Конкурентные стратегии российских компаний (критерии развития, проблемы реализации)
Критерии успешно развивающихся отечественных компаний:
- компания-производитель, активно занимающаяся продажами и нацеленная на интенсивный рост в пределах базового рынка через улучшение качества своих товаров;
- компания, которая помимо собственных средств имеет возможность крупных заимствований, надежную сырьевую базу, широкую дистрибьюторскую сеть и умеет грамотно продвигать бренд.
Проблемы, препятствующие развитию российского бизнеса:
- неумение российских менеджеров заниматься стратегическим планированием, которое часто подменяется «долговременным планированием»;
- отсутствие доверия иностранных инвесторов к менеджменту российских компаний из-за нежелания последнего следовать принципам добросовестного корпоративного (акционерного) управления;
- недостаточное осознание профессионального маркетинга как механизма удовлетворения потребностей потребителей, а не инструмента удовлетворения первичного спроса и др.
Вопросы для обсуждения:
- Перечислите составляющие конкурентного преимущества пивоваренной компании «Балтика».
- Оцените, обладает ли отрасль авиастроения (автомобилестроения) в России конкурентными преимуществами.
- Охарактеризуйте новые явления в стратегии российских компаний в 2000-2002 гг., свидетельствующие о росте их конкурентоспособности.
Основные понятия раздела 2:
Свободная торговля (фритредерство)
Протекционизм
Абсолютная цена
Относительная цена
Доторговая (автаркическая) цена
Абсолютное преимущество в производстве товара
Сравнительное (относительное) преимущество в производстве товара - наибольшее абсолютное преимущество, наименьшее абсолютное непреимущесто
Выгоды от международной торговли (для потребителей, производителей)
Условия (внешней) торговли
Сравнительная обеспеченность (наделенность) факторами производства
Трудоемкий (капиталоемкий, землеемкий, наукоемкий) товар
Жизненный цикл продукта (товара)
Внутриотраслевая торговля
Полностью нейтральный рост
Несбалансированный рост - импортозамещающий рост, экспорторасширяющийся рост
«Голландская болезнь»
«Разоряющий» рост факторов производства
Структура отрасли (основные силы, определяющие конкуренцию в отрасли)
Позиция, занимаемая фирмой в отрасли
Виды конкурентного преимущества - более низкие издержки, дифференциация товара
Сфера конкуренции - широта цели
Разновидности типовых стратегий
Создание конкурентного преимущества (КП) - нововведение
Источники КП низкого и высокого ранга
Удержание КП
Страна базирования
Детерминанты (определяющие моменты) КП
Факторные условия (параметры факторов)
Иерархия факторов - основные и развитые факторы, общие и специализированные факторы
Условия (параметры) спроса
Отрасли-поставщики (поддерживающие отрасли)
Родственные отрасли
Кластер национальных конкурентоспособных отраслей
Приложение к теме 4 («Образование мирового рынка”) - см. на следующей странице
A. Российский рынок ткани | B. Мировая торговля тканью | C. Внешний рынок ткани |
Влияние торговли (открытого рынка) на производство, потребление и цену
A. Российский рынок ткани
- предложение ткани в России в условиях автаркии
- спрос на ткань в России в условиях автаркии
- (относительная) цена ткани в России в условиях автаркии ( )
B. Мировая торговля тканью
- предложение ткани на экспорт (в остальном мире)
- спрос в России на импортную ткань
- новая (относительная) мировая цена ткани в условиях открытого рынка ( )