Собственно терапевтическая возможность выделения базовых мотивов
Генри Мюррей
По Мюррею ядро личности – это постоянные мотивы личности и ее непрекращающиеся попытки достичь целей в условиях, в рамках ограничений, исходящих от окружающей среды.
Базовые потребности по Мюррею делятся на первичные (витальные) и вторичные (психогенные, человеческие)
Мюррея интересовали вторичные или психогенные потребности, связанные с психическим или эмоциональным удовлетворением, которые формируются в процессе воспитания и обучения.
Психогенные нужды зависят или происходят из первичных нужд. Нужда (потребность) по Мюррею – потенциальная возможность организма или его готовность реагировать определенным образом в определенных условиях.
Это потребности, возникают как результат требований, давления социальной среды, к которым следует стремиться или, наоборот, избегать.
Мюррей определял те потребности, которые обнаруживаются человеком при обращении за терапевтической помощью, то есть изначальные для терапевтической работы и
выделил 22 психогенных потребности: унижение, достижение, принадлежность к группе, агрессия, самостоятельность, боязнь порицания, противодействие, уважение, лидерство, позерство, боязнь вреда, боязнь неудач, нарциссизм, порядок, игра и т.д.
Выделение ситуативной мотивации: исследования мотивации в школе Курта Левина
Квазипотребность – это некая напряженная система – это
намерение, которое возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению).
Квазипотребность не носит ни врожденного, ни биологического характера, эта потребность ситуативная, то есть возникает в данной конкретной ситуации в данный конкретный момент.
Термин напряжение Левин использовал для обозначения какого-то недостатка во внутренней среде человека
Строение, механизм, закономерности протекания истинных потребностей и квапзипотребностей одни и те же. Они иерархически связаны, между ними существует коммуникация. Квазипотребности основываются на реальных потребностях, они происходят из них.
«Эффект Зейгарник»
Б.В. Зейгарник провела эксперимент: в течение получаса испытуемому давалось последовательно 18-20 заданий, половина из них прерывалась на самом интересном месте, а половина была завершена.
После окончания экспериментатор предлагал ему еще одно и при этом просил, как бы невзначай, сказать, какие задания он выполнил.
Оказалось, воспроизведение (В) незавершенных действий (Н) было значительно больше, чем воспроизведение завершенных (З). В среднем: ВН / ВЗ = 1,9. Общее объяснение – квазипотребность осталась неудовлетворенной. Действие осталось незавершенным – ситуативная мотивация не удовлетворена.
Левин называл два способа удовлетворения квазипотребностей, два способа снятия возникшего напряжения:
1) исполнение, завершение действия;
2) замещение, когда одно действие психологически замещает другое.
Левин вводит понятие «психологическое поле» (мотивационное поле), которое включает самого субъекта с его квазипотребностями и, окружающие его, объекты, имеющие определенную валентность.
Объекты или действия, обладающие положительной валентностью, привлекают субъекта, к ним он стремится; обладающие отрицательной валентностью отталкивают субъекта, он их избегает.
Источник мотивов – это все поле целиком, то есть целостная, гештальтная ситуация, которая представлена в сознании субъекта.
Напряжение в какой-то области этого поля и есть квазипотребность.
Взаимодействие валентных объектов и потребностей таково, что валентность вещи должна соответствовать смыслу потребности.
Если действия человека в основном определяются валентностью предметов, за которой не стоит потребность – то это полевое поведение
Если человек действует под влиянием собственных потребностей, подчиняется смыслу потребности, преодолевая силы поля – это намеренное (волевое) поведение.
Результирующая мотивационная тенденция зависит как от валентности объекта, так и от его психологической дистанции во времени и в пространстве.
Левин вывел формулу, отражающую взаимосвязь между силой мотивации, валентностью, напряжением и психологической дистанцией: