Деловая игра «Исследование рынков взаимозаменяемых товаров»
Цель игры.Изучение рыночных механизмов деятельности организации, маркетинговые исследования взаимодействия рынков взаимозамещающих товаров и факторов, определяющих установление равновесных цен и объемов продаж после ряда изменений конъюнктуры.
Постановка задачи.На примере конкретной рыночной ситуации моделируются процессы установления и изменения рыночных цен на взаимозаменяемые товары. Имитируются действия ряда факторов рыночной конъюнктуры: спроса, дохода потребителей, ординалистской полезности, предложения, цен и др. Показаны различия в состоянии краткосрочного и долгосрочного равновесия А. Маршалла.
Для практических расчетов применяется кривая безразличия Дж. Хикса и бюджетное ограничение. Иллюстрируется эффект реальных кассовых остатков А. Пигу.
Изложение ситуации.Прежде чем приступить к последовательному выполнению действий, целесообразно представить общую картину движения конъюнктуры, моделируемую в задаче.
Даются первоначальные цены двух товаров: чая и кофе. Даны объемы их продаж, указаны уравнения спроса. Затем доходы потребителей повышаются, что приводит к росту спроса одновременно и на чай, и на кофе.
Устанавливаются новые, более высокие цены. Путем использования кривой безразличия и ограничения по бюджету определяются новые объемы спроса на товары. Но это точки краткосрочного равновесия.
Увеличивается спрос на кофе при неизменных теперь доходах потребителей. Рост цены кофе вследствие повышения спроса приводит к возрастанию расходов на кофе и, следовательно, к сокращению потребления чая.
Условия задачи.Первоначальные параметры конъюнктуры: цена одной тонны чая Рч = 6 ден. ед.; объем продаж чая Vч = 3 т; цена одной тонны кофе Рк = 10 ден. ед., объем продаж кофе Vк = 2 т (различия в качестве и сортности не учитываются, цены взяты усредненными). Это равновесные цены и количество товаров.
Функции спроса на чай и кофе определяются следующим образом:
P1ч = 18/Qч; P1к = 20/Qк,
где P1ч — цена спроса на чай; Qч — величина спроса на чай; P1к — цена спроса на кофе; Qк — величина спроса на кофе.
Задания для самостоятельного решения
Задача 1.Постройте на двух чертежах графики функций спроса на чай и кофе, для каждого графика выделите тетрадный лист, так как чертеж в дальнейшем будет сдвигаться, кроме того, при его построении нужна достаточная точность. Отметьте точки равновесия для каждого из товаров: Е1ч — для чая, Е1к — для кофе.
Задача 2.Рыночная ситуация изменилась. Доходы потребителей возросли (например, вследствие роста заработной платы или снижения налогов), и это привело к повышению спроса на оба напитка. Если цена останется прежней, то будет ощущаться нехватка чая и кофе. Но производителям выгодно повысить цену, и они это сделали.
Тогда новые точки равновесия, соответствующие возросшему спросу, установятся при более высоких ценах, т.е. оба графика равновесия и спроса сдвинутся вправо и вверх. Цена чая поднялась до 10 ден. ед. за тонну, а цена кофе — до 16 ден. ед. за тонну.
Определите объем спроса при таких ценах, т. е. на сколько сдвинутся графики спроса вдоль кривой предложения. Для расчета объема спроса на набор товаров при известных ценах используется аппарат кривых безразличия Дж. Хикса.
Если набор благ состоит из двух товаров, то при фиксированном доходе увеличение покупок одного товара неизбежно приведет к сокращению потребления другого.
Кривые безразличия показывают разные комбинации двух благ, каждая из которых обладает равной полезностью для потребителей, т.е. если покупатели приобретут чай в объеме Х1 тонн, тогда их потребность в кофе составит У1, тонн; другому объему чая Х2 соответствует иной объем спроса на кофе — У2. При этом наборы Х1У1 и Х2У2 имеют одинаковую полезность.
В нашем случае кривая безразличия задается функцией
Qч = 15/Qк,
где Qч — потребность в чае; Qк — потребность в кофе.
Постройте на отдельном чертеже кривую безразличия, отложив на оси абсцисс Qк, а по оси ординат — Qч. Данная кривая отображает потребности покупателей. Но есть ограничения по бюджету: объем покупок зависит от доходов людей. В нашей задаче потребители выделяют из своих доходов 100 ден. ед. на приобретение чая и кофе в совокупности.
Задача 3.Постройте линию ограничения по доходу. Для этого определите, сколько можно купить кофе на указанную сумму, если совсем отказаться от покупок чая. Цена кофе, напомним, установилась на уровне 16 ден. ед. за тонну. Эту точку отметьте на оси абсцисс.
Затем определите соответствующую точку для чая при нулевых покупках кофе (цена чая — 10 ден. ед. за тонну). Отрезок, соединяющий две найденные точки, и есть бюджетное ограничение. Оно показывает все возможные сочетания покупок чая и кофе при выделении 100 ден. ед. на эти цели.
Пересечение кривой безразличия бюджетным ограничением отображает те объемы покупок, которые соответствуют и потребностям, и возможностям. Это — уровень платежеспособного спроса на чай и кофе при установившихся ценах на них.
Таким образом, найдены новые точки спроса и предложения чая и кофе при изменившемся доходе потребителей.
Отложите эти точки Е2ч и Е2к на чертежах, показывающих зависимость цен от количества кофе и чая соответственно.
Задача 4.Определите функции предложения. Они пока неизменны, и смещение графиков спроса происходит вдоль кривой предложения.
Рис. 1. Рынок чая
Поэтому можно сказать, что один и тот же график предложения проходит через обе точки равновесия: Е1к и Е2к для кофе, Е1ч и Е2ч для чая. Функции предложения в нашей задаче линейны, их можно определить как прямые, проходящие через две точки равновесия. Постройте графики предложения P1п.ч (Q1п.ч) для чая и Q1п.к (P1п.к) для кофе. Напишите уравнения функций предложения.
Решение представьте в виде трех графиков и соответствующих расчетов к ним.
Ответы. Задача 1. График первоначального спроса на чай и на кофе, а также точки равновесия показаны на рис. 1 и 2.
Задачи 2 и 3. Графики кривой безразличия и бюджетного ограничения показаны на рис. 3. Для построения линии ограничения по бюджету имеем две точки:
100/10 = 10;
100/16 = 6,25.
Кривая безразличия строится по зависимости Qч = 15/Qк. Точка их пересечения А (5;3) — спрос на чай составляет 5 т, а на кофе — 3 т.
Функция предложения линейная: |
Рис. 2. Рынок кофе
0 12 3 4 5 6 Qч Т
Рис. 3. Кривая безразличия и ограничение по бюджету
Задача 4. Функции предложения чая: P1п.ч = Р2п.ч = 2Q1п.ч (см. рис. 1).
Функции предложения кофе: Р1п.к = Р2п.к = 6 Q1п.к - 2 (см. рис. 2).
Определение точки Е2ч исходит из предположения, что возросший спрос потребителя будет удовлетворен по равновесной цене 10 ден. ед.
Прогнозируемый результат
В результате работы на семинарских занятиях студенты:
понимают содержание процедуры анализа и выбора, наиболее перспективных для фирмы рынков;
знают основные инструменты анализа привлекательности рынка, общего конкурентного состояния и отдельных конкурентов;
умеют определять инструменты, подходящие для анализа различных аспектов рыночной деятельности компании;
имеют представление о возможных проблемах, возникающих в процессе анализа рынка.
Литература
Основная:
1. Беляев В. И. Маркетинг: основы теории и практики : учебник. – М. : КНОРУС, 2010.
2. Власова М. Л. Социологические методы в маркетинговых исследованиях : учеб. пособие для вузов / Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М. : ИД ГУ ВШЭ, 2006.
3. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. – 11-е изд. – СПб. : Питер, 2005.
Дополнительная:
4. Аакер Д., Кумар В., Дэй Дж. Маркетинговые исследования / пер. с англ. под ред. С. Божук. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2004.
5. Маркетинг : большой толковый словарь / под ред. А. П. Панкрухина. – М. : Изд- во «Омега-Л», 2008.
Web-ресурсы:
6. Кеворкова В. В. «Практический маркетинг». – URL: http://elmk.narod.ru/kev1.html (http://www.marketing.divo.ru/)
7. Консалтинговый сайт. – URL: http://www.consulting.ru
8. Сайт Гильдии маркетологов. – URL: www.marketologi.ru. 9. URL: www.marketing.spb.ru
Семинарское занятие № 5