Учебные цели, задачи, знания и компетенции
Цель изучения дисциплины «Менеджмент и маркетинг» –является приобретение студентами научных фундаментальных теоретических знаний в области менеджмента и маркетинга, приобретение студентами практических навыков реализации основных функций менеджмента и маркетинга, овладение технологиями и методами менеджмента и маркетинга, ознакомление студентов с механизмом принятия и реализации управленческого решения, выработки умений по работе с персоналом, обоснования необходимости оценки эффективности управления с точки зрения управленческой и маркетинговой концепции.
Задачи изучения дисциплины «Маркетинг»:
-изучение понятий, закономерностей, принципов, основных категорий менеджмента и маркетинга, эволюции их теории и практики;
- изучение особенностей российской школы менеджмента, зарубежного опыта управления;
- сформировать характеристику современного менеджера и его креативного образования с учетом требований маркетинговой среды организации;
- разработка стратегического рыночного управления организацией, на основе анализа сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз;
- научить эффективно и своевременно использовать методы менеджмента;
- развить навыки принятия управленческих и маркетинговых решений;
- научить методам работы с персоналом, стилям руководства, механизмам воздействия на персонал, основам само менеджмента;
- развить навыки управления конфликтами, стрессами, изменениями, оценки эффективности управления;
- развить навыки анализа маркетинговой деятельности организации:
- научить разрабатывать проект развития организации, мероприятия.
В результате изучения дисциплины «Менеджмент и маркетинг» студент должен:
ЗНАТЬ | Понятия, закономерности, основные категории менеджмента и эволюцию его теории и практики; основы теории организации, микро- и макроокружение; особенности российского менеджмента, а также зарубежные школы управления; характеристику современного менеджера; принципы и методы менеджмента; функции менеджмента; основы управления персоналом; стили руководства; самоменеджмент; содержание современной концепции маркетинга, маркетингового управления; методику проведения маркетинговых исследований; методику выбора целевого рынка; содержание комплекса маркетинга; особенности и специфику менеджмента и маркетинга в социально-культурной сфере. |
УМЕТЬ | использовать основные положения и методы менеджмента и маркетинга при решении профессиональных и социальных задач; самостоятельно ориентироваться в информационной базе по изучаемой дисциплине; применять свои знания в области менеджмента и маркетинга для решения практических задач по решению проблем организации; использовать методы менеджмента и маркетинга; принимать самые оптимальные и эффективные управленческие/маркетинговые решения, в соответствии с ситуацией в организации, микро- и макроокружении. |
ВЛАДЕТЬ | навыками управления, формирования эффективного коллектива, привлечения ресурсов организации для достижения цели; навыками в обосновании необходимости оценки эффективности управления; навыками решения различных задач маркетингового управления. |
Быть компетентным | в вопросах теории, практики менеджмента и маркетинга; способным применять приобретенные знания и умения в процессе принятия эффективных качественных управленческих решений; в формировании долгосрочной стратегии развития организации |
Предшествующие и сопутствующие дисциплины:
«Экономика», «Основы бизнеса и предпринимательства».
Требования к результатам освоения дисциплины «Маркетинг»:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОСами:
· 033000.62 «Культурология» - ОК-3, ОК-4, ОК-9, ;
· 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» - ОК-1, ОК-4;
· 070301.65 «Актерское искусство» - ОК,10, ПК-22;
· 071200.62 «Хореографическое искусство» -ОК-15,16
· 071300.62 «Хореографическое исполнительство» ОК – 15,16;
· 071400.62 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»- ОК4,11;
· 071500.62 «Народная художественная культура» - ОК 5,6; ПК17,18,19,20;
· 071600.62 «Музыкальное искусство эстрады» - ОК-13, ПК-30;
· 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность» - ОК-10, ПК-913,16,19;
· 072300.62 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» - ОК-7, ПК-5,7,8;
· 072500.62 «Дизайн» - ОК-4,9;
· 072600.62 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» - ОК -4,9;
· 073100.62 «Музыкально-инструментальное искусство» - ОК -13, ПК-30;
· 073400.62 «Вокальное искусство ОК-13, ПК-30;
· 073500.62 «Дирижирование» - ОК -13, ПК-30;
· 073700.62 «Искусство народного пения» - ОК-13, ПК-30;;
· 073900.62 «Теория и история искусств» ОК-16; ПК – 23,25,26,27,28.
Основные методы проведения аудиторных занятий по дисциплине «Менеджмент и маркетинг»:
- лекции с использованием раздаточных материалов;
- практические упражнения, задания и работы;
- разбор примеров из практики ведения бизнеса, кейс-ситуаций;
- деловая игра;
- проектирование управленческого решения, идеи;
- проведение текущего и промежуточного контроля на Федеральном портале интернет-тестирования www. i-exam.ru
Формы самостоятельной работы студентов:
- подготовка сообщений по различным темам курса;
- выполнение практических работ по основным темам курса;
- решение задач, разбор деловых ситуаций (кейсов);
- решение кроссвордов;
- подготовка мультимедийного материала;
- подготовка проектной работы;
- подготовка к текущему и промежуточному контролю.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА*
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Менеджмент и маркетинг» составлено в соответствии с требованиями ФГОСами следующих направлений и специальностей:
· 033000.62 «Культурология»;
· 050100.62 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»;
· 070301.65 «Актерское искусство»;
· 071200.62 «Хореографическое искусство»;
· 071300.62 «Хореографическое исполнительство»;
· 071400.62 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»;
· 071500.62 «Народная художественная культура»;
· 071600.62 «Музыкальное искусство эстрады»;
· 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность»;
· 072300.62 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»;
· 072500.62 «Дизайн»;
· 072600.62 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»;
· 073100.62 «Музыкально-инструментальное искусство»;
· 073400.62 «Вокальное искусство»;
· 073500.62 «Дирижирование»;
· 073700.62 «Искусство народного пения»;
· 073900.62 «Теория и история искусств».
и предназначено для студентов 2 (3) курса, очного, заочного и 3 курса ускоренного-заочного обучения. Дисциплина студентами изучается один семестр, форма контроля – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2/3 зачетных единиц, 72/108 часа. Количество часов по учебному плану (очная форма обучения) - всего 72/108 часа, в том числе, аудиторные занятия – 36/54 часов (из них интерактивных занятий - 24 часа), Самостоятельная работа 36 часов.
№ п/п | Раздел, тема | Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | ||||||||
ВСЕГО (ауд+СРС) | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||||||||
Всего | Лекционные | Практические занятия | Творческие (проектные)задания | Практические задания | Зачет | Контрольные точки | |||||
Модуль 1 Основы менеджмента | |||||||||||
1. | Менеджмент: основные подходы к содержанию. Эволюция науки менеджмент. Сфера культуры и технологии менеджмента. | 4/6 | 2/4 | -/2 | + | ||||||
2. | Организация как объект управления. Внешняя и внутренняя среда организации. SWOT-анализ деятельности организации. | - | + | + | |||||||
3. | Функции менеджмента, их природа и состав. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Организационные отношения в системе менеджмента. Мотивация деятельности в менеджменте. Регулирование и контроль в системе менеджмента. | 4/6 | 2/4 | -/2 | + | + | |||||
4. | Процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений. | - | + | + | |||||||
5. | Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников (фандрайзинг) | - | + | + | |||||||
6. | Современные информационные технологии и менеджмент в социально-культурной сфере | - | + | + | |||||||
Основы управления персоналом. Лидерство, стили руководства, власть, формы власти. Характеристика, качества и имидж менеджера. | - | + | + | ||||||||
Корпоративная культура как бренд-интегрированный менеджмент. | - | + | + | ||||||||
Управление конфликтом, стрессом и изменениями в организации. Управление конфликтом, стрессом и изменениями в организации. | 4/6 | 2/4 | -/2 | + | + | ||||||
10. | Основы автопроектирования и селфменеджмента. | - | + | + | |||||||
Модуль 2 Основы маркетинга | |||||||||||
11. | Роль маркетинга в развитии организации. Цели и задачи маркетинга. Комплекс маркетинга. Стратегии маркетинга. | 4/6 | 2/4 | -/2 | + | + | |||||
12. | Комплексное исследование рынка. Маркетинговые исследования и маркетинговая информация. | 4/6 | 2/4 | -/2 | + | + | + | ||||
13. | Сегментация рынка и выбор целевого сегмента. Позиционирование товара/услуги. Клиентская лояльность (клиент ориентированный подход). | 4/6 | 2/4 | -/2 | + | + | |||||
14. | Товар (услуга) в маркетинговой деятельности. Свойства услуги. Формирование товарной политики. Конкурентоспособность товара/ услуги. | 4/6 | 2/4 | -/2 | + | + | |||||
15. | Ценовая политика организации. Рыночная стратегия развития организации. | 4/6 | 2/4 | -/2 | + | + | |||||
16. | Формирование спроса и стимулирование сбыта товара/услуги. Брендинг, PR и реклама в социально-культурной сфере. | 4/6 | 2/4 | -/2 | + | + | + | ||||
Модуль 3 Комплекса менеджмента и маркетинга в повышении эффективности деятельности организации | |||||||||||
Эффективность менеджмента в социально-культурной сфере. | - | + | + | ||||||||
18. | Оценка маркетинговой деятельности и разработка стратегии развития организации социально-культурной сферы. | - | + | + | |||||||
Общая трудоемкость | часы | 72/108 | 36/54 | 18/36 | |||||||
з.е. | 2/3 | 1/1,5 | |||||||||
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
МОДУЛЬ 1 Основы менеджмента
Занятие (лекция/практика) №1Менеджмент: основные подходы к содержанию. Эволюция науки менеджмент. Сфера культуры и технологии менеджмента.
Основные подходы к понятию менеджмент. Объекты и предмет менеджмента. Этапы развития науки менеджмент. Особенности менеджмента в России и за рубежом. Методы менеджмента. Сфера культуры и менеджмент. Особенности менеджмента в сфере культуры.
Занятие (практика) №2Организация как объект управления. Внешняя и внутренняя среда организации. SWOT-анализ деятельности организации.
Организация как объект управления, хозяйствования. Признаки организации. Миссия, цели и задачи организации. Внутренние переменные организации. Микро- и макроокружение организации. Сильные и слабые стороны организации, возможности и угрозы (SWOT-анализ деятельности организации).
Занятие (лекция/практика) №3Функции менеджмента, их природа и состав. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Организационные отношения в системе менеджмента. Мотивация деятельности в менеджменте. Регулирование и контроль в системе менеджмента.
Функции менеджмента. Вида планов в сфере культуры. Этапы планирования деятельности. Культурные программы как метод управления. Система организационных взаимоотношений (горизонтальные и вертикальные отношения). Мотивация деятельности. Моральное и материальное стимулирование. Роль и значение учета, отчетности. Технология контроля
Занятие (практика) №4Процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений.
Понятие управленческого решения. Алгоритм принятия управленческого решения. Классификация управленческих решений. Требования к управленческим решениям. Этапы разработки, принятия и реализации управленческого решения.
Занятие (практика) №5Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников (фандрайзинг).
Фандрайзинг: понятие, природа и социальное значение. Разработка проектов и программ в социально-культурной сфере. Формы и методы фандрайзинга. Фандрайзинг как технология социального партнерства. Академический фандрайзинг.
Занятие (практика) №6Современные информационные технологии и менеджмент в социально-культурной сфере
Роль и значение информационных технологий в социально-культурной сфере. Интернет-ресурсы в социально-культурной сфере. Значение и роль собственного сайта для учреждения социально-культурной сферы. Проблемы использования современных технологий в сфере культуры.
Занятие (практика) №7Основы управления персоналом. Лидерство, стили руководства, власть, формы власти. Характеристика, качества и имидж менеджера.
Управление персоналом: концепция, направления, методы. Персонал учреждений культуры. Кадровая политика предприятия. Общие и универсальные требования к работникам сферы культуры. Содержание и методы подбора компетентного персонала. Работа с информацией о кандидатах. Требования к расстановке кадров. Принятие решения о найме и оформление соответствующих документов. Санкции. Система последовательных действий мер воздействий на персонал. Порядок подбора, подготовки и расстановки персонала. Необходимые действия при приёме работника на работу. Задачи службы управления персоналом при подборе кандидатов на вакантное место. Оценка персонала.
Требования к менеджеру в социально-культурной сфере.
Занятие (практика) №8Корпоративная культура как бренд-интегрированный менеджмент.
Понятие и сущность организационной культуры. Характеристика основных типов организационных культур. Корпоративная культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации и задающих общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Характеристика основных компонентов организационной культуры: информационный дизайн, архитектурный дизайн, оформительский дизайн, внешний облик сотрудников. Компоненты психологии управления, которые определяют организационную культуру и фирменный стиль. Бренд, брендинг. Бренд-интеграция менеджмента. Корпоративная культура как бренд-ресурс.
Занятие (лекция/практика) №9Управление конфликтом, стрессом и изменениями в организации.
Конфликт: понятие, причины, последствия. Виды и типы конфликтов. Управление конфликтом в организации. Управление стрессом в организации. Управление изменениями в организации.
Занятие (практика) №10Основы автопроектирования и селфменеджмента.
Личность как автопроект. Селфменеджмент как способ организации жизни личности. Особенности, специфика реализации творческой личности в современных условиях.
Модуль 2 Основы маркетинга
Занятие (лекция/практика) №11 Роль маркетинга в развитии организации. Цели и задачи маркетинга. Комплекс маркетинга. Стратегии маркетинга.
Маркетинг: понятие, цели и задачи. Комплекс маркетинга «4 P»: товар (Product), цена (Price), продвижение (Promotion), место (Place). Маркетинговые стратегии развития организации.
Занятие (лекция/практика) №12 Комплексное исследование рынка. Маркетинговые исследования и маркетинговая информация.
Методика анализа рыночного положения фирмы. Маркетинговые исследования: понятие, методы, этапы проведения. Роль и значение маркетинговой информации.
Занятие (лекция /практика) №13Сегментация рынка и выбор целевого сегмента. Позиционирование товара/услуги. Клиентская лояльность (клиенториентированный подход).
Признаки сегментирования рынка. Целевой сегмент. Позиционирование товара. Сущность клиенториентрованного подхода. Программа клиентской лояльности.
Занятие (лекция/практика) №14Товар (услуга) в маркетинговой деятельности. Свойства услуги. Формирование товарной политики. Конкурентоспособность товара/ услуги.
Товар (услуга) как объект продажи. Товарная политика. Свойства товара, услуги (несохраняемость, неосязаемость и др.). Источники товарных идей. Оценка конкурентоспособности товара, услуги.
Занятие (лекция/практика) №15 Ценовая политика организации. Рыночная стратегия развития организации
Цена как денежная форма стоимости товара. Маркетинговое пространство цены. Методы ценообразования. Ценовые стратегии.
Занятие (лекция /практика) №16 Формирование спроса и стимулирование сбыта товара/услуги. Брендинг, PR и реклама в социально-культурной сфере.
Спрос и методы стимулирования сбыта. Каналы сбыта. Маркетинговые коммуникации: реклама, связь с общественностью, личная продажа и пропаганда. Бренд, брендинг и управление брендом ( особенности в социально-культурной сфере.