Разработка форм бланков для сбора и анализа требуемой информации
Прежде чем приступить к выбору форм опросных анкет и листов наблюдений, необходимо определить:
1) вид и тип требуемой информации; |
2) вид анкеты и метод проведения опроса; |
3) содержание вопросов; |
4) форму ответа на каждый вопрос; |
5) формулировку каждого вопроса; |
6) последовательность вопросов; |
7) физические характеристики анкеты; |
8) перепроверить этапы разработки анкеты; |
9) провести предварительное тестирование анкеты и изменить ее при необходимости. |
На первом этапе следует убедиться, что проблему четко видно (однако это не обязательно пока оформлять в письменном виде), затем следует составить список вопросов исследования и обязательно просматривать его во время работы над проектированием анкеты. При проектировании анкеты следует использовать макеты таблиц, которые были выбраны при разработке вопросов анкеты. Далее необходимо провести поиск вопросов, которые относятся непосредственно к исследованию и еще раз их пересмотреть.
Второй этап. Здесь необходимо определить тип анкеты и метод проведения опроса. При этом можно использовать тип базовых данных для определения типа анкеты, а также уровень стандартизации и открытости, в том числе и факторы затрат. Следует дать оценку каждому методу опроса, в соответствии с потребностями исследования.
На третьем этапе следует уделить особое внимание содержанию отдельных вопросов (необходимо обязательно спросить себя, почему я это хочу узнать?). Каждый вопрос должен быть конкретен и относится к одному важному моменту. Вопросы должны быть универсальны и приемлемы для правильного восприятия каждым респондентом. Если вопрос охватывает сразу несколько тем, то его следует раздробить на отдельные вопросы. При составлении вопросов необходимо включить вопрос о том знают и помнят ли респонденты тему опроса. Необходимо убедиться , что период времени для ответа на вопросы соответствуют важности опроса – для напоминания рекомендуется использовать специальные вопросы-напоминания. Нужно обязательно избегать вопросов, которые требуют значительных усилий со стороны отвечающего, и которые несут в себе угрозу для него или трудно выговариваемые формулировки. Если такой вопрос крайне необходим, то его следует замаскировать невинными вопросами сбалансированного характера или можно сформулировать вопрос применительно к другим людям и спрашивать, как бы они могли себя вести или что чувствовать. В вариантах ответов необходимо использовать категории и шкалы, а не конкретные количественные значения. При необходимости следует использовать модель случайного выбора варианта вопроса.
Четвертый этап. На данном этапе необходимо определить формы ответов на каждый вопрос (открытый или закрытый вопрос). Открытый вопрос, это вопрос, когда респондент может дать ответ в произвольной форме своими собственными словами, а не вынужден выбирать из определенного набора альтернатив (закрытый вопрос). Также следует определить тип вопроса с фиксированными вариантами ответов. Здесь можно использовать многовариантный и дихотомический вопросы. В многовариантном вопросе респондентов просят выбрать из списка альтернатив одну, которая наиболее близко отражает их позицию по предмету опроса. В дихотомическом вопросе присутствует только две альтернативы.
Пятый этап. Необходимо определить формулировку каждого вопроса. Для избежания искажений при ответах на вопросы необходимо использовать простые слова, избегать: двусмысленных слов и вопросов; наводящих вопросов; скрытых допущений; обобщений и оценок; двухканальных вопросов.
Шестой этап. Выявление последовательности вопросов. При определении последовательности вопросов необходимо использовать воронкообразный подход. Сначала должны идти общие вопросы, затем более узкие. Необходимо приготовить схему движения в случае использования разветвленных вопросов (разветвленный вопрос – это вопрос, который содержит в себе указание куда направляться, в зависимости от ответа на текущий вопрос. разветвленный вопрос используется, чтобы сократить число вариантов ответа, которые требуются для отдельных вопросов, при одновременном обеспечении того, что респонденты, способные представить информацию, сохранили возможность сделать это. При сборе промежуточной информации необходимо следовать хронологическому порядку. Перед вопросами о потребностях необходимо использовать фильтрующие вопросы. Социально-демографические вопросы обязательно помещать в конце анкеты (чтобы при отказе на него отвечать исследователь уже имел бы основную информацию) Основная информация относится к предмету исследования, а социально-демографическая относится к другим данным, которые мы собираем для классификации респондентов, чтобы извлечь больше информации об объекте интереса.
Седьмой этап. Физические характеристики анкеты. Большое значение имеет как для респондента, так для и исследователя как будет выглядеть анкета. Необходимо использовать качественную бумагу и печать. Анкета должна быть по возможности максимально короткой, если этого достичь невозможно, то необходимо использовать формат буклета для упрощения анализа и предотвращения потери страниц. Анкета и вопросы в ней обязательно должны быть пронумерованы, что значительно упростит ее обработку. Также следует указать как должен даваться ответ ( галочка, крестик, кружок).
Восьмой этап. Перепроверка этапов. Здесь следует еще раз проверить содержание вопросов, их логическую последовательность, возможные ошибки, неясности. Если такие вопросы выявлены, то следует срочно их заменить.
Девятый этап. Предварительное тестирование анкеты позволит избежать получения ненужной информации. Анкету можно протестировать среди своих знакомых, сослуживцев, близких. Необходимо закодировать и свести ответы в таблицы для выяснения возможностей получения нужной информации. Следует исключить вопросы, которые не дают нам необходимой информации.
При проведении письменного опроса необходимо составить сопроводительное письмо к анкете, где должно быть обязательно отражено:
1.Персональное обращение
2.Выражена просьба о сотрудничестве
3. Указана важность исследовательского проекта и его задача.
4. Важность участия в данном исследовании
5. Значение ответов респондента в целом
6. Важность ответов, в случае, если читатель недостаточно квалифицирован, чтобы
ответить на большинство вопросов
7.Какую пользу участник опроса может извлечь из исследования
8.Заполнение анкеты займет незначительное время
9.Анкета содержит легкие для ответа вопросы
10.Прилагается конверт с оплаченной маркой
11.Как происходила процедура отбора участников
12.Ответы анонимные или “конфиденциальные”
13.Предложение прислать отчет о результатах исследования
14.Упоминание о срочности
15.Благодарность отправителя
16.Значимость для отправителя
17.Значительность организации-отправителя
18.Описание и цель стимулирования
19.Предупреждение о недопустимости намеренных искажений
Необходимо обратить внимание в целом на стиль письма, его формат, внешний вид и краткость изложения.