Таб. 9.1. Фрагмент матрицы принятия маркетинговых решений
Дир. | Зам. диретора по произ-водству | Зам. директора по маркетингу | Управляющий по продукту | Управляющий по рынку | Группа исследо-вания рынка | Рекламное бюро | Подразде-ление сбыта | Подраздел. планир. маркетинга | |
Исследование рынка | Р | П,И | У | П, И | У | ||||
Разработка новых продуктов | Р | П | П | П | У | У | У | ||
Реклама и стимулирование продаж | С | Р | С | С | П, И | У | |||
Сбыт | У | С | У | П | С | П,И | У | ||
Контроль маркетинговой деятельности | Р | П | У | У | У | У | У | У | У |
Условные обозначения:
Р – принятие решения;
П – подготовка решения;
У – участие в подготовке решения;
С – обязательное согласование на стадии
подготовки решения или его принятия;
И – исполнение решения;
К – контроль исполнения решения.
2.4. Основные задачи и функции службы маркетинга, профессиональные требования к маркетологам.
Основные задачи службы маркетинга, вытекающие из функций и целей маркетинговой деятельности, включают (схема 9.8.):
o обеспечение организации своевременной, полной и достоверной информации о конъюнктуре рынка и маркетинговой среде;
o выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей потребителей;
o адаптацию производственно-сбытовой деятельности к конъюнктуре рынка, оптимизация производственной программы;
o рациональное использование экономических ресурсов, минимизация расходов на маркетинговую деятельность;
o активное воздействие на клиентуру, спрос и рынок;
o координацию производственно-сбытовой и сбытовой деятельности предприятия.
Реализация основных задач службы маркетинга находит отражение в ее функциях, к которым относятся следующие:
Ø полная и ответственная реализация аналитической функции маркетинга, в том числе комплексное исследование и сегментация рынка;
Ø разработка общей маркетинговой стратегии и частных стратегий (товарной, ценовой, сбытовой, коммуникационной), а также маркетинговых планов и программ;
Ø активное воздействие на управляемые факторы внешней и внутренней среды;
Ø выработка рекомендаций по ассортименту и объему производимой продукции с учетом жизненного цикла товара, а также по обновлению товарного ассортимента;
Ø организация товародвижения, продвижения продукции, ее сбыта и сервиса;
Ø выработка требований к имиджу предприятия;
Ø обеспечение управления хозяйственной деятельностью предприятия через систему ее планирования, информационного и коммуникационного обслуживания;
Ø контроль финансовой, кадровой, исследовательской, конструкторской и технологической составляющих деятельности предприятия на соответствие их выработанным рекомендациям и прогнозам;
Ø обеспечение постоянного контроля и ревизии маркетинга через систему обратных связей, ситуационный анализ и т.п.
Профессиональные требования к маркетологам предстают в виде соответствующих знаний, навыков и умений, которые можно условно разделить на необходимые, желательные и возможные*. В данном контексте маркетолог должен обладать:
v во-первых, необходимой системностью знаний, в том числе о маркетинге применительно к профилю хозяйственной деятельности предприятия. специалист в области маркетинга должен знать:
· сущность, логику, технологию, принципы, методы и организацию маркетинговой деятельности;
· законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие маркетинговую деятельность;
· характерные черты и тенденции развития современного маркетинга, его особенности в условиях российского рынка;
· технологию производства.
Маркетолог должен уметь творчески применить знания по теории маркетинга в своей практической деятельности.
Ко второму уровню относятся желательные знания, навыки и уровень компетенции для аналитической работы и принятия необходимых и своевременных решений по реализации маркетинговых мероприятий:
o аналитические способности;
o умение принимать нестандартные решения.
Третий уровень составляют возможные знания, навыки и уровень компетенции в области деловой информированности, выходящей за пределы текущих локальных интересов предприятия, в частности:
§ владение основами современного менеджмента, социологии, технологии, права, финансов;
§ знание иностранных языков, компьютерной техники.
Для маркетолога весьма важны такие личные качества, как:
· широкий кругозор и гибкость мышления;
· коммуникабельность;
· склонность к нововведениям;
· умение работать в команде;
· объективность самооценки;
· навыки делового общения;
· дипломатичность, умение гасить конфликты.
Данной требование касается прежде всего руководителей организационных структур маркетинга. Дело в том, что маркетолог, являясь носителем нового и вынуждая руководителей других служб идти на нововведения, вызывает этим у них противодействие и раздражение. Если руководитель маркетинговой службы не будет удовлетворять данному требованию, то на предприятии сложится невыносимый психологический климат.