Стратегия маркетинга и поведение потребителей
Длительное устойчивое положение организации на рынке в условиях нестабильности деловой среды предполагает стратегический к работе с потребителями. Реакция потребителей на стратегию маркетинга определяет успех или провал производителя товаров, идей. Связь между стратегией маркетинга и поведением ей показана на рис. 2.4.
Стратегический маркетинговый анализ предполагает изучение и внутренних факторов, влияющих на маркетинговую ость компании, — экономических, политических, социокультурных, технологических. Этот анализ может вестись в форме SWOT-анализа. На этом этапе определяются сильные и слабые организации и ее конкурентов, существующие и потенциальные потребители. На основе данных первого этапа выявляются группы индивидуумов, домохозяйств или фирм со сходными потребностями. Эти рыночные сегменты описываются по значимым для маркетинга параметрам, например, демографии, социальному статусу, медиа-предпочтениям, организационному или жизненному стилю, географическому месторасположению. Основываясь на конкурентной позиции организации, один или более сегментов выделяются как целевые рынки.
Результаты: Удовлетворенность потребителей Продажи Имидж продукта/марки
Процесс потребительского решения: Осознание проблемы
Информационный поиск
Оценка альтернатив
Покупка Использование
Оценка
Стратегия маркетинга: Продукт, цена, распространение, продвижение, паблик рилейшнз
Сегментация рынка: Идентификация набора потребностей, связанных с продуктом Группировка потребителей со сходными наборами потребностей Описание каждой группы Выбор целевых сегментов
Стратегический маркетинговый
анализ внутренней и внешней среды
деятельности
Рис. 2.4. Стратегия маркетинга и поведение потребителей
Стратегия маркетинга формулируется так, чтобы обеспечить потребителю больше потребительской ценности, чем конкуренты, и при этом сохранить прибыльность фирмы. Стратегия маркетинга формулируется в понятиях продуктных характеристик: цены, распространения и коммуникаций, сервиса, составляющих маркетинговый комплекс. Весь набор характеристик товара, представляемого на рынок, нередко называют «продукт в целом», или тотальный продукт (total product). Продукт в целом представляется целевому рынку, который постоянно вовлекается в процесс обработки информации и принятия решений. Эти решения направлены на поддержку или улучшение жизненного стиля (для индивидуумов и домохозяйств) или результатов деятельности (для бизнес - и других организаций).
Реакция целевого рынка на тотальный продукт продуцирует имидж продукта/марки, а также продажи (или их отсутствие) и некоторый уровень потребительской удовлетворенности купивших про-
дукт. Опытные маркетеры стремятся получить удовлетворенных потребителей в большей степени, чем только объем продаж, потому что удовлетворенные покупатели более прибыльны в долгосрочной перспективе.
Знание потребительского поведения на оперативном уровне преобразуется в комплекс маркетинговых решений — четыре и более P.
Комплекс маркетинга и поведение потребителей
Комплекс маркетинга (четыре P) — общий знаменатель всех маркетинговых решений — как стратегических, так и оперативных, как интегрированных, так и функциональных. Каждое из решений комплекса маркетинга (как минимум это — продукт, цена, распространение, продвижение) должно учитывать все значимые факторы потребительского поведения целевого рынка. Комплекс маркетинга должен быть разработан так, чтобы обеспечить проведение потребителя по всем этапам решения о покупке (рис. 2.5). Решение задачи (оптимизации) комплекса маркетинга может осуществляться маркетером в два этапа:
· определение наиболее значимых факторов, влияющих на процесс решения потребителя (целевого сегмента) о покупке продукта на каждом из этапов процесса решения;
· разработка предложений по формированию (или развитию) из элементов комплекса маркетинга с использованием наиболее значимых факторов решения потребителя о покупке.
На первом этапе реализуется последовательность шагов:
1) идеальное состояние — как должно быть (И). Выявляются все факторы потребительского поведения, воздействующие на процесс решения о покупке (по этапам) данного продукта в целом. Эта оцен-
Факторы решения о покупке (внешние, внутренние) |
Комплекс маркетинга (4 и более Р) |
Процесс решения о покупке (этапы) |
Рис. 2.5. Процесс решения потребителя о покупке, факторы этого решения и комплекс маркетинга взаимосвязаны
ка ведется в балльной форме (1—5, где 5 — максимальное значение), для чего заполняется табл. 2.1;
2) фактическое состояние — как есть (Ф). Оценивается — какие факторы потребительского поведения и в какой степени (оценка от 1 до 5) уже используются в маркетинге данного продукта для проведения потребителя по этапам процесса решения о покупке (форма аналогична табл. 2.1). Этот шаг имеет место, если маркетинг данного продукта уже ведется. Если продукт абсолютно новый, этот шаг пропускается;
Таблица 2.1.Оценка степени факторного влияния на процесс решения о покупке (И, Ф, Ф-И)
Факторы решения потребителя о покупке | Этапы процесса решения о покупке | ||||||
A | B | C | D | E | |||
Осознание проблемы | Информационный поиск | Оценка и выбор альтернатив | Покупка | Процессы после покупки | Итого, факторы | ||
Внешние факторы | 1. Культура | 1-a | |||||
2. Социальный статус | |||||||
3. Группы и групповые коммуникации | |||||||
4. Домохозяйство | 4-b | ||||||
Внутренние факторы | 5. Восприятие | ||||||
6. Обучение | |||||||
7. Мотивация | 7-е | ||||||
8. Личность и эмоции | |||||||
9. Персональные ценности | |||||||
10. Жизненный стиль | |||||||
11. Ресурсы потребителей | |||||||
12. Знание потребителя | |||||||
13. Отношение потребителей | |||||||
Итого, этапы |
3) расхождение фактического и идеального состояния — чего не хватает (Ф-И). Выявляется — какие факторы не получили должного в маркетинге продукта (или наоборот, получили избыточное , т.е. ресурсы тратятся необоснованно — на прямую рассылку, например, или телерекламу). Расхождение идеального и фактического состояния учета факторов потребительского поведения путем вычитания из фактических значений оценки степени влияния их идеальных значений. Этот шаг реализуется в табличной форме табл. 2.1. В результате маркетер получает ранжированный по актуальности перечень факторов, которые необходимо учесть в комплексе маркетинговых решений.
Реализация второго этапа может быть схематично представлена в форме табл. 2.2.
Таблица 2.2. Схема учета в проектных решениях (4P)факторов влияния на процесс решения о покупке
Наиболее значимые факторы принятия решения о покупке | ||||||||||||||
Решения по элементам комплекса маркетинга | 1. Культура | 2. Социальный статус | 3.Группы | 4. Домохозяйство | 5.Восприятие | 6.Обучение | 7. Мотивация | 8.Личность и эмоции | 9. Персональные ценности | 10. Жизненный (организационный) стиль | 11.Ресурсы | 12. Знание | 13. Отношение | Итого |
Продукт | Пк1 | Пк5 | Пк10 | |||||||||||
Цена | Ц11 | |||||||||||||
Распространение | Р2 | Р7 | Р12 | |||||||||||
Продвижение | Пв3 | Пв7 | Пв13 | |||||||||||
Итого |
Стратегический подход к управлению поведением потребителей на системное исследование и использование факторов на процесс потребительских решений. Эти факторы с определенной долей условности, однако, единогласно делятся американ-
скими специалистами по ПП на внешние и внутренние по отношению к потребителю-индивидуму. Растущая нестабильность конкурентной деловой среды обусловила повышение внимания менеджеров и маркетеров к внешним факторам потребительского поведения.
Вопросы и задания
1. Приведите примеры отношений обмена в маркетинге. Что обусловливает возможность этих отношений и что делает их невозможными?
2. Что такое жизненный цикл клиента? Приведите примеры из разных отраслей и сфер деловой активности. Какое значение имеет жизненный цикл клиента в маркетинговых решениях?
3. Приходилось ли вам быть в роли потребителя/клиента, испытывающего на себе усилия маркетера по реализации концепции CRM (Customer Relationship Management)! Какие средства использовал маркетер, насколько они были успешными? Какие возможные ошибки вы заметили?
4. Приведите примеры отраслей/бизнесов/компаний/организаций, для которых маркетинг отношений особенно актуален.
5. Есть ли объективные предпосылки для все более активной роли потребителя в сфере маркетинга? Каковы они? Приведите примеры практической реализации CMR (Customer Managed Relations) в маркетинге.
6. В чем заключается маркетинговое влияние на поведение потребителей? Можно ли управлять поведением потребителей?
7. С чего начинается и чем заканчивается процесс управления поведением потребителя, если это управление возможно?