Учебные цели и задачи курсовой работы

Важнейшим фактором формирования высокого профессионального уровня студента, его умений и навыков является самостоятельная исследовательская работа, выполняемая в форме курсовой работы по изучаемым дисциплинам. Цель написания и защиты курсовой работы по дисциплине «Деньги, кредит, банки» состоит в том, чтобы выявить теоретические и практические знания студентов, полученные в процессе изучения данной дисциплины, углубить, систематизировать и закрепить эти знания, а также развить у студентов навыки исследовательской деятельности и творческой инициативы.

Курсовая работа прежде всего служит средством приобретения и углубления знаний. Задачи написания курсовой работы по дисциплине «Деньги, кредит, банки» состоят:

- в теоретическом осмыслении процессов и явлений, протекающих на различных видах финансовых рынков, на основе различных экономических теорий и моделей;

- в овладении методами научного исследования и развитии творческих способностей студентов;

- в приобретении опыта работы с учебно-монографической литературой, нормативно-законодательными актами, статистическим материалом, ресурсами сети Интернет;

- в формировании умения логичного, грамотного изложения и оформления своих мыслей;

- в закреплении навыков применения теоретических знаний и положений для решения практических задач;

- в подготовке к выполнению выпускной квалификационной работы.

При выполнении курсовой работы студент должен:

- показать знание действующего законодательства и экономической литературы по вопросам функционирования финансовых рынков, а также умение творчески применить полученные знания;

- продемонстрировать умение анализировать и обобщать собранный в процессе написания курсовой работы материал.

Содержание курсовой работы и ее защита должны показать:

- уровень общетеоретической и специальной подготовки студента;

- умение студента собирать, систематизировать, анализировать практический материал по выбранной теме исследования;

- способность студента к самостоятельной исследовательской работе по дисциплине.

2. Методика самостоятельной работы над заданием

Курсовая работа – это письменная работа, выполняемая на более высоком, чем реферат, уровне и включающая в себя реферирование и связанные с ним умения. Курсовая работа, как правило, носит комплексный характер и строится на освоении большего количества источников и более сложными методами. Выполняя эту работу, студент учится интегрировать теоретическую и эмпирическую информацию, оценивать ее достоинства и недостатки, применять теорию для описания и анализа практики.

Исследования, которые могут проводить студенты, подразделяются на три группы: теоретические, эмпирические и смешанные. Основанием такого деления служит типология источников познания.

Теоретические исследования основаны на работе с научной и научно-популярной литературой как источниками познания того, что накопила наука по данной проблеме (теме). Это монографии, статьи, тезисы, методические разработки, нормативно-правовые документы. Предметом исследования здесь являются идеи, отдельные научные положения, законы, закономерности, принципы, концепции, теории, научные понятия и категории, статистические данные.

К теоретическим относятся два вида исследований: исторические и методологические, которые нередко называют тоже теоретическими.

Исторические исследования, как правило, посвящаются изучению неизвестных страниц истории науки и образования, научной и практической деятельности персоналий. К ним также относятся: изучение тенденций развития тех или иных идей или явлений, сравнительная характеристика каких-либо фактов, данных, научных положений, имеющих место в различные временные периоды истории образования и науки. Методологические исследования чаще всего проводятся как познавательные, посвященные теоретическому изучению и описанию какого-либо явления, а также как науковедческие, концептуальные и по разработке новых методов исследования.

Эмпирические исследования – это работы, связанные с изучением и описанием практики изучаемой проблемы. Предметом таких исследований становятся факты, события, состояния как явления реальной жизни. К эмпирическим относятся такие виды, как экспериментальные исследования и опытно-практическая работа.

Экспериментальные исследования предполагают изучение изменений показателей, под влиянием изменяемых экспериментатором условий.

Опытно-практическое исследование проводится как изучение и описание практического опыта работы финансового учреждения, банка, фондовой биржы и др. Как правило, изучается инновационный опыт, достойный сохранения и распространения в финансовой среде. К такому виду исследований относятся также те, которые посвящаются разработке методических рекомендаций по совершенствованию изучаемой проблемы.

Смешанные работы – это работы, включающие в себя оба эти типа и разные их виды. В них могут объединяться теоретические и эмпирические исследования и представлять теоретико-экспериментальные, историко-методологические, теоретико-опытнические и др. исследования. Практика показывает, что целесообразнее курсовую работу выполнять, объединяя два вида, например методологический и опытно-практический или исторический и методологический.

Основные этапы работы студента над курсовой работой по дисциплине «Деньги, кредит, банки» включают:

1) выбор темы и составление первоначального плана курсовой работы;

2) работа с подобранным материалом;

3) написание введения и основного текста работы;

4) написание заключения;

5) оформление курсовой работы в соответствии с предъявляемыми требованиями и сдача на кафедру в установленные сроки;

6) анализ полученного отзыва научного руководителя и подготовка к защите;

7) защита курсовой работы.

Важным этапом самостоятельной работы студента является правильный выбор темы работы и составление ее плана.

Для того, чтобы выбор темы был осуществлен правильно, студенту вначале следует внимательно посмотреть соответствующий раздел курса дисциплины «Деньги, кредит, банки» (по программе данного курса, учебнику или учебному пособию, плану семинарских занятий). Это поможет лучше представить содержание, объем и основные вопросы избираемой темы, связать их с интересами студента в той или иной области знаний.

Студент должен выбрать из списка, предложенного кафедрой, тему своей будущей курсовой работы и сообщить ее на кафедру.

Тема курсовой работы может быть предложена студентом помимо указанного списка, но она обязательно должна быть согласована с научным руководителем. Игнорирование данного требования может привести к возврату уже выполненной курсовой работы, без ее рецензирования со всеми вытекающими из этого факта последствиями. Далее следует подбор основной и дополнительной литературы по выбранной теме с помощью библиографических каталогов.

В списке использованной литературы – научной, практической, справочной, информационной, документальной и т. п., должно быть не менее 25 названий различных печатных источников. Список включает: официальные документы – Конституция, законы, указы, постановления и т. п.; основную литературу – учебники, учебные пособия; дополнительную литературу – монографии, коллективные работы, журнальные и газетные статьи, различные справочники, энциклопедии и т. п. Дополнительная литература обязательно должна присутствовать в списке.

Список использованных материалов должен содержать только использованные при написании работы источники.

План – это логическая основа курсовой работы. Он должен быть согласован на консультации с научными руководителем. В план работы рекомендуется включать введение, основную часть, заключение, список литературы и приложения.

Перед студентом стоит задача в процессе изложения вопросов темы показать способность осмысленно пользоваться литературой, понимать методологию изложения материала, уметь обработать фактический материал, сделать правильные выводы и обобщения, увязать теорию с практикой современной действительности.

Подготовка выписок из источников, из конспектов, сбор фактического и цифрового материала составляют содержание данного этапа. Не допускается дословное переписывание материала. Студенту следует помнить, что при оформлении работы необходимо будет сделать сноски на используемый источник теоретического, фактического или статистического материала, итогом работы на этом этапе является уточнение составленного ранее плана.

Следует отметить, что стратегия исследования при написании курсовой работы должна представлять собой поиск и определение основного пути и предполагаемого результата всего исследования. К исследовательским операциям стратегического характера относятся:

- определение актуальности темы;

- выявление противоречия;

- определение проблемы;

- формулировка конечной цели исследования.

Актуальность темы исследования определяется и описывается на основании:

- соответствия тем идеям и положениям, которые заложены в законах, положениях, указах, постановлениях и рекомендациях, разрабатываемых органами государственной власти;

- степени ее разработанности в науке, отечественной, прежде всего, в том числе и учеными своего вуза;

- состояния практики и ее потребности в разрешении вопросов, составляющих тему.

Противоречие исследования выявляется на материале анализа актуальности темы. Студент может увидеть несоответствие практической значимости и научной разработанности темы, востребованности со стороны практики и слабой научной разработкой изучаемой проблемы и т. д. Определение противоречия — это исследовательская операция, состоящая в выявлении нарушенных связей между элементами какой-либо экономической системы или процесса, обеспечивающими в своем единстве их развитие. В этих связях есть «слабое звено», которое мешает успешному развитию. Цель исследования является продолжением поставленной проблемы.

Тактика исследования – это серия операций, уточняющих и конкретизирующих поисково-исследовательскую деятельность. Ее можно определить как систему локальных практических действий, направленных на достижение поставленной цели исследования. Сюда входят:

- объект исследования;

- предмет исследования;

- задачи исследования;

- методы исследования;

- этапы исследования.

Объект исследования – это научное или практическое пространство, в рамках которого ведется исследование. Научное пространство – это теория, учение или концепция, определяющие характер исследования. Практическое пространство – это конкретные предприятия, организации, банки, налоговые системы и др. процессы или ситуации. Объект исследования определяет условия, в которых будет достигаться цель, только в их рамках и на них самих будет выполняться исследование.

Предмет исследования – это та часть объекта исследования, которая подлежит специальному изучению и, возможно, преобразованию. Им становится «слабое звено», которое обнаруживается уже в противоречии, затем становится проблемой и, наконец, входит в цель. Вот почему предмет исследования очень часто формулируется почти идентично с целью.

Задачи есть ступеньки поиска и потому выделяются в соответствии с ею логикой. Так, выделяется задача изучения теории, но именно той, которая нужна для проверки конкретной гипотезы. В качестве самостоятельной может быть выделена задача изучения и обобщения практического материала работы. Задачами может стать разработка новой методики, а также разработка и проведение ее экспериментальной проверки, разработка новых методических рекомендаций по совершенствованию методики. Задачи могут формулироваться как через глагольное действие, а могут и через имя существительное – «проведение», «изучение», «обобщение», «разработка».

Методы исследования определяются конкретно поставленными задачами. Для разрешения каждой из них требуются особые методы. Если речь идет об изучении теории вопроса, то нужны теоретические методы, например критический, системный и другие виды анализа, обобщение, моделирование и т. д. Если же речь идет о практике, то нужны методы наблюдения, изучения продуктов деятельности и документации, эксперимент, различные виды анализа и т. д. Это есть эмпирические методы. Особо выделяются методы обработки полученных данных – конкретных фактов или статистических показателей. Поэтому выделяют методы качественного и количественного, то есть статистического анализа.

Этапы исследования определяют последовательность выполнения всего исследования. Так, могут быть этапы: 1) изучения теоретического материала; 2) изучения практики; 3) проведения эксперимента; 4) написание самой работы. Описание этапов обязательно сопровождается указанием календарного времени их выполнения. Они согласуются с контрольными точками исследовательской деятельности. Разработка тактики исследования, как видим, касается его процедурной стороны. Формируя эту часть научного аппарата, мы моделируем все исследование, направляя его на достижение уже поставленной цели. Определив объект, предмет, гипотезу, задачи, методы и этапы исследования, можно приступить к самому исследованию, выполняя его поэтапно и определенными методами.

Содержание и структура курсовой работы

Структура и содержание курсовой работы определяются характером избранной темы и зависят от целей и задач исследования. Сущность темы должна быть изложена четко и последовательно, каждый последующий раздел должен быть логическим продолжением предыдущего, вытекать из него и быть с ним взаимосвязанным. Общий объем работы должен составлять 35-45 страництекста, включая библиографию и приложения. Курсовая работа должна быть написана экономически грамотно и оформлена в соответствии с требованиями ГОСТа.

Курсовая работа включает в себя:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основную часть, состоящую из трех глав, каждая их которых должна иметь название, соответствующее теме курсовой работы;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

В содержании последовательно перечисляются заголовки разделов и подразделов курсовой работы, указываются номера страниц, с которых они начинаются. Образец содержания приведен в приложении А.

Во введении курсовой работы необходимо:

- обосновать актуальность выбранной темы;

- сформулировать цель курсовой работы и задачи исследования;

- охарактеризовать объект и базу исследования;

- указать методологическую основу для написания курсовой работы, т.е. назвать основные учебники, монографии, законодательные акты по выбранной теме;

- кратко описать структуру работы (дать аннотацию каждой главы).

Объем введения – 1,5 - 2 страницы текста.

В основной части работы решаются задачи исследования и раскрывается содержание заявленной темы. В ней выделяются три главы, каждая из которых включает 2-3 параграфа. Содержание основной части должно соответствовать поставленным во введении целям и задачам. Все части должны быть примерно одинаковыми по объему материала. В конце каждой главы делается логический переход к следующему разделу работы.

В первой (теоретической) главе рассматривается сущность проблемы в соответствии с существующими в отечественной и зарубежной экономической литературе точками зрения и обосновывается собственная позиция автора; определяются основные признаки и функции объекта исследования, проводится его классификация; характеризуется механизм взаимодействия и организация деятельности участников. Основные положения, изложенные в первой главе курсовой работы, должны стать базой для изучения и анализа фактических данных и практической деятельности организации, выбранной в качестве базы исследования.

Объем первой главы – 10-12 страниц.

Во второй (аналитической) главе обобщаются статистические и фактические данные, относящиеся к исследуемой проблеме; выявляются основные факторы, определяющие ее развитие, и основные закономерности, характеризующие изменение показателей в динамике; положительные и отрицательные проявления (последствия). Статистический материал для анализа должен быть представлен в динамике не менее, чем за 3 года по сопоставимым периодам, включая год сдачи курсовой работы. Анализируемый материал обязательно иллюстрируется таблицами, рисунками, схемами, диаграммами. Курсовая работа должна содержать 6-7 таблиц, 3-4 рисунка.

Объем второй главы – 10-12 страниц.

В третьей главе на основе проведенного анализа формулируются направления решения выявленных проблем и предлагаются рекомендации, направленные как на устранение отмеченных недостатков, так и на более полное использование положительных сторон деятельности организации (учреждения).

Главу 3 допустимо не подразделять на параграфы. Объем третьей главы – 5-7 страниц.

В заключенииприводятся основные выводы по всем трем главам (по 2-3 на каждый параграф), подтверждающие выполнение поставленных для исследования задач, отражающие полученные в курсовой работе результаты.

Объем заключения – 2-3 страницы.

Список использованных источников должен содержать перечень использованных при написании курсовой работы литературных источников с их полным описанием по требованиям стандартов. В него в обязательном порядке включаются источники, на которые есть ссылки в работе, а также другие материалы, которые использовались в процессе рассмотрения вопросов, заявленных в содержании работы. Образец оформления списка использованных источников приведен в приложении Б.

Список использованных источников должен включать 25-30 наименований.

В приложения выносятся объемные таблицы, расчеты, систематизированные первичные материалы, иллюстрационный материал, составляющий более двух страниц, и другие источники информации.

4. Порядок оформления пояснительной записки к курсовой работе

(в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 7.32-2001)

Общие требования

Курсовая работа должна быть выполнена на одной стороне листа белой бумаги формата А4 машинописным или компьютерным способом. Текстовой редактор – Micrisoft Word: тип шрифта – Times New Roman; размер шрифта – 14; межстрочный интервал – 1,5; цвет шрифта – черный.

Не допускается подчеркивание, выделение жирным шрифтом или курсивом, цветовое оформление заголовков, рисунков, предложений и отдельных слов, а также вложение листов в отдельные файлы.

В печатном тексте допускается вписывание отдельных слов, формул, знаков только черными чернилами или черной тушью.

Текст работы следует печатать, соблюдая красную строку (5 знаков слева от полей) и следующие размеры полей: левое, верхнее, нижнее – 20 мм, правое – 10 мм. Рамки, ограничивающие текст, не вычерчиваются.

Основной текст следует излагать научным языком, просто, сжато и логически последовательно. Следует избегать повторений, лишних слов, затрудняющих восприятие текста. На протяжении всей работы необходимо соблюдать единообразие терминов, обозначений, символов.

В тексте не допускаются сокращения слов. Исключение составляют:

- общепринятые сокращения, установленные правилами русской орфографии и пунктуации;

- сокращения, применяемые с цифровыми величинами;

- сокращения единиц измерения величин;

- сокращения в примечаниях и списке литературы, предусмотренные правилами библиографического описания.

Ссылки на использованные источники приводятся по тексту в квадратных скобках с указанием номера источника в списке литературы и номера страницы, например: [15, С.36].

В тексте следует избегать личных местоимений, заменяя их безличными формами (вместо «я считаю» следует писать «автор считает» или «считается»).

Если в тексте есть перечисления, перед каждым ставится дефис, либо строчная буква со скобкой. При этом предложение начинается со строчной буквы.

Например:

1-й вариант (при помощи дефиса)

Виды классификации рынка ценных бумаг:

- первичный;

- вторичный;

- традиционный;

- компьютеризированный.

2-ой вариант (при помощи букв)

Эмиссионные ценные бумаги:

а) акции;

б) облигации;

в) опционы эмитента.

При детализации списка используются цифры, после которых обязательно ставится скобка.

Например:

а) акции:

1) обыкновенные;

2) привилегированные;

б) облигации:

1) государственные;

2) корпоративные.

Страницы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами внизу по центру. Номер страницы не ставится на титульном листе и содержании, но они входят в общую нумерацию страниц так же, как и приложения. Иллюстрации по тексту работы, расположенные на отдельных листах, и страницы приложений нумеруются.

Оформление разделов работы

Структурными элементами (разделами) курсовой работы являются: содержание, введение, главы и параграфы, заключение, список использованных источников.

Нумеруются только разделы и подразделы основной части курсовой работы, т.е. главы и параграфы, арабскими цифрами без точки. Подразделы должны иметь нумерацию внутри каждого раздела – арабскими цифрами, разделенными точками. В конце номера раздела точка не ставится. В конце названия раздела точка тоже не ставится.

В тексте курсовой работы заголовки должны в точности повторять названия и нумерацию разделов и подразделов, указанных в содержании.

Заголовки глав и параграфов выполняются прописными (заглавными) буквами шрифта 14, без выделения жирным шрифтом. Перенос слов в заголовках не допускается. Точка в конце не ставится. Заголовки глав и параграфов следует начинать с красной строки. Название параграфа от названия главы и от основного текста должно быть отделено интервалом, равным 12-15 мм.

Каждую главу курсовой работы следует начинать с нового листа, а параграфы продолжать на заполненном листе с соблюдением указанного интервала. Не допускается оставлять заголовок параграфа внизу листа, если за ним не следует хотя бы одна строка текста.

Пример оформления заголовков глав и параграфов курсовой работы приведен в приложении В.

Использование и оформление иллюстраций

В курсовой работе следует применять наглядные средства подачи материалов – иллюстрации, к которым относятся графики, схемы, диаграммы, которые оформляются в виде рисунков. Рисунки располагаются в работе сразу под текстом, где они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Рисунки нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией по всей работе (рисунок 1, рисунок 2 и т.д.). На все рисунки в тексте делаются ссылки. При ссылке следует писать «……в соответствии с рисунком 1» или «см. рисунок 2».

Иллюстрации должны иметь название, помещаемое внизу под рисунком посередине строки. Все пояснения и обозначения на иллюстрации располагаются сразу под ней до названия рисунка. Пример оформления рисунка приведен в приложении Г.

Использование и оформление таблиц

Таблицы в тексте курсовой работы являются способом представления аналитического материала (цифрового и понятийного) в обобщенном и систематизированным виде.

Таблица располагается непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблица должна иметь заголовок, отражающий ее содержание. Название таблицы следует размещать над таблицей слева, без абзацного отступа, в одну строку с ее номером через тире, со ссылкой в квадратных скобках, если таблица взята из конкретного источника. Если таблица составлена автором или на основе нескольких источников, об этом следует упомянуть в тексте работы. В таблице допускается шрифт меньший, чем в основном тексте работы, но не менее 12.

Запрещается включать в таблицу графу «№ п/п», а также графу «Единицы измерения». Если все показатели таблицы выражены в одной единице измерения, то она указывается в заголовке. Если данные в таблице имеют различные единицы измерения, то они указываются в заголовках граф или строк.

Цифры в графах таблицы проставляются так, чтобы разряды чисел располагались один под другим. В одной графе должно соблюдаться одинаковое количество знаков после запятой.

Нумерация таблиц должна быть сквозная по всей работе.

При переносе таблицы на другую страницу ее название не повторяется, а пишется «Продолжение табл. 1» или «Окончание табл. 1» и повторяется шапка таблицы.

Пример оформления таблицы приведен в приложении Д.

Использование и оформление формул

Формулы в тексте следует выделять в отдельную строку, оставляя выше и ниже формулы не менее одной свободной строки. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены под формулой. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» (без двоеточия), каждый символ поясняется с новой строки. Элементы формулы поясняются в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

В тексте формула должна приводиться за фразой, имеющей к ней отношение. В обязательном порядке указывается источник или авторство формулы.

Формулы должны нумероваться сквозной по всей работе нумерацией арабскими цифрами в скобках справа по строке. Если использована одна формула, то она не нумеруется.

Например:

Показатель конечной доходности рассчитывается по формуле:

где dкон - конечная доходность облигации, %;

Дсов - совокупный процентный доход, руб.;

Р - величина дисконта по облигации, руб.;

Кр - курс стоимости облигации, по которой она была приобретена, руб.;

Т - число лет, в течение которых инвестор владел облигацией.

5. Порядок подготовки и защиты работы

Курсовая работа рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и может быть допущена к защите, если отвечает предъявляемым к ней требованиям. Они заключаются в следующем:

1. Содержание курсовой работы должно отражать самостоятельность мышления студента, его способность анализировать происходящие процессы, умение пользоваться научным аппаратом. Курсовые работы, сводящиеся к компиляции опубликованных текстов, являются недопустимыми.

2. При написании курсовой работы наряду с учебной литературой должны быть обязательно использованы произведения наиболее известных представителей отечественных и зарубежных научных школ, книги и статьи экономистов по теме исследования, современные документы органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

3. В работе необходимо использовать современные статистические данные, информацию из аналитических обзоров, периодической печати. Целесообразно применять при анализе данные первичной отчетности и фактические материалы предприятий, учреждений, органов исполнительной власти, а также результаты собственных исследований. Использованные в курсовой работе материалы должны свидетельствовать о том, что работа выполнена в текущем учебном году.

4. Курсовая работа содержательно должна соответствовать выбранной теме, с которой следует увязывать отступления в смежные области знаний. В работе необходимо раскрыть тему и все вопросы, предусмотренные планом. Необходимо избегать повторений, противоречий между отдельными положениями работы и приводимыми цифровыми данными.

5. Оформление курсовой работы необходимо производить с учетом приведенных ниже требований. Работы, не соответствующие требованиям кафедры, к защите не допускаются.

Выпускающая кафедра утверждает и ежегодно пересматривает тематику курсовых работ. Студенты имеют право самостоятельно выбрать тему из предложенных кафедрой и согласовать ее со своим научным руководителем. Примерная тематика курсовых работ приведена в приложении Е.

Курсовая работа должна быть сдана научному руководителю не позднее, чем за 2 недели до сессии с целью ее своевременного рецензирования и защиты. Студент, не защитивший курсовую работу, не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.

Курсовая работа аттестуется оценкой «отлично», если в работе выполнены следующие требования:

1) использована вся основная литература по теме, в том числе статистические издания и журнальные статьи;

2) составлен обзор литературы по теме и список литературы, использованной в работе; составлен план работы, имеется научный аппарат; изложение логично;

3) собран и проанализирован фактический материал, составлены (если необходимы по теме) и проанализированы таблицы, дана оценка статистических материалов;

4) изложены взгляды классиков и современных экономистов;

5) изложена авторская точка зрения на основе анализа фактического материала;

6) сформулированы обоснованные выводы по результатам проведенного исследования.

Курсовая работа оценивается на «хорошо» или «удовлетворительно» в тех случаях, когда отсутствуют или слабо разработаны отдельные из указанных пунктов.

Получив обратно свою курсовую работу с отзывом научного руководителя, студент начинает готовиться к ее защите.

Отзыв содержит предварительную оценку, которая может измениться в ту или иную сторону в зависимости от результатов защиты курсовой. При работе с отзывом студент особое внимание должен уделить анализу отмеченных недостатков, методическим советам преподавателя по их устранению, обратив внимание и на постраничные замечания рецензента.

Если текст курсовой работы является дословным переписыванием материала из источника, то за такую работу выставляется оценка «неудовлетворительно» и студент должен написать и представить другую курсовую работу, но уже на новую тему. Если в рецензии научным руководителем указано, что работу надо переделать, то работа выполняется заново. Она сдается для повторного рецензирования с первым экземпляром работы и рецензией научного руководителя. Во всех остальных случаях студент, если есть существенные замечания, дорабатывает, не расшивая работы, вкладывает дополнительные материалы и приходит на защиту.

Защита курсовой работы производится на кафедре по установленному графику. Для выступления студента дается, как правило, до 5-8 минут. Готовясь к защите, студент составляет конспект выступления, в котором кратко обосновывает актуальность своей работы, ее теоретическое и практическое значение, формулирует цели и задачи исследования, коротко излагает основное содержание работы, обращая внимание на наиболее важные ее аспекты, излагает выводы и предложения, вытекающие из исследования, подчеркивая то новое, что в нем содержится.

Процедура защиты также предполагает устную форму ответов студента на вопросы, задаваемые защищающему курсовую работу. По усмотрению научного руководителя процедура защиты курсовой работы может носить характер двустороннего взаимодействия (преподаватель – студент), а может быть и публичной: происходить в студенческой группе, возможно, в некоторых случаях, с привлечением других преподавателей кафедры.

Можно указать следующие наиболее общее вопросы, на которые могут быть заданы в процессе защиты курсовой работы:

1. Почему Вы выбрали эту тему для своего исследования? В чем заключается ее актуальность?

2. Как отражена в Вашем исследовании связь с актуальными проблемами экономики России?

3. Какие цели и задачи Вы ставили в своем научном исследовании? Что Вы хотели доказать? Что нового Вы узнали в изучаемом Вами дополнительном материале по сравнению с учебной литературой?

4. На каких основных источниках Вы основали написание своей курсовой работы? Что показалось Вам интересным в той или иной работе, что конкретно Вы использовали в своей курсовой работе? С кем из авторов Вы согласны по ряду дискуссионных вопросов, а с кем нет?

5. Какие выводы и предложения по своей теме исследования Вы сделали; каков основной итог Вашей работы?

Если студент хорошо подготовился к защите и дал исчерпывающие ответы на вопросы, учел замечания, содержащиеся в отзыве, а возможно, ответил и на дополнительные вопросы преподавателя, то окончательная оценка курсовой работы может быть повышена по сравнению с первоначальной (предварительной) оценкой рецензента, отраженной в отзыве. И наоборот, если в процессе защиты студент показал слабое знание рассматриваемых в курсовой работе вопросов или если он не ориентируется в собственной курсовой работе, то оценка может быть снижена вплоть до неудовлетворительной.

Положительная оценка записывается в зачетную книжку за подписью руководителя курсовой работы. После защиты курсовая работа остается на кафедре.

Студент, не представивший в срок курсовую работу или не защитивший ее по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.

Курсовые работы, имеющие теоретический и практический интерес, передаются на конкурсы студенческих научных работ, в студенческое научное общество, отмечаются приказом по факультету и могут быть использованы при написании дипломных работ.

6. Форма задания на курсовую работу

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

Кафедра «Финансы и кредит на морском транспорте»

Задание на курсовую работу (проект)

по дисциплине Деньги, кредит, банки

Тема:________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Исходные данные к работе (проекту): ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень подлежащих к разработке в работе вопросов: __________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень обязательного графического и другого иллюстративного материала: _________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список рекомендуемой литературы: _____________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата выдачи задания «___» __________ 20___ г.

Руководитель _______________/ __________________________/

(подпись) (Ф.И.О.)

Срок сдачи студентом законченной работы «___» ___________ 20___ г.

Исполнитель

студент(ка) группы ___________ ____________/______________________/

(индекс) (подпись) (Ф.И.О.)

Наши рекомендации