Организация проверки концепции
Для оценки восприятия концепции приглашают 20-50 человек из целевой группы покупателей. С помощью диапозитивов или видеофильма им представляют идеи товара и просят проявить свою реакцию на глобальную концепцию и ее свойства, используя наводящие вопросы типа приведенных во врезке 10.4. Проверка должна выявить:
— меруинтереса респондента к концепции с объяснением интереса;
— предпочтительные и менее предпочтительныесвойства;
— сравнительную меру предпочтения, определенную по отношению к существующим маркам или к товарам-конкурентам, а также причины этого предпочтения;
— цену, которую респондент будет готов заплатить за новый товар;
— степеньготовности к покупке по определенной цене;
— любую другую информацию, необходимую для определенияпозиционирования товара, воспринимаемого респондентом.
1. Ясна ли концепция; насколько легко она воспринимается?
2. Видите ли вы у этого товара достоинства по сравнению с товарами-конкурентами?
3. Верите ли вы в реальность этих достоинств?
4. Предпочтете ли вы этот товар товарам-конкурентам?
5. Купили бы вы этот товар?
6. Отвечает ли он реальной потребности?
7. Кто будет использовать или потреблять этот товар?
Врезка 10.4. Наводящие вопросы при проверке концепции.
Главный вопрос, очевидно, тот, который касается намерения купить. Доляположительных ответов (объединяющих ответы «определенно купил бы» и «возможно, купил бы»), не достигающая 60%, обычно признается недостаточной, по крайней мере в секторе потребительских товаров.
Результаты подобной проверки следует воспринимать с осторожностью, особенно когда концепция нова. Потребителей просят выразить интерес к товару, который они никогда не видели и не использовали. Часто они не в состоянии предвидеть, понравится он им или нет. Многие товары, получившие средние оценки при проверке, затем пользовались огромным успехом.
Например, сначала потребители очень прохладно отнеслись к идее автоматов для выдачи наличных денег. Потребовалось несколько лет, чтобы достоинства данной услуги стали очевидными. Проверка этой концепции, проведенная в начале 70-x годов, наверняка дала бы неблагоприятный результат.
С другой стороны, проверка концепции, с которой потребители уже знакомы, обычно дает завышенные одобрительные оценки.
Прогностическая сила оценок, получаемых при проверке
Хотя степень уверенности в совершении покупки и является ключевым фактором успеха, она не всегда точно характеризует степень убежденности респондента в способности нового товара решить его проблему, которая с помощью имеющихся товаров решалась плохо или вообще не решалась. В ситуации проверки респонденты могут выразить намерение купить просто из любопытства, из стремления шагать в ногу со временем, из потребности в новизне. Поэтому получаемые оценки обычно оказываются завышенными.
Если для товара текущего спроса получено 40% высших оценок намерения купить («абсолютно уверен»), это обычно соответствует уровню готовности опробовать товар, равному 30%, и повышенной вероятности успешного испытания рынком. Доля 30% обычно соответствует лишь одному шансу из десяти на успех на этой стадии проверки рынка (Соорег, 1993, р. 160).
С учетом этих трудностей Таубер (ТаиЬег, 1973) предложил соотносить оценки намерений с оценками степени реальной новизны и преимуществ нового товара. В эксперименте с восемью концепциями новых пищевых товаров и 2000 респондентов Таубер наблюдал, что все респонденты, утверждавшие, что товар отвечает их проблеме или неудовлетворенной потребности, выражали намерение купить его. Вместе с тем такое же намерение выразила и часть респондентов, не убежденная в эффективности товара. Такие респонденты, очевидно, не ощущали потребности в товаре и хотели испытать его из простого любопытства. Как показывает табл. 10.6, использование сводных данных о намерениях совершить покупку приведет в этом случае к ошибкам в оценке принятия товара для регулярного использования.
Таблица 10.6. Сравнение сводных и скорректированных оценок намерения купить.
Источник: Таиber Е. М. (1973).
Концепции новых товаров | А | В | С | D | Е | Р | G | Н |
Сводные оценки намерения: | ||||||||
% респондентов с позитивными намерениями. | ||||||||
Скорректированные оценки: | ||||||||
% респондентов с позитивными намерениями и убежденных в новизне товара. | ||||||||
Уровень убежденности: | ||||||||
% убежденных респондентов среди давших позитивные оценки. |
Более надежный способ оценить степень принятия нового товара для регулярного потребления состоит в использовании оценки, соответствующей доле респондентов, позитивно ответивших на оба вопроса, т.е. имеющих намерение купить и убежденных в том, что товар отвечает неудовлетворенной потребности. Переход к таким «скорректированным» оценкам существенно меняет ранжирование восьми концепций, учтенных в табл. 10.6.