Общественная деятельность потребителей. Перспективы развития розничной торговли.
Что представлял собой рынок розничных товаров 10 лет назад?
Попробуйте вспомнить, как выглядел наш мир 10 лет назад, в не таком уж далёком 2003 году.
Торговых комплексов практически не было, все покупки мы совершали на рынках и в небольших магазинчиках в квартале-двух от дома. В шаговой доступности были только ларьки с пивом и сигаретами, которые за эти 10 лет полностью искоренили. Крупная торговля была только в центре города - старинные универмаги вроде ДЛТ И Пассажа. Никакой Меги, никакой Карусели, никаких Леруа Мерлен и прочих иностранцев. Только Пятёрочки, стремительно развивающийся Окей и строящийся Пик.
Не было широкополосного интернета, мобильный интернет тарифицировался килобайтами, но им никто не пользовался, потому что и смартфонов то не было в помине. Компьютерную технику продавали сети Кей и Компьютерный мир, и лишь избранные знали про такие магазины, как Юлмарт (тогда Ультра Электроникс), Санрайз (позже изгнанный из Санкт-Петербурга) и рынок Юнона.
Что же произошло за эти десять лет с рынком розничных товаров?
За прошедшие 10 лет, с 2003 по 2013, развился, окреп и уже начал угасать рынок компьютерной техники, уступая дорогу всевозможной мобильной электронике. Открылись десятки магазинов компьютерной и бытовой техники, как местных, вроде РИКа, Ситилинка, того же Юлмарта, так и зарубежных вроде Медиамаркта.
Выросли в чистом поле гигантские торговые комплексы, обросли дополнительными корпусами, обвешались всевозможной рекламой, запустили арендаторов. Появились определения "якорный арендатор", "торговый оператор", "ритейлер", "фудкорт", "география присутствия", "торговый коридор" и много других, совсем новых и незнакомых. Потребители научились отличать ТЦ от ТК и ТРК (или так и не научились, но усиленно строят осведомлённый вид), у них увеличилась покупательская способность, возросли требования к качеству услуг розничной торговли и сформировались определенные потребности. Торговые сети потянулись в спальные районы, отстраивая свои гигантские корпуса среди новых и старых зданий, стремясь реализовать принцип шаговой доступности для всех возможных классов потребителей.
Десять лет назад я даже не мог предположить, что огромная Лента, бывшая тогда наверное единственным крупным гипермаркетом в городе, появится у меня прямо под окнами, соседствуя с не менее огромным Океем на соседней улице, Перекрёстком в конце квартала и дюжиной менее крупных магазинов в нескольких минутах ходьбы от дома.
С тенденцией мы вроде определились: рынки понемногу сползают в онлайн, освобождая торговые площади. Этот процесс пока ещё не очень заметен, но на более значимом промежутке времени, например, в 10 лет, этот процесс никак нельзя будет проигнорировать.
В течение трёх лет (до 2016 года) будет активно нарастать онлайн-торговля, будут появляться десятки и сотни маленьких интернет-магазинчиков с собственными службами доставки, потребители будут медленно но верно перетекать в эти интернет-магазины, а розничные магазины будут продолжать терять своих посетителей. Если сейчас в торговом зале какого-нибудь супермаркета электроники можно встретить десяток покупателей и примерно столько же менеджеров, то в течение трёх лет количество и тех и других сократится минимум в три раза. Любой бизнес, что малый, что крупный, очень быстро реагирует на изменение структуры спроса, поэтому вышеописанные супермаркеты не смогут долго стоять пустыми и будут понемногу трансформироваться. Кто-то расширит ассортимент, захватив нишу тех или иных потребительских товаров, кто-то просто сократит менеджеров и торговую площадь, чтобы не тратить лишние деньги на зарплату и аренду, кто-то превратится в средоточие электронных развлечений для тех покупателей, кому просто не сидится дома. Уверен, все они будут так или иначе цепляться за старую модель бизнеса, всеми силами стараясь задержать в своих сетях оффлайн-покупателей. Те будут отнекиваться и заходить всё реже и реже. Не исключены банкротства и громкие сделки по купле-продаже бизнеса.
В течение пяти лет (до 2018 года) многие розничные сети просто вымрут, лишившись покупателей. Если, конечно, не успеют перейти частично или полностью в онлайн, дополнив растущую армию новых компаний, уже являющихся сильными игроками на новом рынке. Оставшиеся магазины утеряют свою основную функцию по продаже товаров и практически полностью переключатся на оказание услуг, выполнение гарантийных функций, оказание мультиформатного сервиса. Уже сейчас в салон сотовой связи заходят не затем, чтобы купить новый телефон, а чтобы проконсультироваться по тарифам, пополнить тот или иной электронный кошелёк, получить банковские услуги, сделать денежный перевод и многое другое. Этот мультиформат будет шириться и дальше, полностью стирая границы между магазином, банком, страховой компанией, офисом оператора связи, компьютерным клубом и чёрт-знает-чем ещё. Некоторые бывшие магазины приобретут черты развлекательных учреждений, некоторые, возможно, возьмут на себя ещё и функции общепита или какой другой сферы торговли. Самые нелогичные и неестественные сочетания тоже будут иметь право на жизнь!
В течение пяти лет процесс перехода в онлайн начнёт затрагивать и рынок потребительских товаров: продукты питания, одежду, парфюмерию, бытовую химию. С новой силой заживут уже существующие системы доставки продуктов на дом, появятся агрегаторы доставок, начнёт перестраиваться инфраструктура торговых центров. Они станут больше походить на склады, нежели чем на магазины. Будет развиваться автоматизация онлайн-торговли, упрощаться системы заказа, оплаты, доставки, контроля качества, гарантийного возврата и т.д. Всё это будет ускоряться и делаться всё более обыденным каждый день. Пока мы наконец не привыкнем к новому стилю жизни и не станем считать вчерашнюю действительность пережитком прошлого.
В течение десяти лет (до 2023 года) абсолютное большинство рынков полностью перейдёт на онлайн-торговлю. Торгово-развлекательные комплексы станут просто развлекательными и якорными арендаторами будут уже не продуктовые гипермаркеты, а всевозможные увеселительные заведения под крышей. Например, новый ТРК Континент, открывшийся в 2013 году в Санкт-Петербурге, имеет в своём составе роллердром, автодром, боулинг, бильярд, Q-ZAR, родео, настольный теннис, электронный дартс, тир, игровые автоматы, 5D-кинотеатр и многие другие развлечения. Покупателей привлекают широким спектром развлечений, а не просто возможностью купить в дом колбасы и хлеба, и площадь развлекательных учреждений уже равна или больше площади торговых...
В ближайшие 10 лет будет построено ещё немало подобных комплексов, которые в суровой конкурентной борьбе вынуждены будут предлагать всё более невероятные сочетания предоставляемых услуг. Не исключено появление встроенных американских горок и других экстремальных аттракционов внутри ТК, подземных каналов с гондолами для водных прогулок (как в торговом центре Marina Bay Sands в Сингапуре), целых детских городов, где родители смогут оставить ребёнка на время своей прогулки по торговым площадям, появления внутри комплексов музеев нового формата, аквапарков, зоопарков, цирков, театров и подобных заведений для культурного досуга. Некоторые будут строиться на основе старых зданий того же цирка или музея, а некоторые будут формировать новый пласт культурного горизонта города, открывая новые музеи и картинные галереи в формате, понятном современной молодёжи.
Те торговые комплексы, что существуют сейчас, будут либо перестраиваться на новый лад, принимая правила игры, либо потихоньку пустеть и загнивать, теряя потребителей и, как следствие, арендаторов. Кто-то превратится в банальный склад, кто-то, возможно, будет переделан в паркинг или отдан под офисы, под штаб-квартиры иностранных компаний, под медицинские центры или образовательные учреждения. Но свою торговую функцию они частично или полностью утратят однозначно.
Помимо торговых площадей высвободится ещё и немалое число рабочей силы: менеджеры по продажам, продавцы-консультанты, всевозможные мерчандайзеры и торговые представители, даже потребность в уборщицах снизится, когда по торговым залам станет ходить меньше людей. Зато увеличится потребность в программистах, автоматизаторах и другом высокотехнологичном персонале. В Белоруссии, например, уже сейчас отмечают повышенный спрос на такого рода специалистов, будет он в ближайшие годы и в России. Вернее он уже есть, бесспорно, но в дальнейшем он будет нарастать лавинообразно, с каждым годом требуя в 2, в 4 раз больше качественных работников. А так как современное образование не будет успевать выводить их на рынок труда в такие короткие сроки, то эта профессия станет гипервостребованной: зарплаты опытных специалистов будут взлетать до космических высот, новички в области, чуствуя спрос, тоже будут задирать планку, за ними будут охотиться хедхантеры, их будут переманивать из одной организации в другую, суля невероятные премии. Если перед вами сейчас стоит вопрос "на кого пойти учиться", то ответ вполне очевиден: программисты в ближайшие 10 лет будут востребованы как никогда!
Куда же денутся все менеджеры и продавцы-консультанты, ныне занятые в продажах? Увы, их судьба не так приятна и безоблачна: в связи с развитием логистики появится большое количество вакансий грузчиков, водителей, экспедиторов и менеджеров логистического центра. В первую очередь высвободившиеся трудовые ресурсы направятся именно туда, скрепя сердце перепрофилируясь из высокооплачиваемых менеджеров в обычных грузчиков. Те же, кому гордость не позволит спуститься по карьерной лестнице настолько низко, выйдут на рынок труда, пополнив на какой-то срок ряды безработных. Что они смогут найти там и что им предложат, сейчас даже трудно предположить. Этот процесс увеличит показатели безработицы по стране и правительство вынуждено будет предпринять какие-то меры. Будут они адекватными или, как иногда говорится, "непопулярными" покажет время.
Другая проблема заключается в неготовности городской инфраструктуры для описанных выше десятилетних преобразований: как в плане информационном, так и в плане логистическом. Поэтому за 10 лет должны произойти изменения и в этих сферах:
- мобильный интернет должен освоить скорости свыше 100 мбит в крупных городах и обеспечить достаточную плотность покрытия во всех населенных пунктах страны, чтобы 100% потребителей имели возможность заказывать товары через интернет
- стоимость услуг мобильного интернета должна опуститься практически до нуля: операторы будут получать какой-то процент от продавцов товаров и услуг, которого с лихвой хватит на окупаемость их затрат, поэтому смогут сделать доступ в интернет и вовсе бесплатным
- пропускная способность сетей передачи данных между странами должна вырасти примерно на два порядка (в 2013 году на сайте Ростелекома указано, что скорость внешних каналов сети составляет 200Гбит/с. С учётом того, что Ростелеком обслуживает примерно 40% рынка, общий внешний канало России можно считать приблизительно равным 500Гбит/с, то есть за десять лет он должен дорасти до 50Тбит/с)
- Внутригородские широкополосные сети должны обеспечивать каждому пользователю минимум гигабитный канал, а при пике нагрузки и в десять-сто раз большие мощности.
- станет популярен аутсорс вычислительных мощностей для обработки данных также, как сейчас популярны файловые хостинги для хранения файлов
- будут строиться крупные автономные дата-центры, реализующие услуги по хранению данных и предоставлению вычислительных мощностей, как в городах, так и вне городов, более крупные, обеспечивающие ресурсами несколько потребителей. Не исключено, что в черте города под строительство дата-центров будут отданы некоторые торговые центры, утерявшие популярность, или будут отстроены новые сооружения
- ввиду возрастающей потребности в услугах доставки будут развиваться аутпосты-агрегаторы, точки, на которых потребители смогут забрать товары, заказанные в разных интернет-магазинах. Хороший пример подобной схемы дал электронный гипермаркет Юлмарт, который при 5-6 крупных магазинах в городе имеет сеть из нескольких десятков маленьких аутпостов, через которые происходит реализация почти 50% продаваемых товаров
- значительная часть логистических задач будет решаться ночью: доставка товаров из крупных загородных складских комплексов в аутпосты-агрегаторы, их обработка и распределение по конкретным заказам от потребителей, приходящих в электронном виде, возврат невостребованного товара и другие операции
- ввиду значительного роста объёмов онлайн-торговли и онлайн-платежей очень вероятен и рост преступности в сфере онлайн-торговли: взлом счетов, кража денег, нелицензированные денежные переводы и т.д. В связи с этим должны произойти существенные доработки в вопросах криптографии и защиты личных данных как на программном уровне, так и на физическом: верификация платежа должна ещё более точно привязываться к покупателю, нежели чем сейчас
Кто выживет на рынке за предстоящие 10 лет, а кто отомрёт?
В условиях стремительно меняющейся конъюнктуры рынка выживут, конечно же, самые подготовленные. Те, кто будет максимально быстро реагировать на современные веяния, в считанные дни переходить на новые технологии, а не дожидаться хвоста паровоза. Некоторые компании будущего работают уже сейчас и ещё очень большому их количеству только предстоит открыться в ближайшие годы. Мастодонты рынка, неспособные перестраиваться, однозначно будут терять позиции, тихонько уходя на второй план. Вряд ли они будут банкротиться с громкими хлопками лопающихся шариков, но тихая тепловая смерть им обеспечена. Лично я очень надеюсь, что рынок наконец проголосует рублём против двух самых явных представительств ада на земле - против Сбербанка и Почты России, и они, пусть и продолжая существовать в том или ином виде, будут таки раздавлены конкурентной лавиной из более мелких, но намного более проворных и сообразительных компаний.
Я очень надеюсь, что новые компании будут ставить во главу угла удобство клиента и скорость выполнения задач при высоком уровне качества и низкой цене, и что анекдот "Мы делаем свою работу быстро, качественно и недорого, выберете любые два пункта из этих трёх" ушёл на полку истории и потребитель получал бы всё и быстро. Чтобы удовлетворенность клиента измерялась постоянно и непрерывно, а не опиралась на какие-то малообъективные тесты и фокус-группы. Чтобы масс-медиа стали адекватными и перестали вливать в уши населению тонны жидких информационных фекалий... Хотя здесь я уже размечтался...