Глава 4. Поведение потребителя
Глава 4. Поведение потребителя
В рыночной экономике
Перед каждым потребителем стоят три вопроса: 1.Что купить? 2. Сколько стоит? 3. Хватит ли денег, чтобы осуществить покупку?
Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи для потребителя, чтобы ответить на второй — исследовать цену, чтобы решить третий вопрос — определить доход потребителя. Эти три проблемы — полезность, цена и доход — и составляют содержание теории поведения потребителя. Попытаемся определить их взаимосвязь.
Потребительский выбор и его особенности
Полезность блага
Полезность блага (utility of good) - это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. При этом предполагается, что вкусы потребителей постоянны, а функция потребления непрерывна (и, следовательно, дифференцируема в каждой точке).
Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага (3 соответствует прирост общей полезности (total utility) — ТU (см. рис. 4—1а). Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (marginal utility) — МU — каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается (рис. 4—1б). Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность становится равной нулю. Это и означает, что количество блага (0А) полностью удовлетворяет потребность.
Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага отрицательна), то общая полезность снижается (см. отрезок АВ на обоих графиках). Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса.
Функция полезности
Представители австрийской школы К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер одними из первых попытались установить связь между спросом и ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов. Ими была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя (рис. 4—2). Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет первый стакан пепси-колы. Второй стакан принесет ему меньшее удовлетворение, чем первый, третий — меньшее, чем второй, и т.д. И так будет происходить до тех пор, пока предельная полезность очередного стакана не будет равна нулю. Хотя общая полезность возрастает, предельная полезность при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности (рис. 4—2).
Согласно теории, развиваемой сторонниками австрийской школы, цена блага для потребителя определяется не общей, а предельной полезностью. Функция полезности— функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества:
MU = ,
где МU — предельная полезность, она равна частной производной общей полезности данного блага.
Критики теории полезности сформулировали еще в XVIII в. парадокс воды и алмаза. Вода, которая жизненно необходима для всех, должна была, полагали они, обладать максимальной полезностью, а алмазы — минимальной. Соответственно цены на воду должны быть максимальны, а на алмазы — минимальны, тогда как на практике — наоборот. Ответ на этот вопрос был найден в разграничении общей и предельной полезности. Дело в том, что величина запасов воды и алмазов различна. Вода имеется в изобилии, тогда как алмазы встречаются довольно редко. Следовательно, в первом случае количество (Q1) велико, а цена (Р1 низка; во втором — наоборот: количество (Q2) мало, цена (Р2) высока (см. рис. 4—3).
Это означает, что общая полезность воды большая, а предельная — маленькая; у алмазов — наоборот, общая полезность мала, а предельная — велика. Цены же определяются не общей, а предельной полезностью. Таким образом, парадокс воды и алмаза не опровергает функцию полезности. Именно функция полезности лежит в основе потребительского выбора.
Потребительский выбор
Потребительский выбор (consumer choice) – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).
Функция полезности максимизируетсяв том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний доллар (рубль, марка, франк и т.д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. Правило максимизации полезности позволяет сделать ряд выводов.
Действительно, если
= = … = , то и
= ; … ; и т.д.
|
MU1 : MU2 : … : MUn = P1 : P2 : … : Pn.
Обозначим взвешенную предельную полезность через:
= = … = = λ,
где λ – предельная полезность денег.
|
MUi = Piλ.
Это означает, что предельная полезность блага равняется предельным затратам потребителя. Таким образом, разумный потребительский выбор не только предполагает сопоставление дополнительных выгод (МВ) и дополнительных затрат (МС), но и равенство между ними: МВ = МС.
Кривая безразличия
Попытки измерения субъективной полезности с помощью абсолютной шкалы не увенчались успехом, поэтому ряд ученых предложили заменить абсолютную шкалу относительной и описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования. Такие попытки предпринимались в течение полувека, начиная с 80-х гг. XIX в.
Наибольший вклад в разработку ординалистской (порядковой) полезности внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий, Р. Аллен и Дж. Хикс. Эти ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной (кардиналистская теория), а относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя или ранг потребляемого блага (ординалистская, или порядковая, теория полезности). При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ. Предпочтение потребителя касается всех благ, однако в целях упрощения мы рассмотрим лишь два блага (рис. 4—5).
Поскольку величина полезности зависит от количества благ, то функция полезности блага X представлена кривой U1 блага Y – U2 Общая полезность двух благ в трехмерном пространстве может быть отложена на оси Z. Для любой точки L кривой U1 может быть найдена такая точка К кривой U2, обозначающая одинаковую с ней полезность для потребителя. Соединив все точки на поверхности мы получим кривую KR1R2L — геометрическое место точек, каждая из которых представляет одинаковые по полезности потребительские наборы двух благ. Проекция К’R1‘R2‘L’ кривой KR1R2L на плоскость Y0Х сохраняет все свойства первоначальной кривой и называется кривой безразличия. Кривая безразличия(indifference curve)показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.
Допустим, что благо X является пепси-колой, а благо V — гамбургером. Допустим, что потребителю все равно, съесть ли 3 гамбургера, запив их одной бутылкой пепси-колы (точка R1’), или съесть один гамбургер, запив его тремя бутылками пепси-колы (точка R2') (см. рис. 4—6). Кривая безразличия представляет все множество комбинаций пепси-колы и гамбургеров, имеющих одинаковую, с точки зрения потребителя, полезность. Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации двух благ. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия (рис. 4—7).
Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь одну кривую безразличия. Аппарат кривых безразличия имеет важное значение в теории поведения потребителя.
Зона замещения
Зона замещения (субституции)- участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.
Рассмотрим кривую безразличия RS (рис. 4—8). Количество блага X, равное 0Т, представляет минимально необходимую величину потребления блага X, от которого потребитель не может отказаться, как бы ни было велико предлагаемое взамен благо Y. Аналогично 0М есть минимально необходимая величина потребления блага У. Взаимная замена благ X и Y имеет смысл только в пределах отрезка RS. Вне его замена исключается и два блага выступают как независимые друг от друга.
Предельная норма
Предельная норма замещения (marginal rate of substitution – MRS) — количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.
Если на оси абсцисс мы отложим количество единиц блага X, а на оси ординат — количество единиц блага Y, то отношение — ΔY/ΔХ или dу/dх характеризует предельную норму замещения (или субституции) Y на X (рис. 4—9):
|
|
MRSxy = -
где МКSхy — предельная норма замещения у на х.
Тангенс угла наклона кривой безразличия в любой точке является отрицательной величиной, так как сокращению одного блага сооответствует увеличение другого. Предельная норма замещения является положительной величиной, так как равна абсолютному значению угла наклона. Она выполняет в ординалистской теории полезности те же функции, что и предельная полезность в кардиналистской теории.
Бюджетное ограничение
Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей. Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение(линия цен, прямая расходов — budget constraint). Оно показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег. Если I — доход потребителя, Рх — цена блага X, Рy — цена блага Y, а X и Y составляют соответственно купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:
I = PxX + PyY
или в более привычном виде:
|
где –Рx/Рy — угловой коэффициент прямой расходов, который измеряет наклон этой прямой к оси абсцисс.
При Х=0, Y=I/Рy, то есть весь доход потребителя расходуется на благо Y. Его количество легко подсчитать, разделив доход на цену этого блага. При Y=0 , Х=I/Рх, то есть мы находим количество блага X, которое потребитель может купить по цене Рx (рис. 4—10).
Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя. На рис. 4—11 показаны несколько кривых безразличия — U1, U2, U3. Кривая U1 пересекает бюджетную линию и поэтому является неоптимальным решением для потребителя.
Двигаясь вдоль бюджетного ограничения, мы можем найти
такую точку D, которая принадлежит кривой безразличия U2
более высокого порядка и в которой максимизируется благосостоянии
потребителя при данном бюджете. Кривая U3 является кривой более,
лее высокого порядка, чем U2, однако она выходит за пределы
нашего бюджета и поэтому пока для нас недостижима.
Кривая «цена – потребление»
Рассматривая кривую "доход — потребление", мы исходили из постоянства цен благ. Изменялся только доход. Теперь предположим в качестве постоянной величины доход, а в качестве переменной возьмем цену одного из благ, например блага X. Допустим, что цена блага X снижается, т. е. > > > и т.д. Например, 1 единица блага стоила 100 долл., а теперь она "стоит 50 долл. Это значит, что за 100 долл. покупатель может купить 2 единицы блага X.
Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения положения NХ2 в положение NХ3 (рис. 4—14).
Дальнейшее снижение цены соответственно отражают прямые
NX4, NX5 и т.д. Обозначив точки касания кривых безразличия U1, U2, U3, U4 c бюджетными ограничениями точками R1, R2, R3, R4 и соединив их, мы получим кривую "цена—потребление".
На базе этой кривой может быть легко построена кривая спроса (см. рис. 4-14б), в этом случае на оси ординат откладывается цена Х(Рx), а на оси абсцисс — количество блага X.
При анализе кривой "доход — потребление" мы рассматривали влияние изменения дохода, при анализе кривой "цена — потребление" — влияние изменения цен на относительную замену одного блага другим. Выясним теперь, в какой степени изменение спроса на благо X вызвано изменением цены, а в какой — реального дохода.
Некачественные блага.
Парадокс Гиффена
Существует группа благ, спрос на которые изменяется необычным образом. Впервые на них обратил внимание, как гласит научная традиция, английский экономист Роберт Гиффен(1837 - 1910). Изучая ценообразование в Ирландии, он обнаружил парадоксальное явление. Во время катастрофического неурожая картофеля, который был основным продуктом питания ирландских бедняков, спрос на него менялся необычным образом. Мы знаем (см. гл. 3), что если цена на товар повышается с Р1 до Р2, то количество покупаемого блага должно сократиться с Q1 до Q2 (рис. 4— 16). Однако в результате неурожая с ростом цены на картофель спрос на него не упал, а возрос при цене Р2 с Q1 до Q3. Это означает сдвиг кривой спроса из положения D1 в состояние D2. Если соединить точки N1, N2 и так далее, то в долговременном плане получится, что спрос на картофель (кривая D) изменяется в том же направлении, что и цена, т. е. кривая долговременного спроса имеет не отрицательный, а положительный наклон.
Причину этих явлений нетрудно объяснить: во время неурожая беднякам пришлось отказаться от ряда других, более высококачественных товаров (мясо, масло, молоко и др.), цена на которые выросла в еще большей степени, чем на картофель. Тем самым низкокачественный товар вытеснил другие, высококачественные товары. Благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении, называется малоценным или низкокачественным товаром (inferior goods). Если для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения (субституции) суммируются, то для низкокачественных товаров они вычитаются (табл. 4—3).
Если имеется низкокачественный товар, занимающий в бюджете потребителя скромное место, то положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода (в случае снижения цен).
Если низкокачественный товар занимает большое место в бюджете потребителя (как это было в Ирландии середины XIX в. с картофелем), то в случае снижения цены на него отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения, и общий результат выражается в снижении спроса на него, несмотря на снижение его цены (рис. 4—17). Рост дохода сопровождается обычно сокращением спроса на товары Гиффена. Поэтому, если снижается его цена, то и спрос на него падает. Следовательно, эффект дохода имеет отрицательное значение. Поскольку отрицательный эффект дохода Х1Х2 больше положительного эффекта замещения ХХ2, то общим результатом будет сокращение спроса на благо низшего порядка на величину Х1Х.
Товар Гиффена (Giffen goods) — это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.
Парадокс Гиффена наблюдался в России первой половины 90-х гг. В табл. 4—4 представлено потребление продуктов питания населением России в 1980—1994 гг. Спад уровня потребления в 90-е гг. охватил практически все продукты, за исключением картофеля (потребление которого выросло на 16%) и хлебобулочных изделий (объем потребления которых остался практически на том же уровне). По основным продуктам питания уровень потребления в 1994 г. был на 30—60% ниже, чем в 1990 г.
Таблица 4—4
В 1980—1994 гг, кг
Продукты | 1994 к 1990, % | Развитые зарубежные страны | Медицинс- кие нормы | Отношение потребления 1994 г. к меди- цинским нормам, % | ||||
Хлеб и хлебобу- лочные изделия Сахар Масло растительное Картофель Овощи Бахчевые культуры Фрукты и ягоды Мясо и мясо- продукция Рыба Молоко и моло- копродукты Итого: Яйца, шт. | 46,7 9,1 | 45,1 9,8 | 47,2 10,2 | 5,8 123,6 9,8 701,6 | 18,8 959,8 | 120,5 36,5 13,1 96,7 140,3 80,3 80,3 18,3 359,9 959,7 |
Подсчитано по: ЭКО, 1995, № 7, с. 11.
Несмотря на то что цены на картофель росли быстрее общего уровня потребительских цен, потребление его выросло, так как он стал вытеснять более высококачественные продукты. Общее количество продуктов составило 73% медицинских норм. Если же вычесть картофель и хлебобулочные изделия, то потребление продуктов питания на душу населения составит в России 468 кг, в развиты странах – 788 кг и согласно существующим медицинским нормам – 741 кг. Это означает, что потребление населения в России составит только 63% по отношению к медицинской норме (и 59% по отношению к развитым зарубежным странам).
Кривые безразличия не только позволяют прогнозировать спрос на товары качественные и некачественные, но и заставляют по-новому взглянуть на проблему взаимозаменяемости и взаимодополняемости благ.
Взаимодополняемость благ
Свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом называется взаимодополняемостью благ.Примером взаимодополняемых потребительских благ могут служить автомобиль и бензин, ручка и бумага, лыжи и лыжные крепления, стол и стул. Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и прокатный стан, компьютер и программное обеспечение. Взаимодополняемые блага называются комплементарными товарами (complementary good). Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепления к ним, и относительной, например чай и сахар, автомобиль и бензин. График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку касания кривых безразличия с любой бюджетной прямой (рис. 4—18). Выбор потребителя здесь является вынужденным и единственно возможным, независимо от цен на блага X и Y, о чем наглядно свидетельствуют бюджетные линии НG и МN. Поэтому предельная норма замещения равняется нулю: МRS = 0.
Однако чаще имеет место относительная взаимодополняемость, которая может быть выражена кривыми безразличия, изображенными на рис. 4—19. В этом случае зоной взаимодополняемости служит отрезок кривой от точки С до точки D. Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров, например на фотоаппараты, приводит к увеличению спроса на них. С ростом спроса на фотоаппараты увеличивается спрос на фотобумагу, что при прочих равных Условиях повышает цену на нее. Это означает, что снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два продукта взаимодополняемы,между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Величину обратной связи можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности , показывающего эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо:
= (dQx/Qx)/(dPy/Py),
где Qх — величина спроса на благо X;
Рy — цена блага Y.
Отрицательная перекрестная эластичностькомплементарных благ ( < 0) означает, что спрос на благо X и цена на благо Y изменяются в противоположных направлениях. Чем меньше (по абсолютной величине) эластичность, тем больше взаимодополняемость. Поэтому жесткая взаимодополняемость имеет коэффициент перекрестной эластичности = - ∞. Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приводит к полному исчезновению спроса на благо X. Взаимодополняемость ресурсов аналогична взаимодополняемости потребительских благ.
Взаимозаменяемость благ
Свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) за счет друг друга называется взаимозаменяемостью благ.Примером взаимозаменяемых благ являются: розы и гвоздики; услуги авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта; услуги сферы досуга (кино — театр — цирк) и т.д. Взаимозаменяемыми могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: уголь, нефть, газ; гидро- и тепловые электростанции; металл и пластмассы и т.д. Взаимозаменяемые блага называются товарами-субститутами (substitutional goods). Взаимозаменяемость бывает абсолютной (совершенной), когда одно благо может полностью заменить другое, например красные и розовые гвоздики, а может быть относительной, например чай и кофе, сливочное масло и маргарин. Графически совершенная взаимозаменяемость изображается параллельными кривыми безразличия (рис. 4—20). Предельная норма замещения в этом случае постоянна: МRS = const.
Кривые безразличия здесь вырождаются в прямые, предельная норма замены благ здесь всегда постоянна. Если провести бюджетное ограничение НG под углом к прямой безразличия, то найти решение проблемы равновесия нельзя. В реальной действительности чаще встречается не абсолютная, а относительная взаимозаменяемость (рис. 4—21). В этом случае покупка блага X может быть в большей или меньшей степени приравнена к покупке блага Y. Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров, например на розы, уменьшает спрос на них. С сокращением спроса на розы возрастает спрос на гвоздики, что при прочих равных условиях повышает цены на них. Это означает, что рост цен на один из взаимозаменяемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два продукта взаимозаменяемы,между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Ее величину можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности (см. формулу 4.7).
Положительная перекрестная эластичностьтоваров-субститутов ( > 0) означает, что спрос на благо X и цена на благо Y изменяются в одном направлении. Чем больше эластичность спроса на благо X по отношению к цене блага Y, тем выше степень взаимозаменяемости двух благ. Поэтому совершенная субституция имеет коэффициент перекрестной эластичности = + ∞. Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приводит к почти полному перемещению спроса на благо X. Теория взаимозаменяемости ресурсов аналогична теории взаимозаменяемости потребительских благ.
Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет важное значение для анализа правил поведения агентов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики. Эффективная ценовая стратегия не может осуществляться без учета взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.
Вопросы для повторения
1. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной системе?
2.В каких случаях поведение потребителя следует считать рациональным?
3.Почему рациональное поведение не всегда присуще реальным потребителям?
4.От каких факторов зависит степень рациональности потребительского поведения? Можно ли утверждать, что для потребителей стран социалистического лагеря было характерно менее рациональное поведение, чем для потребителей развитых стран?
5.Попробуйте объяснить, почему маржиналистский подход к проблеме ценности получил широкое распространение только в 1870—1880 гг., хотя идеи субъективного истолкования ценности высказывались еще в XVIII в. (например, в работах Э. Кондильяка, Д. Бернулли и др.).
6.Изменился бы парадокс воды и алмаза, если бы был открыт способ искусственным путем превращать воду в алмазы? алмазы в воду?
7.Какие из основных постулатов теории потребительского поведения носят абсолютный, вечный характер, а какие — относительный, временный?
8.Можно ли рассматривать выделенные X. Лейбенстайном эффекты как нерациональное потребительское поведение?
9.Как соотносятся эффект замещения и эффект дохода для разных категорий товаров: лучших, худших и Гиффена?
10.Почему экономистов интересует точка касания линии бюджетного ограничения данного потребителя и его кривой безразличия? Какие варианты такого касания встречаются в экономике?
11. Чем определяются форма и месторасположение кривых безразличия? Почему кривые безразличия не пересекаются?
12.Каким образом изменение цены товара и дохода потребителя влияют на количество и структуру набора благ, которые он покупает?
13.Какие факторы определяют бюджетное ограничение потребителя? Всегда ли потребитель действует в рамках данного бюджетного ограничения? Какие другие (кроме денежного) виды ограничений существуют для потребителя?
14. Различаются ли (и если да, то каким образом) бюджетные ограничения потребителя для разных типов экономических систем?
15. Всегда ли предельная норма замещения постоянна в рыночном обмене? В равновесии потребителя? Может ли непостоянство предельной нормы замещения служить признаком неравновесного состояния потребителя?
16.Какие факторы влияют на благосостояние потребителя? Зависят ли эти факторы от типа экономической системы? И если да, то каким образом применяется набор факторов, влияющих на благосостояние при переходе от одного типа экономической системы к другому?
17.Каким образом изменение дохода потребителя влияет на
его благосостояние?
18.Каким образом изменение цен благ влияет на изменение
благосостояния потребителя в рыночной системе? В нерыночной
системе?
Примеры решения задач
Ответы
1.1. Нет. Это утверждение неверно, поскольку равновесие потребителя (оптимальное правило покупки) достигается тогда, когда отношение предельных полезностей двух товаров равно отношению их цен.
1.2.Нет. Изменение общей полезности не связано строгой пропорциональной зависимостью с динамикой предельной полезности.
1.3.Да. Бюджетное ограничение используется только в ординалистской теории полезности.
1.4.Нет. Реклама построена чаще всего на эффекте присоединения к большинству (реклама типа: "Каждый курит сигареты "Мальборо!").
1.5.Да. Если Р1/Р2 = 1, то согласно правилу максимизации полезности MU1/МU2 = 1.
1.6.Да. Точка N более высокой кривой безразличия U2 обеспечивает потребителю лучший уровень полезности, чем лежащая на кривой производственных возможностей точка М, которая принадлежит более низкой кривой безразличия U1.
1.7.Нет. Величина потребительского бюджета не связана с углом наклона линии бюджетного ограничения.
1.8.Нет. Бюджетные линии, соответствующие разному соотношению цен, могут пересекаться.
1.9.Да. Кривая "цена—потребление" показывает влияние изменения цен на относительную замену одного блага другим.
Выберите правильный ответ
2.1. Какой из графиков показывает спрос, формирующийся под влиянием эффекта Веблена?
2.2.Массовый спрос в 1994 г. на акции АО "МММ" объясняется:
а) эффектом присоединения к большинству;
б) эффектом сноба;
в) эффектом Веблена;
г) спекулятивным спросом.
2.3.Поведение российских избирателей на выборах в конце 1993 г., когда совершенно неожиданно высокий рейтинг завоевала ЛДПР, можно объяснить главным образом:
а) функциональным спросом на политические услуги партии В. В. Жириновского;
б) эффектом присоединения к большинству;
в) эффектом сноба;
г) эффектом Веблена.
2.4.Если будет изобретен вечный двигатель, то из теории потребительского поведения исчезнет постулат:
а) множественности видов потребления;
б) ненасыщенности;
в) транзитивности;
г) все постулаты сохранят свою силу.
2.5.Основоположником австрийской школы, представители которой развивали кардиналистскую теорию полезности, является:
а)Г. Госсен; в) Е. Бем-Баверк;
б)К. Менгер; г) И. Шумпетер.
2.6.В равновесии рациональный индивид потребляет 2 кг помидоров по цене 3 руб. за 1 кг и 4 кг груш по цене 5 руб. за 1 кг. Чему равна для него предельная норма замены груш помидорами:
а)2/4; в) 3/5;
б)1/4; г) 5/3?
2.7.Какого экономиста Дж. Хикс называл своим предшественником в разработке проблемы бюджетных ограничений потребителя:
а)В. Парето; в) Р. Аллена;
б)Е. Слуцкого; г) К. Маркса?
2.8.Какой из графиков правильно показывает спрос на товары различных групп населения? По вертикали отложена доля различных потребительских благ в потребительских бюджетах, по горизонтали — различные по уровню доходов группы населения (группа I — самые бедные, группа V — самые богатые); А — высококачественные товары и услуги, В — низкокачественные.
1.9. Какая кривая уровня жизни соответствует ситуации, когда А – высококачественное благо, а В – низкокачественное?
Ответы
2.1,б. Нижняя часть графика объясняется стандартным законом спроса, верхняя часть – эффектом Веблена.
2.2,г. Люди покупали акции, поскольку, ожидая обещанного повышения цен на них, собирались эти акции продать и выиграть за счет роста их курсовой цены.
2.3,в. Аналитики сходятся во мнении, что усиленное рекламирование либеральных партий вызвало реакцию отторжения, т.е. избиратели стремились выделить себя из «толпы», проголосовать вопреки ожидаемому.
2.4,б. Так как спрос, по крайней мере, на одно экономическое благо (на энергию) будет удовлетворен полностью.
2.5,б. Именно К. Менгер был учителем других экономистов-австрийцев, хотя его труды и пользовались меньшей популярностью.
2.6,в. Предельная норма замены (МRS) определяется отношением цен двух товаров, т. е. 3/5.
2.7,б. В работе "Стоимость и капитал" Дж. Хикс пишет: «Настоящий труд представляет собой первое систематическое исследование "территории", впервые открытой Слуцким» (Хикс Дж. Стоимость и капитал. С. 112).
2.8,г. Доля покупок низкокачественных товаров максимальна в потребительских бюджетах бедняков и минимальна в потребительских бюджетах богачей. С высококачественными товарами ситуация противоположна.
2.9,а. Доля высококачественных благ в потребительском бюджете увеличивается с ростом дохода, доля низкокачественных благ снижается.
Задания повышенной сложности
3.1. На графиках показано, как изменяется предельная полезность чая и бутербродов в зависимости от количества потребляемых благ. Найдите графическим методом, какую комбинацию этих экономических благ должен выбрать потребитель, желающий выпить 3 стакана чая.
3.2."Для того чтобы максимизировать удовольствие от потребления пищи, следует долгое время воздерживаться от нее, а затем, когда потребность резко увеличится, удовлетворить ее, получив большое удовольствие". Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?
3.3.Потребитель тратит 20 руб. в день на апельсины и яблоки. Предельная полезность яблок для него равна 20—3х, где х — количество яблок, в шт. Предельная полезность апельсинов равна 40 —5у, где у — количество апельсинов, в шт. Цена одного яблока составляет 1 руб., цена одного апельсина — 5 руб. Какое количество яблок и апельсинов купит рациональный потребитель?
3.4. На графике показаны бюджетная прямая и карта кривых безразличия. Как должна измениться цена блага X, чтобы потребитель при неизменном