Роль двумерного и многомерного анализа в связях с общественностью
Двумерный анализ предполагает исследование моделей, базирующихся на причинных отношениях между переменными. Например, предполагается, что потребители, активно покупающие витамин С, в зимний период будут покупать апельсиновый сок. Для подтверждения или опровержения выдвинутой коммуникативной основы будущего послания необходимо составить таблицу с предполагаемой переменной в качестве независимой и исследовать, существует ли у нее математическая взаимосвязь с зависимой переменной (табл. 2).
Таким образом, опросив 5122 человека и выяснив их отношение к обогащенному витамином С апельсиновому соку, можно сделать следующие выводы. Во-первых, в том случае, если нет ярко выраженных ожиданий (т. е. стремления покупать именно обогащенный витаминами сок), интерес к объекту минимален. В этом случае специалисту по связям с общественностью предстоит увеличить необходимые контакты для создания нужного отношения к предлагаемому напитку, которое затем будет последовательно снижаться. Также наблюдается тенденция позитивного отношения к предлагаемому продукту по мере роста интереса к его качествам, в то время как появление негативного отношения в меньшей степени зависит от проявленного к товару интереса.
Многомерный анализ предполагает исследование трех или более переменных. В случае применения многомерного анализа выстраивается причинная модель, увязывающая между собой три переменные.
Так, в качестве переменных вводятся цель исследования, геодемографический и психографический параметры. Например, в случае проведения исследования по существующему отношению к обогащенному витамином С апельсиновому соку в качестве демографических параметров могут выступать пол и возраст опрашиваемых, в качестве психографических — стиль совершения покупки (импульсный, отслеживающий моду и т. п.).
Более точные данные в связях с общественностью могут быть получены с помощью многомерного анализа. Двумерный анализ хорош в том случае, если необходимо внести корректировку в уже имеющуюся информацию. Если проанализировать исследовательские планы крупнейших компаний за последние пять лет, налицо увеличение исследуемых параметров. Например, та целевая аудитория, которая описывалась ранее как мужчины в возрасте от 25 до 54, сейчас включает в себя следующие параметры: социально активные мужчины в возрасте от 25 до 54, лояльно настроенные к компании-производителю, с доходом свыше $50 000 в год.
Если проследить тенденцию проводимых в связях с общественностью исследований в течение последних пяти лет, то заметно, что наряду с социологическими исследованиями достаточно интенсивно начинают применяться и маркетинговые исследования. Это связано с тем, что построение репутации и имиджа направлено, с одной стороны, на поддержание лояльного отношения к компании, с другой стороны — на превращение этой лояльности в определенное поведение, которое позволяет увеличить прибыль.
Также в исследовательском процессе в СО наметилась тенденция увеличения количества исследуемых психографических параметров. Ведь именно они в результате исследования позволяют ответить на вопросы, описывающие мотивацию различных слоев населения и объясняющие поведение социальных групп. В результате группы опрашиваемых объединяются в кластеры по наиболее ярким чертам, характеризующим всю выборочную совокупность.
В американской практике на сегодняшний день наиболее активно используются шесть кластеров: Эйкорн, КластерПлюс2000, МикроВизи-он 50, Призм, Коэртс и Нич (последние два кластера используются для исследования результативности в сфере прямого маркетинга). В российской практике кластеры представлены исследовательскими системами Gallup и Comcon. При кластерном делении исследователем могут быть получены следующие данные:
♦ геодемографические параметры;
♦ существующие установки внутри каждого кластера;
♦ уровень потребительской и социальной активности;
♦ мотивационные аспекты.
Как правило, все эти данные четко увязываются с проживанием того или иного человека в определенном районе. Если рассматривать российскую систему кластеров, то здесь четко выделяются Москва, города-миллионщики и пр.
Например, необходимо изучить потребительское отношение к товару X среди 10 тыс. человек. В этом случае выбирается контрольная тысяча, из которой 100 человек активно используют товар X, и все они относятся к кластеру Y. Соответственно устанавливается пропорциональная зависимость, которая проецирует всю совокупность кластера на население исследуемого пункта.
Также в ходе многомерного исследования можно установить кластерное распределение. Всегда будут кластеры с высокой степенью концентрации целевой аудитории и кластеры с более низкими показателями. Выбор ключевых кластеров, как правило, тождествен набору демографических параметров, определяющих профиль целевой аудитории. В этом случае выбирается тот набор параметров, которым максимально должны соответствовать те или иные СМИ.
Выбор кластера начинается с оценки структуры аудитории. В этом случае по каждому из демографических параметров уточняется процент людей, соответствующих профилю того или иного средства массовой информации. В ходе исследования структуры аудитории может быть получен ответ на вопрос, какой процент общей аудитории является «нашей» целевой аудиторией.
Например, необходимо сопоставить две телепередачи, каждая из которых насчитывает 50 тыс. зрителей (табл. 3). Количество зрителей-мужчин программы А составляет 17,5 тыс. человек. Они представляют собой 35% всех телезрителей (17,5:50,0). Женская часть аудитории доходит до 40%, подростки 15%, дети 10%. Структура аудитории программы В выглядит следующим образом: количество телезрителей-мужчин составляет 30%, женщин — 25%, подростков — 25%, детей — 20%.
Таким образом, очевидно, что зрителями первой телепередачи являются в основном женская и мужская аудитории, в то время как профиль второй более размыт. Соответственно во втором случае в качестве рекламоносителя может быть использована телепрограмма, так как процентное соотношение составных частей аудитории зрителей сопоставимо с процентным соотношением населения в целом. Как правило, структура аудитории исследуется по каждому отдельному средству массовой информации. Тем не менее можно выделить некие общие аспекты, присущие носителям одной подгруппы.