компетенции для аналитической работы и принятия необходимых и своевременных решений по реализации маркетинговых мероприятий:

o аналитические способности;

o умение принимать нестандартные решения.

Третий уровень составляют возможные знания, навыки и уровень компетенции в области деловой информированности, выходящей за пределы текущих локальных интересов предприятия, в частности:

§ владение основами современного менеджмента, социологии, технологии, права, финансов;

§ знание иностранных языков, компьютерной техники.

Для маркетолога весьма важны такие личные качества, как:

· широкий кругозор и гибкость мышления;

· коммуникабельность;

· склонность к нововведениям;

· умение работать в команде;

· объективность самооценки;

· навыки делового общения;

· дипломатичность, умение гасить конфликты.

Данной требование касается прежде всего руководителей организационных структур маркетинга. Дело в том, что маркетолог, являясь носителем нового и вынуждая руководителей других служб идти на нововведения, вызывает этим у них противодействие и раздражение. Если руководитель маркетинговой службы не будет удовлетворять данному требованию, то на предприятии сложится невыносимый психологический климат.

Наши рекомендации