Активность (факторы d, h, q4)

Зона 2. Ребенок фактически пассивен, внутренние побу­дительные мотивы не выражены, может долгое время проводить в бездействии, если ему не предложат чем-то заняться или не требуется делать уроки. Бывает, что ни к чему не проявляет само­стоятельного интереса. Не

экспериментирует и поэтому не дос­тавляет взрослым неприятностей.

Зона 3. Ребенок с нормальным уровнем активности, уме­ренно подвижный.

Зона 4. Активный, деятельный ребенок. Эксперименти­рующий, не любит сидеть без дела, всегда чем-то занят, что-то пробует. Не следует пытаться ограничивать его активность, надо найти для нее «безопасное» направление. Лучше поощрять рас­ширение сферы его интересов, параллельные занятия в несколь­ких кружках или секциях, разрешать менять кружки, если ему что-то не понравилось и у него появились другие интересы. Такие дети доставляют немало хлопот, но если они находят свое при­звание, то благодаря своей энергии многого достигают в жизни.

Зона 5. Непоседливый ребенок, моментально откликается на все, что происходит вокруг, все время экспериментирует Такого ребенка не следует оставлять без присмотра, потому что он может заинтересоваться чем-нибудь не совсем безопасным (например, электроприборами, химическими препаратами и пр.). Его невоз­можно успокоить и заставить сидеть тихо, ничего не делая. Попыт­ки ввести его в какие-то рамки встречают сопротивление, ребенок может реагировать по принципу отпущенной пружины Лучше на­ходить для него «безопасные» формы проявления активности.

Самокритичность (фактор Q5)

Зона 2. Самокритичность отсутствует. Ребенок имеет о себе «улучшенное» представление, не видит своих недостатков, не в состоянии адекватно оценивать свои поступки. Такое само­отношение часто складывается и долго сохраняется у захвален­ных отличников, которые искренне считают себя идеальными деть­ми. Поскольку при этом они хорошо видят недостатки других детей и делают им замечания, у них могут не складываться отношения с одноклассниками.

Зона 3. Начальная стадия формирования самокритич­ности. Ребенок уже иногда задумывается о себе и может адек­ватно оценивать свои действия. Однако отношение к себе пока сохраняется целостное и несколько «улучшенное».

Зона 4. Ребенок уже может независимо от того, как его оценивают другие, анализировать собственные поступки и формировать собственное мнение о себе. Оно в основном соответствует тому, что ребенок собой представляет. Он видит свои недостатки, может критически к ним относится.

Зона 5. Ребенок самокритичен, иногда склонен видеть у себя больше недостатков, чем есть на самом деле. Часто так бы­вает, когда ребенка больше ругают, чем хвалят, и в итоге он при­выкает и принимает такую заниженную оценку, при этом она мо­жет его и не травмировать.

Независимость (фактор Е)

Зона 2. Ребенок зависим, уступчив, несамостоятелен в действиях и принятии решений, часто оказывается ведомым. Проявляет инфантилизм и беспомощность в ситуациях выбора, требует, чтобы ему сказали, как надо действовать. Им легко уп­равлять, что родители и делают. Возможно закрепление воспи­танной беспомощности, если постепенно не обучать ребенка са­мостоятельному принятию решений.

Зона 3. Ребенок может сам принимать решения и дей­ствовать в игровых и бытовых ситуациях. Обычно на лидер­ство не претендует, но свое мнение имеет и может его высказы­вать. С ним можно сотрудничать, договариваться, долго его убеж­дать не надо.

Зона 4. Самостоятельный и независимый ребенок. Го­тов сам принимать решения не только в обыденных, но и в серь­езных жизненных ситуациях. На все имеет свое мнение, претен­дует на лидерство. Если пытаться управлять и помыкать им, то он может начать агрессивно защищаться. С ним можно догова­риваться, хотя это и не просто. Он готов к равноправной дискус­сии, поддается убеждению.

Зона 5. Независимость проявляется в упрямстве и са­моутверждении во что бы то ни стало. Стремится к доминированию над детьми. С ним трудно договориться, могут возникать проблемы в общении с одноклассниками. Может остаться в одино­честве, если не сможет подчинить себе других ребят. На любые со­веты взрослых сразу, не задумываясь, реагирует отвержением и отрицанием, даже когда эти советы могут идти ему на пользу. Такая позиция

может формироваться у ребенка в начальный период под­росткового кризиса, если окружающие его взрослые усиливают авторитарные методы воспитания, чтобы сохранить над ним власть.

Наши рекомендации