Модуль 3 Комплекс менеджмента и маркетинга в повышении эффективности деятельности организации
Занятие (практика) №17 Эффективность менеджмента в социально-культурной сфере.
Эффект и эффективность. Методы эффективности. Уровни анализа эффективности. Показатели эффективности деятельности организаций в социально-культурной сфере. Рентабельность (экономическая, социальная). Оценка инвестиционных проектов в сфере культуры.
Занятие (практика) №18 Оценка маркетинговой деятельности и разработка стратегии развития организации социально-культурной сферы.
Оценка комплекса маркетинговой деятельности (цена, товар, позиционирование и продвижение). Разработка проекта развития организации социально-культурной сферы.
СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
МОДУЛЬ 1 Основы менеджмента
Занятие №1Менеджмент: основные подходы к содержанию. Эволюция науки менеджмент. Сфера культуры и технологии менеджмента.
Цель занятия: Изучить основные подходы к понятию менеджмент, объекты и предмет менеджмента, этапы развития науки менеджмент..
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:
1. Сущность менеджмента как процесса и науки.
2. Элементы системы менеджмента. Составные части менеджмента.
3. Социально-экономические функции и цели менеджмента.
4. Эволюция производства и концепций управления.
Контрольные вопросы:
1. Какие знаете формы государственного регулирования в сфере культуры и возможные роли государства в управлении сферой культуры.
2. Международные акты и отечественное законодательство по культуре. Органы государственного управления сферой культуры.
3. Негосударственная поддержка социально-культурной сферы. Спонсорство, благотворительность, патронаж. Цели и формы спонсорства. Благотворительность: проблемы и организация. Некоммерческие организации, фонды.
Творческо-практические задания.
1. Составить структуру социально-культурной сферы. Обосновать схему.
2. Сформировать таблицу государственных уровней управления в сфере культуры и искусства (Российской федерации, Республики Бурятия);
3. Составить перечень основных нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность в сфере культуры и искусства;
4. Заполните следующую таблицу, изложив в ней различные школы и направления в менеджменте, в хронологической последовательности:
№ п/п | Школа или направление в менеджменте | Годы возникновения | Основные представители | Основные достижения | Основные недостатки | Степень использования научных достижений прошлых лет в современных условиях |
Классическая школа | Ф.Тейлор, Х.Эмерсон, Г.Форд и др. | 1. Внедрение НОТ 2. Разработка принципов управления. 3. Создание цехового управления 4. Возникновение института мастеров | Слабо учитывался человеческий фактор | Используется НОТ, принципы управления | ||
… | … | … | … | … | … | … |
5. В хронологической последовательности отразите развитие управления в России, используя следующую таблицу (начальный период реформ – 1917 г.).
№ п/п | Определение периода | Содержание реформы | Основные представители реформ | Основные достижения в управлении | Слабые стороны реформ | Наследие прошлого в настоящем |
1. | ||||||
… | … |
6. Систематизировать знания в области различных моделей менеджмента и оформить материал в виде следующей таблицы:
Область управленческих решений | Российская модель менеджмента | Японская модель менеджмента | Европейская модель менеджмента | Американская модель менеджмента | |
Способы принятие управленческих решения | |||||
Продвижение по служебной лестнице | |||||
Организация контроля | |||||
… | … |
7. Выполнить задания из раздела «Самостоятельная работа студентов», тема №1
Занятие №2Организация как объект управления. Внешняя и внутренняя среда организации. SWOT-анализ деятельности организации
Цель занятия: Изучить организация как объект управления, признаки организации, миссию, цели и задачи организации.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:
1. Организация: понятие, признаки.
2. Классификации организаций (как объекта деятельности, хозяйствования);
3. Классификации организационных структур: недостатки и преимущества.
4. Структура SWOT-анализ деятельности организации
5. Основные нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность организации.
Творческо-практические задания.
1. Выполнить практическую работу «Организация как объект управления» ( см. раздел «Самостоятельная работа студентов, тема №2)
2. Сформулируйте миссию следующих организаций различных направлений деятельности и оформите задание в виде следующей таблицы:
- организация в сфере культуры и искусств;
- организация в сфере образования;
- организация в сфере здравоохранения;
- организация в сфере туризма и гостеприимства;
- организация в сфере физической культуры и спорта и др. органиазции социально-культурной сферы.
№ п/п | Организация | Миссия организации |
Организация в сфере культуры и искусств | ||
… | … | … |
3. Используя следующую таблицу, укажите основные этапы развития организации и их отличительные особенности по ряду признаков.
№ п/п | Этап в развитии организации | Основные цели | Основные задачи | Стиль руководства (преобладающий) | Количественный состав работников | Способы мотивации |
Рождение организации | ||||||
… | … |
4. Используя знания различных признаков, по которым классифицируются организации, указать различные виды организаций.
№ п/п | Признак | Вид организации |
По виду собственности | 1. Частные организации 2. Государственные организации | |
… | … | … |
5. Укажите основные отличительные особенности различных групп в организации, заполните таблицу.
№ п/п | Наименование групп | Отличительные особенности групп |
Формальные группы | и т.д. | |
Неформальные группы | и т.д. |
Занятие №3Функции менеджмента, их природа и состав. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Организационные отношения в системе менеджмента. Мотивация деятельности в менеджменте. Регулирование и контроль в системе менеджмента.
Цель занятия: Изучить функции менеджмента, виды планов в сфере культуры. Мотивацию деятельности, моральное и материальное стимулирование, роль и значение учета, отчетности, технологию контроля
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:
1. Виды планов в сфере культуры.
2. Методы планирования деятельности.
3. Организация деятельности предприятия.
4. Материально и моральное стимулирование.
5. Планирование материального и финансового обеспечения.
6. Текущий учет. Статистический учет. Творческий отчет.
7. Средства и формы контроля.
Творческо-практические задания.
1. Раскройте содержание общих функций менеджмента в процессе оптовой закупки товаров, используя следующую таблицу.
№ п/п | Общая функция | Конкретная работа (частные функции) |
Планирование | 1.1 1.2 1.3 и т.д. | |
Организация | 1.1 1.2 1.3 и т.д. | |
Координация | 1.1 1.2 1.3 и т.д. | |
Мотивация | 1.1 1.2 1.3 и т.д. | |
Контроль | 1.1 1.2 1.3 и т.д. |
2. В работе менеджера особую роль играет рациональность мышления. Диалектику мыслительного процесса современного российского менеджера можно охарактеризовать следующими чертами:
· панорамность мышления (системность, широта, комплексность) и профессиональная предметность (знание деталей и тонкостей управления);
· умение понимать, принимать и использовать точки зрения, позиции, мнения, противоположные собственным, и одновременно проводить свою принципиальную линию;
· противодействие неделовому нажиму сверху без попадания в оппозицию к руководству;
· умение не соглашаться с мнением руководства, сохраняя при этом хорошие отношения с ним;
· склонность к восприятию новых идей и их реализации, способность отличить их от прожектерства;
· способность рисковать (принимать решения, действовать без уверенности в позитивности последствий этих решений и действий), избегать опасных для бизнеса ошибок;
· предельная тактичность и вежливость в обращении с людьми и жесткая требовательность к любым отклонениям от установленных правил работы;
· демократичность, позволяющая не сковывать своим авторитетом идеи и действия подчиненных людей, и одновременно твердость в проведении линии на укрепление дисциплины, без которой высокорезультативная работа невозможна.
Современный менеджер должен уметь ориентироваться в различных условиях, чтобы соответствовать требованиям ситуации в процессе управления.
Постановка задачи
1. Согласны ли Вы с положениями, изложенными выше, или у Вас имеются аргументированные возражения по отдельным позициям? В последнем случае подготовьте систему доказательств выдвигаемых Вами положений.
2. Чем отличается от идеала Ваша собственная организация мышления? Какие в ней особенности? Какие черты современного мышления менеджера Вы считаете необходимым активно в себе развивать?
Занятие №4Процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений.
Цель занятия:изучить сущностьуправленческого решения, алгоритм принятия управленческого решения. Классификация управленческих решений. Требования к управленческим решениям. Этапы разработки, принятия и реализации управленческого решения в стандартных/нестандартных ситуациях.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:
1. Управленческое решение как результат труда руководителя/ менеджера.
2. Роль информации для принятии оптимального, эффективного управленческого решения.
3. Алгоритм принятия управленческого решения (рассмотреть на конкретном примере).
4. Стандартные и нестандартные управленческие ситуации (рассмотреть на конкретном примере).
5. Придумайте и опишите проблемную ситуацию, в которой требуется принятие взвешенного, обоснованного управленческого решения. В описании ситуации должны присутствовать: ситуация, проблема, ограничения, а также конкретные цифры (значения, параметры, данные).
Творческо-практические задания.