В связях с общественностью. 1. Основные направления исследований в связях с общественностью и смежных

1. Основные направления исследований в связях с общественностью и смежных специальностях

2. Статистические исследования в связях с общественностью. Источники статистической информации. Социальная статистика

3. Качественные и количественные методы анализа социальной информации

Тема 17. Социологические исследования общественного мнения

1. Общественность как социальное явление и носитель общественного мнения. История формирования общественности. Российская общественность: прошлое и настоящее

2. Общественное мнение как основной предмет исследований в связях с общественностью. Природа, структура и механизмы формирования общественного мнения

3. Динамика общественного мнения в РФ и Тверской области.

Тема 18. Консалтинг в связях с общественностью

1. Консалтинг: цели, задачи, функции. Классификация консалтинга. Консалтинг за рубежом, в Российской Федерации, в Тверской области

2. Место и роль консалтинга в ПР-деятельности. Рынок консалтинговых услуг в России и Тверской области

3. Политический консалтинг. Стратегия и тактика избирательной кампании. Формирование имиджа политического лидера

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ,

ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Проанализируйте различные определения связей с общественностью и выделите в них общее и особенное (цели, задачи, средства и результаты).

2. Некоторые ПР-специалисты критикуют Сэма Блэка за идеализм, идеологичность и отдаленность от реальной жизни, продемонстрированные в его известном определении связей с общественностью на том основании, что декларируемая им «правда и полная информированность» в принципе не достижима в ПР-деятельности. Какова Ваша позиция в данном вопросе? Дайте развернутый комментарий приведенным выше словам и обоснуйте свою точку зрения.

3. Заполните следующую табличку, отражающую сущностные отличия связей с общественностью от рекламы и пропаганды:

  Объект Аудитория
Реклама    
Пропаганда    
Связи с общественностью    


4. Одна из главных целей ПР-деятельности – доверие клиентов. Доверие – это отношение к действиям партнеров в процессе взаимодействия, которое основано на их взаимной честности, добросовестности и искренности. Из чего складывается доверие общественности к данной организации?

5. Согласны ли Вы с утверждением, что основная цель ПР – это создание и поддержание корпоративного имиджа? Если нет, то почему?

6. Проанализируйте государственный образовательный стандарт по специальности «350400 – связи с общественностью». Попытайтесь ответить на вопросы: Какие из перечисленных предметов являются главными? Какие знания и качества ПР-специалиста должны быть сформированы в результате 5-летнего обучения в вузе по данной программе? Каковы могут быть специализации в рамках ПР-образования? Попробуйте сформулировать замечания и предложения по дополнению и корректировке содержания федерального компонента Госстандарта по специальности «Связи с общественностью».

7. Домашнее задание: сравните Ваше настоящее представление о ПР-специалисте и его деятельности с тем, которое было у Вас до изучения данного курса.

8. Public relations переводится как «связи с общественностью» (есть другие варианты перевода), а у термина «общественность» есть множество синонимов (публика, аудитория, контактная группа и др.). Могли бы Вы предложить другие слова, которые бы более точно определяли суть ПР-деятельности?

9. Проанализируйте определение Г. Блумера (1994): Термин «общественность» используется по отношению к группе людей, которые: а) сталкиваются с какой-либо проблемой; б) разделяются во мнениях относительно подхода к решению этой проблемы; в) вступают в дискуссию, посвященную этой проблеме». Выявите достоинства и недостатки данного определения в применении главному объекту ПР-деятельности.

10. Массовая аудитория отличается от специализированной не количеством членов, а характером объединения ее членов (неорганизованность). Приведите пример, когда «специализированная» аудитория является более массовой (в количественном отношении), чем «массовая» аудитория.

11. Известный афоризм гласит: «Голос народа – глас Божий». Но также известно, что общественное мнение не является истиной, тем более истиной в последней инстанции. Разберите, когда и почему общественное мнение («голос народа») превращается в «голос Божий», т.е. приобретает детерминирующую роль и доминирующее значение.

12. Американский политолог Р. Даль приводит следующую таблицу:

  Способ определения общественного мнения Порядковое место
Законодательная власть Исполнительная власть
Личная почта
Обращения к общественности
Газеты
Обращения со стороны общественности
Опросы

Ответьте на вопрос, почему представители законодательной и исполнительной власти ориентируются на разные формы проявления общественного мнения?

13. Домашнее задание: подготовьте эскиз эмблемы ТвГУ. Эмблема – это условное или символическое изображение какой-либо организации, мероприятия, идеи. Примите во внимание особенности целевых групп технического вуза.

14. Правильно ли указано место ПР в процессах социальной коммуникации на следующей схеме?

В связях с общественностью. 1. Основные направления исследований в связях с общественностью и смежных - student2.ru В связях с общественностью. 1. Основные направления исследований в связях с общественностью и смежных - student2.ru

ПР M ПР

В связях с общественностью. 1. Основные направления исследований в связях с общественностью и смежных - student2.ru В связях с общественностью. 1. Основные направления исследований в связях с общественностью и смежных - student2.ru В связях с общественностью. 1. Основные направления исследований в связях с общественностью и смежных - student2.ru В связях с общественностью. 1. Основные направления исследований в связях с общественностью и смежных - student2.ru В связях с общественностью. 1. Основные направления исследований в связях с общественностью и смежных - student2.ru S кодиро- декоди- R

вание рование

обратная связь

В связях с общественностью. 1. Основные направления исследований в связях с общественностью и смежных - student2.ru

15. Коммуникация – это очень сложный процесс, изучаемый в самых разных науках. Попробуйте описать, что и как разбирают в коммуникативном процессе технические дисциплины, этнография, психология, лингвистика и т.д. Попробуйте разобрать каждый из элементов коммуникационного процесса по модели Ю. Воронцова.

16. В американской журналистике используется специальный Fog Index: Fi = (Nws + Nwt)×0,4 , где Nws – среднее число слов в предложении текста (речи, статьи, сообщения), Nwt – среднее число слов с длиной в три и более слогов, приходящихся на одно предложение текста. Считается, что чем меньше Fi, тем более читабелен текст. Какое правило подготовки текстов речевых выступлений учитывает Fog Index?

17. Раскройте содержание коммуникативных правил (AIDA), формирующих общественные отношения: А-attention (внимание), I-interest (интерес), D-desire (желание), А-activity (активность).

18. В учебном пособии В.П. Конецкой (Социология коммуникации. М., 1997. С. 282-298) разбираются различные методы исследования социальной коммуникации. Какие из них наиболее часто используются в ПР-деятельности?

19. Л.В. Петров выделяет в качестве уникальных следующие свойства массовой коммуникации – диахронность (передача сообщений сквозь время), диатопность (способность преодолевать пространство), мультиплицирование (многократное повторение сообщения без кардинального изменения его содержания), симультанность (одномоментное представление массе людей практически адекватных сообщений), репликация (регулирующее воздействие массовой коммуникации). Все ли кардинальные характеристики массовой коммуникации как социального явления здесь перечислены и можно ли их рассматривать в качестве основных категорий теории массовой коммуникации?

20. Раскройте социально-экономические, политические и культурные причины появления и распространения массовой коммуникации. Организация средств связи и массовой информации Российской Федерации осуществляется в рамках законов «О связи» (1995), «О средствах массовой информации» (1991), «Об информации, информатизации и защите информации» (1991). Проанализируйте основные положения данных законов.

21. Приведите примеры по каждому из «правил» взаимоотношений ПР с СМИ. Подумайте, все ли важные аспекты отношений ПР и СМИ отражены в перечисленных выше правилах?

22. Дайте краткую характеристику каждому из подготавливаемых пресс-службой материалу для прессы (бэкграундер, пресс-релиз, медиа-кит, авторские статьи и т.д.) и приведите соответствующие примеры общероссийского, регионального и местного характера.

23. Известно, что один из главных приемов превращения занятых в «целевую аудиторию» – это предоставление льготных условий по приобретению акций родного предприятия (с условиями и без условий). Какие еще применяются приемы в этом направлении?

24. Рекламация – это претензия клиента (потребителя), представленная в официальной форме. Обычно составляется акт, куда включаются причины его составления; где перечисляются допущенные нарушения со стороны продавца товаров или лица, предоставляющего услуги; также выдвигаются требования по устранению дефектов или по возмещению причиненного ущерба. Перечислите ПР-действия в рамках работы организации с претензиями и рекламациями.

25. В свое время печально известное АО «МММ» с помощью целенаправленного формирования имиджа сумело аккумулировать огромные денежные накопления населения. Попробуйте разобрать, что лежало в основе первоначального имиджа данной организации (ожидания населения, эффективная реклама и др.)?

26. Некоторые специалисты выделяют три основных способа формирования имиджа:

- «производственный», который основан на формировании объективной базы имиджа (подбор высококвалифицированных кадров, повышение качества продукции и пр.);

- «имидж-мейкерский», при котором акцентируется работа по искусственному созданию имиджа (ПР, реклама и т.д.);

- «менеджерский», который пытается учесть достоинства первых двух и объединить развитие организации с формированием паблисити.

Какой, с Вашей точки зрения, подход наиболее развит в России? Почему? Проанализируйте возможности каждого из них и необходимые условия их применения.

27. Домашнее задание: используя разъяснения Б.Л. Борисова (Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. М., 1998. С. 55), заполните следующую таблицу:

Категории сравнения Реклама
Политическая Коммерческая
Цель    
Субъект    
Объект    
Средства воздействия    
Результат    

28. Одна из формул формирования политического имиджа имеет следующий вид: создаваемый имидж = идеальный образ + реальный человек. Дайте содержательную трактовку данной формулы, подумайте о ее достоинствах и недостатках.

29. Известно, что в практической деятельности бюджет ПР составляется по-разному (как десятая часть затрат на рекламу, как определенный процент от оборота или прибыли компании и т.п.). Обоснуйте известные Вам примеры калькуляции ПР-бюджета, раскройте общую методологию подхода к его составлению.

30. Цели кризисного менеджмента – прогнозирование кризисов, их быстрое предотвращение, ограничение возможного или наличного ущерба от кризиса, восстановление доверия к организации. Покажите место и роль ПР-служб в преодолении кризисных явлений.

31. ПР-специалист должен обладать рядом необходимых свойств и качеств, например, коммуникабельностью. Коммуникабельность – это умение данного человека устанавливать и поддерживать необходимые контакты, способность идти навстречу своему партнеру. Перечислите другие профессиональные черты специалиста в области связей с общественностью и раскройте их содержание.

32. В учебнике И.М. Синяевой «Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности» (С. 90) приводится схема деятельности ПР-службы в финансовой сфере.

Попытайтесь на ее основе составить схемы деятельности ПР-службы в коммерческой, производственной, государственной и иных сферах общественной жизни.

33. Перечислите максимальное количество мероприятий, которые Вам пришлось в рамках связей с общественностью провести, если бы перед Вами была поставлена задача (отдельно по каждой):

а) увеличение массы абитуриентов,

б) привлечение студенческого контингента на коммерческой основе,

в) расширение студенческой массы, стремящейся получить второе высшее образование.

34. Домашнее задание: опишите возможную структуру, функции и основные направления деятельности ПР-службы нашего университета.

35. Известно, что типология рекламы очень многообразна. Так, только по «каналам распространения» реклама подразделяется на печатную, газетно-журнальную, теле-радио-кинорекламу, наружную, на транспорте, почтовую и т.д.

Задания:

а) Учитывая закон роста себестоимости товара по мере роста расходов на рекламу, проанализируйте критерии выбора каналов распространения рекламы (охват, доступность, стоимость, управляемость, авторитетность);

б) Назовите и охарактеризуйте разновидности рекламы, выделяемые по целевому назначению, по направленности на общественность, по широте охвата аудитории.

37. Т. Смит в 1855 г. описал стадии погружения клиента в рекламный текст (см.: Музыкант В. Реклама: международный опыт и российские традиции. М., 1996. С. 12).

Проанализируйте все двадцать приведенных «стадий» на примере наиболее известных рекламных сообщений в российских средств массовой информации.

38. Разработайте программу ПР-кампании по проведению празднования очередной круглой годовщины г. Твери (любого города Тверской области):

39. Разработайте общей концепцию ПР-кампании для общественной организации города (по выбору студента).

Наши рекомендации