Работа № 8. Проведение маркетингового исследования. Наблюдение.

Задание:

1.Дайте общую характеристику рынка, на котором работает компания, указанная Вами в практической работе №1. Опишите спрос, предложение, ассортимент товаров, сегменты потребителей, количество конкурентов, динамичность и перспективы рынка.

Алтайский государственный институт культуры работает на рынке образовательных услуг в сфере культуры, где в рамках своей организации проводит подготовку бакалавров по имеющимся в его структуре направлениям подготовки. Стратегической целью института является его развитие как ведущего научно-образовательного центра, реализующего широкий спектр профильных направлений подготовки и научных исследований для удовлетворения кадровых и прочих социально-экономических потребностей Алтайского края и других регионов Российской Федерации. Целями деятельности института являются: – удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации посредством получения высшего и дополнительного образования в области социально-культурной деятельности, народного художественного творчества, библиотечно-информационных ресурсов, режиссуры, музыкального искусства, музейного дела; – удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием, научно-педагогических и научных кадрах; – развитие социального партнерства с органами государственной власти, местного самоуправления, учреждениями культуры и искусства с целью предоставления качественных образовательных услуг и формирование на основе взаимодействия с работодателями необходимых компетенций в структуре профессиональной подготовки выпускников вуза; – развитие искусств и наук посредством творческой деятельности и научных исследований научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе; – подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников по лицензированным направлениям подготовки (специальностям) института; – сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества. Управление институтом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации, Уставом института на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности. Система управления структурными подразделениями, конкретные ее формы и содержание, порядок взаимоотношений регламентируются Положениями, утвержденными приказами ректора, решениями Ученого совета. Принятые нормативные и организационно-распорядительные документы соответствуют требованиям Устава и не противоречат действующему законодательству. Программа развития института предусматривает следующие результаты деятельности: – сохранение своего значения как научно-методического и творческого центра, развивающего фундаментальные и прикладные научные исследования в области культуры и искусства; – обеспечение Сибирского региона, РФ и стран СНГ высококвалифицированными кадрами в сфере культуры и искусства; – сохранение многоуровневой системы подготовки кадров в области культуры и искусства; – сохранение статуса ведущего центра Сибирского региона в области художественно-творческой, культуроохранной, культурно-просветительной деятельности и музыкального искусства; – развитие международного сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья. В Алтайском крае институт является единственным ВУЗом, который готовит бакалавров в сфере культуры. Некоторые из профилей подготовки являются уникальными и характерны только для данного института культуры. Так недавно открытый профиль подготовки «Социально-культурная анимация и рекреация». Образовательная деятельность в институте осуществляется по программам высшего образования: – 10 программам специалитета по следующим укрупненным группам специальностей: 43.00.00 Сервис и туризм, 44.00.00 Образование и педагогические науки, 51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты, 52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество, 53.00.00 Музыкальное искусство, 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств; – 19 программам бакалавриата по укрупненным группам направлений подготовки (специальностей): 09.00.00 Информатика и вычислительная техника, 39.00.00 Социология и социальная работа, 43.00.00 Сервис и туризм, 44.00.00 Образование и педагогические науки, 46.00.00 История и археология, 51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты, 52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество, 53.00.00 Музыкальное искусство, 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств; – 3 программам магистратуры по укрупненной группе направлений подготовки (специальностей): 51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты; – 2 программам аспирантуры по укрупненным группам направлений подготовки (специальностей): 44.00.00 Образование и педагогические науки, 51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты; – программам дополнительного образования по подвидам: дополнительное образование детей и взрослых; дополнительное профессиональное образование. В 2015 году осуществлен набор по двум дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств: «Хоровое пение» и «Хореографическое творчество»; программе высшего образования по направлению 51.04.03 «Социально-культурная деятельность», магистерской программе «Менеджмент индустрии досуга». Основными потребителями образовательных услуг ВУЗа являются выпускники школ, колледжей, а также работники различных культурно-досуговых организаций, которые направляются с мест работы для прохождения обучения на заочной форме и получения высшего образования в сфере культуры. Основными конкурентами данного ВУЗа на рынке являются: • Восточно-Сибирский государственный институт культуры в Улан-Уде, который является научным и духовным центром сохранения и развития традиционных культур Восточной Сибири и Севера • Новосибирский государственный педагогический университет в стенах которого в 2004 г. на базе Художественно-графического факультета был создан Институт искусств в рамках которого осуществляется подготовка студентов в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна. Студенты принимают активное участие в международных и общероссийских выставках. В Институте искусств работают 5 кафедр: живописи, рисунка и скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, педагогики и психологии художественного образования. Большинство преподавателей творческих специальностей – члены Союза художников России, Союза дизайнеров России.; • Факультет культуры и искусств при Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского в рамках которого готовят специалистов по следующим направлениям: академическое пение, актерское искусство, дирижирование академическим хором, музыкально-инструментальное искусство, режиссура театрализованных представлений и праздников, режиссёр мультимедиа, педагог. • Институт искусств и культуры созданный на базе Томского государственного университета в структуру которого входят следующие кафедры: Кафедра теории и истории культуры, Кафедра этики, эстетики и культурологии, Кафедра хорового дирижирования и вокального искусства, Кафедра инструментального исполнительства, Кафедра изобразительного искусства, Кафедра библиотечно-информационной деятельности, Кафедра музеологии, культурного и природного наследия, Кафедра дизайна; • Кемеровский государственный институт культуры – ведущий университетский комплекс в Сибирском федеральном округе; один из самых престижных учебных заведений Кузбасса и престижный трансграничный центр Западной Сибири в области образовательной, научно-творческой деятельности и межкультурных коммуникаций со странами СНГ, Европейского сообщества, Китаем, Монголией. Структура Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ): • Иркутский институт культуры и искусств, который был открыт в 2011 году на базе САПЭУ. В рамках ВУЗа готовят специалистов по следующим направлениям: Музыкальное искусство эстрады, Социально-культурная деятельность, Хореографическое искусство, Дизайн; • Красноярский государственный институт искусств – государственное высшее учебное заведение; крупнейший учебный, творческий, научный и методический центр в сфере музыкального и театрального искусств Восточной Сибири. В настоящее время Красноярский государственный институт искусств ведёт обучение по 12-ти специальностям: фортепиано, струнные, духовые, ударные, народные инструменты, сольное пение, хоровое дирижирование, музыковедение, композиция, актёр драматического театра и кино, звукорежиссура театрализованных представлений и праздников, педагогика балета (квалификация: «Педагог бального танца»). Учебный процесс базируется на современных образовательных технологиях. • Главным конкурентом на рынке образовательных услуг в сфере культуры является Челябинский государственный институт культуры. Динамичность Количество обучающихся по программам высшего образования – программам бакалавриата, специалитета, магистратуры на 01.10.2015 г. составило 1874 чел., из них по очной форме обучения – 689 чел. (37,0%), заочной – 1185 чел. (63,0 %). Контингент студентов по сравнению с 2014 г. сократился на 6,4 %. В программе развития вуза на последующие годы ставится задача увеличения контингента студентов за счет открытия новых направлений, профилей подготовки и привлечения обучающихся с полным возмещением затрат. Количество иностранных студентов из стран СНГ в общей численности студентов на 01.10.2015 г. составляет 94 чел. (5,02 %), в том числе по очной форме обучения – 31 (4,5 %), по заочной – 63 (5,32%) (Рисунок 1). В 2014 г. доля иностранных студентов из стран СНГ в общей численности студентов на 01.10.2014 г. составляла 4,66 %. Прием студентов на I курс по договорам об оказании платных образовательных услуг в 2015 г. увеличился на 15 %, чему способствовала целенаправленная профориентационная работа выпускающих кафедр, приемной комиссии. Перспективы рынка Программа развития института предусматривает следующие результаты деятельности: – сохранение своего значения как научно-методического и творческого центра, развивающего фундаментальные и прикладные научные исследования в области культуры и искусства; – обеспечение Сибирского региона, РФ и стран СНГ высококвалифицированными кадрами в сфере культуры и искусства; – сохранение многоуровневой системы подготовки кадров в области культуры и искусства; – сохранение статуса ведущего центра Сибирского региона в области художественно-творческой, культуроохранной, культурно-просветительной деятельности и музыкального искусства; – развитие международного сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья. В 2015 году заключены договоры о взаимном сотрудничестве с дальнейшей перспективой организацией сетевого обучения: – Театральным институтом имени Бориса Щукина, – Новосибирской государственной консерваторией им. М.И.Глинки, – Казахским национальным университетом искусств (Казахстан), – Павлодарским государственным университетом им. С. Торайгырова (Казахстан), – Кыргызско-Российским славянским университетом им. Первого Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина (Киргизия), – Русской Гимназией (Монголия), Школой Билгийн Уудэн (Врата мудрости) им. Ю.О.Гагарина (Монголия), – Ховдским государственным университетом (Монголия) и др.    




2. Найдите внешнюю и внутреннюю информацию, сделайте вырезку аналитических материалов, статей, обзоров и прочих исследований, которые характеризуют рынок, на котором работает компания. Внесите найденный материал в таблицу.

Таблица 1

Источник информации Тип информации (внешняя / внутренняя) Краткое содержание Область применения
Интернет   внешняя Информация касаемо конкурентов ВУЗа на рынке образовательных услуг в сфере культуры Все пользователи сети интернет
Отчет об самообследовании института за 2015 внутренняя 1. Общие сведения об институте 2. Образовательная деятельность 3. Образовательная деятельность по программам высшего образования – программам бакалавриата, специалитета, магистратуры 4. Образовательная деятельность по программам высшего образования – программам аспирантуры 5. Использование официального сайта института в целях продвижения информации об образовательной деятельности вуза 6. Участие обучающихся в системе управления институтом, организации образовательного процесса и качества подготовки выпускников 7. Учебно-творческая и концертно-исполнительская деятельность 8. Деятельность учебно-творческих коллективов 9. Деятельность Инновационного учебно-методического концертно-продюсерского центра и концертного зала (ИУМ КПЦ) 10. Проведение концертно-творческих проектов с ведущими коллективами г. Барнаула и Алтайского края 11. Участие в конкурсах и фестивалях 12. Творческая работа преподавателей 13. Организация и проведение творческих мероприятий в рамках ФЦП «Культура России 2012-2018 гг.» 14. Образовательная деятельность по программам дополнительного образования. Дополнительное профессиональное образование 15. Структура и содержание дополнительных профессиональных образовательных программ 16. Характеристика внутривузовской системы контроля качества повышения квалификации и переподготовки специалистов 17. Итоговая аттестация слушателей 18. Качество кадрового обеспечения программ 19. Дополнительное образование для детей. Работа с одаренными детьми 20. Научно-исследовательская деятельность 21. Отрасли науки и основные научные направления 22. Проведение на базе института научно-практических конференций различного уровня, в том числе в рамках выполнения государственного задания 23. Организация научно-исследовательской работы студентов и молодых преподавателей 24. Источники финансирования научно-исследовательской деятельности 25. Международная деятельность 26. Внеучебная работа 27. Материально-техническое обеспечение 28. Результаты анализа показателей деятельности   Для работников и преподавателей ВУЗа
         
         
         
         
         
         
         

3. Дайте общую характеристику основного потребителя продукции компании (необходимо указать демографические, психологические и поведенческие характеристики)

Основными потребителями образовательных услуг в сфере культуры являются выпускники школ, колледжей, а также специалисты учреждений культуры, которых направляют для получения высшего образования и улучшения. Благодаря улучшающейся демографической ситуации по сравнению с концом девяностых годов, прогнозируется приток абитуриентов в последующие годы. Подавляющее число потребителей положительно реагируют на деятельность ВУЗа, которую он проводит в рамках различных мероприятий на площадках города Барнаула и края, во время дня открытых дверей и профориентационных дней проводимых в школах и колледжах для будущих выпускников.    

4. Сформулируйте максимальное количество возможных признаков, характеризующих потребителей товара

1) разновозрастная

2) имеющих базу при поступлении на определенные направления подготовки

3) окончившие школу или колледж

4) местные или приезжие из районов/городов края, так и из соседних регионов

5) обучающихся очно/заочно

6) на бюджете/на платной основе/по целевому направлению

7) активно или пассивно участвующих в жизни ВУЗа

8) ведущих научную, творческую или волонтерскую деятельность

5. Используя данные государственной статистики, а также другие источники информации, определите норму годового потребления продукции (H). Обоснуйте данный показатель.

H = _______ед. / год

   

6. На основе нормы годового душевого потребления рассчитайте емкость рынка. Для этого используйте следующую формулу:

Е = Н * Чобщ.

Где, Н — удельное душевое потребление или годовая норма потребления продукта на одного человека;

Чобщ — общая численность населения.

7. Сделайте выводы

   

8. Дайте общую характеристику основных конкурентов компании, их количество, преимущества и недостатки по отношению к Вашему субъекту анализа.

На данный момент на рынке образовательных услуг в сфере культуры по Сибири у Алтайского государственного института культуры существует около семи ВУЗов-конкурентов. Большинство из представленных ВУЗов имеют в своем составе как схожие с институтом направления подготовки, так и те, которые только-только внедряются в его деятельность (подробнее описание структуры ВУЗов-конкурентов было сделано в работе № 1). По большей части внедрение новых профилей подготовки бакалавров связано с тем, что современному рынку требуются новые кадры для работы в ранее не свойственных до перестроечного периода видах деятельности. Преимуществами конкурентов являются: · большее число студентов по сравнению с рассматриваемым ВУЗом культуры · в ряде случаев более выгодное географическое и экономическое расположение · больший охват потенциальных потребителей (потенциальных абитуриентов) · более лучшая материально-техническая база · большие площади заведений · в ряде ВУЗов-конкурентов большой выбор направлений подготовки, часть из которых лишь только начинает внедрять в деятельность рассматриваемого ВУЗа культуры для улучшения конкурентоспособности Преимущества по сравнению с конкурентами: · большая часть конкурентов не привлекает потребителей из Алтайского края в виду своей отдаленности и дороговизны проживания/обучения · привлекает абитуриентов из различных районов и городов края, также из Республики Казахстан и Новосибирской области · создает новые, ранее нигде не внедренные направления подготовки бакалавров. Таким примером является профиль подготовки «Социально-культурная анимация и рекреация» · студенты и преподаватели института разрабатывают инновационные проекты и программы, которых нет у конкурентов · ВУЗ активно участвуют в различных краевых проектах, часть из которых также не встречается в деятельности ВУЗов-конкурентов  

9. Найдите внешнюю информацию о конкурентах, сделайте вырезку из рекламных материалов и статей, прайсов, аналитических материалов, обзоров и прочих исследований, которые характеризуют конкурентов. Внесите найденный материал в таблицу.

Источник информации Краткое содержание Область применения
1. http://www.vsgaki.ru/   Восточно-Сибирский государственный институт культуры Высшее учебное заведение в городе Улан-Удэ. В состав института входят 6 факультетов, 27 кафедр, а также 2 филиал в городе Кызыле. Все пользователи сети интернет
2. https://www.nspu.ru/   Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет». Сегодня НГПУ – это современный, быстроразвивающийся университет, включающий в себя 10 институтов, 4 факультета, 3 научно-исследовательских института, 21 научно-исследовательскую лабораторию, 14 научно-образовательных центров, 10 ресурсных центров, 2 малых предприятия. В настоящее время в университете реализуются 51 программа специалитета, 124 программы бакалавриата, 38 программ магистратуры, 27 специальностей аспирантуры, более 150 программ дополнительного профессионального образования. Все пользователи сети интернет
3. https://omsk.ucheba.ru/uz/51208   Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского». Все пользователи сети интернет
4. http://www.tsu.ru/university/   Томский государственный университет. 15 тысяч студентов, 23 факультета, 135 направлений и специальностей. Все пользователи сети интернет
  5. https://vk.com/club24605743 В 2011 году на базе САПЭУ открыт первый в истории Иркутска Институт культуры и искусств. Институт осуществляет подготовку по следующим направлениям: хореографическое искусство, вокальное искусство, менеджмент (в социально-культурной сфере). Все пользователи сети интернет
6. http://kgii.ru   Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный институт искусств». В вузе трудятся 33 профессора и доктора наук (из них трое – доктора искусствоведения), более 50 доцентов и кандидатов наук. Свыше 30 педагогов удостоены почётных званий в области искусств России, являются лауреатами международных и Всероссийских конкурсов. Все пользователи сети интернет
7. http://chgik.ru/   Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный институт культуры» Факультеты: · декоративно-прикладного творчества, · документальных коммуникаций и туризма · консерваторский факультет · культурологический · театра, кино и телевидения · хореографический Все пользователи сети интернет

Вывод:

На сегодняшний день ВУЗ имеет достаточно большое количество конкурентов на рынке образовательных услуг в сфере культуры, каждый из которых пытается привлечь как можно большее количество абитуриентов за счет предоставления им более выгодного предложения и ассортимента профилей подготовки бакалавров. В сложившейся ситуации необходимо проводить маркетинговое исследование как внешней, так и внутренней информации чтобы на основе полученных данных можно было выявить как положительные, так и отрицательные стороны в деятельности самого института, так и его потенциальных конкурентов, составлять определенные планы действий, благодаря которым можно будет преодолевать определенные трудности возникающие под воздействием внешних факторов Не стоит также забывать и о проблемах внутри самой организации, которые также не стоит упускать из внимания для предотвращения различных проблем в будущем.

Вопросы для самопроверки:

1. Область применения наблюдения в маркетинговых исследованиях?

2. Виды наблюдений?

3. Основные достоинства и недостатки метода наблюдения?

4. Основные этапы процесса наблюдения?

5. Кто такой «тайный покупатель»?

Ответы на вопросы:

Ответ № 1.

Наблюдение в маркетинге – это способ сбора маркетинговой информации первого уровня о каком-либо объекте, исследуемом специалистами. Наблюдение осуществляют только при помощи целенаправленного и организованного восприятия с последующим фиксированием принятых данных на каком-либо возможном носителе.

Наблюдение для проведения маркетинговых исследований – один из лучших методов собирания данных. Объекты, находящиеся под наблюдением в маркетинге – как правило, сами люди, либо группы людей, а также – конкуренты, предприятия, рынок либо его отдельные состояния и системы.

(http://www.studfiles.ru/preview/2469380/ StudFiles.ru)

Ответ № 2.

Наблюдение как метод сбора информации занимает пограничное положение между количественными и качественными методами. Большинство разновидностей наблюдения разработаны психологами.

Наблюдение – метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, действий, поступков людей, событий, которые могут быть выявлены органами чувств.

Термин наблюдения не является однозначным в некоторых социальных науках (социологии, демографии), под наблюдением понимается любая процедура исследования и даже опрос.

Существует несколько форм наблюдений, их можно распределить, классифицировать по следующим признакам:

1. По характеру окружающей обстановки выделяют:

полевое наблюдение проводят в естественных условиях, в реальной жизненной ситуации;

лабораторное наблюдение проводят в искусственно созданных условиях, это позволяет сохранить стабильность обстановки, в условиях которой происходит исследование;

лабораторно-полевое наблюдение проводят в естественных условиях, но с отдельными ограничениями, снимающего недостатки как лабораторного, так и полевого наблюдения.

2. По месту исследователя в изучаемом процессе выделяют:

наблюдение с непосредственным участием исследователя. Наблюдатель сам участвует в ситуации и одновременно влияет на ситуацию и в свою очередь подвергается ее влиянию. Эта форма дает возможность корректировать объективность выводов наблюдателя за счет улучшения понимания или наблюдаемых процессов;

наблюдение осуществляется наблюдателем со стороны без участия в наблюдаемом процессе (наблюдатель находится на некотором удалении от объекта наблюдения, что позволяет видеть весь ход процесса и контролировать факторы, влияющие на него).

3. По способу восприятия объекта наблюдения выделяют:

а) персональное наблюдение, когда наблюдаемые события фиксируются непосредственно наблюдателем;

б) неперсональное наблюдение, когда наблюдаемые события фиксируются с помощью приборов, что дает возможность снизить субъективность восприятия событий.

4. По степени стандартизации наблюдения выделяют:

а) структурированное наблюдение (контролируемое). В этом случае используются блоки наблюдения с четко заданной структурой процесса;

б) неструктурированное (свободное) наблюдение, когда наблюдаются все элементы поведения без заранее заданной схемы.

5. По степени открытости процесса наблюдения выделяют:

а) открытое, когда наблюдаемым известно о проводящемся наблюдении, исследователи заранее предупреждают их об этом;

б) скрытое наблюдение, когда наблюдаемым неизвестно о проводимом исследовании.

6. По характеру наблюдаемых событий выделяют:

а) прямое наблюдение, когда наблюдение проводится непосредственно за поведением;

б) непрямое (косвенное) наблюдение проводится за результатами поведения.

7. По регулярности проведения наблюдения выделяют:

а) систематическое (проводится на регулярной основе, что позволяет выявить ведущие тенденции);

б) эпизодическое;

в) однократное (в соответствии с кратковременно поставленными целями);

г) случайное наблюдение (это обычно незапланированное наблюдение, которое даже может стать причиной пересмотра маркетинговых решений предприятий).

Успешное проведение наблюдений требует соблюдения следующих условий:

наблюдение должно осуществляться на относительно коротком отрезке времени;

наблюдаемые процессы и явления должны быть доступны для наблюдения, протекать на публике. Этому требованию не удовлетворяет частная беседа;

наблюдениям следует подвергать также такое поведение, в основе которого не лежит часто повторяющаяся, систематическая деятельность, которую респондент не в состоянии хорошо запомнить.

Лучше всего чтобы объекты наблюдений не знали, что за ними ведется наблюдение. Часто наблюдение является единственным способом получения информации, например, маленькие дети не в состоянии словесно выразить свое отношение к новой игрушке. Наблюдение может использоваться совместно с другими методами (полученные результаты контролируют и дополняют друг друга).

Наблюдение используется гораздо реже, чем опрос, но оно имеет ряд преимуществ перед опросом:

· независимость от желаний объекта к сотрудничеству;

· обеспечивается более высокая объективность;

· возможность оценивать неосознанное поведение (выбор товара на полках);

· возможность учета окружающей ситуации (особенно если используются приборы).

Но наблюдение, как и любой метод, не лишен недостатков: в большинстве своем они присущи всем качественным исследованиям.

В процессе прямого наблюдения обычно изучается в определенных условиях малая группа и возникает вопрос о репрезентативности полученных данных, которые могут толковаться субъективно.

Наблюдение может быть очень трудоемким методом. Оформление итогов наблюдения часто занимает вдвое больше времени, чем само наблюдение. Сложно обеспечивается репрезентативность выборки (регистрируют в процессе наблюдения только тех, кто подходит к прилавку). Существуют трудности и субъективного характера. К примеру, исследователь трактует результаты наблюдений через призму собственного «я». Личность наблюдателя также может влиять на результаты.

Встречаются сложности объективного характера. Например, ограниченность времени наблюдения временем совершения событий, кроме того, не все представляющие интерес факторы поддаются непосредственному наблюдению:

поведение людей может быть неестественным, если люди знают, что за ними наблюдают;

использование метода наблюдений требует преодоления синдрома Дракулы и Франкенштейна. Первый связан со стремлением высосать всю мыслимую и немыслимую информацию из непрезентативных наблюдений. Второй, – в стремлении бездумно использовать количественные характеристики.

(http://www.studfiles.ru/preview/2469380/ StudFiles.ru )

Ответ № 3.

Специфика наблюдения как метода сбора первичной информации заключается в способности анализировать и воспроизводить явление в его целостности, поставлять разносторонние и достaточно полные сведения. В ходе наблюдения может фиксироваться то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно стиль поведения, жесты, мимику, движения индивидов и целых групп. Наблюдение используется вкупе с другими методами сбора информации, обогащая бесстрастную статистику живым материалом восприятия. Оно дает более глубокий, но менее репрезентативный материал, чем анкетирование.

Достоинством наблюдения как метода сбора информации является отсутствие опосредующих звеньев, наличие прямого контакта между исследователем и исследуемым объектом. Однако достоинство моментально превращается в недостаток, поскольку при наблюдении высока опасность вмешательства ученого в естественный ход событий. Замечательной чертой наблюдения считается хорошая совместимость с другими социологическими методами. Его можно применять в качестве основного либо дополнительного метода и с анкетированием, и с интервью, и с анализом документов, и с экспериментом. Не о каждом методе можно сказать подобное. Совместное применение двух методов часто дает весьма эффективные результаты, например при изучении степени активности населения на электоральных собраниях.

Особенности метода связаны с тем, что ситуация наблюдения во многом уникальна и наблюдение дает как бы моментальный снимок объекта, характеризует его состояние здесь и сейчас. Поэтому обобщение результатов наблюдения носит достаточно определенный характер.

Наблюдение позволяет помогать избежать влияния респондента на информацию, но повышает влияние исследователя и его предварительных ожиданий на характер полученной информации. В том и состоит главная особенность наблюдения в социологии — неразрывная связь наблюдателя с объектом, которая накладывает отпечаток и на его восприятие социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретации. Другая особенность наблюдения в социологии заключается в том, что восприятие социальных явлений наблюдателем и их интерпретация всегда эмоционально окрашены, и тем сильнее, чем теснее связан наблюдатель с объектом наблюдения. Эту особенность следует иметь в виду как одну из причин возможного искажения данных.

Специалисты отмечают субъективное воздействие на оценку происходящего и стороннего наблюдателя. Достоверность и обоснованность суждений по впечатлению наблюдателя, согласно некоторых данным, достигает лишь 0,5 корреляции с данными, полученными объективными способами. Имеет место «снисходительность» наблюдателя в отношении наблюдаемых, тенденция оценивать ситуации более положительно. Возможен и обратный эффект: излишнее снижение оценок тех или иных действий, а также «ошибка усреднения», т.е. боязнь крайних суждений, и ошибка «контраста», указанная Гилфордом.

Итак, преимущество социологического наблюдения, а именно непосредственная связь исследователя с объектом изучения, непосредственность впечатлений исследователя и отсутствие опосредствующих звеньев, тут же превращается в его недостаток — возможность исследователя повлиять на результаты наблюдения, исказить его данные. Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе.

Среди других достоинств наблюдения специалисты называют оперативность получения информации, активное продуцирование гипотез в ходе наблюдения.

Правда, оперативность моментально оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Действительно, социолог не может гарантировать репрезентативность своих данных, опираясь на одно исследование, которое к тому же охватывает небольшое количество явлений.

Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.

Но и тут социолога поджидает неприятность. Ему очень сложно, а порой просто невозможно, провести повторное наблюдение, подтвердить или перепроверить имеющиеся данные.

Социальные процессы обладают неприятным для ученого свойством: часто они уникальны, невоспроизводимы в силу того, что подвергаются воздействию очень большого числа неконтролируемых факторов. Основным способом устранения влияния негативных факторов на результаты наблюдения являются подготовка наблюдателя и неоднократное наблюдение изучаемого социального объекта в сходных условиях.

К числу недостатков наблюдения относят: невозможность охвата исследователем всей совокупности явлений, характеризующих изучаемый процесс (особенно в случае невключенного наблюдения); трудности, связанные с описанием исследуемых явлений; невозможность избежать субъективизма в подходе к изучаемым явлениям.

(https://psyera.ru/5264/preimushchestva-i-nedostatki-nablyudeniya psyera.ru)

Ответ № 4.

Задачами наблюдения бывают изучение индивидуально-психологических особенностей личности, изучение психологии коллектива учебной группы. Соответственно объектами наблюдения бывают как отдельные лица в различных видах деятельности, различных ситуациях общения, так и группы. Наблюдаемые ситуации бывают естественные и экспериментальные (ᴛ.ᴇ. социально организованные). Предметом наблюдения могут являться речевые и неречевые акты поведения отдельного учащегося или всей группы в определенной ситуации.

Независимо от метода и вида все наблюдения состоят из четырех этапов:

· подготовка к наблюдению : постановка цели наблюдения, выбор объекта наблюдения, выбор субъекта͵ исходя из цели наблюдения, ознакомление с

Наши рекомендации