Глава 4. Поведение потребителя

Глава 4. Поведение потребителя

В рыночной экономике

Перед каждым потребителем стоят три вопроса: 1.Что купить? 2. Сколько стоит? 3. Хватит ли денег, чтобы осуществить покупку?

Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи для потребителя, чтобы ответить на второй — исследовать цену, чтобы решить третий вопрос — определить доход потребите­ля. Эти три проблемы — полезность, цена и доход — и составляют содержание теории поведения потребителя. Попытаемся опреде­лить их взаимосвязь.

Потребительский выбор и его особенности

Полезность блага

Полезность блага (utility of good) - это спо­собность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. В результате ис­следований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляе­мые последовательно части какого-либо блага обладают убываю­щей полезностью для потребителя. При этом предполагается, что вкусы потребителей постоянны, а функция потребления непрерывна (и, следовательно, дифференцируема в каждой точке).

Это означает, что любому бесконечно малому увеличению ко­личества блага (3 соответствует прирост общей полезности (total utility) — ТU (см. рис. 4—1а). Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (marginal utility) — МU — каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается (рис. 4—1б). Максимум удовлетворения об­щей полезности достигается в точке А, когда предельная полез­ность становится равной нулю. Это и означает, что количество блага (0А) полностью удовлетворяет потребность.

Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru

Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная по­лезность блага отрицательна), то общая полезность снижается (см. отрезок АВ на обоих графиках). Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая допол­нительная единица этого блага. Таким образом, цена блага опреде­ляется не общей, а предельной его полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность экономического блага для по­требителя снижается, то производитель может продать дополни­тельное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса.

Функция полезности

Представители австрийской школы К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер одними из первых попытались установить связь между спросом и ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в ус­ловиях ограниченности ресурсов. Ими была выявлена закономер­ность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя (рис. 4—2). Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет первый стакан пепси-колы. Второй стакан принесет ему меньшее удовлетворение, чем первый, третий — меньшее, чем второй, и т.д. И так будет происходить до тех пор, пока предельная полезность очередного стакана не будет равна нулю. Хотя общая полезность возрастает, предельная полезность при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности (рис. 4—2).

Согласно теории, развиваемой сторонниками австрийской шко­лы, цена блага для потребителя определяется не общей, а предель­ной полезностью. Функция полезности— функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества:

Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru MU = Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru ,

где МU — предельная полезность, она равна частной производной общей полезности данного блага.

Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru

Критики теории полезности сформулировали еще в XVIII в. па­радокс воды и алмаза. Вода, которая жизненно необходима для всех, должна была, полагали они, обладать максимальной полезностью, а алмазы — минимальной. Соответственно цены на воду должны быть максимальны, а на алмазы — минимальны, тогда как на практике — наоборот. Ответ на этот вопрос был найден в разграничении общей и предельной полезности. Дело в том, что величина запасов воды и алмазов различна. Вода имеется в изобилии, тогда как алмазы встречаются довольно редко. Следовательно, в первом случае количество (Q1) велико, а цена (Р1 низка; во втором — наоборот: количество (Q2) мало, цена (Р2) высока (см. рис. 4—3).

Это означает, что общая полезность воды большая, а пре­дельная — маленькая; у алмазов — наоборот, общая полезность мала, а предельная — велика. Цены же определяются не общей, а предельной полезностью. Таким образом, парадокс воды и алмаза не опровергает функцию полезности. Именно функция полезности лежит в основе потребительского выбора.

Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru

Потребительский выбор

Потребительский выбор (consumer choice) – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в услови­ях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Функция полезности максимизируетсяв том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний доллар (рубль, марка, франк и т.д.), затрачен­ный на приобретение любого блага, приносит одинаковую пре­дельную полезность. Правило максимизации полезности позволяет сделать ряд выводов.

Действительно, если

Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru = Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru = … = Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru , то и

Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru = Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru ; … ; Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru и т.д.

(4.3)
Следовательно, соотношение между предельными полезностями любых n благ равно соотношению их цен, то есть

MU1 : MU2 : … : MUn = P1 : P2 : … : Pn.

Обозначим взвешенную предельную полезность через:

Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru = Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru = … = Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru = λ,

где λ – предельная полезность денег.

(4.4)
Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:

MUi = Piλ.

Это означает, что предельная полезность блага равняется пре­дельным затратам потребителя. Таким образом, разумный потре­бительский выбор не только предполагает сопоставление допол­нительных выгод (МВ) и дополнительных затрат (МС), но и равен­ство между ними: МВ = МС.

Кривая безразличия

Попытки измерения субъективной полезнос­ти с помощью абсолютной шкалы не увен­чались успехом, поэтому ряд ученых предложили заменить абсо­лютную шкалу относительной и описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования. Такие попытки пред­принимались в течение полувека, начиная с 80-х гг. XIX в.

Наибольший вклад в разработку ординалистской (порядковой) полезности внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий, Р. Аллен и Дж. Хикс. Эти ученые предложили измерять субъективную полез­ность с помощью не абсолютной (кардиналистская теория), а отно­сительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя или ранг потребляемого блага (ординалистская, или порядковая, тео­рия полезности). При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ. Предпочте­ние потребителя касается всех благ, однако в целях упрощения мы рассмотрим лишь два блага (рис. 4—5).

Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru

Поскольку величина полезности зависит от количества благ, то функция полезности блага X представлена кривой U1 блага Y – U2 Общая полезность двух благ в трехмерном пространстве может быть отложена на оси Z. Для любой точки L кривой U1 может быть найдена такая точка К кривой U2, обозначающая одинаковую с ней полезность для потребителя. Соединив все точки на поверхности мы получим кривую KR1R2L — геометрическое место точек, каждая из которых представляет одинаковые по полезности по­требительские наборы двух благ. Проекция К’R1‘R2‘L’ кривой KR1R2L на плоскость Y0Х сохраняет все свойства первоначальной кривой и называется кривой безразличия. Кривая безразличия(indifference curve)показывает различные комбинации двух экономичес­ких благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru

Допустим, что благо X является пепси-колой, а благо V — гамбургером. Допустим, что потребителю все равно, съесть ли 3 гамбургера, запив их одной бутылкой пепси-колы (точка R1’), или съесть один гамбургер, запив его тремя бутылками пепси-колы (точка R2') (см. рис. 4—6). Кривая безразличия представляет все множество комбинаций пепси-колы и гамбургеров, имеющих одинаковую, с точки зрения потребителя, полезность. Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят пред­ставленные ею комбинации двух благ. Множество кривых безразли­чия называется картой кривых безразличия (рис. 4—7).

Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru

Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь одну кривую безразличия. Аппарат кривых безразличия имеет важное значение в теории поведения потребителя.

Зона замещения

Зона замещения (субституции)- участок кривой безразличия, в котором возможна эффек­тивная замена одного блага другим.

Рассмотрим кривую безразличия RS (рис. 4—8). Количество блага X, равное 0Т, представляет минимально необходимую ве­личину потребления блага X, от которого потребитель не может отказаться, как бы ни было велико предлагаемое взамен благо Y. Аналогично 0М есть минимально необходимая величина потребления блага У. Взаимная замена благ X и Y имеет смысл только в пределах отрезка RS. Вне его замена исключается и два блага выступают как независимые друг от друга.

Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru

Предельная норма

Предельная норма замещения (marginal rate of substitution – MRS) — количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенси­ровать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

Если на оси абсцисс мы отложим количество единиц блага X, а на оси ординат — количество единиц блага Y, то отношение — ΔY/ΔХ или dу/dх характеризует предельную норму замещения (или субституции) Y на X (рис. 4—9):

Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru

(4.4)
MRSxy = Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru ,

(4.5)
или для непрерывного случая

MRSxy = - Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru

где МКSхy — предельная норма замещения у на х.

Тангенс угла наклона кривой безразличия в любой точке яв­ляется отрицательной величиной, так как сокращению одного бла­га сооответствует увеличение другого. Предельная норма замеще­ния является положительной величиной, так как равна абсолютно­му значению угла наклона. Она выполняет в ординалистской тео­рии полезности те же функции, что и предельная полезность в кардиналистской теории.

Бюджетное ограничение

Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход по­требителей. Кривые безразличия лишь показывают возможность за­мены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение(линия цен, прямая расходов — budget constraint). Оно показывает, какие потребитель­ские наборы можно приобрести за данную сумму денег. Если I — доход потребителя, Рх — цена блага X, Рy — цена блага Y, а X и Y составляют соответственно купленные количества благ, то уравне­ние бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

I = PxX + PyY

или в более привычном виде:

(4.6)
Y = Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru - Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru X,

где –Рxy — угловой коэффициент прямой расходов, который из­меряет наклон этой прямой к оси абсцисс.

При Х=0, Y=I/Рy, то есть весь доход потребителя расходуется на благо Y. Его количество легко подсчитать, разделив доход на цену этого блага. При Y=0 , Х=I/Рх, то есть мы находим количество блага X, которое потребитель может купить по цене Рx (рис. 4—10).

Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru

Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничени­ем означает положение равновесия потребителя. На рис. 4—11 по­казаны несколько кривых безразличия — U1, U2, U3. Кривая U1 пересекает бюджетную линию и поэтому является неоптимальным решением для потребителя.

Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru

Двигаясь вдоль бюджетного ограничения, мы можем найти
такую точку D, которая принадлежит кривой безразличия U2
более высокого порядка и в которой максимизируется благосостоянии
потребителя при данном бюджете. Кривая U3 является кривой более,
лее высокого порядка, чем U2, однако она выходит за пределы
нашего бюджета и поэтому пока для нас недостижима.

Кривая «цена – потребление»

Рассматривая кривую "доход — потребление", мы исходили из постоянства цен благ. Изменял­ся только доход. Теперь предположим в качестве постоянной величины доход, а в качестве переменной возьмем цену одного из благ, например блага X. Допустим, что цена блага X снижается, т. е. Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru > Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru > Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru > Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru и т.д. Например, 1 единица блага стоила 100 долл., а теперь она "стоит 50 долл. Это значит, что за 100 долл. покупатель может купить 2 единицы блага X.

Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения положения NХ2 в положение NХ3 (рис. 4—14).

Дальнейшее снижение цены соответственно отражают прямые
NX4, NX5 и т.д. Обозначив точки касания кривых безразличия U1, U2, U3, U4 c бюджетными ограничениями точками R1, R2, R3, R4 и соединив их, мы получим кривую "цена—потребление".

На базе этой кривой может быть легко построена кривая спроса (см. рис. 4-14б), в этом случае на оси ординат откладывается цена Х(Рx), а на оси абсцисс — количество блага X.

Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru

При анализе кривой "доход — потребление" мы рассматривали влияние изменения дохода, при анализе кривой "цена — потребле­ние" — влияние изменения цен на относительную замену одного блага другим. Выясним теперь, в какой степени изменение спроса на благо X вызвано изменением цены, а в какой — реального дохода.

Некачественные блага.

Парадокс Гиффена

Существует группа благ, спрос на которые изменяется необычным образом. Впервые на них обратил внимание, как гласит научная традиция, английский экономист Роберт Гиффен(1837 - 1910). Изучая ценообразование в Ирландии, он обнаружил парадоксальное явление. Во время катастрофического неурожая картофеля, который был основным продуктом питания ирландских бедняков, спрос на него менялся необычным образом. Мы знаем (см. гл. 3), что если цена на товар повышается с Р1 до Р2, то коли­чество покупаемого блага должно сократиться с Q1 до Q2 (рис. 4— 16). Однако в результате неурожая с ростом цены на картофель спрос на него не упал, а возрос при цене Р2 с Q1 до Q3. Это означает сдвиг кривой спроса из положения D1 в состояние D2. Если соеди­нить точки N1, N2 и так далее, то в долговременном плане полу­чится, что спрос на картофель (кривая D) изменяется в том же направлении, что и цена, т. е. кривая долговременного спроса имеет не отрицательный, а положительный наклон.

Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru

Причину этих явлений нетрудно объяснить: во время неуро­жая беднякам пришлось отказаться от ряда других, более высоко­качественных товаров (мясо, масло, молоко и др.), цена на кото­рые выросла в еще большей степени, чем на картофель. Тем самым низкокачественный товар вытеснил другие, высококачественные товары. Благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении, называется малоценным или низкокачествен­ным товаром (inferior goods). Если для нормальных товаров эф­фект дохода и эффект замещения (субституции) суммируются, то для низкокачественных товаров они вычитаются (табл. 4—3).

Если имеется низкокачественный товар, занимающий в бюд­жете потребителя скромное место, то положительный эффект за­мещения перекрывает отрицательный эффект дохода (в случае снижения цен).

Если низкокачественный товар занимает большое место в бюд­жете потребителя (как это было в Ирландии середины XIX в. с картофелем), то в случае снижения цены на него отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения, и общий результат выражается в снижении спроса на него, несмотря на снижение его цены (рис. 4—17). Рост дохода сопровождается обычно сокращением спроса на товары Гиффена. Поэтому, если снижается его цена, то и спрос на него падает. Следовательно, эффект дохода имеет отрицательное значение. Поскольку отрица­тельный эффект дохода Х1Х2 больше положительного эффекта за­мещения ХХ2, то общим результатом будет сокращение спроса на благо низшего порядка на величину Х1Х.

Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru

Товар Гиффена (Giffen goods) — это товар, занимающий боль­шое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на кото­рый при прочих равных условиях изменяется в том же направле­нии, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект за­мещения.

Парадокс Гиффена наблюдался в России первой половины 90-х гг. В табл. 4—4 представлено потребление продуктов питания населением России в 1980—1994 гг. Спад уровня потребления в 90-е гг. охватил практически все продукты, за исключением кар­тофеля (потребление которого выросло на 16%) и хлебобулочных изделий (объем потребления которых остался практически на том же уровне). По основным продуктам питания уровень потребления в 1994 г. был на 30—60% ниже, чем в 1990 г.

Таблица 4—4

В 1980—1994 гг, кг

Продукты 1994 к 1990, % Развитые зарубежные страны Меди­цинс- кие нормы Отношение потребле­ния 1994 г. к меди- цинским нормам, %
Хлеб и хлебобу- лочные изделия Сахар Масло растительное Картофель Овощи Бахчевые культуры Фрукты и ягоды Мясо и мясо- продукция Рыба Молоко и моло- копродукты Итого: Яйца, шт.   46,7   9,1           45,1   9,8           47,2   10,2             5,8 123,6     9,8   701,6                 18,8       959,8   120,5 36,5   13,1 96,7 140,3   80,3   80,3 18,3   359,9 959,7          

Подсчитано по: ЭКО, 1995, № 7, с. 11.

Несмотря на то что цены на картофель росли быстрее общего уровня потребительских цен, потребление его выросло, так как он стал вытеснять более высококачественные продукты. Общее коли­чество продуктов составило 73% медицинских норм. Если же вычесть картофель и хлебобулочные изделия, то потребление продуктов питания на душу населения составит в России 468 кг, в развиты странах – 788 кг и согласно существующим медицинским нормам – 741 кг. Это означает, что потребление населения в России составит только 63% по отношению к медицинской норме (и 59% по отношению к развитым зарубежным странам).

Кривые безразличия не только позволяют прогнозировать спрос на товары качественные и некачественные, но и заставляют по-новому взглянуть на проблему взаимозаменяемости и взаимодополняемости благ.

Взаимодополняемость благ

Свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом называется взаимодополняемостью благ.Примером взаимо­дополняемых потребительских благ могут служить автомобиль и бензин, ручка и бумага, лыжи и лыжные крепления, стол и стул. Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские бла­га, но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и про­катный стан, компьютер и программное обеспечение. Взаимодо­полняемые блага называются комплементарными товарами (complementary good). Взаимодополняемость бывает абсолютной (жест­кой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепления к ним, и относитель­ной, например чай и сахар, автомобиль и бензин. График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку касания кривых безразли­чия с любой бюджетной прямой (рис. 4—18). Выбор потребителя здесь является вынужденным и единственно возможным, незави­симо от цен на блага X и Y, о чем наглядно свидетельствуют бюджетные линии НG и МN. Поэтому предельная норма замеще­ния равняется нулю: МRS = 0.

Однако чаще имеет место относительная взаимодополняе­мость, которая может быть выражена кривыми безразличия, изо­браженными на рис. 4—19. В этом случае зоной взаимодополняемости служит отрезок кривой от точки С до точки D. Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров, например на фотоаппараты, приводит к увеличению спроса на них. С ростом спроса на фотоап­параты увеличивается спрос на фотобумагу, что при прочих равных Условиях повышает цену на нее. Это означает, что снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и со­ответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два продукта взаимодополняемы,между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru

Величину обратной связи можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru , показывающего эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо:

Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru = (dQx/Qx)/(dPy/Py),

где Qх — величина спроса на благо X;

Рy — цена блага Y.

Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru

Отрицательная перекрестная эластичностькомплементарных благ ( Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru < 0) означает, что спрос на благо X и цена на благо Y изменяются в противоположных направлениях. Чем меньше (по абсолютной величине) эластичность, тем больше взаимодополняемость. Поэтому жесткая взаимодополняемость имеет коэффициент перекрестной элас­тичности Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru = - ∞. Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приводит к полному исчезновению спроса на благо X. Взаимодополняемость ресурсов аналогична взаимодополняемости по­требительских благ.

Взаимозаменяемость благ

Свойство благ (товаров или услуг) удовле­творять потребности (личные или произ­водственные) за счет друг друга называет­ся взаимозаменяемостью благ.Примером взаимозаменяемых благ яв­ляются: розы и гвоздики; услуги авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта; услуги сферы досуга (кино — театр — цирк) и т.д. Взаимозаменяемыми могут быть не только потреби­тельские блага, но и производственные ресурсы: уголь, нефть, газ; гидро- и тепловые электростанции; металл и пластмассы и т.д. Взаимозаменяемые блага называются товарами-субститутами (substitutional goods). Взаимозаменяемость бывает абсолютной (совер­шенной), когда одно благо может полностью заменить другое, на­пример красные и розовые гвоздики, а может быть относитель­ной, например чай и кофе, сливочное масло и маргарин. Графи­чески совершенная взаимозаменяемость изображается параллель­ными кривыми безразличия (рис. 4—20). Предельная норма заме­щения в этом случае постоянна: МRS = const.

Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru

Кривые безразличия здесь вырождаются в прямые, предель­ная норма замены благ здесь всегда постоянна. Если провести бюджетное ограничение НG под углом к прямой безразличия, то найти решение проблемы равновесия нельзя. В реальной действительнос­ти чаще встречается не абсолютная, а относительная взаимозаме­няемость (рис. 4—21). В этом случае покупка блага X может быть в большей или меньшей степени приравнена к покупке блага Y. Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров, например на розы, умень­шает спрос на них. С сокращением спроса на розы возрастает спрос на гвоздики, что при прочих равных условиях повышает цены на них. Это означает, что рост цен на один из взаимозаменяемых това­ров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наобо­рот. Таким образом, если два продукта взаимозаменяемы,между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Ее величину можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru (см. формулу 4.7).

Положительная перекрестная эластичностьтоваров-субститу­тов ( Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru > 0) означает, что спрос на благо X и цена на благо Y изменяются в одном направлении. Чем больше эластичность спроса на благо X по отношению к цене блага Y, тем выше степень взаи­мозаменяемости двух благ. Поэтому совершенная субституция имеет коэффициент перекрестной эластичности Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru = + ∞. Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приводит к почти полному перемещению спроса на благо X. Теория взаимозаменяе­мости ресурсов аналогична теории взаимозаменяемости потребитель­ских благ.

Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru

Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет важное значение для анализа правил поведения агентов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономи­ки. Эффективная ценовая стратегия не может осуществляться без учета взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.

Вопросы для повторения

1. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной системе?

2.В каких случаях поведение потребителя следует считать рациональным?

3.Почему рациональное поведение не всегда присуще реальным потребителям?

4.От каких факторов зависит степень рациональности потре­бительского поведения? Можно ли утверждать, что для потреби­телей стран социалистического лагеря было характерно менее ра­циональное поведение, чем для потребителей развитых стран?

5.Попробуйте объяснить, почему маржиналистский подход к проблеме ценности получил широкое распространение только в 1870—1880 гг., хотя идеи субъективного истолкования ценности высказывались еще в XVIII в. (например, в работах Э. Кондильяка, Д. Бернулли и др.).

6.Изменился бы парадокс воды и алмаза, если бы был открыт способ искусственным путем превращать воду в алмазы? алмазы в воду?

7.Какие из основных постулатов теории потребительского по­ведения носят абсолютный, вечный характер, а какие — относи­тельный, временный?

8.Можно ли рассматривать выделенные X. Лейбенстайном эф­фекты как нерациональное потребительское поведение?

9.Как соотносятся эффект замещения и эффект дохода для разных категорий товаров: лучших, худших и Гиффена?

10.Почему экономистов интересует точка касания линии бюд­жетного ограничения данного потребителя и его кривой безразли­чия? Какие варианты такого касания встречаются в экономике?

11. Чем определяются форма и месторасположение кривых без­различия? Почему кривые безразличия не пересекаются?

12.Каким образом изменение цены товара и дохода потреби­теля влияют на количество и структуру набора благ, которые он покупает?

13.Какие факторы определяют бюджетное ограничение по­требителя? Всегда ли потребитель действует в рамках данного бюджетного ограничения? Какие другие (кроме денежного) виды ограничений существуют для потребителя?

14. Различаются ли (и если да, то каким образом) бюджетные ограничения потребителя для разных типов экономических систем?

15. Всегда ли предельная норма замещения постоянна в рыночном обмене? В равновесии потребителя? Может ли непостоян­ство предельной нормы замещения служить признаком неравновесного состояния потребителя?

16.Какие факторы влияют на благосостояние потребителя? Зависят ли эти факторы от типа экономической системы? И если да, то каким образом применяется набор факторов, влияющих на благосостояние при переходе от одного типа экономической систе­мы к другому?

17.Каким образом изменение дохода потребителя влияет на
его благосостояние?

18.Каким образом изменение цен благ влияет на изменение
благосостояния потребителя в рыночной системе? В нерыночной
системе?

Примеры решения задач

Ответы

1.1. Нет. Это утверждение неверно, поскольку равновесие по­требителя (оптимальное правило покупки) достигается тогда, когда отношение предельных полезностей двух товаров равно отношению их цен.

1.2.Нет. Изменение общей полезности не связано строгой про­порциональной зависимостью с динамикой предельной полезности.

1.3.Да. Бюджетное ограничение используется только в ординалистской теории полезности.

1.4.Нет. Реклама построена чаще всего на эффекте присо­единения к большинству (реклама типа: "Каждый курит сигареты "Мальборо!").

1.5.Да. Если Р12 = 1, то согласно правилу максимизации полезности MU1/МU2 = 1.

1.6.Да. Точка N более высокой кривой безразличия U2 обеспе­чивает потребителю лучший уровень полезности, чем лежащая на кривой производственных возможностей точка М, которая принад­лежит более низкой кривой безразличия U1.

Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru

1.7.Нет. Величина потребительского бюджета не связана с углом наклона линии бюджетного ограничения.

1.8.Нет. Бюджетные линии, соответствующие разному соот­ношению цен, могут пересекаться.

1.9.Да. Кривая "цена—потребление" показывает влияние из­менения цен на относительную замену одного блага другим.

Выберите правильный ответ

2.1. Какой из графиков показывает спрос, формирующийся под влиянием эффекта Веблена?

Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru

2.2.Массовый спрос в 1994 г. на акции АО "МММ" объясняется:

а) эффектом присоединения к большинству;

б) эффектом сноба;

в) эффектом Веблена;

г) спекулятивным спросом.

2.3.Поведение российских избирателей на выборах в конце 1993 г., когда совершенно неожиданно высокий рейтинг завоевала ЛДПР, можно объяснить главным образом:

а) функциональным спросом на политические услуги партии В. В. Жириновского;

б) эффектом присоединения к большинству;

в) эффектом сноба;

г) эффектом Веблена.

2.4.Если будет изобретен вечный двигатель, то из теории по­требительского поведения исчезнет постулат:

а) множественности видов потребления;

б) ненасыщенности;

в) транзитивности;

г) все постулаты сохранят свою силу.

2.5.Основоположником австрийской школы, представители которой развивали кардиналистскую теорию полезности, является:

а)Г. Госсен; в) Е. Бем-Баверк;

б)К. Менгер; г) И. Шумпетер.

2.6.В равновесии рациональный индивид потребляет 2 кг поми­доров по цене 3 руб. за 1 кг и 4 кг груш по цене 5 руб. за 1 кг. Чему равна для него предельная норма замены груш помидорами:

а)2/4; в) 3/5;

б)1/4; г) 5/3?

2.7.Какого экономиста Дж. Хикс называл своим предшественни­ком в разработке проблемы бюджетных ограничений потребителя:

а)В. Парето; в) Р. Аллена;

б)Е. Слуцкого; г) К. Маркса?

2.8.Какой из графиков правильно показывает спрос на товары различных групп населения? По вертикали отложена доля раз­личных потребительских благ в потребительских бюджетах, по го­ризонтали — различные по уровню доходов группы населения (груп­па I — самые бедные, группа V — самые богатые); А — высоко­качественные товары и услуги, В — низкокачественные.

Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru

1.9. Какая кривая уровня жизни соответствует ситуации, когда А – высококачественное благо, а В – низкокачественное?

Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru

Ответы

2.1,б. Нижняя часть графика объясняется стандартным законом спроса, верхняя часть – эффектом Веблена.

2.2,г. Люди покупали акции, поскольку, ожидая обещанного повышения цен на них, собирались эти акции продать и выиграть за счет роста их курсовой цены.

2.3,в. Аналитики сходятся во мнении, что усиленное рекламирование либеральных партий вызвало реакцию отторжения, т.е. избиратели стремились выделить себя из «толпы», проголосовать вопреки ожидаемому.

2.4,б. Так как спрос, по крайней мере, на одно экономическое благо (на энергию) будет удовлетворен полностью.

2.5,б. Именно К. Менгер был учителем других экономистов-ав­стрийцев, хотя его труды и пользовались меньшей популярностью.

2.6,в. Предельная норма замены (МRS) определяется отноше­нием цен двух товаров, т. е. 3/5.

2.7,б. В работе "Стоимость и капитал" Дж. Хикс пишет: «На­стоящий труд представляет собой первое систематическое иссле­дование "территории", впервые открытой Слуцким» (Хикс Дж. Сто­имость и капитал. С. 112).

2.8,г. Доля покупок низкокачественных товаров максимальна в потребительских бюджетах бедняков и минимальна в потреби­тельских бюджетах богачей. С высококачественными товарами си­туация противоположна.

2.9,а. Доля высококачественных благ в потребительском бюд­жете увеличивается с ростом дохода, доля низкокачественных благ снижается.

Задания повышенной сложности

3.1. На графиках показано, как изменяется предельная полез­ность чая и бутербродов в зависимости от количества потребляе­мых благ. Найдите графическим методом, какую комбинацию этих экономических благ должен выбрать потребитель, желающий вы­пить 3 стакана чая.

Глава 4. Поведение потребителя - student2.ru

3.2."Для того чтобы максимизировать удовольствие от потреб­ления пищи, следует долгое время воздерживаться от нее, а затем, когда потребность резко увеличится, удовлетворить ее, получив боль­шое удовольствие". Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?

3.3.Потребитель тратит 20 руб. в день на апельсины и яблоки. Предельная полезность яблок для него равна 20—3х, где х — ко­личество яблок, в шт. Предельная полезность апельсинов равна 40 —5у, где у — количество апельсинов, в шт. Цена одного яблока составляет 1 руб., цена одного апельсина — 5 руб. Какое количест­во яблок и апельсинов купит рациональный потребитель?

3.4. На графике показаны бюджетная прямая и карта кривых безразличия. Как должна измениться цена блага X, чтобы потре­битель при неизменном

Наши рекомендации