Фгбоу впо восточно-сибирская государственная акдемия культуры и искусств
МЕНЕДЖМЕНТ и МАРКЕТИНГ
(академический модуль)
Учебно-методическое пособие
для студентов всех форм обучения
Улан-Удэ
ФГБОУ ВПО ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ КУЛЬТУРЫ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРОДЮСИРОВАНИЯ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА
МЕНЕДЖМЕНТ и МАРКЕТИНГ
(академический модуль)
Учебно-методическое пособие
для студентов всех форм обучения
Улан-Удэ
Издательско-полиграфический комплекс
ФГБОУ ВПО ВСГАКИ
Утверждено
Редакционно-издательским Советом
ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия
культуры и искусств»
Рецензенты:
доктор экономических наук,
профессор ФГБОУ ВПО ВСГАКИ З. Б-Д.Дондоков,
кандидат экономических наук
доцент ФГБОУ ВПО ВСГАКИ И.Л. Тураева
Редько, Т.Л.
Менеджмент и маркетинг [Текст]: учебно- методическое пособие для студентов всех форм обучения, / Т.Л. Редько. – Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГБОУ ВПО ВСГАКИ, 2014. – 104с.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Менеджмент и маркетинг» содержит структуру и содержание учебного курса, семинарские и практические занятия, практические задания для самостоятельной работы студентов, тематику мультимедиа презентаций для подготовки к практическим занятиям, вопросы к зачету, список литературы и электронных ресурсов, ключевые понятия и термины.
Данное учебно-методическое пособие будет способствовать более глубокому изучению дисциплины «Менеджмент и маркетинг» студентами всех форм обучения и направлений Академии, а также специалистам, работающим в области менеджмента и маркетинга.
Редько Т.Л., 2014.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………….…………………………..……. 5
2. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ЗНАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ………… 6
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА…………………………………….…... .…9
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА …………………………………………………….….13
5. СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ……………………..18
6. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ………..48
6.1 Интерактивные задания для самостоятельной подготовки ……………..48
6.2. Мультимедиа презентации для подготовки к практическим занятиям……………………………………………………………………………71
7. ТЕКУЩИЙ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ………………………………….…………………..…..75
7.1. Текущий контроль знаний (в течение семестра) …………………….75
7.2. Промежуточный контроль знаний (зачет) ………………..……….….76
7.3. Критерии, показатели и формы оценки знаний студентов, освоения компетенций ………………………………………………………………78
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ………….….82
9. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ……………………………………..85
ПРЕДИСЛОВИЕ
Постановлением Ученого Совета ФГБОУ ВПО ВСГАКИ в сентябре 2012 года была принята новая модель организации учебного процесса, в соответствии с которой студенты всех направлений должны получить обязательных для всех уровень управленческой, экономической, технической и творческой компетентности. Модуль «Менеджмент и маркетинг» является частью новой модели организации учебного процесса и изучается всеми студентами Академии на 2 (3) курсе, в частности следующих направлений и специальностей:
· 033000.62 «Культурология»;
· 050100.62 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»;
· 070301.65 «Актерское искусство»;
· 071200.62 «Хореографическое искусство»;
· 071300.62 «Хореографическое исполнительство»;
· 071400.62 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»;
· 071500.62 «Народная художественная культура»;
· 071600.62 «Музыкальное искусство эстрады»;
· 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность»;
· 072300.62 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»;
· 072500.62 «Дизайн»;
· 072600.62 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»;
· 073100.62 «Музыкально-инструментальное искусство»;
· 073400.62 «Вокальное искусство»;
· 073500.62 «Дирижирование»;
· 073700.62 «Искусство народного пения»;
· 073900.62 «Теория и история искусств».
Учебно-методическое пособие призвано сформировать у студентов навыки решения прикладных задач, присущих управленческой и маркетинговой деятельности на предприятии с учетом основополагающих постулатов менеджмента и маркетинга, а именно: проводить анализ деятельности предприятия, внешней и внутренней среды, организационной структуры, сегментирование рынка и обосновывать выбор целевого сегмента в соответствии с маркетинговыми критериями; принимать управленческо-маркетинговые решения по проектированию и развитию предприятия; разрабатывать комплекс маркетинга предприятия; разрабатывать план-проект развития предприятия, услуги или товара; составлять бюджет проекта, маркетинга; оценивать конкурентное состояние предприятия и др.
Приведенные в настоящем учебно-методическом пособии задания прикладного характера, теоретические положения по наиболее актуальным темам, вопросы для обсуждения, задачи и творческие задания послужат средством освоения основных разделов дисциплины, сформируют у будущих специалистов целостное представление о роли менеджмента и маркетинга в эффективном функционировании предприятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
МОДУЛЬ 1 Основы менеджмента
Занятие (лекция/практика) №1Менеджмент: основные подходы к содержанию. Эволюция науки менеджмент. Сфера культуры и технологии менеджмента.
Основные подходы к понятию менеджмент. Объекты и предмет менеджмента. Этапы развития науки менеджмент. Особенности менеджмента в России и за рубежом. Методы менеджмента. Сфера культуры и менеджмент. Особенности менеджмента в сфере культуры.
Занятие (практика) №2Организация как объект управления. Внешняя и внутренняя среда организации. SWOT-анализ деятельности организации.
Организация как объект управления, хозяйствования. Признаки организации. Миссия, цели и задачи организации. Внутренние переменные организации. Микро- и макроокружение организации. Сильные и слабые стороны организации, возможности и угрозы (SWOT-анализ деятельности организации).
Занятие (лекция/практика) №3Функции менеджмента, их природа и состав. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Организационные отношения в системе менеджмента. Мотивация деятельности в менеджменте. Регулирование и контроль в системе менеджмента.
Функции менеджмента. Вида планов в сфере культуры. Этапы планирования деятельности. Культурные программы как метод управления. Система организационных взаимоотношений (горизонтальные и вертикальные отношения). Мотивация деятельности. Моральное и материальное стимулирование. Роль и значение учета, отчетности. Технология контроля
Занятие (практика) №4Процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений.
Понятие управленческого решения. Алгоритм принятия управленческого решения. Классификация управленческих решений. Требования к управленческим решениям. Этапы разработки, принятия и реализации управленческого решения.
Занятие (практика) №5Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников (фандрайзинг).
Фандрайзинг: понятие, природа и социальное значение. Разработка проектов и программ в социально-культурной сфере. Формы и методы фандрайзинга. Фандрайзинг как технология социального партнерства. Академический фандрайзинг.
Занятие (практика) №6Современные информационные технологии и менеджмент в социально-культурной сфере
Роль и значение информационных технологий в социально-культурной сфере. Интернет-ресурсы в социально-культурной сфере. Значение и роль собственного сайта для учреждения социально-культурной сферы. Проблемы использования современных технологий в сфере культуры.
Занятие (практика) №7Основы управления персоналом. Лидерство, стили руководства, власть, формы власти. Характеристика, качества и имидж менеджера.
Управление персоналом: концепция, направления, методы. Персонал учреждений культуры. Кадровая политика предприятия. Общие и универсальные требования к работникам сферы культуры. Содержание и методы подбора компетентного персонала. Работа с информацией о кандидатах. Требования к расстановке кадров. Принятие решения о найме и оформление соответствующих документов. Санкции. Система последовательных действий мер воздействий на персонал. Порядок подбора, подготовки и расстановки персонала. Необходимые действия при приёме работника на работу. Задачи службы управления персоналом при подборе кандидатов на вакантное место. Оценка персонала.
Требования к менеджеру в социально-культурной сфере.
Занятие (практика) №8Корпоративная культура как бренд-интегрированный менеджмент.
Понятие и сущность организационной культуры. Характеристика основных типов организационных культур. Корпоративная культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации и задающих общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Характеристика основных компонентов организационной культуры: информационный дизайн, архитектурный дизайн, оформительский дизайн, внешний облик сотрудников. Компоненты психологии управления, которые определяют организационную культуру и фирменный стиль. Бренд, брендинг. Бренд-интеграция менеджмента. Корпоративная культура как бренд-ресурс.
Занятие (лекция/практика) №9Управление конфликтом, стрессом и изменениями в организации.
Конфликт: понятие, причины, последствия. Виды и типы конфликтов. Управление конфликтом в организации. Управление стрессом в организации. Управление изменениями в организации.
Занятие (практика) №10Основы автопроектирования и селфменеджмента.
Личность как автопроект. Селфменеджмент как способ организации жизни личности. Особенности, специфика реализации творческой личности в современных условиях.
Модуль 2 Основы маркетинга
Занятие (лекция/практика) №11 Роль маркетинга в развитии организации. Цели и задачи маркетинга. Комплекс маркетинга. Стратегии маркетинга.
Маркетинг: понятие, цели и задачи. Комплекс маркетинга «4 P»: товар (Product), цена (Price), продвижение (Promotion), место (Place). Маркетинговые стратегии развития организации.
Занятие (лекция/практика) №12 Комплексное исследование рынка. Маркетинговые исследования и маркетинговая информация.
Методика анализа рыночного положения фирмы. Маркетинговые исследования: понятие, методы, этапы проведения. Роль и значение маркетинговой информации.
Занятие (лекция /практика) №13Сегментация рынка и выбор целевого сегмента. Позиционирование товара/услуги. Клиентская лояльность (клиенториентированный подход).
Признаки сегментирования рынка. Целевой сегмент. Позиционирование товара. Сущность клиенториентрованного подхода. Программа клиентской лояльности.
Занятие (лекция/практика) №14Товар (услуга) в маркетинговой деятельности. Свойства услуги. Формирование товарной политики. Конкурентоспособность товара/ услуги.
Товар (услуга) как объект продажи. Товарная политика. Свойства товара, услуги (несохраняемость, неосязаемость и др.). Источники товарных идей. Оценка конкурентоспособности товара, услуги.
Занятие (лекция/практика) №15 Ценовая политика организации. Рыночная стратегия развития организации
Цена как денежная форма стоимости товара. Маркетинговое пространство цены. Методы ценообразования. Ценовые стратегии.
Занятие (лекция /практика) №16 Формирование спроса и стимулирование сбыта товара/услуги. Брендинг, PR и реклама в социально-культурной сфере.
Спрос и методы стимулирования сбыта. Каналы сбыта. Маркетинговые коммуникации: реклама, связь с общественностью, личная продажа и пропаганда. Бренд, брендинг и управление брендом ( особенности в социально-культурной сфере.
МОДУЛЬ 1 Основы менеджмента
Занятие №1Менеджмент: основные подходы к содержанию. Эволюция науки менеджмент. Сфера культуры и технологии менеджмента.
Цель занятия: Изучить основные подходы к понятию менеджмент, объекты и предмет менеджмента, этапы развития науки менеджмент..
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:
1. Сущность менеджмента как процесса и науки.
2. Элементы системы менеджмента. Составные части менеджмента.
3. Социально-экономические функции и цели менеджмента.
4. Эволюция производства и концепций управления.
Контрольные вопросы:
1. Какие знаете формы государственного регулирования в сфере культуры и возможные роли государства в управлении сферой культуры.
2. Международные акты и отечественное законодательство по культуре. Органы государственного управления сферой культуры.
3. Негосударственная поддержка социально-культурной сферы. Спонсорство, благотворительность, патронаж. Цели и формы спонсорства. Благотворительность: проблемы и организация. Некоммерческие организации, фонды.
Творческо-практические задания.
1. Составить структуру социально-культурной сферы. Обосновать схему.
2. Сформировать таблицу государственных уровней управления в сфере культуры и искусства (Российской федерации, Республики Бурятия);
3. Составить перечень основных нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность в сфере культуры и искусства;
4. Заполните следующую таблицу, изложив в ней различные школы и направления в менеджменте, в хронологической последовательности:
№ п/п | Школа или направление в менеджменте | Годы возникновения | Основные представители | Основные достижения | Основные недостатки | Степень использования научных достижений прошлых лет в современных условиях |
Классическая школа | Ф.Тейлор, Х.Эмерсон, Г.Форд и др. | 1. Внедрение НОТ 2. Разработка принципов управления. 3. Создание цехового управления 4. Возникновение института мастеров | Слабо учитывался человеческий фактор | Используется НОТ, принципы управления | ||
… | … | … | … | … | … | … |
5. В хронологической последовательности отразите развитие управления в России, используя следующую таблицу (начальный период реформ – 1917 г.).
№ п/п | Определение периода | Содержание реформы | Основные представители реформ | Основные достижения в управлении | Слабые стороны реформ | Наследие прошлого в настоящем |
1. | ||||||
… | … |
6. Систематизировать знания в области различных моделей менеджмента и оформить материал в виде следующей таблицы:
Область управленческих решений | Российская модель менеджмента | Японская модель менеджмента | Европейская модель менеджмента | Американская модель менеджмента | |
Способы принятие управленческих решения | |||||
Продвижение по служебной лестнице | |||||
Организация контроля | |||||
… | … |
7. Выполнить задания из раздела «Самостоятельная работа студентов», тема №1
Занятие №2Организация как объект управления. Внешняя и внутренняя среда организации. SWOT-анализ деятельности организации
Цель занятия: Изучить организация как объект управления, признаки организации, миссию, цели и задачи организации.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:
1. Организация: понятие, признаки.
2. Классификации организаций (как объекта деятельности, хозяйствования);
3. Классификации организационных структур: недостатки и преимущества.
4. Структура SWOT-анализ деятельности организации
5. Основные нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность организации.
Творческо-практические задания.
1. Выполнить практическую работу «Организация как объект управления» ( см. раздел «Самостоятельная работа студентов, тема №2)
2. Сформулируйте миссию следующих организаций различных направлений деятельности и оформите задание в виде следующей таблицы:
- организация в сфере культуры и искусств;
- организация в сфере образования;
- организация в сфере здравоохранения;
- организация в сфере туризма и гостеприимства;
- организация в сфере физической культуры и спорта и др. органиазции социально-культурной сферы.
№ п/п | Организация | Миссия организации |
Организация в сфере культуры и искусств | ||
… | … | … |
3. Используя следующую таблицу, укажите основные этапы развития организации и их отличительные особенности по ряду признаков.
№ п/п | Этап в развитии организации | Основные цели | Основные задачи | Стиль руководства (преобладающий) | Количественный состав работников | Способы мотивации |
Рождение организации | ||||||
… | … |
4. Используя знания различных признаков, по которым классифицируются организации, указать различные виды организаций.
№ п/п | Признак | Вид организации |
По виду собственности | 1. Частные организации 2. Государственные организации | |
… | … | … |
5. Укажите основные отличительные особенности различных групп в организации, заполните таблицу.
№ п/п | Наименование групп | Отличительные особенности групп |
Формальные группы | и т.д. | |
Неформальные группы | и т.д. |
Занятие №3Функции менеджмента, их природа и состав. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Организационные отношения в системе менеджмента. Мотивация деятельности в менеджменте. Регулирование и контроль в системе менеджмента.
Цель занятия: Изучить функции менеджмента, виды планов в сфере культуры. Мотивацию деятельности, моральное и материальное стимулирование, роль и значение учета, отчетности, технологию контроля
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:
1. Виды планов в сфере культуры.
2. Методы планирования деятельности.
3. Организация деятельности предприятия.
4. Материально и моральное стимулирование.
5. Планирование материального и финансового обеспечения.
6. Текущий учет. Статистический учет. Творческий отчет.
7. Средства и формы контроля.
Творческо-практические задания.
1. Раскройте содержание общих функций менеджмента в процессе оптовой закупки товаров, используя следующую таблицу.
№ п/п | Общая функция | Конкретная работа (частные функции) |
Планирование | 1.1 1.2 1.3 и т.д. | |
Организация | 1.1 1.2 1.3 и т.д. | |
Координация | 1.1 1.2 1.3 и т.д. | |
Мотивация | 1.1 1.2 1.3 и т.д. | |
Контроль | 1.1 1.2 1.3 и т.д. |
2. В работе менеджера особую роль играет рациональность мышления. Диалектику мыслительного процесса современного российского менеджера можно охарактеризовать следующими чертами:
· панорамность мышления (системность, широта, комплексность) и профессиональная предметность (знание деталей и тонкостей управления);
· умение понимать, принимать и использовать точки зрения, позиции, мнения, противоположные собственным, и одновременно проводить свою принципиальную линию;
· противодействие неделовому нажиму сверху без попадания в оппозицию к руководству;
· умение не соглашаться с мнением руководства, сохраняя при этом хорошие отношения с ним;
· склонность к восприятию новых идей и их реализации, способность отличить их от прожектерства;
· способность рисковать (принимать решения, действовать без уверенности в позитивности последствий этих решений и действий), избегать опасных для бизнеса ошибок;
· предельная тактичность и вежливость в обращении с людьми и жесткая требовательность к любым отклонениям от установленных правил работы;
· демократичность, позволяющая не сковывать своим авторитетом идеи и действия подчиненных людей, и одновременно твердость в проведении линии на укрепление дисциплины, без которой высокорезультативная работа невозможна.
Современный менеджер должен уметь ориентироваться в различных условиях, чтобы соответствовать требованиям ситуации в процессе управления.
Постановка задачи
1. Согласны ли Вы с положениями, изложенными выше, или у Вас имеются аргументированные возражения по отдельным позициям? В последнем случае подготовьте систему доказательств выдвигаемых Вами положений.
2. Чем отличается от идеала Ваша собственная организация мышления? Какие в ней особенности? Какие черты современного мышления менеджера Вы считаете необходимым активно в себе развивать?
Занятие №4Процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений.
Цель занятия:изучить сущностьуправленческого решения, алгоритм принятия управленческого решения. Классификация управленческих решений. Требования к управленческим решениям. Этапы разработки, принятия и реализации управленческого решения в стандартных/нестандартных ситуациях.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:
1. Управленческое решение как результат труда руководителя/ менеджера.
2. Роль информации для принятии оптимального, эффективного управленческого решения.
3. Алгоритм принятия управленческого решения (рассмотреть на конкретном примере).
4. Стандартные и нестандартные управленческие ситуации (рассмотреть на конкретном примере).
5. Придумайте и опишите проблемную ситуацию, в которой требуется принятие взвешенного, обоснованного управленческого решения. В описании ситуации должны присутствовать: ситуация, проблема, ограничения, а также конкретные цифры (значения, параметры, данные).
Творческо-практические задания.
Деловая ситуация (кейс) №1
Предприятие «Д» издает газеты. Цены на бумагу и красители к началу очередной подписной кампании выросли в 2—3 раза. Если значительно повысить цену на газеты, то подписчики или переключатся на другие издания, или сократят подписку на любые газеты вообще.
Анализ цели. Предприятие «Д» находится в тяжелом положении. Лучший выход — добиться, чтобы повышение оптовых цен на сырье как можно меньше отразилось на потребителях.
Постановка задачи.
Сформулируйте цель в данной ситуации.
Деловая ситуация (кейс) №2
В перерыве проблемного совещания руководители частной фирмы обсуждают проблему слабого использования моделей на практике.
Руководитель фирмы считает, что основная причина связана с тем, что работники не знают, как применить результаты моделирования и боятся этот метод применять (это страх пользователей).
Главный инженер видит основную причину в другом: «Неизвестны положительные результаты внедрения подобных моделей, и поэтому велико сопротивление персонала».
Главный бухгалтер фирмы находит другое объяснение: «Моделирование очень дорого, иногда дороже реального процесса, и в экономическом плане они (модели) себя не оправдывают».
Постановка задачи
1. Как вы оцениваете практику применения моделей в управлении?
2. Аргументы кого из спорящих кажутся вам более убедительными?
Деловая ситуация (кейс) №3
Вице-президент компании по маркетингу считает: «Каждый менеджер должен действовать рационально, принимая то или иное решение. Известно из теории, что хороший менеджер должен быть прав в большей части принятых им решений. Но для нашего подразделении этого недостаточно. Я могу признать только единичную, случайно допущенную менеджером ошибку и то, если она была за пределами его полномочий. Я никогда не пойму менеджера, если он действует нерационально».
Менеджер по рекламе поддержал: «Я согласен полностью с идеей и логикой вашего объяснения. Однако что же такое действовать рационально, в чем это умение заключается?»
Постановка задачи.
1. Что, по вашему мнению, включается в понятие «принятие рационального решения?
2. Прав ли в своих высказываниях вице-президент компании по маркетингу? Если нет, то в чем не прав?
3. Что можно предложить менеджеру по рекламе, если он недостаточно рационален в своих решениях?
Деловая ситуация (кейс) №4
При проведении опроса руководителей о стилях принятия решений были высказаны четыре основных мнения:
Некоторые решения я готовлю с привлечением высших руководителей управленческой команды, но большинство единолично и всю ответственность принимаю на себя.
Проблема рассматривается коллективно: всеми на всех уровнях иерархии управления, предложения идут по вертикали снизу вверх.
Решение принимается на общем собрании трудового коллектива, и коллектив несет ответственность за его результаты.
Любое решение готовим групповым методом — целевой рабочей группой или методом «мозговой атаки». Ответственность за решение лежит на всей группе.
У меня нет определенного стиля выработки и принятия решений. Мой стиль можно назвать смешанным: в зависимости от сложности и специфичности проблемы применяю либо единоличный, либо коллективный, а чаще групповой.
Постановка задачи
1. Какой стиль принятия решений вам импонирует в большей степени?
2. Какой стиль принятия решений наиболее адекватен современному этапу развития рыночных отношений и более эффективен?
3. Какие из перечисленных выше стилей принятия решений более свойственны следующим странам: США, Скандинавии, Японии, Англии, России?
Занятие №5Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников (фандрейзинг).
Цель занятия:Изучить технологию привлечения и аккумулирования финансовых средств из различных источников, организационное, информационное и техническое обеспечение фандрейзинга.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:
1. Формы и методы фандрейзинга.
2. Фандрейзинг как технология социального партнерства.
3. Академический фандрейзинг.
4. Виды и размеры возможных субсидий.
5. Контакты с потенциальными спонсорами.
6. Специальные мероприятия в фандрейзинге.
7. Фандрейзинг по почте и телефону.
8. Анализ эффективности фандрейзинговой кампании.
Творческо-практические задания.
1. Составить письмо-обращение к потенциальному спонсору (см. Раздел «Самостоятельная работа студента», тема 5)
Занятие №6Современные информационные технологии и менеджмент в социально-культурной сфере
Цель занятия: изучить современные концепции информационных технологий и их влияние на эффективность деятельности организации в современных условиях.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:
1. Функциональное назначение и направления использования ресурсов Интернета в менеджменте и маркетинге организации.
2. Продвижение организации, услуги и товарной марки на основе web-сервера.
3. Инновационные мультимедийные технологии и концепции интернет-менеджмента/маркетинга.
4. Региональные Интернет-ресурсы сферы культуры и искусствва.
5. Интернет-исследования в менеджменте/маркетинге
Контрольные вопросы
1.Перечислите и кратко охарактеризуйте основные направления применения Интернета в системе менеджмента и маркетинга на предприятии.
2.Приведите основные инструменты маркетинговых коммуникаций в Интернете и дайте их характеристику.
3.Дайте определение интернет-бренда и опишите границы его применимости.
4.В чем суть мобильного маркетинга. Приведите минимум пять примеров и обоснуйте.
5.Перечислите основные инструменты проведения маркетинговых исследований в Интернете. В чем отличие онлайн инструментов от офлайн?
6.Каковы основные задачи маркетинговой информационной системы. Перечислите основные компоненты.
Творческо-практические задания
1.Приведите характеристику сайтов ряда организаций социально-культурной сферы, оцените их наполнение, эффективность и др. Обоснуйте.
2. Проведите мониторинг социальных сетей, где эффективно применяется реклама и др. маркетинговые технологии. Обоснуйте. Составьте электронную презентацию
3. Проведите мониторинг наиболее эффективного электронного бизнеса. Обоснуйте.
Занятие №7Основы управления персоналом. Лидерство, стили руководства, власть, формы власти. Характеристика, качества и имидж менеджера.
Цель занятия: изучить систему, технологию работы с персоналом. Персонал как объект управления (структуру, движение). Стили руководства. Формы власти. Качественная характеристика менеджера, требования к менеджеру в социально-культурной сфере.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:
1. Управление персоналом: концепция, система и технология.
2. Подсистемы управления персоналом.
3. Персонал как объект управления.
4. Методы управления персоналом.
5. Стили руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Теория “X” и «Y» по Мак Грегору.
6. Власть и формы власти.
7. Имидж руководителя.
Творческо-практические задания.
1. Проанализировать объявления о приеме на работу. Придумать фирму, организацию, обозначить вакантные должности, составить объявления по данным вакансиям.
2. Составить резюме.
3. Разработать анкеты и вопросы для собеседования для ролевой игры «Прием на работу».
4. Спроектировать на бумаге оптимальный интерьер кабинета руководителя и рабочего места секретаря. Как оптимально разместить в учреждении функциональные подразделения и общественные организации.
5. Проведите оценку (ранжирование) нижеприведенных критериев (либо предложенных Вами) с учетом целей предприятия и сформулированных Вами ранее требований по каждой должности.
Критерии оценки работника при комплектовании кадров:
· Соответствие требуемому профессиональному уровню.
· Умение работать в группе (степень коллективизма).
· Терпимость.
· Уровень карьерной лестницы, которого хочет достигнуть работник.
· Упорство.
· Стремление к успеху.
· Трудолюбие.
· Соответствие требуемому социально-культурному уровню.
· Инициативность.
· Коммуникабельность.
· Умение вникнуть в задачу.
· Творческий подход к решению задач.
· Физическое состояние.
· Психическое здоровье.
· Оптимизм.
· Приверженность фирме.
· Умение использовать демократические способы убеждения.
· Предпринимательский подход к решению задач.
· Управляемость.
· Степень влияния личной жизни на работу.
Занятие №8Корпоративная культура как бренд-интегрированный менеджмент.
Цель занятия:Изучитьсущность корпоративной культуры: понятие, элементы, функции, ценности; корпоративную культуру как имидж, бренд-ресурс организации.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:
1. Сущность, специфика и типология корпоративной культуры современных компаний.
2. Функции корпоративной культуры во внешней среде.
3. Функции корпоративной культуры во внутренней среде.
4. Содержание корпоративной культуры: структурные уровни, функциональные компоненты и обобщенные индикаторы.
5. Бренд. Брендинг.
6. Имидж как обобщенный индикатор корпоративной культуры: формирование и исследование восприятия имиджа.
7. Деловой этикет как специфическая форма разрешения проблемных деловых ситуаций.
Творческо-практические задания.
1. Проанализировать уровень развития корпоративной культуры организации (организацию социально-культурной сферы): ценностно-нормативные установки, символы организации, традиции и ритуалы и другие аспекты культуры.
2. Спроектируйте рекомендации по улучшению состояния корпоративной культуры организации, разработайте элементы её имиджа, бренд.
Занятие №9Управление конфликтом, стрессом и изменениями в организации.
Цель занятия: Изучить сущность конфликта, его причины и последствия; методы управление конфликтом в организации; управления стрессом и изменениями в организации
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:
1. Конфликт, сущность и источники. Диагностика конфликта. Фазы развития.
2. Стратегия поведения в конфликте. Пути и этапы разрешения конфликтов.
3. Психофизиология стресса. Последствия стресса.
4. Изменения в организации, методы управления изменениями в организации.
Контрольные вопросы:
1. Объясните, почему вступают в противоречие роли владельца, предпринимателя и руководителя?
2. Каким образом можно прогнозировать исход конфликта?
3. Назовите «золотое» правило разрешения любого конфликта.
Творческо-практические задания.
- Выполнение практических заданий
Задание 1.
Проанализировать мотивационный конфликт (хочу-хочу) на примере взаимоотношений в организации.
Задание 2.
Проанализировать ролевой конфликт (надо – надо) на примере взаимоотношений «коллега- коллега», «руководитель-подчиненный».
Задание 3.
Проанализировать конфликт нереализованного желания (надо – могу) и конфликт неадекватной самооценки (могу-могу) на примере «молодой специалист – работодатель», «профессионал – руководитель».
Задание 4.
Проанализировать адаптационный конфликт (надо – могу) на примере «молодой специалист – профессионал», «новый руководитель – коллектив».
Задание 5.
Пассивная и активная форма защиты от манипулятивного воздействия. Привести примеры ситуаций применения каждой из форм защиты от манипулятивного воздействия.
- Оцените свое пов